Между прошлым и будущим

Московский международный автосалон (MIMS-2005)

Текст: Андрей Судьбин
Фото: Евгений Константинов. Андрей Судьбин

В свое время мне очень нравилось ходить на ВДНХ: вот фотоаппараты, на вид такие же, как в комиссионке на Садовой, а вот трактора, как на фото из журнала «Америка». А поскольку лет мне тогда было немного, то и вопрос, почему в магазинах и на полях ничего подобного нет, мучил меня не слишком сильно. Сегодня нет – завтра будет. Нет завтра – подождем до следующей недели. В подростковом возрасте жизнь впереди кажется бесконечной. Первые московские автосалоны мне тоже очень нравились...

Я не скептик, но уж больно тяжелые мысли вертятся в моей голове после очередного посещения Экспоцентра. «Светлое прошлое» нашего автопрома окончательно закончилось, а между тем, дорога в «светлое будущее» все не находится. И даже хорошо, что в этом году салон, который должен был быть международным, снова оказался «внутренним». В противном случае глубочайший кризис, в котором пребывает наша автомобильная отрасль, выглядел бы еще более пугающим.

В последние годы для автожурналистов стало просто-таки правилом хорошего тона ругать организаторов московских салонов. Вот тут бы проявить оригинальность, найти что-то хорошее. Но не получается... Хуже того, можно взять абзац из своей собственной статьи, посвященной любому из прошедших MIMS, и переписать его практически слово в слово. Ничего не изменилось! Как и прежде, остались проблемы с «выставочной» парковкой (только цены выросли), а у представителей СМИ есть максимум полтора часа на то, чтобы в относительно спокойной обстановке отснять экспонаты. Зато по ценам на аренду выставочных стендов MIMS уже опережает все ведущие автосалоны планеты – и франкфуртский, и парижский, и женевский, и нью-йоркский. Если сегодня цена участия в выставке кажется чрезмерной для таких монстров, как Ford или DaimlerChrysler, то что тогда говорить о нарождающейся индустрии внедорожного тюнинга? В этой связи совершенно не стоит удивляться тому факту, что экспонатов, по-настоящему интересных для любителей бездорожья и путешествий, было раз-два и обчелся.

Для меня лично самым неожиданным оказался стенд компании «КАТЕ», на котором была представлена автоматическая шестиступенчатая АКПП RL608. Через два года выпуск этой чисто российской разработки должен начаться на специально выкупленном для этих целей заводе в Калининграде! Пока что проект развивается вполне динамично, найден стабильный источник финансирования в лице «Внешторгбанка», и в 2007 году мы должны увидеть первые UAZ Patriot и «Волги», оснащенные этим агрегатом.

Вроде бы все здорово, но червячок сомнения гложет – уж слишком много за последние годы я слышал на выставочных стендах восторженных рассказов о «радужных перспективах», которые потом оканчивались абсолютным пшиком.

Дело откровенно новое

Ну а что творится у флагманов? На стенде Ульяновского автозавода красовался товарный UAZ Patriot (репортаж о начале серийного производства машины читайте здесь). Долгожданная модель прошла, наконец, свой крестный путь и попала в руки потребителей. А поскольку выставка практически совпала с началом официальных продаж и массированной рекламной кампании, на отсутствие внимания со стороны посетителей ульяновцы не жаловались. Со своей же стороны замечу, что для легендарного автозавода Patriot – это несомненный шаг вперед. А выйди он лет пять тому назад, ему бы и вовсе цены не было!

Ближайшее будущее представляли два коммерческих автомобиля, унифицированных с Patriot по шасси. Что ж, вполне естественное развитие событий. Впрочем, не такая уж это и новинка, ведь в прошлом году, или нет, в позапрошлом (MIMS-2004 « УАЗ» проигнорировал) эти машины уже демонстрировались. А вот когда они пойдут в серию – неизвестно. И это при том, что их цена со всей очевидностью перевалит психологический рубеж в 10 тысяч условных единиц.

Вместе с тем, этот автомобиль («ребрэндингового» имени ей пока не придумали, а индекс 3165 заводчане употреблять избегают) мне понравился еще в позапрошлом году. Удобное водительское место, хорошая обзорность. Но все восторги по поводу ульяновского «автобусика» заканчиваются, когда открываешь огромную боковую сдвижную дверь и видишь, что все трансформации салона ограничиваются откидным креслом, открывающим доступ на третий ряд. Это в полноприводном-то минивэне, для которого возможность превратить салон в спальню или грузовой отсек – чуть ли не самое главное качество! Опять недодумали, недоработали, а может, просто руки не дошли.

Огорчило и отсутствие на стендах автомобилей семейства Hunter. Вроде бы заводу сам бог велел постоянно улучшать эти машины и выдавать на-гора новые версии, раз уж не вышло одним ударом довести «цивилизованность» линии хотя бы до уровня Land Rover Defender. Но, судя по всему, силы ушли на запуск приоритетной модели...

В очередь, сукины дети

Руководство «ГАЗа» решило начать сборку внедорожников Mahindra, попадающих в... одну рыночную нишу с ГАЗ-3106. Интересно, какой из этих проектов будет лишним?

В сравнении с прошлым годом, на стендах «ГАЗа» внедорожная тема была представлена не слишком обильно. И опять же, настоящих новинок мы не увидели. Естественно, открывал экспозицию ГАЗ-2975 «Тигр», звезда MIMS-2002. Кстати, судьба его более-менее прояснилась. Ведется мелкосерийная сборка, создаются новые версии, а тем временем интерес к машине начинают проявлять силовые ведомства (МВД подписало контракт на покупку нескольких десятков машин) и нефтяные гиганты. Более того, в ближайшем будущем, возможно, будет налажено производство этой модели на совместном предприятии в Индии. Во всяком случае, «Тигр» будет участвовать в тендере на поставку новых внедорожников для индийской армии. Но пока что собрано лишь несколько десятков машин. И еще, я почему-то не обнаружил на заводском стенде полноприводного «Соболя» ГАЗ-22177. Это, безусловно, нужный и полезный автомобиль, и хорошо, что завод наконец-то начал его серийное производство. Но вот организационная неторопливость – впервые машина была показана еще на MIMS-2000! Впрочем, «пушного зверька» вряд ли можно назвать настоящим внедорожником. Другое дело ГАЗ-3902 «Вепрь» (автомобиль с цельнометаллическим кузовом на укороченном шасси «Садко». Этот «зверь» действительно снабжен полным арсеналом для борьбы с тяжелым бездорожьем: здесь и система регулирования давления в шинах, и самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы в обоих мостах, и мощная механическая лебедка. Впервые эту машину (тогда еще не имевшую заводского индекса) я увидел в Бронницах в 2002 году, да и на прошлом MIMS его тоже показывали.

И вот, наконец, долгожданный ГАЗ-3106! В позапрошлом году появление этого прототипа, явно претендующего на конвейер, произвело самый настоящий фурор. На нынешнем салоне публика тоже активно подходила к машине и спрашивала, когда ее можно будет купить, и, узнав, что не раньше 2007–2008 года, проходила дальше. Открою секрет: окончательное решение о производстве модели до сих пор не принято! Да, идут заводские испытания, строятся опытные образцы, готовится опытно-промышленная партия, но дальше этого дело не движется. А зря. На сегодняшний день ниша доступного по цене среднеразмерного внедорожника заполняется с удивительной скоростью. Поверьте, что через пару лет стараниями китайских и индийских коллег здесь будет не протолкнуться. Тут как тут и Mahindra, и Tata. Кстати, у Tata уже есть опыт взаимодействия с российскими производителями (индийские грузовички под маркой «Амур» собираются в уральском городе Верх-Нейвинске). Но Tata хочет продавать и собственную продукцию.

Великая стена

Кто бы еще года три-четыре назад мог подумать, что китайский автопром сделает такой рывок и начнет отчаянное наступление на рынки старушки Европы? Great Wall Hover – первая китайская модель, изначально предназначенная для продаж за пределами Поднебесной. С технической стороны – чисто китайская смесь агрегатов Toyota и Mitsubishi, внешне – реплика малоизвестного у нас Isuzu Axiom. Выглядит автомобиль вполне неплохо, и первый вопрос стендистам, естественно, о цене. В России Hover будет стоить от 23 (заднеприводная версия в минимальной комплектации) до 28 (полноприводный вариант в комплектации «все, что можно придумать») тысяч долларов. На первый взгляд не так уж дешево. А вдуматься? Кто еще может предложить внедорожник с климатической установкой, ABS, электроприводами всего на свете и кожаным салоном за такие деньги? Странно только, что европейская премьера прошла такой тихой сапой – ни тебе оркестра, ни разноцветных шариков, ни белого покрывала: Думаю, что многие посетители просто не поняли, что видят премьерный показ. Но, может быть, китайские товарищи и не рассматривали всерьез московский салон? Посмотрим, что будет во Франкфурте. Официальная премьера Hover пройдет именно там.

Репетиция оркестра

А вот на стенде Suzuki атрибуты настоящей европейской премьеры Grand Vitara присутствовали в изобилии: тут тебе и шарики, и оркестр. Остается только радоваться, что хоть кто-то за пределами России воспринимает MIMS как серьезную премьерную площадку.

P. S. Вот такие у меня получились грустные заметки с выставки. Ждешь праздника, который бывает только раз в году, а он на поверку оказывается скучным, как доклад на отчетно-выборном собрании. Примерно такая история произошла с московским «Мотор-шоу 2005». И если и в следующем году MIMS будет предлагать нам, говоря словами Городницкого, «обманные вести вчерашнего дня», то я, право, всерьез начну сомневаться в том, что у этой выставки есть будущее.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 октябрь 2005

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты