Текст: Андрей Судьбин
Фото: Андрей Судьбин
«На меня надвигается по реке битый лед... На реке навигация, на реке пароход...» Не знаю почему, но именно эти по-детски простые, но берущие за душу строки Геннадия Шпаликова крутились у меня в голове в течение всех десяти дней марафона «Карелия-трофи 2005». Нет, конечно, в августе месяце ни о каком «битом льде» речь не шла, но воды и бродов в этом году было на удивление много. Иногда даже казалось, что при прокладке маршрута организаторы ненароком спутали на карте черные нити стоптанных карельских дорог с синими ленточками карельских же рек, речек и речушек. Одним словом, славная получилась навигация! Карельская. Но давайте обо всем по порядку...
В прошлом году участники «Карелии» единодушно пришли к выводу, что все было хорошо, но... мало. Организатор и вдохновитель рейда Денис Кузнецов пошел навстречу «недовольным» и подготовил маршрут протяженностью в 10 дней. Казалось бы, подумаешь – три лишних дня! Но учтите, что каждый прибавленный день – это еще один неизвестный спецучасток, на котором может произойти всякое.
Что же до количественного состава участников «Карелия-трофи», то 6 августа на асфальте площади Кирова выстроилась шеренга из 21 боевого внедорожника и двух квадроциклов – практически столько же, сколько и в прошлом году. А вот в техническом аспекте машины участников явно подросли. Но самым большим сюрпризом стало участие Мирона Шакира на «котлете» (с прилагающимся к ней КАМАЗом-техничкой). Присутствие «котлеты» подействовало на многих как звук гонга на застоявшихся беговых лошадей. Больше всех рвался «порвать котлету» ветеран карельских рейдов Паша Трухляев.
Наконец, все формальности позади, экипажи получили карты, легенды и точки GPS. Я тоже не преминул «прильнуть к источнику»... Дело в том, что организаторы выделили в мое полное распоряжение подготовленный УАЗ с водителем по имени Вадим, и мне предстояло совмещать труд журналиста с обязанностями штурмана. УАЗ оказался пронзительно-желтого цвета! Естественно, это постоянно вызывало вариации на тему «а вот и желтая пресса пожаловала».
А мы уйдем на север!
В этом году организаторы решили увести рейд дальше на север, в Муезерский и Сегежский районы. И никаких «разминок», как в прошлом году. Сразу в бой и на всю оперативную глубину! Первое боевое столкновение с карельскими болотами участники выдержали в целом неплохо. Особенно радовался жизни Паша, которому удалось исполнить робкую мечту босоногого детства и порвать-таки «котлету». Но это была лишь увертюра... Описание СУ-2 выглядело следующим образом: «Преодолеть р. Вайвонец в любом месте и выйти на финиш». Вот только точку старта от этого самого Вайвонца отделяли обширнейшие болота, причем зачастую – без единого деревца. Тут все действовали по-разному. Кто-то ломанулся по азимуту, уповая на бога и низкое давление в шинах, кто-то строил передвижную гать из сенд-траков, а кто-то сбил небольшую команду и шел через топь, используя вырвавшуюся вперед машину в качестве якоря. «Желтая пресса» тоже отличилась: мы решили посмотреть на боевые действия поближе, увязались за одной из групп спортсменов, подсели, порвали два удлинителя – словом, славно провели время. В общем, никому не было скучно... У финишировавших шерсть стояла дыбом, и даже опытнейший Мирон Шакир подтвердил, что гроза «Ладоги», болото Неодолимое может покурить в компании с Тосненскими «подругами». А вечером мы перебрались в новый базовый лагерь, наверное, лучший из всех, где когда-либо стоял караван «Карелия-трофи».
Нормальные герои
На следующий день Денис придумал особую забаву, которую можно охарактеризовать так: «гонки по болоту с одновременным стартом и финиш с элементами рок-кроулинга». Участникам предстояло преодолеть ровное, как стол, болото и финишировать на вершине скалы. Я выбрал выгодную позицию на господствующей высоте и приник к видоискателю... Но Денис как-то не подумал, что дураков, готовых кинуться в голимое болото, просто не будет. Буквально все участники решили жить по принципу «нормальные герои всегда идут в обход» и рванули вдоль опушки леса... Но зато на следующий день СУ снова получился «чемпионатский». Даже стремительной «котлете» понадобилось три часа ходового времени из отведенных семи. Вторым (а в зачете – первым) был Илья Троицкий на ГАЗ-69. Что же до финишировавшего четвертым Паши, то он выглядел недовольным – на этот раз с «разрывом котлеты» у него как-то не связалось.
Несколько следующих СУ, в общем-то, ничем особенным не запомнились. Длинные перегоны от лагеря до старта, трехчасовая норма времени и первые участники, финиширующие через полчаса после «пять-четыре-три-два-один-пошел!». Седьмой спецучасток ознаменовался разве что сходом «котлеты», у которой порвалась рулевая сошка.
Но вечером в лагере на озере Соймиярви бушевали нешуточные страсти: Денис вывесил промежуточные результаты по прошедшим СУ. Из сухой цифры следовало, что на звание победителя «Карелия-трофи 2005» могут претендовать как минимум пять экипажей! Бензину в огонь добавили и результаты разведки следующего СУ. Вернувшийся в лагерь Костя Мартьянов сделал круглые глаза и сообщил, что «там местами с головой и с ручками». Речь шла о речке Мотке, по руслу которой и проходил весь СУ № 8...
Кто докуда дошел
Представьте картинку: cолнечное карельское утро, около мостика через Мотку царит оживление. Первые машины уже стартовали (кто уже залился, а «Маркизы» и вовсе занялись заменой стартера). Кто-то уже винчуется, а вокруг машин... плавают (я не шучу!) штурмана с тросами и главный судья Федор. В это самое время из-под моста выдвигается караван из четырех надувных лодок с туристами! И над прозрачными водами слышится: «Миша, твою мать! Ты же обещал нам тихую речку, где никого нет!». Тем временем на фарватер выплывает квадроцикл... А между тем произошло следующее. Подозревая, что глубина Мотки превзойдет возможности «квадрика», Алексей Лидский предусмотрительно прикрепил к своему боевому коню надутую камеру, а сзади, для остойчивости, балансир с двумя пустыми канистрами. И все бы хорошо, но о веслах он не подумал! Так что как только его аппарат обрел плавучесть, он был подхвачен течением и поплыл, покачиваясь, как дрейфующий пароход. впечатление усиливали три шноркеля из фановых труб. «Квадробаркас» тащило прямо на натянутый лебедочный трос. Раздались истошные крики: «Трос! Трос ослабьте! «Квадрик» плывет!». Трос ослабили, квадроцикл зацепился зубастыми колесами за дно, рыкнул и скрылся за поворотом...
А на реке тем временем разворачивалась нешуточная и весьма драматичная борьба. Лидирующая группа упорно пробивалась вперед, но то с одной, то с другой машиной случалась неприятности. Вот хлебанул воды «Грызлик» Паши Трухляева. Экипаж «котлеты» выдернул его на более мелкое место и ушел вперед, но после обрыва ремня ГРМ и он утратил способность к самостоятельному перемещению. Довольно долго пелетон возглавляли «Перцы». Они также применили «элементы плавучести» из камер, задачей которых было разгрузить тяжелую носовую часть их длиннобазного УАЗа. Сперва это усовершенствование работало, но в один момент положительная плавучесть сыграла с экипажем злую шутку: передняя часть машины всплыла, автомобиль утратил контакт с грунтом, и течение утащило его в омут... Хлебнул речной водички и HiLux Володи Терентьева из Петрозаводска.
До контрольного времени оставалось еще минут тридцать, а до финиша – километра три. Но это по карте... На самом деле при прокладке трассы Денис немного ошибся. Ребята уже прошли по руслу километров семь, и нужно было идти еще столько же. В строю оставались еще три машины, но они серьезно отстали. Экипажи были до предела вымотаны. Количество пройденных по воде метров переросло в качество, и Денис принял решение остановить гонку, распределив места по принципу «кто докуда дошел».
Вся наша экспедиция...
Рейду нужен был еще один день отдыха. Слишком уж во многих мостах, коробках и моторах нужно было поменять масло. В лагере даже наметился дефицит горюче-смазочных материалов. И вожделенная пауза была предоставлена! Ну а те, чьи машины были в состоянии двигаться, отправились на активный отдых под названием «Экспедиция «Суна». Идея экспедиции была такова – конвоем движемся по заброшенной дороге до разрушенного моста через реку Суну. Кстати, Суна – речка весьма серьезная, и рядом с бывшим мостом глубина аж под два метра. Но это не страшно, поскольку в метрах 600 выше по течению есть брод. Одна беда – чтоб до него добраться, нужно пробиться через заболоченный лес.
Первое препятствие конвой встретил километра за два до Суны. Это был мост через небольшую протоку. Самые нетерпеливые экипажи после небольшой разведки рванули вброд и в целом проделали это успешно. Наверное, можно было протащить через брод и остальные машины, но... Не помню, кому первому (кажется, Инне Мартьяновой) пришла в голову замечательная идея: «А давайте восстановим мост! Вон ведь нас сколько!». Идея нашла поддержку в широких джиперских массах, и работа закипела. Получился совершенно замечательный праздник командного духа. Правда, сам мост в результате вышел немного хуже, и под «Бобром» (это имя носил единственный принимавший участие в рейде ульяновский микроавтобус) он чуть было не развалился. Но поскольку «чуть» в трофи не считается, через какие-нибудь десять минут конвой буквально уткнулся в искомые остатки моста через Суну. Брод действительно оказался очень простым, особенно для людей, прошедших через горнило «сплава по Мотке». Оставалось поднять машины на невысокий обрывчик. И в этот момент из-за поворота реки выплыли... те самые четыре резиновые лодки, с которыми мы повстречались на Мотке!.. «Миша, твою мать...»
Злые духи Воттоваары
Гора Воттоваара – наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности. На склонах этого памятника природы и предстояло разыграться последнему акту «Карелия-трофи». Гору окружает множество всяческих легенд. После того как археологи открыли на склонах горы древний культовый комплекс сейдов (священных камней-мегалитов), гору буквально оккупировали экстрасенсы, уфологии и прочие любители тайн и загадок Земли. Слухи гласят, что гора – это «место силы», одно из четырех на Земле наряду с Шамбалой... Володя Терентьев даже убеждал Дениса отменить этот СУ, мол, место нехорошее, и вообще, ну его... Денис, естественно, не послушал. С одной стороны, правильно сделал, потому что иначе когда бы мы еще увидели подобную красоту? А с другой, может, и не зря Володя беспокоился. Злые духи Воттаваары начали шаманить нам буквально со старта.
Для начала выяснилось, что записанные в легенду координаты точки старта находятся довольно далеко от места, с которого предполагался старт, на самом СУ. Выяснилось это, естественно, когда мы с Вадимом (повелителем желтого УАЗа) забрались уже довольно высоко. Дальше – больше. После того как я отснял старт, наш желтый УАЗ отправился на поиски базового лагеря. В планах было подъехать бросить вещи и подняться поближе к вершине, поснимать древние капища «Карельского Стоунхеджа». Но не тут-то было! Мы больше часа кружили по плато в попытках пробиться через нагромождения огромных валунов. Наконец, приборы показали, что зарезервированное для лагеря место находится в 80 метрах прямо перед нами. Но что за дьявольщина? Из-за валунов показались разноцветные скаты палаток, а буквально через минуту к нам подошел представительного вида мужчина в тренировочных штанах (но без майки) и объяснил, что ехать сюда нельзя, поскольку здесь работает Экспедиция Академии безопасности под эгидой Президентского Совета. Более того, в палатках лежат два заслуженных академика (в трансе и с открытыми третьими глазами), и их нельзя беспокоить! Пришлось спускаться с горы и искать для лагеря альтернативное место у подножия.
P. S. «Карелия-трофи 2005» закончилось. Победителей ждали призы вполне материальные (например, комплект внедорожной резины) и не очень (лучший отель Петрозаводска, «Прионежский», пригласил их на сеанс в роскошную сауну). Первое место в результате досталось «Перцам», то есть Пронину и Зуеву. А победителем по «Гамбургскому счету» стал Лев Колмоновский. Он приехал на «Карелия-трофи» отдыхать, и совершенно не рвался к победе. Он просто очень хорошо ехал.
Покатаемся еще год и подадимся в кубок
Валерий Пронин и Сергей Зуев, Победители «Карелия-трофи» (Москва)
Мы приехали сюда отдыхать
Лев Колмоновский, Победитель по «Гамбургскому счету» (Петрозаводск)
Мы получили то, за чем ехали
Инна и Константин Мартьяновы, «Хранители традиций» (Москва)
Всем огромное спасибо!
Денис Кузнецов, Главный судья и организатор «Карелия-трофи»
Люди приехали на «Карелия-трофи» с разными целями. Кто-то – посоревноваться, а кто-то – просто отдохнуть. И, как мне кажется, все получили то, за чем приехали. И все же многие СУ на деле вышли совсем не такими, как задумывались. Ну вот, например, СУ со скалой, или прокол с последним лагерем. В этом году в команде организаторов работало значительно больше людей. С одной стороны, мне было много проще – были люди, которые многое взяли на себя. Всем им огромное спасибо! А с другой стороны, появился коллектив, которым нужно управлять, а для этого нужны и талант, и навыки, которых мне явно не хватает. Один в этом году я бы не справился. Я еще сам не определился, в какую сторону развиваться «Карелия-трофи». Честно говоря, хотелось бы, чтобы мероприятие было не само по себе, подвешенное в воздухе, а имело какой-нибудь статус.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.