Страх. Он появляется ниоткуда, вяжет по рукам и ногам, лишая способности ясно мыслить. Страх — главный враг новичка на бездорожье. Именно поддавшись ему, вы будете чаще всего застревать, приобщаясь к внедорожной езде. Как же справиться со своим страхом?
Легче всего сказать: «Не надо бояться». Садясь за руль, вы со всей очевидностью понимаете: бояться тут нечего. Но как только машина проваливается в глубокую лужу, заполненную жидкой грязью, взгляд ваш стекленеет, руки каменеют, а нога нажимает газ в пол. Ясное дело, машина мгновенно застревает.
Когда вы потом показываете фотографии этого момента друзьям, приходится давать неизменный комментарий: это на фото все так безобидно выглядит, а на самом деле было гораздо страшнее — яма была глубже, подъем круче и грязи больше. А вы знаете, от чего так происходит? Да от того, что…
У страха глаза велики
Эта русская народная поговорка не на пустом месте возникла. Страх — самая что ни на есть плодотворная почва для фантазий. Слегка качнулась машина, переезжая через кочку: «А-а, мы сейчас перевернемся!!!!». Погрузились колеса в лужу по ступицы: «Мама!!! Мы тонем!!!». Подсел внедорожник на мосты — тут же паника: «Мы отсюда никогда не выберемся!!!».
Вот ответьте мне… нет, лучше себе: вы на бездорожье зачем? Чтобы инфаркт получить или все же дабы проехать? Если первое, тогда вы на правильном пути, не смею мешать, а если второе — то читайте дальше.
Страх, который вы испытываете, когда машина едет по бездорожью, прежде всего вызван тем, что вам кажется: вы теряете контроль над автомобилем. Машину немного потащило по скользкой колее, а ваше воображение уже рисует страшные картины катящегося кубарем внедорожника. И все… Вы уже не способны обрабатывать получаемую информацию и адекватно реагировать на изменяющиеся дорожные условия. Куда там — теперь ваша цель выжить, выжить любой ценой. А для этого надо немедленно спасаться, а значит «газ в пол», штурвал на себя и полетели. Точнее, это грязь из-под колес во все стороны полетела, а машина остановилась и вяло испаряет ее с трубы глушителя, покачиваясь посередине лужи.
«Ну это уж ты хватил, уважаемый рассказчик, — скажете вы. — Это же надо быть полным идиотом, чтобы так вести себя за рулем». Отнюдь, друзья, именно так вы и ведете себя в начале своего внедорожного пути. Каждое неожиданное для вас движение автомобиля сопровождается нажатием на педаль газа.
Как же побороть свой страх?
Живем по Карнеги
Старина Дейл, когда писал свои книги, ориентировал их на совершенно другие области человеческой жизни, но его метод вполне применим и для офф-роуда. Итак, приступим.
Что самое страшное может случиться с вами при проезде через эту лужу? Правильно, вы застрянете, в салон зальется грязная вода, а вам придется ковылять по мерзкой жиже к багажнику, доставать буксировочный трос и потом тащиться на сухое, чтобы прицепить его к другой машине. И? Что тут ужасного? Если вас все это пугает до жути, так зачем вы вообще занялись офф-роудом? Или застревают только «чайники», а «реальные пацаны» проезжают везде легко и непринужденно? Застревают все. И чем больше ездят, тем чаще застревают, потому что джипер так устроен — по дороге, на которой негде застрять, он не поедет. Следовательно, отправляясь кататься по бездорожью, вы должны быть готовы к тому, что застрянете. Так, с этим разобрались, что там у нас дальше? Ах да, трос и жижа. Достаньте трос заранее, прицепите к своей машине и бросьте в салон через открытое окно или намотайте на бампер. На ноги наденьте болотные сапоги. Вот и все. Вы подготовились к тому, чтобы действовать в случае, если все ваши наихудшие ожидания оправдаются. А теперь спокойно садитесь за руль, трогайтесь с места и начинайте думать о том, как не застрять, а не о том, как проехать. Сейчас непонятно сказал? Расшифрую. Не надо смотреть вдаль и планировать, между какими именно деревьями, стоящими в 500 м впереди, вы проедете, когда переберетесь через лужу, колею и канаву. Думать надо сначала о том, как не застрять, проезжая по луже, потом, когда она кончится и начнется колея, сосредоточиться именно на ней. Затем уделить максимум своего внимания канаве, а вот когда доедете до деревьев, можно будет подумать о том, как между ними проехать. Мозг водителя должен быть занят решением текущих задач. Стратегическое планирование — удел штурмана. Если вы едины в двух лицах, то сначала вышли из машины, пробежались и исследовали засадный участок, по которому предстоит проехать, выбрали оптимальную траекторию и, сев за руль, сосредоточились на вождении. Таким образом убиваете сразу двух зайцев: вы собранны и внимательны, а главное, вам совершенно некогда бояться.
Бразильская система
В завершение нашего краткого курса по теории бесстрашия хочу рассказать одну поучительную историю. Был у меня один ученик, звали его Рома «Кошка». Он очень хорошо водил машину и все внедорожные премудрости схватывал на лету, но был у него один недостаток. Каждый раз, когда по стеклу машины били ветки деревьев, он моргал. Когда быстро едешь по лесу, ветки в стекло стучатся постоянно, и, конечно же, это частое моргание сильно отвлекало его от пилотирования.
Мои объяснения, что, мол, моргать не надо: ветки снаружи, а ты внутри, не бойся их, — не имели никакого действия. Тогда я стал делать так: каждый раз, когда Рома оставался за рулем, а я выходил из машины, первым делом подбирал ветку потолще, незаметно подкрадывался и сильно бил ей по лобовому стеклу. Первое время «Кошка» дергался как ошпаренный и выкрикивал некрасивые слова. Постепенно его реакция стала более спокойной, и со временем он просто перестал реагировать на удары веток по стеклу как стоящей машины, так и во время движения.
Страх — друг неведомого. Больше ездите по бездорожью, анализируйте природу поведения автомобиля в сложных внедорожных ситуациях, и чем лучше вы будете ее понимать, тем меньше места в вашем сознании останется для страха. Со временем он и вовсе пропадет.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.