Про счастье

Что именно делает нас счастливыми

Что такое счастье? Откуда оно приходит и куда исчезает без следа? Почему мы всю жизнь стараемся быть счастливее и чаще всего у нас это не получается? Что нужно человеку для того, чтобы жить счастливо? На эти и другие вопросы, связанные с поиском и обретением счастья, размещенная ниже статья никоим образом не отвечает.

Погожим алтайским вечером, когда есть уже было невозможно, а пить неохота, я валялся на разложенном водительском сиденье нашей боевой «восьмидесятки». Ребята давно разбрелись по палаткам и машинам, на лагерь опустилась тишина. Сон был уже где-то рядом. Мысли текли спокойно и неторопливо. Я прокручивал в голове экспедиционный день, отыскивая огрехи в организации движения группы и прикидывая, как лучше двигаться завтра. Обычные мысли путешественника. И тут, переворачиваясь с бока на бок, я нечаянно задел ногами педали. Перестав ворочаться, я еще раз коснулся педалей ступнями сквозь спальный мешок. Нежно тронул газ, слегка прикоснулся к тормозу и коротко нажал на сцепление. Сейчас, в полудреме, я вдруг снова почувствовал себя маленьким мальчиком, которому отец впервые разрешил посидеть за рулем своего старенького «четыреста восьмого». Помню, как я торопился успеть нажать на все педали и подержаться за все рычажки, пока меня не выгнали из-за руля. Сейчас во мне вдруг проснулся тот же восторг от возможности нажимать эти тугие педали и крутить руль, насколько позволяет люфт редуктора. Я не удержался и, вытащив руки из спальника, дотянулся до рулевого колеса. Сколько раз с тех далеких мальчишеских лет я прикасался к рулю, рычагам трансмиссии, давил на педали — миллион, миллиард? Мне это неведомо, но я точно знаю, что каждый раз, переключая передачу, испытывал тихую радость от управления своим железным конем.

Когда занялся офф-роудом, то сразу понял, что это мое, то самое — настоящее. Пробираясь по лесу или буксуя в колее, я испытывал сильнейшую смесь восторга и страха, она увлекала меня, стирая все, не относящееся к происходившему. В минуты борьбы с бездорожьем был только мой внедорожник и я. Все тревоги и печали повседневности исчезали.

Шли годы, и в моей внедорожной жизни я начал отмечать вещи, которые доставляли мне особое удовольствие. Я полюбил запах глинозема, обгорающего на глушителе, пар, идущий из-под машины после проезда по глубокой луже. Равномерный гул лебедки успокаивал меня, а потрескивание ложившегося на барабан троса стало привычной музыкой. Самым же любимым оказался звук, который издают спущенные покрышки, когда шашки протектора отлипают от твердой влажной глины. Этот звук рождается в недрах колеи, и по мере того как нарастает твоя скорость, он усиливается и сливается в непрерывный шлепающий и чавкающий аккорд внедорожномузыкальной композиции. Услышав этот звук, говорящий о том, что все в порядке и машина без пробуксовки движется по глубокой колее, я сразу начинаю улыбаться. Не знаю, заметна ли улыбка на моем лице, но глаза, отражающиеся в зеркале заднего вида, смеются, и в них блестят веселые огоньки. Наверно, это прозвучит немного глупо, но в такие минуты я бываю понастоящему счастлив и осознаю это со всей очевидностью. В сущности, что есть счастье? Вопрос этот настолько плотно заезжен всем населением земного шара, что становится совершенно ясно: ответа на него нет. Вернее, он для каждого свой. Горький как-то сказал: «Счастье есть удовольствие без раскаяния». Пожалуй, это самое верное определение.

Я много раз бывал счастлив в своей жизни. Меня радовали успехи у женщин, дружеская компания, карьерный рост. Да мало ли есть на свете общеизвестных и признанных вещей, делающих любого мужчину счастливым? Но постепенно все изменилось. Мне так же нравятся женщины, хорошая компания и вкусная еда, но офф-роуд, плотно вошедший в меня, стал той приправой, без которой я не могу есть даже самые прекрасные блюда жизни. Странно, но теперь для меня шикарный обед не идет ни в какое сравнение с разогретой на примусе банкой консервов во время привала в пути, а уж на фоне вечерних посиделок после тяжелого экспедиционного дня любой ресторан просто меркнет. Никакая компания сослуживцев или друзей семьи не заменит мою экспедиционную команду, потому что с этими людьми мне не нужно быть показно милым и вежливым, не надо подбирать слова и обходить неудобные темы или поддерживать беседу, если она мне неинтересна, с ними я могу быть просто собой. А женщины?! Какая пляжная болонка с тупым и вечно обиженным лицом сравнится с компаньонкой, уверенной в себе и не пасующей перед трудностями. Да что тут говорить… Те, кто так же, как я, живут путешествиями и моторами, давно уже все поняли и согласно кивают, пробегая глазами по строчкам. Те же, для кого мир сосредоточен в кредитных автомобилях и карьерном росте на опостылевшей работе, все равно будут раздраженно морщиться, читая эти слова, как бы долго и речисто я ни описывал субкультурную жизнь.

Так к чему эта статья? Зачем я пишу все эти элементарные для любого джипера вещи? А затем, чтобы мои братья по внедорожному сообществу на минуту улыбнулись, примеряя эти строки на себя, чтобы они вновь осознали, как прекрасно жить той жизнью, которую выбрали сами. Ведь часто мы не придаем значения тому хорошему, что происходит в нашей жизни. Не замечаем простых и добрых мгновений, которые делают нас по-настоящему счастливыми. Даем рутине повседневности захватить и подчинить себя, подчас попросту тонем в ней с головой. Лишь много позже мы вспоминаем, как некогда нам было хорошо. И часто это происходит, уже когда исчезает возможность испытать вновь прекрасные мгновения, столь приятные нашей памяти. А ведь это так просто — быть счастливым. Наслаждаться каждой минутой своей жизни. Почему же мы постоянно бежим от себя и живем как будто с надетыми на глаза шорами, не видя сиюминутного счастья, окружающего нас, сконцентрировав свой взгляд лишь на цели, к которой движемся, зачастую уже не понимая, зачем идем к ней и нужна ли она? А я, разве я сам не живу так же? Забывая о том, что мне очень хорошо, и давая мелочам и рутине захватить себя в плен. Конечно, я такой же, как все. Но именно сейчас, в эту минуту, я думаю о том, что живу счастливо и понимаю, что это действительно так. Или нет? Может быть, я живу неправильно, и все эти внедорожные путешествия лишь ширма, за которой скрывается растерянность в жизни и отсутствие цели? Может быть, офф-роуд для меня — просто лазейка из обыденности, которой я воспользовался от безысходности? Вдруг это тупик, в который я уперся в бессмысленном беге от самого себя?

Нога сползла с педали сцепления, негромко тренькнула освободившаяся пружина. Оказывается, предавшись своим размышлениям, я слегка нажал на резиновую площадку педали. «Ну вот, Леня, — сказал я себе вслух, — учил тебя отец не держать ногу над педалью сцепления? Учил. А ты опять за свое». Тревога отступила так же внезапно, как и появилась. Никакой это не тупик. Офф-роуд не жизненное направление, а моя личная философия обретения счастья. И она мне вполне годится, коли я уже столько лет ее придерживаюсь. Ведь жизнь для меня — не поиск и не достижение цели, а просто дорога, начало и окончание которой скрыты туманом.

Я долго не отпускал руль, снова поставив ноги на педали. Вспоминал разные забавные случаи, произошедшие со мной в поездках, и думал о минутах, когда был по-настоящему счастлив. И тут я приподнялся на сидении и посмотрел через лобовое стекло. В звездном свете я увидел, как ветер слегка треплет полог палатки-столовой, а чуть дальше катит свои неторопливые воды горная река Чулышман, наполняя ущелье гулом водных струй, борющихся с камнями на перекатах. Долго не мог оторваться от заворожившей меня картины, а потом откинулся обратно на разложенное сиденье и закрыл глаза, готовый ко сну. В это мгновение я осознал, что абсолютно счастлив.

текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты