Трофи в Курляндии

Отчет о соревновании, прошедшем в Латвии

Российские трофисты много лет участвуют в соревнованиях по офф-роуду в странах Балтии. В самом деле, отправиться в Латвию, Литву, Эстонию или Финляндию некоторым джиперам легче, чем на гонки во многих регионах нашей страны — будь то Юг или Урал. Отличная организация прибалтийских соревнований всем известна. Кроме того, в этих странах сильные гонщики, поэтому стремление как опытных, так и начинающих спортсменов попробовать свои силы в недалеком зарубежье вполне понятно. Трофисты Балтии проводят официальное международное соревнование — Кубок NEZ FIA, на первый этап которого — Kurland-trophy, проходивший в Латвии, в этом году отправилась российская команда

Историческая область Курземе на западе Латвии на протяжении сотен лет была ареной борьбы между странами, расположенными на берегах Балтийского моря. От места торжественного старта гонки виден замок, заложенный в XIII веке ливонскими рыцарями. С этим замком в городе Эдоле связано несколько древних легенд — про кровавое пятно, проступающее сквозь камень, про свадьбу гномов, сыгранную в замковых покоях, и про золотое веретено, по сей день замурованное где-то в стенах.

Весна в Прибалтике на пару недель опережала московскую — у нас еще лежали сугробы, а здесь почти весь снег растаял. Однако ручьи и речки были покрыты льдом, и машинам участников приходилось его проламывать. Весьма любимых отечественными организаторами болот в тех местах мало, и по российским меркам трасса была «твердой» — основными препятствиями стали лесовозные колеи, многочисленные канавы и раскисшие долины водных потоков, набравших силу из-за таяния снегов и перегороженных бобровыми плотинами. Ездить по лесам «напролом» запрещалось — вошедшие в Евросоюз государства стремятся сохранить свою природу. Все более-менее проезжаемые дорожки нанесены на карту, так что с поиском направлений движения проблем не возникало.

Четыре флага на мачтах

На хуторе, где располагался штаб гонки, развевались флаги России, Латвии, Литвы и Эстонии — на старт вышли спортсмены именно этих государств. Кроме Кубка NEZ FIA, на Kurland-trophy состоялись этапы национальных Чемпионатов Латвии и Литвы. На другом хуторе, в доме с колоритной соломенной крышей, построенном двести лет назад, жила и российская команда. В этом районе некоторые содержат гостевые дома и с удовольствием сдают отдыхающим.

Многих спортсменов, участвующих в гонке, я встречал на трофи-рейдах в России — жители стран Балтии давно соревнуются на «Ладоге», «Вепсском лесе», а с недавних пор и на марафоне PRO-X. За Россию выступали хорошо известный в нашей стране экипаж Ильи Савельева и Евгения Батарина на прототипе в категории ТР-3 и семейный экипаж Евгении и Александра Никифоровых на Toyota LC 70 в категории ТР-2, добившийся успеха в нескольких серьезных гонках (например, «Партизан»). Наших ребят преследовала цепочка невезения — сначала у Савельева «травили» колеса, и, несмотря на центральную подкачку, ехать на давлении меньше 0,7 атм он не мог. Раздосадованные медленным передвижением Илья и Евгений решили перепрыгнуть мелиоративную канаву и при неудачном приземлении сломали на своем прототипе раму. Никифоровы тоже не смогли ехать в полную силу — порванные шланги гидроусилителя и сломанная рулевая тяга были причиной частых ремонтов. Впрочем, им достались очень серьезные соперники — многократные чемпионы своих стран латыш Эдвинс Вансович, эстонец Аус Прийт и другие. В итоговой классификации Савельев с Батариным заняли пятое место, а Никифоровы — шестое. Многочисленные болельщики очень тепло приветствовали российские экипажи. Языкового барьера не существовало, и наша команда получила на этапе гонки в Латвии хороший прием и большое удовольствие от соревнований.

Для зрителей и гонщиков

Я присутствовал на многих соревнованиях в Прибалтике и уже привык к тому, что их организаторы неизменно устраивают шоу для зрителей. Это может быть как кольцевой формат всей гонки, так и включение в ориентирование на местности зрелищных участков, на которых болельщики могут видеть всех спортсменов и узнать, в каких условиях они соревнуются.

Латвийская гонка не стала исключением — в первый день гонщикам в качестве обязательного участка был предложен «грязевой круг». Тот, кто за отведенное время преодолеет больше кругов, получит максимальное количество дополнительных очков. На грязевом круге длиной пару километров надо было несколько раз форсировать небольшую речку с крутыми илистыми берегами. Большинство участников категории ТР-3, как и Илья Савельев, успели совершить по четыре круга, и лишь победитель гонки — Эдвинс Вансович — проехал пять. Несколько тысяч зрителей стояли вдоль всей трассы, многие из них расположились в раскладных креслах. Некоторые принесли с собой столики и мангалы. У каждого экипажа было назначено свое время старта на «грязевой круг», и для болельщиков наблюдение за машинами растянулось на целый день. Те, кому надоело смотреть, как внедорожники месят грязь, могли перекусить в кафе или купить сувениры в палатках, оборудованных устроителями прямо в лесу.

На первый взгляд кажется, что это несложно — промаркировать в лесу небольшую трассу с возможностью добраться до нее на легковых машинах, приготовить парковки, поставить несколько кафе и разрекламировать мероприятие (щиты с афишами Kurland-trophy стояли вдоль дорог на протяжении 200 км от самой Риги). Однако многие российские организаторы этого не делают, что негативно сказывается на популярности вида спорта. Кстати, в тот же день, что и машины, соревновались квадроциклисты и — в отдельном ориентировании на местности — даже спортсмены на велосипедах, и никто никому не мешал.

На второй день для зрителей организовали дополнительный участок — триал. Конечно, на джип-триал в нашем представлении это не очень походило — в гравийном карьере установили цепочку ворот, и трофистам надо было их последовательно преодолевать «ходом» на скорости. Впрочем, скоростная езда по пересеченной местности дала возможность фотографам сделать немало снимков эффектных прыжков и подбросов.

В заключение отмечу, что соревнования в странах Балтии отличаются от российских в первую очередь уровнем сопутствующего сервиса — от кафе для зрителей до бесплатной мойки автомобилей для участников. Отсутствие стремления загнать автомобили в непроходимые как для самих спортсменов, так и для зрителей и журналистов болота способствует росту популярности трофи-рейдов. Дружелюбная атмосфера, достойные соперники и тот факт, что русский язык знает большинство населения, делает участие гонщиков из России приятным и полезным. Хотите в этом убедиться? Приезжайте на ближайшие соревнования в Латвию, Литву и Эстонию!

Победители Kurland-trophy
МестоЭкипажСтрана
Категория ТР-1
1Рене ДЕРИК/Прийт КЕСЕЛАУЭстония
Категория ТР-2
1Анти ПУУСЕПП/Ато РАУДЛАЭстония
Категория ТР-3
1Эдвинс ВАНСОВИЧ/Юрис ДЗЕНИСЛатвия
Категория OPEN
1Янис СИЛИНС/Арнис ПУССЛатвия

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Ирина ГРЕБЕННИКОВА и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты