Текст: Олег Панкратьев
Фото: Олег Панкратьев
У каждого из нас существует свое заветное место на планете Земля. Взять хотя бы вашего покорного слугу. Моя мама, геолог, в далекие пятидесятые годы работала в Сибири. Результат не заставил себя ждать: если моим сверстникам рассказывали сказки про тридевятые царства, то мой разум будоражили истории о Восточных Саянах. И я отчетливо представлял себе край, где среди бесконечной тайги возвышаются величественные «белогорья». В общем, когда мне в составе экспедиции красноярского клуба «Экстремал» предложили отправиться к озеру Большое Пезо, я с радостью согласился.
Озеро Большое Пезо находится в Восточных Саянах – начинаясь на левом берегу Енисея, этот горный массив тянется более чем на 1000 км. Несмотря на близость к крупному городу, эти места безлюдны. Неудивительно, что для красноярских экстремалов это район стал любимым местом проведения соревнований (там проходил трофи-рейд «Медвежья тропа»).
Стандартная комплектация
Красноярский клуб «Экстремал» объединяет любителей внедорожной езды уже три года. Не секрет, что любовь к езде по бездорожью – самый что ни на есть вирус. И однажды заразившись этой болезнью, ты понимаешь, что жить без периодических рецидивов становится просто скучно. По прилете в Красноярск меня встречал яркий представитель жертв (вернее, вирусоносителей) этой «неизлечимой болезни» – коренной житель города Красноярска, лидер клуба «Экстремал» Андрей Китаев. Он же являлся основным организатором нашей экспедиции, а также ее незаменимым штурманом и пилотом. В состав команды входили четырнадцать человек и две собаки. Предполагалась, что вся эта общность первопроходцев отправится в путь на двух полноприводных автомобилях. А именно: Toyota Land Cruiser 70 (трехдверная модель, с атмосферным дизельным двигателем объемом 4.2 л) и ГАЗ-66, в просторечии «шишига». Но очень скоро выяснилось, что Toyota (машина была привезена в Россию совсем недавно) недостаточно хорошо подготовлена для подобной экспедиции – в первый же день «семидесятка» сошла с дистанции из-за... плохой проходимости. А ее экипаж естественным образом переместился в относительно просторный кузов ГАЗ-66. Принадлежащая Андрею Китаеву «шишига» – это автомобиль с ярким боевым прошлым. Грузовик участвовал еще в гонках «Арктик-трофи 1997», победив в категориях «Лучшая команда» и «Лучший водитель», после этого машина не раз участвовала в чемпионатах России по тракт-триалу и ралли-рейдам. Но при всем при том автомобиль и по сию пору пребывает практически в стандартной комплектации. Ну, разве что на каждое из четырех колес приходится по два модернизированных амортизатора. Не забыто и «самое дорогое» – на машину установлено два каркаса безопасности (основной и внутри кабины).
Конец цивилизации
Вообще-то наш путь лежал в район Кутурчинского белогорья в верховьях рек Мана и Пезо. А стартовать мы намеревались неподалеку он от железнодорожной станции Мана и поселка Выезжий Лог. Кстати, именно в этих местах снимался знаменитый фильм «Хозяин тайги» с участием Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина (в деревне Хабайдак есть даже памятник Высоцкому).
Движемся по хорошей грунтовой дороге, что идет мимо брошенной деревни Ивановка и «действующей» деревни Мина. До последней (во всех смыслах этого слова) раз в день ходит рейсовый автобус из Красноярска. По сути, именно здесь и кончается цивилизация. Далее, минуя слияние рек Мина и Кутурчин, мы въехали в практически нежилую деревню Кутурчин. Затем по лесовозной дороге поднялись на Кутурчинское белогорье, а, поднявшись, перевалили в долину реки Мана. Тут нас ждал приятный сюрприз – вдоль реки идет дорога, отсыпанная старателями еще в девяностые годы. Она доходит до Юльевского прииска, где благополучно и заканчивается. На самом прииске сейчас находится базовый лагерь геологической экспедиции. Геологи ищут золото. И удивляться здесь нечему – когда-то в этих местах было очень много золотых приисков, а начали мыть золотой песок еще в 30-х годах XIX века. Сейчас на поверхности остались только отвалы пустой породы, но ведь где-то должна идти и коренная жила. Геологический лагерь порадовал своей обустроенностью – здесь есть электричество, а «личный состав» партии живет во вполне добротных деревянных избах и уютных вагончиках. Можно попроситься на ночлег – народ здесь гостеприимный и радушный. Но наши планы были иными – в первый день мы рассчитывали проехать еще несколько километров и перебраться на левый берег Маны. На подъемах постоянно останавливаемся и выдергиваем из грязи засевшую Toyota. Вскоре, окончательно поняв, что машина не готова для столь сложного маршрута, принимаем решение... бросить ее до лучших времен (а точнее, до возвращения).
Живой пояс планеты
Во второй день нам предстояло форсировать около 400 метров практически непроходимого низинного (считается наиболее топким) болота. К счастью, на данном участке была возможность использовать лебедку, цепляя ее за сосны. В результате, спустив давление в шинах до 0,4 атмосферы, Андрей Китаев довольно ловко преодолел заболоченный участок. Далее, переехав через несколько кряжей, мы двинулись на юго-восток, вдоль восточного склона двуглавой горы... Сивухи (1807 м). Без особых препятствий доехали до Мертвого озера (рыба в нем никогда не водилась, да и вода почти вся ушла в карстовую воронку). Затем выехали на плоскогорье, сплошь поросшее дикими фиалками и маральим корнем. Это около 20 километров пути. А еще примерно через шесть километров нашим взглядам открылось горное Манское озеро (именно из него вытекает река Правая Мана). Останавливаемся на ночевку на левом берегу.
Само по себе озеро относительно небольшое, вытянутой формы, и состоит как бы из двух частей (обе до краев наполнены кристально чистой водой). Повстречали рыбаков, которые угостили нас сибирским золотым хариусом. Кстати, их лагерь находился на озерном кряже аккурат в том месте, где высится стела «Живой пояс планеты». Этот своеобразный памятник в форме разорванного кольца несколько лет назад при безвозмездной помощи местной старательской артели «Северная» установил здесь красноярский предприниматель Сергей Зырянов. Для тех, кто не в курсе: «Живой пояс планеты» – это общественное движение, которое ширится во всем мире. А его инициаторами стали российские и зарубежные космонавты, причем выдвинутую бесстрашными покорителями космоса идею первыми поддержали именно руководители Эвенкийского автономного округа. В 1998 местные власти навсегда запретили промышленную деятельность на площади 11 миллионов гектаров (заповедное плато Путорана). Местному населению было разрешено только пасти оленей и рыбачить. Что же до Красноярского края, то исполнительная и законодательная власти Партизанского района решили включить в «Живой пояс» 81 тысячу гектаров в верховьях рек Мана и Мина.
Лесотундра
Третий ходовой день путешествия был, по сути, сорван из-за болезни нашего товарища – проехав каких-то пять километров, мы были вынуждены остановиться. Впрочем, нам, можно сказать, повезло – к югу от Манского озера находятся очень хорошие стоянки на берегу Верхнеманского озера. Рыбы в озере нет, зато в его водах очень много... «лечебных» пиявок. Оставив по левую руку одинокую гору Сиротку (1757 м), оказываемся на берегу озера Малое Пезо. Здесь кончается тайга и начинается болотистая лесотундра. Кстати, заполярное болото – очень интересное геологическое образование. На первый взгляд оно кажется гораздо менее проходимым, чем на самом деле. Нет, действительно, слой дерна и мха настолько плотен, что вполне может выдержать автомобиль на спущенных шинах. Но если утонешь, цепляться не за что – сосны остались далеко позади, а камней вокруг не так много...
Утром четвертого дня мы выдвигаемся в сторону Канского белогорья. Идем по относительно свежему следу гусеничного вездехода. Вдалеке видно еще несколько больших и малых озер. Через несколько километров (после брода через Малое Пезо) справа открывается мощная стена со снежником, а слева сквозь облака проглядывает гора Правая Мана. После крутого подъема выезжаем на широкое, безлесное и, надо прямо сказать, весьма унылое плато. Наше направление – юго-восток. Местность сильно заболочена, мест для лагеря нет, да и дров не сыскать. Укрыться от ветра совершенно негде, под ногами противно чавкает болото. Следы гусениц поворачивают вправо и взбираются на подъем по направлению к югу.
С перевала речная долина видна на многие километры... Спустились к реке и двинулись на восток по распадку между двумя безымянными вершинами, плавно набирая высоту. В конце подъема след круто взбирается на промежуточный водораздел. С него на юг юго-восток хорошо видна пикообразная вершина, а правее нее – большое озеро в бассейне реки Кизир. На спуске слева по ходу виден мощный массив из трех вершин. По нашим сведениям, это гора Пирамида. В четырех километрах от перевала мы нашли потемневший снежник и озерцо с чистой водой. Поплутав по высокогорной тундре, мы решили подняться вверх и оглядеться с вершины.
У цели
Вот оно, Большое Пезо! Узнать его просто – это единственное здешнее озеро с островком посередине. Мы полюбовались фантастическим закатом, но спускаться к самому озеру не стали – пора было возвращаться назад. В любом случае цель достигнута, озеро мы увидели. Наша точка возврата – безымянная вершина высотой 1682 м с координатами N 54° 19’ 127” и Е 94° 57’ 519” (по спидометру 130 км от начала путешествия). Именно здесь мы сложили пирамиду из камней и оставили в пластиковой бутылке записку: «На колесной технике на эту вершину мы заехали первыми!»
По своим следам возвращались быстро и без серьезных приключений. Единственное, что затруднило наше возвращение – это поломка ресивера, случившаяся при пересечении речки Правой Маны. На баллоне оторвало тройник, и возникла проблема с накачкой колес. Вышли из положения следующим образом: подключили компрессор на прямой поток. Одновременно проткнули шланг, и он стал сбрасывать в атмосферу избыточное давление. К концу второго дня дороги домой мы добрались до брошенной Toyota, спустились с кряжа, но при очередном форсировании Правой Маны легендарный японский внедорожник налетел на большой камень и разбортировал колесо. В результате на берег машину пришлось вытаскивать лебедкой «шишиги». Оказавшись на суше, поставили запаску и, доехав до Юльевского прииска, заночевали. А утром мимо нас проехала команда на трех квадроциклах, возглавляемая Александром Бычковым. Но что самое интересное – направлялись они по нашим следам к... озеру Большое Пезо. Прямо на наших глазах они лихо начали форсировать водную преграду и незамедлительно утопили один из «квадриков». Правда, не менее споро его вытащили. Доброго пути вам, ребята...
На «Урале» я бы не рискнул
Андрей Китаев. Президент Красноярского клуба «Экстремал», руководитель экспедиции
Поездкой я в принципе доволен, план-максимум мы выполнили. Я рассчитывал попасть в район Пезовских озер, мы дошли до Большого Пезо. Наиболее сложным мне показалось прохождение наклонов, иногда не хватало мощности мотора, и малейшая ошибка могла привести к срыву машины. Самое правильное – ориентироваться по прибору GPS, но для этого нужно иметь хорошую карту. Ее у нас не было. Людям, решившимся ехать в этот район, я бы посоветовал тщательно подготовиться к путешествию. Без блокировок дифференциала в такую экспедицию отправляться весьма рискованно. Рекомендовал бы не соваться туда на тяжелых машинах. В частности, на «Урале» я бы не рискнул поехать. Но самое главное – это моральная подготовка команды. Если люди не боятся работать, то они пройдут. Свою машину, ГАЗ-66, намерен доводить до ума, усиливать защитные функции (защита поддона, «раздатки»). Подумаю также над возможностью поставить заднюю лебедку. Существует два жизнеспособных варианта: либо своей передней лебедкой через систему роликов, либо все же поставить электрическую заднюю лебедку. Лучше иметь две. У меня был случай, когда я утопил автомобиль по стекла, и в той ситуации я ничего не мог с механической лебедкой сделать, и пришлось в течение суток вшестером вручную вытаскивать машину.
Путевые советы
Самая главная здешняя напасть – кровососущие насекомые: комары, мошка, оводы, слепни, мухи и мушки. Современные химические средства на них почти не действуют. Единственное, что помогало – это старая добрая мазь «Тайга с гвоздикой». Радовало одно: энцефалитного клеща в данном районе нет. Провиант можно брать по минимуму, «тайга всегда прокормит». Это и грибы, и ягоды, и рыба. А еще желательно брать с собой ружье, не для охоты, а скорее для защиты. Медведей не видели, но их свежие следы встречали постоянно, ведь это настоящий «медвежий угол». Не забудьте и про лопаты, бензопилы и хай-джек – без них никак. Впрочем, вы и сами это знаете... В общем, если вы хотите увидеть нехоженую тайгу, зеркальные озера, альпийские луга, тундру и старые, невысокие, но мудрые и красивые горы, приезжайте в Саяны. Хорошего вам бездорожья.
Обсудить на форуме