Текст: Александр Давидюк
Фото: Александр Давидюк
Степь – довольно характерный тип биома, широко распространенного во внутриконтинентальных районах земного шара. В степном травостое преобладают такие растения, как ковыль, костер, житняк, келерия и тонконог. Что же касается фауны степей, то она главным образом представлена грызунами и стадными копытными. На сегодняшний день степь практически освоена человеком. А вот со степными гонками дела обстоят не столь оптимистично... Но похоже, что спортивные функционеры решили ликвидировать образовавшийся пробел и после некоторого перерыва провели очередной этап ЧР в бескрайних степях Калмыкии.
Признаться, это был первый ралли-рейд, который мне пришлось наблюдать через... видоискатель фотокамеры. На мой взгляд, съемка ралли-рейда напоминает... первую любовь – сперва буря чувств (все так ново), но постепенно начинаешь замечать у любимой «мелкие недостатки». Дальше – больше, эмоции окончательно стихают, и вот ты уже думаешь, как это тебя угораздило вляпаться в такую историю! А потом, потом вы расстаетесь, и все плохое забывается. В памяти же остается иллюзия, что в этот раз все могло быть по-другому...
Общая протяженность IV этапа Чемпионата России составила около 1300 км, и проходил он по степям Калмыкии. Скажу больше – в буклете, распространенном организаторами, были красивые фразы о том, что «Великая степь» – это настоящий «Русский Дакар», и что участникам предстоит преодолеть огромные трудности в по-настоящему диких местах. Возможно, все так оно и было. Только нужно учитывать, что «калмыцкие» спецучастки проходили исключительно по кольцевым маршрутам, и от любого участка трассы было не так уж далеко до гостиничного комплекса Сити Чесс (в котором и разместили участников). Что ж, оно и правильно, испытания испытаниями, а гонщики должны быть вымытыми, накормленными и (это самое главное) довольными, а то ведь могут и не приехать в следующий раз.
И еще характерная особенность – в какой-то момент интрига гонки напомнила мне ситуацию в прошлогодней «Формуле-1», когда два первых места на подиуме были «зарезервированы» еще до старта. Правда, в данном случае на роли «Михаэля Шумахера» и «Рубенса Барикеллы» пробовались Алексей Беркут и Константин Жильцов соответственно. И им действительно не было равных! Только на втором спецучастке гонки (из-за получасового штрафа) Константин Жильцов оказался на пятом месте, на всех остальных показав стабильный второй результат. Что же до Алексея Беркута... На одном из достаточно тяжелых участков его серебристый болид под номером 200 показал среднюю скорость 110 км/ч. А это значит, что на трассе он держал не менее 160!
Гоночные шорты обязательны
Высокие скорости движения не могли не сказаться на безопасности. Первые «уши» сделал КамАЗ под управлением Булата Янборисова. В одном из поворотов грузовик попал водительской стороной в рытвину и завалился на бок. Служба спасения показала себя с наилучшей стороны, и гонщиков эвакуировали на вертолете. Всего же за гонку произошло c десяток переворотов! Причина очевидна: калмыцкая трасса не только очень быстрая, но и характеризуется чередованием скоростных прямых и крутых поворотов. Добавьте сюда общую усталость экипажей. Кстати, несмотря на то, что, по мнению местных жителей, в дни гонки было довольно прохладно (слегка за тридцать), многие гонщики перед стартом варварским способом модернизировали свои комбинезоны, превращая их в гоночные... шорты. Кроме жары, спортсменов донимали животные. Например, Алексей Беркут сбил барашка, а Семен Смирнов из команды Georaid поймал двух птиц... шноркелем. Вы не поверите, но несчастных пернатых затащило прямо в воздушный фильтр его желтой Toyota Land Cruiser. Впрочем, в конечном итоге это не помешало Семену занять первое место в классе Production.
У вас техника хромает
Лидеру национального зачета Биньямину Джепаеву на этот раз откровенно не везло, технические неисправности не позволили ему подняться выше третьего места. Проблемы с техникой также явились причиной схода Игоря Козлова. Интересный момент: в Калмыкии Игорь выступал не на привычном для себя автомобиле марки Jeep, а на Kia Sportage калининградской сборки (это позволило ему бороться в национальном классе). Увы, у «обрусевшего корейца» сперва приключилась проблема с задним мостом, а потом произошла неприятность с хабами (один из этапов машина прошла на заднем приводе). А закончилось все коробкой передач (она оказалась ахиллесовой пятой после адаптации керамического сцепления), вынудившей экипаж сойти.
Техника подвела и Бориса Гадасина – не выдержал масляного голодания двигатель его Bowler. Причем, когда механики разобрали его в надежде реанимировать до этапа Super Special, их глазам предстал... расколотый пополам коленвал. Пришлось Bowler отправлять в Петербург.
Настоящие индейцы
Интересное нововведение – в Калмыкии организаторы приняли решение воскресить зачет «Рейд». Напомню, изначально он отличался от остальных ралли-рейдовых классов крайне лояльными техническими требованиями и минимальными стартовыми взносами. Похоже, таким образом была сделана очередная попытка привлечь в ралли-рейды новых людей. Оно и понятно, автоспорт – дисциплина не из дешевых, и не все готовы сразу вкладывать в нее большие деньги. А в зачете «Рейд» вы можете проверить свои силы, проехав по тем же трассам, что и «взрослые» спортсмены. При этом вы будете соревноваться с такими же любителями. Так, например, первое место в «Рейде» в итоге занял питерский экипаж Юрий Воронин / Сергей Шатинский на Toyota Land Cruiser 80, а второе – Астахий Суслов / Алексей Морковкин на... «Иж Ода». Правда, стоит отметить, что Суслов далеко не новичок в автоспорте.
Последний день гонки состоял из этапа Super Special «Кубок Президента Калмыкии» и... стрельбы из лука. Вы удивитесь, но каждый гонщик мог «улучшить» свое время, набрав очки за меткую стрельбу! В зависимости от точности попадания, снималось определенное количество секунд от результата. Как ни странно, но в «смежной дисциплине» особо отличились камазовцы. Похоже, что они уже имели опыт общения с подобным оружием... Что же до Super Special, то соревнование проходило на короткой (пять километров) трассе, проложенной по соседству с Сити Чесс. И хотя на общий результат гонки данный заезд не влиял, Super Special оказался единственным этапом, в силу своей компактности позволившим зрителям без особых хлопот наблюдать заносы, эффектные прыжки и прочую работу на публику. А вечером было Награждение. Именно так, с большой буквы. Как мне рассказали спортсмены, подобного вручения наград не было уже очень давно. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов лично вручил призы, а специально приглашенная из Москвы группа устроила феерическое шоу огня. Добавьте сюда музыку, танцы живота и... бассейн. Кстати, в последнем волей-неволей искупались все – и гонщики, и судьи, и организаторы, и даже пресса...
P. S. Вы спросите, зачем мне потребовалось писать вступительный абзац про степи? Не знаю... Просто я вновь пытался найти в пределах российского бездорожья бескомпромиссный спорт, а нашел... очередную закрытую тусовку (кто-то просто развлекается, кто-то тестирует машины перед этапами Кубка мира). Но вы помните, что по прошествии времени многое воспринимается иначе? Вот и мне снова хочется вернуться в Калмыкию.
Зачет Т2 | ||
---|---|---|
1 | БЕРКУТ Алексей / НИКОЛАЕВ Антон | Mitsubishi Pajero |
2 | ЖИЛЬЦОВ Константин / МЕЩЕРЯКОВ Константин | Mitsubishi L200 |
3 | БУКАТОВ Борис/ДОДНОВ Сергей | Mitsubishi Pajero |
Зачет Т1 | ||
1 | СМИРНОВ Семен / АРСЕНЬТЬЕВ Сергей | Toyota Land Cruiser 80 |
2 | ОЛЕЙНИКОВ Александр / ЛАВРОВА Елена | Mitsubishi Pajero Evo |
3 | ТЕЛЕЛЕЙКО Григорий / РЫЖЕНКОВ Андрей | Mitsubishi Pajero Evo |
Зачет «Национальный» | ||
1 | ГОРБАЧЕВИЧ Владимир / ПОПОВ Павел | УАЗ-315195 |
2 | ВИЛЮНОВ Дмитрий / КУЛЕШОВ Олег | УАЗ-315195 |
3 | КУПЦОВ Константин / НИКОЛАЕВА Екатерина | ВАЗ-21213 |
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.