В детстве все летали во сне и мечтали стать пилотами наяву. С возрастом многое изменилось: мы превратились в занятых и серьезных людей, появились привычки и обязанности. Но в каждом взрослом сидит маленький мечтатель. И парапланеризм — один из способов вернуться в детство!
Параплан является ближайшим родственником парашюта. Или, правильнее сказать, его потомком, причем продвинутым, как сейчас говорят. Он унаследовал от предка простоту конструкции, компактность, надежность, а отличается тем, что умеет летать понастоящему!
Параплан принадлежит к классу сверхлегких летательных аппаратов — вес снаряжения порядка 20 кг и все оно способно уместиться в небольшом рюкзаке. Средняя скорость передвижения от 20 до 70 км/ч. Чаще всего пилоты стартуют со склонов холмов, сопок и гор, строго против ветра. Они набирают высоту благодаря восходящим динамическим потокам и уходят на маршрут, используя термические потоки. Спортсмены летают на высоте до 5 км и проводят в воздухе до 3—5 часов.
Конструкция
Параплан состоит из купола (крыла), к которому через стропы и свободные концы крепится подвесная система и запасной парашют.
Крыло летательного аппарата, в отличие от птичьего, сшито из двух полотнищ воздухонепроницаемой ткани. Спереди расположены воздухозаборники, а внутри тканевые перегородки — нервюры, так они называются.
Для пилотирования используются стропы управления, на концах которых специальные ручки — клеванты. При отпущенных клевантах параплан летит прямо, если потянуть за одну, соответствующая кромка крыла загнется вниз, сопротивление этой части купола увеличится и она начнет двигаться медленней, чем другая, что приведет к повороту.
Подвесная система параплана очень удобна. Она состоит из сиденья с поддержкой спины, плечевых, поясных и ножных обхватов. В зависимости от назначения положение спортсмена в подвеске может быть сидячим, лежачим или полулежачим.
Несмотря на то что над головой пилота еще до отрыва от земли гордо реет параплан, система в обязательном порядке укомплектована запасным парашютом. Он невелик, 4,5–6,0 м в диаметре. Для открытия запаски требуется высота не менее 50 м, и пользуются ею только в экстренных ситуациях — если пилота затянуло в дождевое облако и он начал падать или когда параплан безнадежно запутан. Запаска не позволяет комфортно приземлиться, спортсмен может растянуть связки или сломать кости, но он останется жив.
«Человека обыкновенного» от «человека летающего» отделяет множество преград. И свести их к минимуму может именно параплан. Ведь это самый демократичный вид воздушного спорта. Полет на нем в спокойных метеоусловиях не представляет особой сложности. Управлять крылом, согласно одной парапланерной поговорке, «сложнее, чем велосипедом, но легче, чем автомобилем». Но простота обманчива. Стоит подуть ветру, и все меняется. Спортсмен должен быть готов ко всему и уметь мгновенно реагировать на внештатную ситуацию. Кроме того, хорошее пилотирование — это, прежде всего, способность безопасно приземляться. Помимо техники большое значение имеет психологическая подготовка, борьба с естественным инстинктом страха высоты.
Для того чтобы быстро и безопасно проверить, нужно ли вам становиться парапланеристом, да и просто чтобы увидеть с высоты птичего полета самые красивые уголки нашей планеты, для начала можно прокатиться в тандеме с инструктором.
Ученик должен быть старше 16 лет и весить не менее 40 кг. Верхний предел веса не ограничен. Сердечникам, астматикам, эпилептикам и сильно впечатлительным личностям лучше отказаться от полетов.
Где летать
Удобней всего заниматься парапланеризмом в холмистых предгорьях, имеющих подходящие склоны и взлетно-посадочные площадки. Но это — классический вариант. Парапланы способны стартовать также при помощи лебедки или мотора, прикрепленного к креслу пилота. Лебедка поднимет вас на высоту 200–500 м, после чего нужно отцепиться и уйти в свободный полет.
Моторный параплан практически ничем не отличается от обычного, с той лишь разницей, что к подвесной системе пилота сзади крепится бензиновый моторчик мощностью 15–20 л.с., который вращает толкающий винт. Повторять подвиги Карлсона можно до тех пор, пока в бензобаке (объемом 5–7 л) не кончится топливо. Обычно его хватает на 3–4 часа прекрасного полета.
Прогулки под куполом можно осуществлять на морских побережьях, используя в своих «корыстных целях» бризовые ветра, которые, отражаясь от высоких берегов, создают восходящие динамические потоки.
Куда пойти учиться?
Во всех крупных городах нашей страны существуют десятки парапланерных школ. Стоимость первоначального обучения в Москве и Подмосковье (50 полетов, теория, основы безопасности, 5 летных дней) — примерно 14 000 руб. Стоимость полета в тандеме с инструктором — от 700 руб. В горах такое удовольствие будет стоить дороже — от 2000 до 4000 руб., но зато полет будет выше, дольше, а окрестности красивее.
Какой параплан нужен именно вам?
Парапланы бывают разные. Новичку подойдет «школьный» купол, предназначенный для обучения. Для маршрутных полетов выбирают «кросс-кантри»парапланы. Класс «акро» создан для выполнения фигур пилотажа — акробатики. Двухместные парапланы предназначены для опытного инструктора и туриста, не имеющего специальной подготовки. Также существует дополнительный, моторизированный класс — парамоторы, или паралеты. Это соединение мягкого крыла и легкого двигателя с пропеллером. На параплане с мотором можно стартовать с небольшого участка земли и летать, пока не кончится бензин, после чего продолжать парить уже с выключенным двигателем.
Атрибуты грамотного парапланериста
Необходим противоударный шлем. Главное в нем — удобство и надежность. Он должен прикрывать не только верхнюю часть головы, но и лоб и затылок.
Вариометр — прибор, измеряющий скорость, с которой пилот набирает или теряет высоту.
Альтиметр сообщает, на какой высоте над заранее заданным уровнем находится пилот.
GPS помогает во время перелетов на протяженные расстояния и позволяет пилоту не заблудиться и не потерять ориентацию.
Как одеться
Самостоятельный полет на параплане — это не просто загородная прогулка, поэтому к обмундированию надо подойти со всей серьезностью. Первое, на что необходимо обратить внимание, — это обувь. Лучше выбрать высокие ботинки, которые плотно облегают лодыжку — наиболее уязвимую часть тела при жесткой посадке. На рынке имеются специальные боты для параглайдинга с противоударными подошвами и усиленной прокладкой в районе лодыжек. Рекомендуются свободные длинные спортивные штаны и кофта с рукавами — для защиты от царапин и ушибов. Хороший вариант — парашютный комбинезон. В холодную погоду не стоит забывать про перчатки.
Зарождение парапланерного спорта обязано космической гонке начала 60-х годов между США и СССР. Дэвид Бэриш, американский инженер, изобрел тогда новый парашют для спуска космического корабля на землю. Он самостоятельно испытывал купол и был так увлечен новыми возможностями, что стал разъезжать по горнолыжным курортам Америки, демонстрируя новый вид спорта. Его окрестили «парением над склоном» (slope soaring).
Рекорд дальности
Австралийский пилот Крис Аткинсон 6 марта 2011 установил новый мировой рекорд дальности полета по прямой с ограниченным количеством топлива на мотопараплане. Он преодолел 284,43 км с максимальной скоростью 137 км/ч.
Гибриды
Классический парапланеризм мутировал в некоторые интересные виды. Например, кто-то не любящий бегать при разгоне придумал стартовать на горных лыжах. Такой взлет гораздо проще за счет того, что выше скорость, и приземление тоже пройдет легко, конечно, если вы опытный лыжник и на месте посадки достаточно снега.
А вот кто-то не боящийся трудностей соединил парапланеризм с альпинизмом. Несколько часов восхождения или пешеходного перехода по холмам можно закончить возвращением под куполом в долину — познавательно. Но очень утомительно!
Крыло, купол — сам параплан.
Запаска — спасательный парашют.
Подвеска (подвесная система) — кресло пилота.
Крайний — заменитель слова «последний», ибо оно в языке парапланеристов просто отсутствует.
Пончик — упаковочный мешок для краткосрочного хранения параплана.
Термик — мощный поток теплого воздуха.
текст: Ольга ЮРЬЕВА
фото: Алексей ДРУЖИНИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.