Мода на кроссоверы не только не ослабевает, но и с каждым годом охватывает все новые континенты. Сегодня подобные авто производят даже те компании, которые никогда прежде не выпускали машины, способные покидать накатанные дороги. Например, чешская Skoda в 2009 году не только представила новый паркетник Yeti, но и модернизировала своего внедорожного первенца — Octavia Scout
Вроде бы недавно, в начале 2007-го, мне посчастливилось участвовать в тестдрайве нового универсала повышенной проходимости, построенного на базе полноприводной Skoda Octavia. Тогда машина очень понравилась. Понравилась, даже несмотря на некоторые уязвимые места в ее конструкции. Может быть, поэтому я щепетильно отнесся к известию о том, что в этом году Scout, вслед за всей линейкой модельного ряда Skoda Octavia, подвергли плановой модернизации. Ощущение такое, будто встречаешь хорошего друга, с которым не виделся несколько лет. А как он живет? А не испортился ли за это время его характер? Насколько потрепала жизнь, и в чем это сегодня выражается — может, он уже так взлетел, что общаться будет только с высоты своего полета или, наоборот, обиженный на весь белый свет, захочет вылить всю горечь в твою жилетку. Да и, наконец, сколько осталось в нем того, что нас связывало, — общих интересов, способности понимать друг друга с полуслова…
Встречаем по одежке...
В общем, получая автомобиль на тест, я, что случается в таких случаях очень редко, немного волновался. А вдруг эти ребята из чешского КБ в угоду последним веяниям моды привили машине те черты, которые мне уже совсем не по духу, или, пытаясь идеализировать продукт под определенный круг потребителей, швырнули его в напыщенногламурную либо, наоборот, кондовоплебейскую нишу? Ведь, согласитесь, сегодня таких примеров достаточно много. Но, вглядываясь в облик модернизированной Octavia Scout, новые и в то же время такие знакомые черты потихонечку начали развеивать мои первые страхи.
В первую очередь порадовало, что внешность автомобиля сохранила сбалансированность, а новое выражение лица лишь добавило элегантности в общую излучаемую уверенность в себе архитектуру. Да с такими формами мы можем появиться где угодно и, пожалуй, всюду будем приняты, как свои. Неважно, где парковка — перед супермодным бутиком в одном ряду с вылизанными до неприличия машинами премиум-брендов или в базовом лагере, рядом с покрытыми толстым слоем грязи брутальными вездеходами. В общем, выглядит мой старый знакомый на все сто, а что у нас с внутренним содержанием? Откровенно говоря, к оформлению интерьера у дорестайлинговой модели у меня серьезных претензий не было, и необходимости чтолибо там менять я не видел. Отличного качества материалы, выверенная с немецкой (платформа-то от Golf) точностью эргономика, пусть неброская, но очень лаконичная приборная панель. А как сейчас? Открываю дверь и… фу, пронесло. Все та же уютная атмосфера, преобладание мягких и приятных взгляду пластиков отделки, в меру разбавленных накладками под полированный алюминий. И даже поручень на торпедо перед передним пассажиром сохранен.
Вроде бы все так же и в то же время даже немного лучше. Слегка измененный дизайн центральной консоли, несколько дополнительных штрихов в комбинации приборов, иная ступица руля, и пожалуйста — ощущение того, что находишься внутри автомобиля чуть ли не премиум-сегмента.
Единственное, в чем можно упрекнуть производителя, — отсутствие разнообразия. Как и ранее, в России Scout представлен только в одной комплектации, а в ней все регулировки водительского кресла механические. Правда, лично меня это нисколько не напрягает, тем более благодаря достаточно широкому их набору устроиться здесь с большим удобством труда не составляет. Но менталитет россиян никуда не денешь, а иногда одного такого минуса более чем достаточно, чтобы снять с повестки дня вопрос о приобретении той или иной машины.
Коллективизация
Оценивая внутреннее содержание старого друга, не стоит забывать и о его отношении к моим близким. Отрадно, что здесь никаких изменений — второй ряд сидений все так же весьма дружелюбен к двум своим обитателям, а при необходимости будет лоялен и к третьему, правда, легкий дискомфорт при его появлении почувствует весь коллектив.
И, конечно, обязательно стоит отметить, что после модернизации ничуть не пострадало то свойство, за которое потребитель так обожает универсалы, — грузовместимость. Объем багажного отделения в 580 л даже при наличии пяти человек на борту способен принять все необходимое снаряжение для организации комфортного отдыха на природе. Ну а если предстоит поработать грузовичком, то и здесь Octavia Scout в грязь лицом не ударит — 1620 л при сложенных сиденьях второго ряда! Как-то даже неловко при таких раскладах вспоминать, что по легковой классификации автомобиль относится к гольф-классу.
Впрочем, что мы все о старом да о старом — ведь нового в машине тоже достаточно. Начать хотя бы с силового агрегата: тот, что присутствовал ранее, — бензиновый двухлитровый атмосферник с непосредственным впрыском и мощностью 150 л.с. — уступил свое место мотору нового поколения — 1.8 TSI. Тоже бензиновый, тоже с непосредственным впрыском, но уже оснащенный турбонаддувом агрегат выдает в европейской версии 160 л.с. Почему я сделал акцент на Европе? Да потому, что в России после калужской обработки заявленная мощность агрегата — 152 л.с. Правда, дефорсированная модификация ничуть не потеряла в крутящем моменте — его максимум составляет те же 250 Нм, а вот полку этого максимума немного укоротили. Если в Старом Свете она располагалась в диапазоне 1500 — 4500 об/мин, то у нас — 1500 — 4200. Кстати, максимум мощности тоже немного сместили. Ее пик за бугром достигается при 4500 об/мин, а в России — при 4300.
Однако не удержусь и все-таки брошу один кирпичик в огород маркетологов фирмы. Где дизель, ребята?! Люди пытаются экономить, сейчас к дизелям всплеск интереса, а ваш прекрасный 140-сильный агрегат, как и ранее, доступен только обитателям зажиточной Европы!
Но хватит о грустном, тем более что даже короткая поездка за рулем Skoda Octavia Scout способна обеспечить положительными эмоциями на достаточно долгое время. Как я и ожидал, характер у моторчика оказался весьма приятным. Эластичный, тяговитый, взрывной, когда необходимо. В общем, управлять тягой на трассе — одно удовольствие. Двигатель не против и движения внатяг, почти на холостых оборотах, что в московских пробках — весомый плюс. При этом в любой момент он готов обеспечить машине ускорение, позволяющее моментально оставлять за кормой почти всякого любителя светофорных гонок.
Порадовал и механизм переключения передач шестиступенчатой механики. Его избирательность, равно как и чувство фиксации передачи и легкость включения за все время общения с автомобилем, ни разу не позволили пожалеть об отсутствии в комплектациях Octavia Scout автоматической трансмиссии. Впрочем, и на предшественнике этот механизм ничуть не напрягал, а на современной версии процесс смены передач даже стал, если так можно сказать, чуточку вкуснее.
А вот сцепление, как и на всех автомобилях концерна VW, сохранило свой маленький грешок — излишне длинный ход педали включения. Но, к чести фирмы, ее информативность на достаточно высоком уровне, да и работа педалью не требует значительных усилий.
Не надо грязи!
Честно говоря, получив в свои руки Skoda Octavia Scout, как и положено журналисту внедорожного издания, я вместе с ней собирался броситься во все тяжкие, покинув твердые покрытия. И, выбираясь из города, уже мысленно включил в свой маршрут несколько раз прокатанную грунтовку с не очень сложным, но весьма разнообразным рельефом. Но, да простит меня начальство, попав на загородную трассу, в изобилии напичканную поворотами разной сложности, я попросту пропустил нужный съезд. Помните, как в компании старого друга, с которым давно не виделся, за рюмочкой чая да за душевными разговорами незаметно улетают часы и минуты? Точно так же мой асфальтовый диалог со Scout самым незаметным образом скрадывал пройденные километры.
Кто-то сказал, что хороший товарищ есть дополнение тебя, так вот, к этому автомобилю, по крайней мере на твердой дороге, такое определение подходит как нельзя лучше. Точный, весьма отзывчивый руль позволяет ощущать происходящее под управляемыми колесами чуть ли не кончиками пальцев. При прописке каждой дуги поворота намеченной траектории автомобиль следует, словно угадывая твои мысли, а не повинуясь углу отклонения руля. И при этом никакой нервозности или излишней информации на руле. И самое главное, в отличие от большинства современных кроссоверов здесь не возникает чувство отстраненности от процесса или, что тоже нередко встречается на автомобилях псевдоспортивных марок, усталости от постоянного контроля. Вот так, проводя время за легким и непринужденным общением, мы всетаки добрались до самой главной части испытаний. Впрочем, ожидать серьезных внедорожных подвигов от подобных машин было бы по-детски наивно. Вот и Scout, продемонстрировав неплохую энергоемкость подвески на ровном укатанном грунте и преодолев пару несложных канавок, очень быстро показал свой предел. Причем камнем преткновения стала не система полного привода — с новой муфтой Haldex четвертого поколения подача крутящего момента на колеса задней оси осуществляется практически мгновенно. И даже не геометрия — несмотря на принадлежность к почти легковому клану, по этим параметрам машина превосходит некоторые паркетники. А вот ущербный по отношению к большинству современных кроссоверов набор вспомогательной электроники вкупе с относительно короткими ходами подвески сыграл злую шутку уже при первом диагональном вывешивании. Задрав одно из задних колес и потеряв инерцию поступательного движения, противобуксовочная система отказалась притормаживать вывешенное колесо. То есть она работает, но только при наличии хоть какой-то положительной скорости. Впрочем, после небольшой раскачки выехала Octavia Scout из этой ситуации своим ходом.
Ну что же, пора делать выводы: штурмовать серьезные внедорожные препятствия на этом автомобиле явно не стоит, а вот раскисший или заснеженный проселок она покорит практически без труда — главное, чтобы серьезных перегибов рельефа на вашем пути не встретилось. Зато в городе или на трассе общение с автомобилем, как и с искренним другом, способно доставить истинное наслаждение. Осталось только сказать, сколько стоит эта дружба, — 1 159 100 руб. А еще принято считать, что дружба не продается…
Тяговооруженность
Единственный мотор, доступный для Octavia Scout на российском рынке, даже в дефорсированном варианте отличается отменной прие мистостью, удобной характеристикой крутящего момента и, что тоже немаловажно, довольно скромным аппетитом.
Комфорт
Эргономика водительского места, выверенная с немецкой тщательностью, находится на достаточно высоком уровне. Очень объемный грузовой отсек предоставляет широкие возможности для размещения багажа. К минусам можно отнести не самый просторный второй ряд сидений с отсутствием каких-либо регулировок.
Поведение на дороге
Асфальт — основная среда обитания Skoda Octavia Scout. Весьма точное, информативное и в меру острое рулевое управление позволяет не только наслаждаться процессом управления на коротких дистанциях, но и без усталости преодолевать достаточно длинные расстояния.
Поведение вне дороги
Внедорожные способности Scout заметно ограничены малыми ходами подвесок, отсутствием вспомогательной электроники и умеренными геометрическими показателями.
В итоге
Skoda Octavia Scout — автомобиль для тех, кто ценит хорошую управляемость на асфальте в сочетании с неплохими грузовыми способностями и при этом иногда покидает твердые покрытия.
Технические характеристики | |
---|---|
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Масса снаряженная/полная, кг | 1545/2145 |
Длина/ширина/высота, мм | 4584/1784/1533 |
Колесная база, мм | 2578 |
Колея спереди/сзади, мм | 1531/1500 |
Дорожный просвет, мм | 179 |
Шины спереди/сзади | 225/50 R17 (25,8’’)* |
Объем багажника, л | 580–1620 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип, кол. и расп. цилиндров | Бенз. с турбонад., R4 |
Рабочий объем, см3 | 1798 |
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин | при 4300–6200 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 250/1500–4200 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Коробка передач | Механическая |
Передаточные числа: | |
I | 3,769 |
II | 2,087 |
III | 1,469 |
IV | 1,098 |
V | 1,108 |
VI | 0,927 |
Задний ход | 4,549 |
Главная передача | I – IV, VI – 3,944; V – 3,087 |
Тип полного привода | Постоянный |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Подвеска передняя/задняя | Независ., пружинная |
Торм. механизмы спереди/сзади | Диск. вент./диск. |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Максимальная скорость, км/ч | 219 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,1 |
Расход топлива город/трасса, л/100 км | 10,2/6,4 |
Топливо/емкость топл. бака, л | Аи-95/60 |
Цена, руб. | 1 159 100 |
Audi A4 аllroad
Привилегированный собрат Scout по концерну имеет в своей основе автомобиль более высокого класса. Как и положено авто премиум-сегмента, отличается богатой комплектацией и лучшими условиями для размещения задних пассажиров. При этом немного уступает Skoda по объему багажника. В России на данный момент доступна версия только с двухлитровым турбомотором.
Subaru Forester
Точно так же, как и Octavia Scout, построен на платформе полноприводного легкового автомобиля. Но в отличие от нее предлагает российскому потребителю несколько вариантов силовых агрегатов, в трансмиссии которых предусмотрен понижающий ряд. При почти равных возможностях на асфальте отличается немного лучшей проходимостью.
Seat Altea Freetrack
Испанские коллеги по концерну при создании своего кроссовера на полноприводной платформе VW Golf пошли несколько другим путем, привив задатки «проходимца» минивэну. Выигрывает как в удобстве размещения пассажиров, так и в грузовых возможностях. А вот его поведение вне дорог заметно не дотягивает до уровня одноплатформенной Skoda Octavia Scout.
текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Артем НИКИФОРОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.