А ты его смажь!

Все, что нужно знать о масле

Мы попросили специалистов компании Castrol ответить на вопросы, касающиеся применения моторных и трансмиссионных масел, и подтвердить или опровергнуть некоторые устоявшиеся на интернет-форумах представления. Ведь всегда лучше обращаться к первоисточникам, чем внимать эмпирическим умозаключениям прячущихся под никами персонажей.

— Есть ли какие-то рекомендации по применению смазочных материалов для покорителей бездорожья?
— Предельные режимы работы, в том числе и езда по бездорожью, приводят к ускоренной выработке ресурса моторного масла. В тяжелых условиях эксплуатации мы бы рекомендовали менять масло в двигателе после каждого соревнования или нескольких дней борьбы с природой, поскольку трудно оценить, какой запас по ресурсу еще остался. Срок службы трансмиссионных масел гораздо дольше, и они вряд ли придут в негодность после внедорожных приключений. Однако в них могут оказаться продукты усиленного износа деталей трансмиссии, а также грязь и влага, попавшие в агрегаты после преодоления бродов и болот. Поэтому трансмиссионные масла и смазки после продолжительной езды по серьезному бездорожью мы бы тоже рекомендовали заменить.

— Возможны ли ситуации, когда владельцу автомобиля целесообразно заменить ГСМ на отличные от рекомендованных?
— Таких ситуаций нет. Если мы говорим о вязкостной характеристике, то термины «лучше» или «хуже» попросту неприменимы. Масло SAE 5W-40 ничем не лучше и не хуже масла SAE 5W-30: это просто разные продукты. Как правило, производитель мотора оставляет возможность выбора, перечисляя допустимые классы вязкости в инструкции по эксплуатации. Владельцу остается только решить, что для него важнее: низкотемпературные пусковые свойства масла (несколько лучшие у масел 0W), его топливосберегающие характеристики (несколько лучше у масел класса 30 в сравнении с 40), несущая способность (несколько выше у масел класса 40) или стоимость продукта.

Если вязкость недостаточна, то в тяжелых режимах эксплуатации возможен разрыв масляной пленки и соприкосновение металлических деталей в парах трения. Но если вязкость выше, чем оговорено, то возрастают потери энергии на прокачку по системе смазки. В наддувных двигателях замедляется скорость прохождения масла через турбину, эффективность ее охлаждения снижается, масло дольше подвергается воздействию высокой температуры и, соответственно, интенсивно окисляется. Это приводит к еще большему повышению вязкости, замедлению тока масла, перегреву турбины и двигателя и к поломке. Несоответствующая вязкость может привести к нештатной работе фазовращателей. Может ухудшиться охлаждение поршней, от которых в современных двигателях тепло отводится с помощью специальных форсунок, нагнетающих масло под юбку поршня.

С эксплуатационными спецификациями тоже простора для экспериментов практически нет. Если предписанное масло классифицируется по API, то можно залить продукт более высокой категории, например SM вместо SL. Однако замена SM на SN с точки зрения защиты двигателя от износа уже ничего не дает, требования к маслу в этих категориях одинаковые. Если же оно должно соответствовать требованиям ACEA, то, согласно правилам этой ассоциации, действует всегда последняя редакция спецификации. Например, в 2012 году все масла по умолчанию должны соответствовать требованиям спецификаций ACEA2010, не ниже. А выше пока нет.

— Всегда ли и во всем более высокая группа в классификациях API и ACEA означает для владельца: «Это лучше для твоей машины»?
— По поводу спецификации API ответ дан выше. В системе АСЕА нет понятия «более высокая спецификация»: масла, соответствующие полнозольной спецификации А5/В5, категорически не подходят к двигателям, где требуются масла по спецификации А3/В4. Спецификации А1/В1, А3/ B3, A3/B4 и A5/B5 — просто разные, они предназначены для разных двигателей. То же самое можно сказать о малозольных спецификациях группы С: спецификации С1, С2, С3 и С4 не взаимозаменяемы, они предназначены для двигателей разной конструкции, оснащенных сажевыми фильтрами. Лучше строго следовать рекомендации автопроизводителя.

— Каковы преимущества «синтетики» перед «минералкой»?
— Главное и, пожалуй, единственное преимущество «синтетики» — лучшая устойчивость к окислению. Соответственно в условиях бездорожья при работе мотора в тяжелом режиме «синтетика» имеет некоторое преимущество по долговечности. Но если после рейда все равно надо менять масло, разница нивелируется: в любом случае запаса свойств даже у более простого масла хватит на несколько дней интенсивной эксплуатации.

— Как вы относитесь к «волшебным» добавкам в трансмиссионные и моторные масла?
— Отрицательно. Пакет присадок в масле содержит все необходимые компоненты в сбалансированных количествах и пропорциях. При этом важно отметить, что компоненты — это весьма активные вещества, с готовностью реагирующие друг с другом. Самое сложное — добиться устойчивости пакета и синергетического эффекта, когда одна присадка усиливает действие другой. Это требует долгой и кропотливой работы в химических лабораториях, затем стендовых, моторных и полевых испытаний большого количества композиций, из которых потом отбираются и совершенствуются наиболее удачные. Добавление в такое масло чего-либо постороннего изменяет состав пакета присадок, и надо все исследования и испытания провести заново. Получается, что испытания в данном случае проводятся самими автолюбителями и за свой счет. Надо только помнить, что в случае введения каких-либо добавок в масло компания-производитель снимает с себя всякую ответственность за свойства и характеристики продукта.

текст: Леонид КЛИМАНОВИЧ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты