Текст: Александр Иванов
Фото: Из архива Евгения Сперанского
Евгений Сперанский. Имя этого человека стоит в выходных данных нашего издания. Драйв-эксперт журнала ORD... Конечно, с моей стороны было великой наглостью записывать в тест-пилоты одного из ведущих российских специалистов в области управляемости, но, в сущности, так оно и было... Дав согласие на сотрудничество с ORD, Евгений Борисович не только изначально задал очень высокий уровень подготовки тестовых материалов, но и серьезно помог всем нам в трудный период становления (правда, он еще не закончен). 30 августа у Евгения Борисовича был юбилей – ему исполнилось 60 лет. Ну, чем не повод рассказать о судьбе интересного человека? Здоровья, счастья тебе, и долгих лет жизни.
Главный редактор Off-Road DRIVE
Андрей КУПРИН
Евгений Борисович Сперанский родился в августе 1945 в подмосковном городе Дмитрове. Его отец был военным и, демобилизовавшись, работал в «партийных органах», а мама преподавала в школе физкультуру. Благодаря этому маленький Женя практически все свободное время проводил в спортивном зале. Футбол, хоккей, волейбол. Жизнь Евгения складывалась как и у большинства сверстников первого послевоенного поколения. А техникой в то время увлекались все... Вначале были велосипеды, затем велосипеды с моторами и, наконец, «Москвич-401» (учебный школьный автомобиль). К неполным тринадцати годам Женя водил его вполне уверенно. Следующей машиной стала купленная отцом «Победа» М-20. На ней совершались огромные путешествия – Кавказ, Крым. За поездку накатывали по пять тысяч километров! И именно тогда у Жени впервые появилась мечта связать свою жизнь с автомобилем.
50 ходок в день
Строительство Дмитровского автомобильного полигона началось в 1964 году. В этот момент Женя как раз оканчивал школу. Но, несмотря на то, что в его кармане уже лежали водительское удостоверение и «корочки» автослесаря, попасть работать на главную испытательную площадку страны было не то чтобы очень сложно, а практически нереально. В НИЦИАМТ сотрудников набирали исключительно по спецраспределению после получения соответствующего образования. Пришлось устраиваться водителем самосвала ЗИЛ-585 (именуемого в народе «Захар»), на карьерные работы. 50 ходок в день, конечно, выматывали, но давали бесценный водительский опыт. Потом была армия. Через три года службы Сперанский демобилизовался в должности механика-водителя первого класса. Вернувшись на «гражданку», поступил в институт (подрабатывая водителем поливочной машины и перебирая двигатели).
Лучше гор могут быть только...
По счастливой случайности среди Жениных знакомых оказались студенты МВТУ, которые и пригласили его в школу горных путешествий... С этого момента Сперанский буквально заболел горами. Позднее Женя очень серьезно занимался скалолазанием, выступал на соревнованиях, даже ходил инструктором в восхождения на Памире, Алтае, Урале и Кавказе. Правда, попутно он осваивал велосипед и байдарку...
В его душе боролись две основные страсти – горы и автомобили. И только волей случая горы не взяли верх... Когда Евгений познакомился со спортсменами с Дмитровского полигона, он уже был председателем правления туристического клуба. И тут неожиданное приглашение на работу механиком раллийной команды. Вначале были республиканские соревнования, затем союзные и, наконец, механик, а теперь уже и пилот Евгений Сперанский получил собственную машину – «Москвич-412». Более двух лет он выступал на различных соревнованиях. А затем (так сложилась жизнь) снова армия. На военной службе Евгений Борисович был занят тем, что готовил водителей полноприводных машин к движению в условиях... бездорожья. А теперь внимание: в те годы в Советской Армии этой проблемой еще никто толком не занимался! Вначале, учитывая воинскую специальность, он работал в должности зампотеха танковой роты, а в дальнейшем стал командиром роты обслуживания.
Закончил же Сперанский военную карьеру начальником автотракторной службы полка. После армии Евгений вернулся на родной Дмитровский полигон. Изучал тактику движения и технику управления автомобилем. Да и постоянные тренировки с мастерами спорта по шоссейно-кольцевым гонкам, вне всяких сомнений, добавляли опыта.
Сектор управляемости
И, наконец, произошло то, о чем Евгений мечтал практически с самого детства – признанный ас Сперанский Евгений Борисович пришел работать в сектор управляемости самого главного автополигона страны. Но на этом Сперанский не успокаивается и продолжает настойчиво совершенствовать собственное мастерство. Он изучает различные школы вождения (как российские, так и европейские). Ездит по странам и континентам, знакомясь на примере самых разных автомобилей (от малолитражек до автопоездов) с особенностями конструкций современных рулевых управлений и систем стабилизации управляемости и устойчивости. Оценка свойств управляемости и устойчивости автомобилей становится делом его жизни. Кстати, это, пожалуй, одно из наиболее интересных и экстремальных направлений в работе Дмитровского автополигона. Огромное количество тестируемых объектов – до двухсот единиц техники в год. И для каждого из прошедших через его руки автомобилей необходимо определить запас устойчивости и свойства управляемости. Иногда в течение одного дня приходится менять несколько очень разных машин. Утром – двухместное спортивное купе, а тем же вечером – 50-тонный автокран... Да, как ни крути, а работа испытателя автомобилей – это в первую очередь тяжелый и монотонный ежедневный труд.
По техническим причинам
Фактор неожиданности – неизменный спутник работы любого испытателя. Вот, например, последний случай: при испытании на динамическую устойчивость начал сползать... поверхностный слой шины. То есть протектор стал отлетать кусками! В результате автомобиль просто стащило с дороги. Причем, заметьте, бракованная шина была далеко не ярославского производства... Да что там говорить – на испытаниях всякое бывало. Лопались колесные диски, сгибались межколесные проставки, на электромобилях вылетали плохо закрепленные аккумуляторы (а это 800 килограммов веса!), разрывались передние штанги, переворачивались лесовозы и автоцистерны. Да, как ни крути, а аварии на полигоне нередки, но, к чести испытателей, чаще всего они все же вызваны техническими причинами.
P. S. Я считаю, что мне крупно повезло – я видел, как работает Евгений Борисович. Одно «но»: сидя на пассажирском сидении с секундомером в руках и заворожено глядя на движения рук мастера, с особой остротой понимаешь, что никогда так не сможешь...
Из истории дмитровского автополигона
Полное название Дмитровского полигона – Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники. НИЦИАМТ – крупнейший в Европе испытательный центр, площадью 2500 га и протяженностью спецдорог 110 км. В 1958 году было подписано постановление о строительстве испытательного центра, но отсчет ведется с 1964 года, то есть с момента, когда была сдана в эксплуатацию скоростная трасса. В последующие годы полигон постоянно совершенствовался. Была построена «горная дорога», дороги с различными типами покрытий, подъемы (от 30 до 60 градусов). На полигоне работают отдел гидравлических испытаний, моторный стенд, коррозийная камера, лаборатория пассивной безопасности, аэродинамическая труба и многое другое. В 1989 году автополигон был отделен от НАМИ и преобразован в независимую испытательную организацию, аккредитованную в рамках Европейской системы сертификации.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.