Многие любители офф-роуда считают, что без многомиллионного бюджета невозможно участвовать в чемпионате России по трофирейдам в категории ТР3. Отчасти это утверждение справедливо, но сегодня мы расскажем об относительно недорогой машине, реально претендующей на призовые места в соревнованиях.
Назвать марку и модель этого автомобиля, несмотря на наличие у него регистрационных знаков, невозможно. Сами конструкторы называют свое изделие «Багги SRT». (Последняя аббревиатура означает Saveliev Rally Team.) Основная идея постройки — создать машину массой 1200 кг (так в 2010 году техтребования РАФ трактовали минимальный вес для категории ТР3). Это уже четвертый прототип, построенный командой. В нем намешано понемножку от изделий многих производителей. Начнем рассказ с деталей, положивших начало строительству, — с мостов.
Мосты — вечная ценность
Последняя пятилетка ознаменовалась появлением нескольких конструкций с независимой подвеской. Но «Багги SRT» два года назад начали строить с мостами. Собственно, идея использовать «военные» мосты от УАЗа не нова. История отечественного оффроуда знает немало примеров модернизации этой доступной конструкции с целью достичь клиренса и надежности, как у мостов от Volvo Laplander.
От «военных» мостов остались только «чулки» (перевернутые) и некоторые детали. Вес моста в сборе — около 125 кг. Можно сделать несколько вариантов таких мостов с разными колеями для машин с разными задачами. Преимущество уазовской конструкции — малые размеры корпуса редуктора — использовали полностью. Бортовые передачи и редукторы — самодельные, их корпуса изготовлены из алюминия, а внутренняя «начинка» частично самодельная, а частично от трактора МТЗ. Тормозные механизмы для уменьшения веса взяты от мотоцикла Yamaha R1. (Конструкция прекрасно работает и останавливает машину в любых условиях, правда, ценой повышенного износа тормозных колодок — как правило, комплекта хватает на один-два спецучастка.) Была проблема перегрева тормозного механизма (масса автомобиля явно больше, чем мотоцикла), но она тоже была решена за счет дополнительных бачков. Ручник заведен на контур задних тормозов.
Блокировки — самостоятельная разработка. В кабине органы управления блокировками напоминают ARB. В мостах пневматика управляет внутренней муфтой в дифференциале. (Аналогов такой конструкции нет, ее делает один умелец из Подольска, известный в интернет-кругах под ником Voldy.) За два года экипаж не сломал ни одной блокировки и ни одного дифференциала.
Конечно же, есть и центральная подкачка с управлением из салона. Подводя итог, можно сказать, что эти мосты — сочетание хорошего клиренса, надежности и прочности. Конструкция была создана методом проб и поломок как компромисс между техтребованиями РАФа и собственными представлениями о прочности. Некоторые узлы специально не усиливали в угоду уменьшению веса, а где-то даже и срезали лишнее. За первый год раму облегчили на 50 кг.
Двигатель — от автомобиля Nissan TD27 (2,7 л), простой и кондовый турбодизель с механическим ТНВД, выдающий 110–120 л.с. Мотор перекочевал с предыдущего прототипа и прекрасно работает, тяговитый и надежный. Без электроники, настроен на тягу на низах. Единственное ноу-хау — это нестандартное топливо. (Илья Савельев известен как создатель «спортивной солярки».)
Внутри корпуса КПП и РК от УАЗа все детали заменены на тюнинговые. Собственно, корпуса УАЗа взяты потому, что для оптимальной развесовки мотор смещен внутрь рамы и нужны были компактные агрегаты трансмиссии. Таким образом получилась недорогая конструкция.
Две лебедки Warn 8274 (с алюминиевыми барабанами) стоят рядом за кабиной, а трос протянут вперед. На очень тяжелых болотных соревнованиях одна лебедка для снижения веса демонтируется. Машина должна ехать сама, а не ползти на лебедке, и зачастую снятого веса хватает, чтобы она не садилась. На чемпионате ездят «на грани»: не предусмотрено дублирование агрегатов, как в экспедициях (даже аккумулятор один 90 а/ч). За счет этого машина выигрывает, но может и сломаться. В балансировании на пределе ее возможностей и заключается мастерство пилота.
Свет Prolight выбран неспроста — у этого производителя есть легкие фары. Это не топ-продукция, но снижение веса даже в фарах (при мощном световом потоке) также позволяет выиг рывать.
Материалы обшивки — пластик, алюминий. Титана и карбона нет, так как нет возможностей их обработки, да и финансов тоже. Даже «хай-джек» не титановый. В машине предусмотрены места для любого навигационного оборудования, плуг, сенд-траки, удлинители.
Как показывает практика, на этом автомобиле можно выиграть один-два СУ на этапах чемпионата России у достойных конкурентов, но весь чемпионат не выиграешь. «Котлета»-то недорогая, ее стоимость в несколько раз, а то и на порядок меньше, чем у автомобилей чемпионов.
Илья САВЕЛЬЕВ, главный конструктор «Багги SRT»
Подавляющее большинство этапов ЧР — болотные. Наша машина разрабатывалась и позволяет ехать по болоту со скоростью около 30 км/ч, а не тащиться. Остальные свойства — для конкретных гонок. Единственный недостаток по нынешним временам — она не умеет плавать (держаться на плаву 15–20 минут), как машины конкурентов.
Такие конструкторы и пилоты чемпионата России, как, скажем, Сергей Хальзев, задают новые планки в трофи-спорте, и это правильно. Без них мы бы до сих пор ездили в трофи на стандартных УАЗах на «военных» мостах с одной лебедкой…
Александр НИКИФОРОВ, штурман экипаж категории ТР2
Нынешний прототип — это не первая машина, собранная руками Ильи Савельева. Благодаря богатому спортивного опыту им были построены конкурентоспособные автомобили для участия в трофи-рейдах во всех зачетных категориях. «Багги SRT» воплотил в себе практически все современные спортивные технологии, опыт прошлых ошибок, оригинальные идеи. При том что прототип не умеет плавать, он вместе со своим экипажем не дает расслабиться лидерам на чемпионате России и регулярно становится призером и победителем в гонках европейских серий. Я лично наблюдал неподдельный интерес спортсменов и механиков команд из Европы к автомобилю на соревнованиях в Латвии и Эстонии. А видели бы вы, как он едет по болоту! Там, где наша «семидесяточка» еле ползет по ковру на первой передаче, норовя лечь на брюхо, багги Савельева пролетает на третьей...
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор, Анна ФИЛИПЬЕВА
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.