Прощание с Селигером

К чему готовиться в краю озер и рек

Озеро Селигер расположено примерно посередине между Москвой и Санкт-Петербургом и с давних пор является излюбленным местом отдыха жителей обеих столиц. Мы своей компанией каждый год выбираемся на его берега, обычно стараясь попасть в межсезонье, но на этот раз угодили в самый разгар «селигерского столпотворения».

«Край рек и озер» — именно так Пётр I называл окрестности Селигера. И действительно, водная система из нескольких десятков плесов, проток, озер и речушек протянулась на сотню километров с севера на юг и на пятьдесят с запада на восток. Селигер — это настоящий памятник русской природы. С самого детства каждое лето я проводил на берегах селигерских плесов. И, увлекшись внедорожными путешествиями, не забыл край моей юности. Теперь так же, как когда-то давно, я с друзьями гружу машины туристическим скарбом, и мы едем в Тверскую область. Разве что сейчас снаряжения побольше, да на смену «двадцать первой» «Волге» моего отца пришли подготовленные внедорожники.

Легенда проезда

Из столицы к озеру можно добраться по двум магистралям: Ленинградскому шоссе (М10) и Ново-Рижскому (М9). Расстояние примерно одно и то же — от Москвы до Осташкова (единственного города на озере) немногим меньше 400 км. Маршрут через «Новую Ригу» чуть протяженнее, но зато практически без пробок… обычно. Но на этот раз М9 нас удивила. Как оказалось, чума дорожных ремонтов напала на скоростную трассу. На то чтобы добраться от Москвы до Ржева, нам потребовалось в 2 раза больше времени, чем обычно. Реверсивное движение, сужение и полное отсутствие асфальтового покрытия приходили на смену друг другу на протяжении всего пути за пределами Московии. И только когда мы миновали Ржев и выехали на давно не ремонтированную узкую дорожку на Осташков, смогли ехать быстрее. Стоя в пробках на магистрали, мы позвонили тем, кто еще не успел выехать из Москвы, и настоятельно порекомендовали им держаться подальше от рижской трассы. Те, кто последовал нашему совету и выбрал М10, провели в пути гораздо меньше времени, чем мы.

Вызывающий «Защитник»

На этот раз на Селигер я отправился на легендарном британском внедорожнике Land Rover Defender 110. На машинах предыдущих серий мне довелось немало попутешествовать. Но с новым мотором я столкнулся впервые. К тому же российское представительство компании Land Rover подготовило к продаже ограниченную серию из 48 автомобилей под названием Challenger. На машинах, окрашенных в приятный оттенок зеленого цвета, установлены экспедиционный багажник, алюминиевые защиты, фаркоп, даже грязевые чехлы на сиденья. Так что мне представилась возможность совместить полезное с приятным, а именно внедорожный тест и путешествие.

Машина не разочаровала. Когда дело дошло до настоящего бездорожья, «Защитник», обутый в обычную дорожную резину, показал себя с самой лучшей стороны. Также пришлась весьма кстати антипробуксовочная система, которая успешно заменяла автоматические межколесные блокировки. Мы катались по глубоким колеям, заполненным водой и грязью, преодолевали поваленные деревья и вывороченные корни. И все это на машине, только что выехавшей из дверей автосалона с нулевым пробегом и без какой бы то ни было специальной внедорожной подготовки подвески, трансмиссии и больших грязевых колес! Конечно, в результате мы все же смогли засадить автомобиль, но благодаря помощи друзей и их лебедке вскоре снова обрели способность к передвижению.

Где бы яблоку упасть

Субботним утром мы приехали к Ниловой пустыни, чтобы, как обычно, начать свой маршрут с посещения монастыря. Но не тут-то было. Мы не только не смогли доехать до автостоянки близ моста, ведущего в монастырь, но даже на то, чтобы выехать обратно, у нас ушло около получаса. Вы не поверите, но мы попали в самый настоящий затор. Просто какое-то автомобильное столпотворение! И дело не столько в туристах, которые вдруг со страшной силой устремились в храм, сколько в разбитом прямо у монастыря комсомольском лагере. Правда, вместо значков с портретами Владимира (Ильича) у них на шеях болтались бейджи с триколором. И назывались они не комсомольцы, но сути это не меняло.

Лагерь занял огромную территорию, огороженную сеткой, видимо, чтобы никто, кроме патриотов, войти не смог. Прямо у входа стоял большой и блестящий лаком Rolls-Royce Phantom, а по дороге и берегам озера слонялись толпы людей. Кругом все было заставлено десятками машин, а свободное от деревьев пространство утыкали палатки тех, кого не пустили внутрь ограждения. Вдоль дороги возвышались горки из мешков с мусором различной степени рассыпанности.

Мы постарались ретироваться из этого праздника не нашей общественно-политической жизни со всей поспешностью, на которую только оказались способны. Благо, я хорошо знал берега озера и планировал увести свою небольшую колонну туда, где мы точно будем одни. Есть одно местечко недалеко от села Кравотынь, куда можно добраться только на полноприводном внедорожнике. Дорогу к берегу пересекает ручей, а за ним начинается настоящее бездорожье.

Мы форсировали ручей, который изрядно обмелел и не представлял для нас никакой проблемы, и, подъехав к развороченным колеям, оказались… на открытой парковке. Лес был заставлен легковыми автомобилями и паркетниками. Их тут оказалось десятка полтора. Любителей отдыха на берегу озера не остановило отсутствие дороги, и они, побросав машины в лесу, перетаскали свое барахло к воде челночным методом.

Но все же удалось найти свободную поляну. Продвижение нашей команды через грязь было бодрым и стремительным, нас сопровождали летящие из-под колес комья и завистливые взгляды «челноков», которые сбрелись посмотреть, как «они и на самом деле тут собираются проехать».

Прощай, летний Селигер!

И вот мы расположились палаточным лагерем на берегу озера. Натянули тент, расставили столы и занялись хозяйственными хлопотами. Солнце постепенно уползло за деревья, а потом и вовсе скрылось, правда, сильно темнее от этого не стало. С воды дул легкий ветерок, отгоняющий комаров. В большом казане тихо доходил плов на всю нашу компанию. Как же в тот момент мне было хорошо! Даже не верилось, что еще несколько часов назад вокруг меня копошились машины и ходили толпы людей. Сейчас всего в нескольких километрах от того места я уединился на лоне природы с теми, кого был по-настоящему рад видеть. А утром, аккурат в половине девятого, меня разбудила музыка. Я долгое время не мог понять, откуда она доносится, и только когда вылез из палатки, сообразил, что в «комсомольском» лагере у Ниловой пустыни проводят утреннюю зарядку. Это же надо было додуматься у стен святой обители включить сотню децибел дешевой попсы. Бедные монахи и жители окрестных деревень! Им приходится слушать этот кошачий концерт каждое утро…

Через полчаса музыка и визгливожизнерадостный голос ведущего стихли, перебудив весь наш лагерь и остальные на десяток километров окрест. Я стоял на берегу озера, и мне было грустно. Я со всей очевидностью понимал, что это моя последняя поездка на Селигер в разгар сезона. Я больше не хочу видеть, как край моего туристического детства превращается в рассадник матрасного туризма и информационный повод для новых поколений политиков.

Я буду приезжать сюда непогожими осенними и морозными зимними днями, когда обыватели сидят дома перед телевизорами и носа в лес не кажут. Лужи и снег не станут препятствием для внедорожника. И мне не придется стоять в пробке, чтобы выехать на берег любимого озера.


«Защитник»: личное мнение


Вообще LR Defender — очень специфичный автомобиль, в нем все слишком. Либо слишком хорошо, либо слишком плохо. В «деф» или сразу влюбляются, или испытывают на него стойкую аллергию. Я из тех, кто когдато был истово влюблен. Годы, проведенные вдали от продуктов английского автопрома, несколько притупили былые чувства, но пять дней за рулем снова заставили сердце биться чаще при виде круглых фар и прямоугольных форм. Но с одним недостатком нового салона я все же так и не смог примириться. Новая панель с пухлой консолью, пришедшая на смену простенькой старой, сильно опускается вниз, и я при моем росте и весе физически не смог удобно расположить правую ногу. Нажимая на педаль акселератора, я все время терся коленкой о шершавый пластик консоли.

Зато, двигаясь по трассе и городским улицам, я снова чувствовал на себе взгляды других участников движения, чего давно не было. Я много езжу на подготовленных внедорожниках различных марок, но все эти колеса, лебедки и силовые обвесы уже давно стали привычными и не вызывают бурной реакции ни у водителей, ни у пешеходов. А простой, уже десятилетиями не менявшийся дизайн Defender притягивает к себе взгляды, как и раньше.



текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото: автор и Кирилл МАТВЕЕВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты