«Маральный» вояж на Колыму

Экстремальное путешествие с оленями на борту

По натуре я не являюсь авантюристом и искателем приключений. Но иногда для решения определенных задач даже мне, экологу, приходится пускаться в авантюры. Живя на задворках огромной страны, всегда хотелось проехать ее всю — с запада на восток. А тут и причина появилась и случай представился. Нашему научному парку понадобились маралы — благородные олени, которых разводят в Горном Алтае.

Привезти животных традиционным способом — самолетом — стоило таких денег, которых наука наша никогда не видела. Поэтому решили приобрести на Большой земле грузовик, довезти на нем маралов до Колымы и в дальнейшем использовать его для собственных нужд. Выбор пал на ГАЗ-33081 «Садко». Современная модификация легендарной «шишиги» (ГАЗ-66) с новой кабиной и дизельным двигателем стоит значительно дешевле тех двух «лимонов», в которые встала бы нам авиадоставка. А машина привлекала своими вездеходными качествами, столь необходимыми на севере. Таким образом, план поездки был следующий: прилететь в Нижний Новгород, на заводе приобрести автомобиль, догнать его до Алтая, загрузить животных и оттуда своим ходом привезти на Колыму.

Несмотря на то что план на бумаге выглядит достаточно просто, у него был целый ряд сложностей и узких мест.
1. Длина планируемого пути составила более 12 000 км.
2. Последний участок в 1500 км не имеет даже грунтовой дороги — все лесами, реками, озерами и по перевалам.
3. Пройти весь путь необходимо в крайне сжатые сроки, ибо зимники и переправы могут поплыть в любой момент.
4. В первый же день выяснилось, что отец, с которым я планировал гнать машину, вынужден уехать, так что почти весь путь мне пришлось проделывать одному.
5. Несмотря на наличие категории С, опыта езды на грузовике у меня не было. Как не было и опыта управления леворульной машиной. И вдобавок: несмотря на большой опыт «офф-роуда», по городам я почти не ездил. На севере дороги только грунтовые, трафик нулевой, знаков практически нет, а из ПДД наиболее распространено такое: уступи дорогу тому, кто больше.
6. Маралы — это живой груз, который по дороге надо регулярно поить, кормить и по возможности не слишком сильно трясти.

Вооружившись толстой книгой карт дорог России, тоненькой книгой Правил дорожного движения и верой в собственные силы, в конце марта мы с отцом вылетели в Нижний Новгород.

Как бы по Европе…

«Садко» был проплачен заранее, и поэтому, приехав в дилерский центр, мы уже через 2 часа забрали его со всеми документами. Машину купили в базовой комплектации, единственной доделкой был дополнительный топливный бак и цепи на колеса. Ближе к Колыме ожидались длинные перегоны по бездорожью, так что без допбака можно было и не доехать. В отличие от ГАЗ-66 у ГАЗ-33081 двигатель находится впереди, и ожидалось, что кабина будет более просторная. Однако сидеть в ней одновременно могут только двое, а спать с моими 190 см крайне неудобно. Но в целом машина производила приятное впечатление. Правда, переключать с 4x2 на 4x4 можно было, только упершись спиной и ногой выдавливая рычаг. Но я к машине примерно такие требования предъявлял: «Доедь, родимая, до дома, а там можно и на постамент тебя поставить».

На то чтобы почувствовать автомобиль и освоиться на трассе, ушел первый день, после этого езда стала менее нервная. Все-таки наличие опыта вождения «праворуких» машин давало о себе знать. По мере удаления от Нижнего дороги становились лучше, а фур, кафе и придорожных гостиниц меньше. Так как кабина в машине маленькая, то наличие гостиниц меня очень радовало. А цены на гостиницы и кафе радовали еще больше: за 300–400 руб. можно получить номер с душем и чистой постелью, за 100–150 — очень плотно и вкусно поесть.

Изначально планировали закупить все необходимое для перегона в Нижнем Новгороде. Но так как город мы совсем не знали, сделать это не получилось, в дорогу купили только знак, аптечку и огнетушитель, полагая, что до Новосибирска ничего и не понадобится. Впоследствии я дважды пожалел об этом решении. В первый раз через 1300 км после выезда, уже под Челябинском. Лопнул топливный фильтр. Никогда с таким не сталкивался. Тонкая трещина с торца, а весь двигатель залит соляркой, и из-под него хлещет. А ни одного ключа! Запасного фильтра нет.

Остановился где-то на трассе. Удачно (как рояль в кустах) нашел ключ 13x14 на обочине. Из него и ремня от фотоаппарата сделал съемник, сходил в находившийся неподалеку сарай с надписью «Шиномонтаж», выклянчил там старый обрывок камеры, сделал из него кожух, хомутом затянул. Течь не устранилась, но хотя бы не разбрызгивало по всему двигателю. Через 10 км попался магазин, где я сумел подобрать подходящий фильтр.

Второй случай произошел уже за Курганом, в степях недалеко от границы с Казахстаном. Поздняя весна, снега почти нет. Выехать со стоянки, полной фур, можно было, только развернувшись задом в чистом поле. Что я и сделал и благополучно влетел в задутую канаву задними колесами. Сел и брюхом, и мостами. Даже раскачки нет. А лопату-то не купил. И ни у кого из водителей ее не оказалось. Пришлось брать монтажку и ею копать снег. Часа два провозился.

Здравствуй, Сибирь-матушка

Дорога от Нижнего Новгорода до Новосибирска заняла шесть дней. Здесь я уже купил все необходимое для поездки, и два дня с помощью знакомых и прилетевшего отца машину оборудовали для приема маралов. Наращивались борта, готовился отсек для животных, сколачивались поилки и кормушки. Дорога от Новосибирска до Горного Алтая заняла день, и поздно вечером мы с отцом добрались до необходимого нам села. Алтай произвел очень хорошее впечатление. Красивые места!

С погрузкой оленей возникли заминки. Лишь на четвертый день все необходимые для перевоза животных ветеринарные документы были готовы, маралы без особых проблем загружены в машину и мы выехали в Новосибирск. Оттуда отцу опять пришлось лететь в Москву, и дальнейший путь я проделал в одиночестве.

К моей великой радости, животные в кузове вели себя спокойно, в дороге «поил» их снегом, под ногами у них было навалено много сена, а каждый вечер и утро кормил их овсом, который я вез в багажном отсеке.

От Новосибирска дороги стали похуже, и, даже сидя за рулем по 14–15 часов, не удавалось преодолеть больше 500–600 км. Периодически приходилось остановиться, чтобы пополнить запасы сена в ближайшей деревне или насобирать свежего снега для оленей. Перспектива не успеть до распутицы подстегивала ехать быстрее и с меньшими перерывами.

Между Красноярском и Иркутском были большие участки, где на федеральной трассе вообще нет асфальта. А ведь Иркутск — это только половина пути, причем лучшая часть. Дальше будет только хуже, а сил нет ни моральных, ни физических. И одному тяжело. Но уже и отступать поздно. А потом был солнечный день, через час я подъехал к Байкалу, и дурные мысли отошли за созерцанием гор и озера. Следом был Улан-Удэ, и за ним еще красивые виды. И там же оказалась последняя придорожная гостиница, где я ночевал.

Снега по Сибири уже почти не осталось, а в Забайкалье его не было совсем. Найти снег для маралов стало проблемой. Только в редких холмах с северной стороны удавалось наскрести немного, и то грязного.

За Читой началась трасса на Хабаровск. Новострой... Ехать приятно, но построена она лесами, и заправок, общепита и гостиниц почти нет! Преодолев за день рекордные 1080 км (с учетом того, что машина быстрее 97 км/ч не разгоняется даже при полном газе и с горки) и окончательно выбившись из сил, я вынужден был-таки ночевать в кабине — сидя. Конечно, после 17-часо вого перегона отдых это относительный, но зато есть и очевидный плюс: сидя долго не проспишь, а потому и проедешь больше. Зато мои попытки «догнать зиму» той ночью были вознаграждены: зима сама меня догнала и, проснувшись утром, я увидел, что все белым-бело. Маралы были рады.

Доехав до города Сковородино, я свернул с трассы Чита — Хабаровск и тут же попал в суровую якутскую реальность. Через 100 м после развязки асфальт закончился, и дальше до Якутска преимущественно дорога была грунтовая.

По Якутии родной

Дорога от Сковородина до Якутска заняла два дня. На этом пути происшествий особых не было. Подгоняемый новостями об оттепели на Колыме, я гнал по 16 с лишним часов в день, спать приходилось в машине, а ужинать сушками с кока-колой.

В Якутске меня встретили знакомые. Заночевал у них, утром пополнил запасы овса и собрался на последний, самый тяжелый участок пути.

Животные себя чувствовали неплохо. Как минимум, внешне они выглядели лучше, чем я. На последнем участке моя одежда уже стала хрустеть от грязи, руки перестали отмываться в принципе и за мной закрепился устойчивый запах маралов, которых я кормил утром и вечером. И хоть они и называются благородными оленями, запах от них к благородным явно не относится. К тому же ночами, когда я пытался уснуть в кабине, они начинали выяснять между собой отношения и яростно раскачивали машину. После этого даже посещала мысль кормить их поменьше, чтобы сил лишних не было.

Федеральная трасса «Колыма», соединяющая Якутск и Магадан, первые 400 км проходит по равнине, пересекает реку Алдан по зимней переправе и дальше уходит в горы. К этому моменту у меня на спидометре было уже 10 тыс. км. Трасса хоть и называется федеральной, но является крайне экстремальной. Путь в горах — это серпантины, прижимы и перевалы. Там все прижимы имеют собственные имена: «Желтый прижим», «Заячья губа»... И основная сложность в том, что на наиболее опасных участках над пропастями ширина дороги составляет всего 2,7 м. И это ширина не одной полосы, а всей проезжей части с двухсторонним движением! На поверхности гололед, и разъехаться можно только с помощью карманов. Все движутся крайне медленно. О тех, кто здесь ехал быстро, лаконично напоминают многочисленные кресты и памятники. Хотя скоро все это, возможно, уйдет в историю: выделили деньги и в этом году там делают «двухполоски».

Дальше дорога выезжает в долину Оймякона. Этот полюс холода северного полушария встретил меня нулевой температурой и тающим снегом. Далее трасса идет серпантином через перевалы. Наверное, именно здесь были самые красивые виды за всю дорогу — кровавый закат, скалистые горы, перевал и луна цвета сливочного масла... Как назло, именно тогда фотоаппарат у меня разрядился, и запечатлеть эту красоту не удалось. Далее дорога спускалась к Усть-Нере. Это последний населенный пункт на трассе «Колыма». Я залил полные баки и через 20 км встал на ночлег на развилке. Следующая заправка ожидалась только через 500 км, в Зырянке. С этого момента дороги кончались совсем.

Добро пожаловать на Колыму

Первые 40 км ехал вдоль горной речки. «Ураловский» след проложен прямо по берегу со всеми его береговыми неровностями, кустарниками и кочкой. Ехать быстрее 30 км/ч не получалось никак. Трясло машину дико. Ремни безопасности в такой тряске не предохраняли от последствий ДТП, а просто удерживали тело в водительском сидении. Однако уже через 2 часа, когда подошел к первому перевалу и скорость упала до 10–15 км/ч, а тряска заметно усилилась, я понял, что по ручью дорога была все же хорошей.

Следом за перевалами пришлось ехать через «аквариум» — опасное место, где всю зиму течет горная речка, образующая огромные многослойные наледи. К счастью, их я миновал без происшествий. В тот день несколько раз застревал, слетев со следа. Но тут уже лопаты были со мной, и, тратив примерно по полчаса, выбирался.

Весна давала о себе знать, кое-где уже текли ручьи. В одном месте они потекли по обеим колеям дороги, проложенной через наледь, и всего за пару часов до моего появления промыли достаточно глубокие канавы. Я же, переоценив клиренс своих мостов, с разгону сел. Все четыре колеса в воздухе болтаются. На счастье, сзади ехали два камаза, которых я только недавно обогнал, они меня и выдернули.

Даже несмотря на тот бешеный темп, с которым я ехал от Новосибирска, до начала весны я все равно не успел. Моя машина была в числе последних, выехавших из Усть-Неры на Зырянку, Черский и Чукотку. Автомобиль у меня легкий, и я обогнал несколько больших грузовиков на этом участке. И тот факт, что с отставанием на час, два или даже пять сзади едут люди, которые мне всегда смогут помочь, меня радовал. Останавливался со всеми встречными машинами, узнавал, как дорога впереди, где опасные места, рассказывал о пути, который только что проехал. Приходилось гнать, водители в один голос говорили, что разлилась Мома, и каждый новый шофер называл все более высокие уровни воды. Доехав до Момы, увидел, что основная переправа залита полностью и что машины набили путь в обход выше по течению. Вода там почти по кабину, что впереди в воде — не видно. Еду на второй скорости, но газ в пол. Периодически попадаются ямы под колесами, машину трясет, но газ не отпускаю. Пусть лучше нас покидает, но встать с машиной по пояс в воде мне не улыбалось.

Проскочил! Через пару часов встал на ночь. Один бак с топливом уже пустой. А еще полпути только до Зырянки.

На следующий день миновал последние перевалы, и на этом зима кончилась совсем. Всего дня за 3–4 до моего появления трасса была замерзшая, все неровности скрыты укатанным снегом. А тут — лужи и кочкодром. Ближе к вечеру доехал-таки до Зырянки. Топлива не хватило, и 20 литров пришлось перехватить по дороге у одного водителя МАЗа. В Зырянке цена солярки выросла до 43 руб. Залил оба бака и поехал дальше. Слышал, что от Зырянки дорога нарезана по самой Колыме, но оказалось, что на реку дорога съезжает только через 80 км. Решил не терять время в Зырянке и доехать до Колымы. Эти 80 км оказались худшим участком за все время. Их я ехал 7 часов! Если зимой здесь накатан зимник, то теперь это был самый обычный лес.

Еду, жду наконец-то съезда на Колыму. Надеюсь, что на реке дорога будет нормальной. Я-то знаю, что дороги, которые режут с помощью К-700, хорошие. У нас, в районе Черского, можно зимой и больше 100 км/ч мчаться! Реки все нет. Меня уже гложут сомнения, что я не то направление взял. Тут еще дорога периодически идет озерами, на них вода, местами ямы, кто-то уже поставил самодельные знаки из веток, обозначающие объезды. На очередном озере еду по воде, глубина сантиметров двадцать. Какой там лед — не видно. Неожиданно метрах в десяти передо мной из трещины начинает валить вода, и льдина, по которой я еду, оседает. У меня душа в пятки… Газ в пол — выскочил. А состояние страшное. Дикая усталость, страх перед этой дорогой, неуверенность, что еду в правильном направлении и бешенство из-за совокупности этих факторов. Добрался до Колымы, но радость была недолгой: на реке дорога так же потаяла и местами оказалась залита водой. Под водой — ямы. Едешь 30 км/ч, под колесами вода... Вдруг резко чувство невесомости, затем переднее колесо ударяется о край ямы — и виснешь на ремне безопасности. Так 10 часов по реке до Среднеколымска. Как я узнал, уже приехав домой, моя машина была последней из проскочивших этот участок. В течение нескольких следующих дней на этом отрезке затонуло пять машин. Не зря я гнал все-таки.

К Среднеколымску «Садко» начал потихоньку сдавать. Приходилось доливать масло, начала убегать тормозная жидкость, раскрутился передний амортизатор и вылетел трос спидометра.

В Среднеколымске я остановился в гостинице. На удивление она оказалась весьма приличная: там был даже душ! В городе моему «Садко» помогли сделать небольшое ТО, и я, заправившись, продолжил путь.

Дальше дорога идет лесотундрой и озерами. Тут, ближе к северу, озера протаяли меньше, и хотя по дороге ехать уже было нельзя, но объезжать по целине было безопасно. Проблемы появились, когда погода вдруг вспомнила, что еще только апрель, а это Заполярье, и после оттепели температура упала. В результате едешь на машине по лужам, а за окном –10. И буквально через десяток километров на машине накапливаются сотни килограммов льда. От Среднеколымска до Черского порядка 600 км. Но как раз на этих километрах проблемы с машиной посыпались каскадом. Намерзший лед вырвал все провода. Не осталось ни габаритов, ни фар. Через 100 км полетел электронный клапан, отвечающий за зажигание. Познания мои в технике где-то на уровне слегка продвинутого обывателя. И когда неожиданно встала посреди белого безмолвия машина и отказалась заводиться, то я проверил топливо в фильтре и все форсунки развоздушил, но о том, что есть такой клапан, и не подозревал. К счастью, навстречу ехал «Урал», водитель которого опытным глазом выявил поломку. Клапан отсоединили и с помощью проволоки придавили в нижнее положение. Машина заработала, но заглушить ключом ее теперь было нельзя.

Еще через несколько десятков километров полетел пластиковый стакан на осушителе. Компрессор перестал подавать воздух в тормозную систему. Тормоза закусило, машина встала. Все дно во льду. Часа три пролежал под машиной, отдалбливая лед, отсоединил осушитель и пустил линию от компрессора напрямую в баллоны. Помогло только на три километра.

Въехал в село Андрючкино, встал на ночь. Утром загнал машину в гараж возле дизельной электростанции, тепловой пушкой отогрели мне машину. С помощью сливных кранов настроили давление в баллонах. По идее, до дома остался один день...

На улицах по-прежнему мороз и лужи, сливные краны обмерзают, давление растет, приходится молотком через каждые пять минут сбивать лед. Но часов за шесть доехал до Колымы. Дорога с проталинами снова замерзшая. Тормоза, чтобы ехать, пришлось полностью отключить.

Последние силы, последние 200 км... Дорога паршивая, но еду. Тут замечаю, что датчик масла загорается. Остановился. Смотрю — уровень масла низкий. Было с собой 8 л в запасе, 4 л долил. Проехал 10 минут — опять датчик загорелся. Полез под машину — а там с пробитого картера течет ручьем. И в таком месте, что чоп не забить. Хорошо, с собой была холодная сварка. В три приема за несколько часов сумел прекратить течь. Залил последние 4 л. В этих «развлечениях» и ночь прошла. Рассвело. Еду. Последние 100 км. Уже все места знакомые. А тут и температура поползла вверх. С радиатора тоже подтекать стало. Доливаю воду. Осталось 40 км. 12 500 км позади, 25 дней пути. Сил нет. Еду по подмерзшей дороге, тут колеса проламывают верхний слой льда. Метров через 10 машина выскакивает, но выскакивает с заносом, тормозов нет, и я на скорости въезжаю в бруствер и мягко ложусь набок. Даже зеркало, на которое лег, цело.

Через пассажирскую дверь выскакиваю наверх. Бегом к капоту сдергивать проволоку, чтобы двигатель заглушить. Заглушил. Оттуда — за телефоном и к маралам. Они все целы, но в машине борта фанерные, а крыша брезентовая, и причем брезент в результате путешествия очень хлипкий. Маралы нервничают. И я как в свитере выскочил из машины, так три часа, пока не приехал отец со знакомым и не поставили машину на колеса, грудью удерживал маралов, чтобы не сбежали. Один из них, самый буйный, при этом яростно норовил меня боднуть через брезент. Три часа жуткого страха, что сейчас не удержу, убегут — и все усилия прошедшего месяца насмарку. Но обошлось. Машину поставили на колеса, завели, и она благополучно доехала до парка, где маралы в тот же день были выпущены в загон.

Послесловие

Кроме необходимости доставить животных, поездка для меня была и проверкой себя и своих собственных возможностей. Все мы высокого мнения о себе, и у всех есть амбиции. И эта поездка стала для меня проверкой, соответствую ли я своим амбициям. В первую очередь это было испытание воли и веры в себя. И успех операции обеспечил мне уверенность в собственных силах на многие годы вперед.


Плейстоценовый парк

Автор этого «триллера на колесах» живет в якутском поселке Черский и работает на Северо-восточной научной станции, расположенной в нижнем течении реки Колымы. Станция занимается исследованиями в области экологии, мерзлотоведения, изменений климата. Одной из основных ее инициатив можно назвать проект «Плейстоценовый парк». Это попытка воссоздать экосистемы, существовавшие на севере Сибири в конце ледникового периода. Сегодня, проехав по северу, можно не встретить ни одного крупного животного, однако еще всего 20 000 лет назад в ныне пустынных регионах ходили несметные стада бизонов, мамонтов, лошадей и оленей. С окончанием ледникового периода в эти суровые края проник человек и численность животных резко пошла на спад. Вместо богатых лугов и пастбищ сейчас доминируют мхи, лишайники и кустарники. Цель «Плейстоценового парка» — воссоздать утерянные богатые северные экосистемы. На огороженную территорию переселяются животные, ранее жившие здесь или максимально близкие «родственники» животных мамонтовой степи. Сейчас в парке обитают овцебыки, зубры, маралы, северные олени, лошади, лоси. Искусственно поддерживается высокая численность животных, и они сами восстанавливают свои пастбища. Более подробно об этом парке можно прочитать на сайте www.pleistocenepark.ru

текст: Никита ЗИМОВ
фото: автор


№6 июнь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты