Заключительный этап открытой внедорожной серии Can-Am Trophy Russia 2012 завершился в Татарстане. Спортсмены боролись за главные призы — настоящие квадроциклы Can-Am.
Я уже несколько лет пристально слежу за этой серией, внезапно ворвавшейся в «высшую лигу» внедорожных соревнований и из года в год набирающей популярность. Cначала она приросла количественным составом участников, а теперь количество переходит в качество. Неизбежно стали появляться подражатели — похожие серии «только для квадриков» — и часть спортсменов перетекла туда. Но те, кто остался, с одной стороны, очень опытные бойцы, участвовавшие в трофи на АТV много лет, а с другой — им не дает расслабиться «молодежь», рвущаяся и за престижными призами, и просто «себя показать».
Организатор серии — компания Rosan сознательно взяла курс на популяризацию квадроциклов как форму активного отдыха через организацию соревнований. И каждый год много людей знакомятся с этим спортом, а некоторые участвуют в гонках.
Золотая осень в Татарстане
По традиции этап под Казанью (на самом деле от столицы Татарстана до места проведения соревнования, недалеко от поселка Богатые Сабы, около 100 км) проходит в середине сентября. В это время еще тепло, но урожай с полей уже убран, и гонщики не могут повредить посевы. Место базового лагеря не изменилось — это, как и прежде, поле для Сабантуя (национального праздника) с расположенной поблизости мотокроссовой трассой. По сравнению с прошлым годом территория стала еще лучше, появились бетонные дорожки и новые мосты для зрителей. Перед гонкой лили дожди, но грязи вне гоночной трассы было немного — все-таки местность подготовлена для большого скопления людей.
На заволжских равнинах даже небольшие речушки вырабатывают широкие и глубокие долины. Приречные террасы сложены из известняка, и в результате многосотлетнего выпаса скота они превратились в гигантские лестницы. По этим долинам, как будто прериям, мчась по скошенной траве, пересекая ручьи и речушки и поднимаясь по ступеням наверх, на равнины, двигались спортсмены на своих квадроциклах. Прямо со старта всем гонщикам предстояло пройти своеобразный тест на смелость — прыгнуть с трамплина в речную заводь.
В прошлом году технические требования для класса ATV-original не позволяли устанавливать на квадрики шноркели, но серия этого года прямо-таки требует монтировать трубы для забора воздуха сверху, поэтому в воду отправляли спортсменов всех классов. Кое-кто приземлился неудачно, перевернувшись через руль. Дело в том, что перед прыжком надо максимально разогнаться, чтобы квадрик летел ровно и приземлялся на воду на все четыре колеса сразу.
Участники гонки жаловались, что в серии 2012 года было мало тяжелого бездорожья — торфяных ковровых болот, глиняных ванн и прочих препятствий. Организаторы справедливо парировали, что трассы на этом соревновании позволяют в полной мере раскрыться потенциалу продукции Can-Am. Действительно, ATV и SSV Can-Am постоянно оказываются в числе победителей потому, что они одинаково хорошо едут по всем типам поверхности. Положительные качества Can-Am проявляются и на скоростных прямиках, и в грязевых ваннах, и в болотах, и в речках. А что касается конкурентов, то на этапе в Татарии, например, все стартовавшие SSV одной из марок просто не доехали до финиша, потому что ломались на трассе.
Таким образом, на последнем этапе трасса не была чисто «трофийной», если понимать трофи по-российски, как «болотный спорт». Организаторы серии выводят трассы из глухого бездорожья ближе к людям, чтобы за борьбой спортсменов могли наблюдать не только они сами, но и болельщики.
Вся серия обеспечивается судейством Екатеринбургского off-road-клуба. На соревновании каждый год применяются самые передовые системы контроля над прохождением спортсменов — GPSлоггеры, станции учета старта и финиша. Это удобно и судьям, и участникам: больше времени уделяется собственно гонке, не тратятся силы на различные процедуры контроля прохождения дистанции. В конечном итоге результаты появляются практически мгновенно, победители становятся известны сразу после финиша.
Прыжки для болельщиков
Второй год подряд последний спецучасток этапа в Казани проводится на мотокроссовой трассе, специально перестроенной для квадроциклов. Здесь есть и грязевые ванны, и участок русла реки, крутые глиняные подъемы и спуски, бугристые отрезки. Спортсмены стартуют группами, и сильнейшая половина переходит в следующий круг состязаний. В результате формируется финал для каждого класса.
Вся трасса видна как на ладони, потому что расположена она в котловине. Зрители находятся над территорией гонки и сверху обозревают ход борьбы. Если что-то случается, то люди перетекают поближе к месту события. Это очень удобно и для болельщиков, и для прессы.
Прокладывает трассы один из старейших и уважаемых судей Татарстана Евгений Шафранов. С помощью трактора на дистанции создают искусственные препятствия, а направляя потоки воды, образуют или проточные ручейки, или грязевые ванны. Причем сложность этих препятствий такова, что часть гонщиков их преодолевают, но некоторые не могут покорить и застревают. Поэтому можно сказать, что трасса построена «на грани прохождения» — как раз для такого соревнования.
К сожалению, один из самых зрелищных и любимых болельщиками зачетов — женский — не состоялся. Представительницам прекрасного пола пришлось бороться с трассой в одном зачете с мужчинами. Квадроспорт — физически тяжелый вид спорта, поэтому неудивительно, что среди призеров девушек не оказалось. Два экипажа, в составе которых выступали женщины, застряли на последнем СУ, причем на расстоянии 20 м друг от друга…
Гонка получилась динамичной и интересной. Особенно повезло с погодой — неделю до соревнования лил дождь, в субботу и утро воскресенья светило солнце, а потоки воды с неба упали на лагерь в самом начале церемонии награждения. Но ливень не испортил настроения, и все получили свои награды. А в конце праздника компания Rosan показала новый SSV, о котором наш журнал напишет подробно.
Пилоты | Города |
---|---|
Абсолютный зачет | |
Ирек Миннахметов, Антон Власюк | Казань, Екатеринбург |
ATV-Original | |
Сергей Новиков, Николай Новиков | Пенза |
ATV-Open | |
Александр Шапочкин, Сергей Шеленков | Москва |
SSV-Original | |
Станислав Трильев,Алексей Волокитин | Екатеринбург |
SSV-Open | |
Ирек Миннахметов, Антон Власюк | Казань, Екатеринбург |
Кульминацией церемонии награждения стала презентация нового SSV Maverick. Характерно, что россиянам только что появившийся side-by-side продемонстрировали раньше, чем европейцам. Действительно, литровый квадроцикл с откровенно спортивными «повадками» найдет много почитателей именно в нашей стране, где десятки тысяч людей готовы выложить миллион рублей за фактически игрушку. Но игрушку, приносящую своим хозяевам море адреналина и чувства свободы движения в пространстве. В ближайшем номере журнала мы подробно расскажем об этой новинке на рынке квадроциклов.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.