Простой предмет

Что такое клюзы, и для чего они нужны

Лебедочный клюз в сознании джиперов занимает одно из последних мест. Вот колеса, лебедка, хай-джек — это важно, а какой-то там клюз… Не все ли равно, какой поставить? Между тем с клюза и начинается внедорожник, причем в прямом смысле — как правило, это самая выступающая вперед деталь подготовленного к покорению грязи автомобиля! Попробуем разобраться, как его выбирать

На первых автомобильных лебедках со стальным тросом исторически использовались как роликовые направляющие, так и щели в массивных бамперах, ставшие первыми прообразами лебедочных клюзов. Со временем большинство производителей электрических и гидравлических лебедок, оснащенных стальными тросами, для своей продукции в качестве направляющих стали применять ролики. Однако нельзя забывать, что некоторые американские производители, в частности, WARN и Mile Maker, и по сей день часть своей продукции комплектуют чугунными клюзами, через которые проходит стальной трос. Это связано с тем, что чугун достаточно устойчив к истиранию — другие материалы, например, легкий алюминий, очень быстро перетираются скользящим по нему с большим усилием стальным тросом.

С появлением синтетических тросов производство клюзов (кстати, сам термин «клюз» заимствован из языка моряков и означает как раз отверстие, через которое пропускается якорная цепь или канат) стало стремительно развиваться.

В настоящее время основной материал для их изготовления — алюминий. По нему хорошо скользит синтетический канат, он легок и прост в обработке. Такие клюзы с помощью анодирования могут быть окрашены в различные цвета. Некоторые производители оффроуд-оборудования заказывают небольшие партии этих устройств из алюминия прямо в России. В последнее время новинкой на рынке стали пластмассовые клюзы из маслонаполненного капролона. Их достоинства — еще меньший вес (чем алюминиевых) и соответственно лучшее скольжение троса. Редакция нашего журнала не ставила целью проводить сравнительные испытания, однако, по заверениям производителя, пластик более устойчив к истиранию, чем алюминий.

Клюзы выпускаются трех размеров по ширине: «стандартный» (для обычных лебедок), «средний» (для барабанов уменьшенной ширины) и «квадроциклетный» (для лебедок, устанавливаемых на ATV). Некоторые производители выпускают переходники, позволяющие использовать «широкие» отверстия для «узких» клюзов.

Что касается геометрических характеристик, то, кроме ширины, при выборе конструкции клюза следует обращать внимание на качество обработки радиуса закругления внутренней щели, через которую проходит трос лебедки. Идеально, если радиус закругления с внутренней и внешней стороны пластины одинаков — это позволяет избежать истирания троса при его намотке на крайних витках лебедочного барабана. Категорически противопоказан «прямой» угол на внутренней стороне клюза — на острой кромке оплетка каната моментально перетирается.

Если владелец внедорожника решил сменить стальной лебедочный трос на синтетический, одновременно надо заменить ролики на клюз. Сочетание роликов и синтетического каната приводит к «закусыванию» троса в углах между роликами и очень быстрому его выходу из строя. Надеемся, что наш небольшой обзор поможет читателям сориентироваться на рынке этих простых, но очень важных для многих джиперов предметов.


Off-road shop

Клюз из полированного алюминия — типичный представитель класса клюзов для лебедок со стандартной шириной рабана (8000 — 15 фрезерованная. Внутреннее закругление щели для троса несколько меньше наружного.
Цена — 3000 руб.



Pajero shop

Клюз изготовлен в России методом фрезерования из миниевой плиты. На поверхности хорошо видны следы обрабатывающего инструмента, но на ощупь их не чувствуешь. Внутренний радиус гораздо меньше наружного — лишь небольшая фаска.
Цена — 2100 руб.



T-Max

Пластина-переходник может понадобиться тем, кто установил на бампер с отверстием под стандартный барабан лебедку небольшой мощности с узким барабаном. Материал — сталь. На фото алюминиевый клюз показан для наглядности.
Цена — 4000 руб.





Master-Pull

Американский клюз из алюминия, окрашенный методом анодирования в черный Предназначен для тех, кто хочет, чтобы клюз был такого же цвета, как силовой бампер. Радиус внутреннего закругления значительно меньше наружного.
Цена — 2300 руб.



4x4 typ

Пластиковый клюз для лебедок ATV. Как уже говорилось выше, сделан из маслонаполненного капролона. Судя по качеству обработки изготавливается фрезерованием из литой пластины. Глубина отверстия под болты гораздо меньше, чем у конкурентов. Внутренний и наружный радиусы закругления щели идентичны. Производитель уверяет в высокой долговечности и прочности.
Цена — 1560 руб.



4x4 typ

Для тех, кто имеет автомобильную лебедку с узким барабаном, этот производитель предлагает капролоновый клюз. Несмотря на внешнюю схожесть, радиусы закругления щелей меньше, чем у атэвэшного клюза, но одинаковы со стороны лебедки и с наружной стороны. Овальные отверстия позволят «подогнать» клюз под разные бамперы.
Цена — 1560 руб.



Master-Pull

Клюз для «узкого» барабана автомобильной лебедки. Изготовлен из алюминиевой плиты. Наружный радиус больше внутреннего, но внутри изготовлено полноценное закругление, причем отшлифованное. Углубление для крепежного болта такое же утопленное в пластину, как и у «широких», более толстых изделий.
Цена — 2100 руб.




4x4 typ

Последний представитель капролоновых клюзов — для лебедок с широким барабаном. На этом изделии внешний радиус достаточный, а внутри лишь снята плоская фаска, то есть возможно повреждение троса при краевых положениях каната на барабане. Одинаковая цена для всех трех капролоновых клюзов — не опечатка!
Цена — 1560 руб.



T-Max

Продукция этой фирмы самая нарядная на вид из представленных в обзоре. На поверхности вообще не видно следов обработки, причем не только на самой пластине, но и, что особенно важно, на закруглении щели. Тросу просто не за что цепляться при критических углах перегиба. Клюз для автомобильных лебедок с уменьшенным барабаном.
Цена — 2380 руб.





T-Max

Данный образец — клюз для лебедок со стандартным барабаном — также отполирован до блеска и также не имеет на поверхности щели никаких шероховатостей — трос будет скользить по ней просто идеально. У клюза увеличен диаметр отверстия под головку болта. Стоимость обычного и узкого клюзов одинакова.
Цена — 2380 руб.





Ramsey

Чугунный клюз для лебедок со стальным тросом и смещенным отверстием для клепления к бамперу. Например, для бамперов ARB. Внутренняя кромка — прямой угол. Использовать этот клюз для синтетических тросов не следует — он предназначен только для стальных канатов.
Цена — 2240 руб.





Ramsey

Алюминиевый клюз с одинаковыми радиусами закругления на наружной и внутренней поверхностях щели для троса. Две пары крепежных отверстий делают это изделие незаменимым в том случае, когда придется менять стальной трос на кевларовый при уже установленной лебедке на бампере ARB.
Цена — 3500 руб.




текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО


№6 июнь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты