В четвертый раз финишировала статусная гонка «Шелковый путь». Название является брендом, но маршрут этого ралли-рейда приводит в ужас знатока истории и географии. Итак, Москва — Сочи.
Надо сказать, что эта гонка изначально не могла не быть успешной. Пожалуй, нет больше в мире ралли-рейдов, в таком объеме финансируемых государством. Главная цель соревнования — привлечь внимание мировой общественности к столице будущей Олимпиады. В соответствии с этим почти каждый город, через который проходил маршрут, с помпой и шумом праздновал встречу каравана. Однако сказать, что это был агитационный пробег в честь Олимпиады, нельзя. Спортивная составляющая гонки — очень серьезная. Соревнования прошлых лет были хорошо организованными. В России уже давно сформировалась своя собственная команда, способная сделать сложную дистанцию, используя имеющийся ландшафт. Кроме того, к гонке привлекли зарубежных специалистов.
Среднерусский транзит
В прошлые годы первые 2–3 дня мероприятия проходили в регионах, не слишком-то приспособленных для ралли-рейдов. Что поделаешь, степи и пустыни в нашей стране присутствуют лишь на крайнем юге, а различные «столицы» (в прошлые годы марафон стартовал и в Казани, и в Санкт-Петербурге) преимущественно в центральной части и на севере. Поэтому первые спецучастки были или чисто раллийными, или совсем уж внедорожными. Традиционные же для этих соревнований рейдовые участки начинались в лесостепной зоне, вдоль долин рек. В этом году организаторы после торжественного старта на Красной площади в Москве отправили караван участников сразу в Волгоград, где традиционно много трасс для ралли-рейдов. Пропетляв по пескам междуречья Дона и Волги, трасса вывела спортсменов на барханы возле Астрахани, без преодоления которых не обходится ни один рейд в этом регионе. По степям и полупустыням Калмыкии маршрут привел на Ставрополье, где предполагалось перевалить через Кавказский хребет и финишировать в Геленджике. Организаторы учли опыт прошлых лет и решили не мучить спортсменов и не заставлять их преодолевать узкие и строящиеся дороги Черноморского побережья.
Дожди уничтожили трассу
Регулярно убеждаюсь, что российская погода слишком неустойчива для прогнозирования состояния трасс для автоспорта. Хорошо в Африке — почти 10 месяцев сухого сезона в зоне Сахары. Проложил маршрут, и он и через месяц изменится несильно. В пустынях Южной Америки тоже неплохо — полгода длится период без осадков. А в Европейской части России даже жарким летом можно часто попасть в проливные дожди. Трасса гонки разведывается и прокладывается заранее — за год — в тех же погодных условиях, в каких будут проходить спецучастки. Результаты разведки за месяц до старта могут оказаться ложными — ведь, как в поговорке, год на год не приходится. Рассчитывали на жару и сухость, а внезапно с неба стали литься потоки воды. Так и в 2012 году прошли аномально сильные дожди. Пришлось отменять часть спецучастков, предпоследний СУ финишировал раньше, а последний этап стартовал на 107 км дальше, с первого КП, ибо многие машины из-за липкой грязи не могли даже стронуться с места, а вздувшиеся реки сделали невозможным преодоление их вброд.
Отмена спецучастков, если вдуматься, не так уж и страшна на фоне трагедии в Крымске. Спортсмены финишировали раньше срока в Майкопе и не поехали в Геленджик через пострадавшие от небывалого наводнения районы. Такое решение организаторов было встречено участниками с пониманием. На бивуаках стояли ящики для пожертвований, и все собранные средства были переданы в фонд пострадавших. Компании, обслуживавшие гонку, также передали деньги и продукты, а спортивные команды « КамАЗ-мастер» и MAN перечислили по 5000 евро.
Теперь это не « Дакар»
В отличие от предыдущих лет «Шелковый путь» перестал входить в серию « Дакар». Российские организаторы не пригласили французских владельцев бренда в официальные компаньоны. Однако знакомые по прежним гонкам лица французов были замечены на соревновании. Сравнивая прошлые «Шелковые пути» с последним, можно сказать, что от такого тактического хода марафон не проиграл. Трассы стали насыщеннее, уменьшились перегоны, стало удобнее работать командам. Лагерь в Элисте был двухдневным — отпала необходимость в лишнем перегоне. Чисто российские службы в этом году тоже стали работать лучше. Питанию на бивуаках можно поставить твердую пятерку.
С каждым годом растет опыт работы с болельщиками — в местной прессе п убликуется расписание гонки и обозначаются места для просмотра. Радио и телевидение дублируют информацию, и посмотреть на гонку выходят тысячи зрителей. Спортсменам приятно, что их поддерживают, а людям в не избалованной событиями глубинке интересно своими глазами увидеть гоночные машины. Особенно активно приветствуют, конечно же, КамАЗы. Вместе с тем усиливаются меры безопасности. Все автомобили (не только спортивные) в 2012 году оснащались приборами контроля скорости.
Российская гонка
Тем не менее с потерей статуса количество иностранных участников уменьшилось. Особенно это касается заводских профессиональных команд. Местные экипажи составляли половину участников легкового зачета. Среди грузовиков снижение количества иностранцев не так заметно — потягаться с КамАЗом приехали и Алекс Лопрайз на Tatra, и команда MAN. Конкуренты перед будущим «Дакаром» присматриваются к российской команде, переживающей непростой период смены поколений гонщиков. И КамАЗы смогли конкурировать с ними на равных — победил в классе грузовиков экипаж пилота Айрата Мардеева.
Кроме марафона, в первые дни гонки прошел и этап чемпионата России. Это логично, так как испытывающий трудности чемпионат просто не мог не воспользоваться возможностями «Шелкового пути».
Мы сознательно не описываем перипетии спортивной борьбы (за два месяца, прошедших с финиша гонки до выхода публикации, «Шелковый путь — 2012» стал уже историей), а постарались сосредоточиться на деталях соревнования, недоступных обычным болельщикам. Надеемся, что наш небольшой рассказ поможет читателям обращать внимание на то, что обычно остается за кадрами телевизионных трансляций, и лучше понимать, что такое ралли-марафоны.
Дмитрий ЖИДКОВ, штурман
К дождям мы, участники, оказались не готовы. Два дня было урезано. Затопление трассы произошло прямо на глазах лидеров — вода прибывала, почва размокла, и когда первые экипажи остановили, то они с трудом смогли вернуться на асфальт. На СУ-2 в финишном створе поскользнулся и перевернулся МAN. Удивило увеличение постов безопасности вдоль трассы, особенно в Волгоградской области. По сравнению с российскими гонками, контроль за жизнью и здоровьем участников на гораздо более высоком уровне. Кому-то эти меры показались чрезвычайными — иногда приходилось держать скорость на 10 км/ч меньше, чем разрешается по ПДД, и спортсмены мешали местным жителям. Но зато не было никаких происшествий.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Лина АРНАУТОВА
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.