В самом конце апреля все мои знакомые оказались поделены на две группы по… «балканскому признаку». Узнав, что я еду в Хорватию, одни опасливо спрашивали: «А разве там не стреляют?», а вторые настойчиво интересовались температурой воды на курортах Адриатики. В общем, «группе номер один» пришлось разъяснять, что гражданская война в этой стране окончилась более десяти лет назад, а для «группы номер два» утешением служила информация, что на Балканы я еду не отдыхать, а работать. Работать на Croatia Trophy! После этого мне долго приходилось объяснять, что это за зверь такой – Croatia Trophy...
Это немного странно, но уже ставший традиционным Балканский трофи-рейд Croatia Trophy в России практически неизвестен, причем о нем ничего не знают не только те, кто из всех трофи-рейдов слышал лишь о Camel Trophy, да и то краем уха. Даже ветераны российского бездорожья, владеющие информацией, в каком конкретно штате Австралии проходит Outback Challenge и какую резину предпочитают участники малайзийского Rainforest Challenge, лишь удивленно поднимают брови: «А что, разве в Хорватии проводятся трофи-рейды?» Между тем для многих любителей езды по тяжелому бездорожью, проживающих в Центральной и Южной Европе, Croatia Trophy – главное внедорожное событие года! Одним словом, мы решили, что так дольше продолжаться не может и что пора увидеть хорватский трофи-рейд своими глазами. Может быть, все слухи о
Базовый мемориал
В первый базовый лагерь Петрова Гора (произносится с ударением на «о»), расположенный неподалеку от городка Войнич, я приехал вместе с Дэвидом Ван Вортисом, представляющим в Европе интересы Ramsey Winch, главного спонсора Croatia Trophy. Организаторы нашли для лагеря потрясающее место – заброшенный мемориальный комплекс. Когда-то в бывшей Югославии этот мемориал построили в память о воевавших здесь партизанах Тито. Построили основательно, с бетонными навесами автобусных стоянок, парковками, облицованной гранитом лестницей, вечным огнем и зданием музея. Но в современной Хорватии не любят вспоминать ни о том, что в годы войны «независимое государство Хорватия» встало на сторону гитлеровцев, ни о том, что в партизанских отрядах Тито бок о бок воевали с фашистами сербы и хорваты. Итог печально-странен – мемориал не разворован и не разрушен. Он просто заброшен. Согласитесь, что грех не воспользоваться… Под бетонным навесом – полевая столовая (между прочим, шеф-поваром в ней был бывший личный повар Иосипа Броз Тито!) и ремонтные боксы, на аккуратных газонах – палаточный городок. Вот только погода подкачала. Занудный дождь шел весь вечер, пока автомобили участников проходили технические инспекции, всю ночь и следующее утро. Да что там, он не прекращался и три последующих дня.
Я тебе по-русски говорю…
Окончательное количество участников стало ясно лишь к началу официальной церемонии старта: 27 экипажей на внедорожниках и 4 команды по два квадроцикла. При этом цвета хорватского флага защищал лишь один экипаж на Toyota BJ 40. Дело в том, что Croatia Trophy – это не совсем хорватское соревнование, его проведением занимается оргкомитет, в который, помимо собственно хорватов, входят австрийцы и немцы. В общем, самые представительные команды на Croatia Trophy были у Германии (9 экипажей на внедорожниках), Польши (4 экипажа в зачете внедорожников и 2 команды в зачете ATV) и Голландии (4 внедорожника). Швейцария выставила один внедорожник и одну пару квадроциклов, Австрия, Бельгия и Израиль – по два экипажа в автомобильном зачете, Италию представлял один автомобиль, а Венгрию – команда из двух ATV. Вот такой интернационал, смешанный в один котел: в лагере трофи-рейда говорили на невероятной смеси языков. «Molimo, bitte, pass me Salz! Dzenkuje, grazie, hvala!» Конечно, языком межнационального общения в основном служил английский, но со многими, особенно с восточными европейцами, можно было поговорить и по-русски.
Пролог в овраге у ручья
Официальный старт Croatia Trophy состоялся на следующее утро в городке Войнич, на спортплощадке местной школы. У организаторов была классная задумка: заставить все машины пройти через построенную из бревен «разновысотную рампу». Но (Виктор Степанович forever!) «хотели как лучше, а получилось, как… у нас» – уже на третьей машине все сооружение в буквальном смысле слова распалось на деревянные составляющие. Фотографировать стало нечего, и вся журналистская братия дружно отправилась на место проведения пролога, коим стал своеобразный трофи-спринт с одновременным стартом (его результаты не шли в общий зачет, а лишь определяли порядок старта на первом этапе). Участникам предстояло несколько раз пересечь долину небольшого ручейка. Последний сам по себе препятствием фактически не был. Паводковые воды уже сошли, иширина у этой «водной преграды» была – воробей перепрыгнет. Главную сложность представляли крутые склоны оврага, в котором этот ручеек протекал. Вот их и штурмовали кто во что горазд. Какие-то экипажи сразу приступали к винчевке, какие-то пытались взять подъемы с хода, а самые хитрые старались найти объезды в местах, где подъем был несколько положе. И все это проходило под не прекращающимся ни на минуту дождем. В конечном итоге все успешно финишировали и отправились в лагерь.
Ramsey car
Следующий день был первым днем настоящего трофи-рейда. Но лично для меня он начался с того, что мы с Дэйвидом загрузились в его «Ramsey car» ( Land Rover Discovery) и смело двинули через пелену дождя на первый пресспойнт. Но я не учел, что на «Ramsey car» стояли нештатные колеса, так что его одометр изрядно подвирал. В общем, когда мы проехали поворот в нужную сторону. Дэйвид крутанул руль, и мы свернули на грунтовку, а за нами последовал Nissan Patrol с польскими журналистами. Буквально через 50 метров я начал понимать, что что-то не так: дорога круто пошла вниз по раскисшей колее. Но Дэйвид сказал: «Мы сумеем!», и мы проехали еще метров 200. Дальше дорога закончилась, и мы оказались на заболоченной вырубке. Я занял место за рулем, а Дэйвид принялся раскручивать лебедку (естественно, Ramsey). Чтобы развернуться, потребовалось три раза перецепить трос, а когда нам это удалось, то обнаружилось, что оставшиеся выше польские коллеги тоже сумели развернуться, но в самом узком месте у них заглох мотор, а аккумулятор не подает признаков жизни. В общем, пришлось нам винчеваться в обход Nissan и мчаться в лагерь за аккумулятором для поляков.Журналистский конвой мы нагнали только на второй прессточке.
Полный назад!
Третий день соревнований получился очень забавным. Мы приехали на первую пресс-точку и фактически провели на ней весь день. Дело в том, что для участников дорога к этой точке получилась очень тяжелой. Они должны были пройти по долине ручья, а затем подняться по склону в месте, где долина разделялась на два рукава. Склон был очень крутой и настолько скользкий, что по нему было практически невозможно ходить. К пяти часам вечера через эту точку прошло лишь семь машин из 30 стартовавших. Первым подъем преодолел лидирующий польский экипаж, в полной мере использовавший все преимущества своей быстрой «механики» с очень длинным тросом. Они проехали мимо нас как на фуникулере! Голландские «слоны» (команда Elefant Offroad) применили другую тактику: они использовали трос задней лебедки как страховку при смене точки крепления троса основной лебедки, Warn 8274. Запомнился Suzuki Samurai из Италии – по причине поломки передней лебедки весь подъем маленький японский внедорожничек преодолел задом наперед. Но вот что меня удивило: в большинстве своем участники стояли у подножья и ждали, пока идущая впереди машина освободит оптимальную траекторию. Между тем на гребень явно можно было подняться по обоим склонам, нужно было лишь пробиться на сотню метров по одному из обтекающих его рукавов ущелья. Единственный экипаж, который поступил именно таким образом, – это Марк Шафер и Свен Кассебарт из Германии, выступавшие на звероподобном Toyota HiLux.
На своих двоих
Первое Мая – День международной солидарности трудящихся. Я уж не знаю, специально это сделали организаторы или это простое совпадение, но именно на первый день последнего месяца весны пришелся Trophy Day – особое событие в рамках Croatia Trophy, за много лет ставшее традицией и неотъемлемой особенностью балканского рейда. Trophy Day – это день международной джиперской солидарности. Идея его такова: сначала экипажи преодолевают относительно короткую трассу, а затем их, в соответствии с показанными результатами и вне зависимости от национальной принадлежности, перераспределяют по командам. Вновь сформированным интернациональным коллективам предлагается несколько заданий (тасков) на совместную работу. Местом для действа стала та же долина ручейка, где и проходил пролог. Результаты этого дня в общий зачет не шли, но, боже мой, сколько азарта! Что же касается заданий, то они были очень забавные. Например, предлагалось проехать около 50 метров, касаясь земли только двумя колесами (все равно какими). В основном это делалось следующим образом: две машины ставились рядом, одна «откренивалась» при помощи лебедки, после чего оба связанных автомобиля ехали синхронно. Естественно, легче всех справилась с заданием команда квадроциклистов. Им на двух колесах прокатиться – только в радость. Еще одна задача была просто на винчевку: поднять одну из машин команды на крутой скользкий склон. Тактика у всех была разная. Кто-то бросал свой аппарат на штурм подъема ходом, кто-то заранее загонял наверх машину с самой мощной лебедкой (это не возбранялось), чтобы с ее помощью поднять «зачетный» автомобиль.
Не зная броду
На четвертый день Croatia Trophy мы впервые увидели солнце. Кстати, день этот оказался не таким трудным, как предыдущие. Трасса была довольно скоростная, а ее главной изюминой стало несколько бродов (по нашим меркам – совсем пустяковых) через речку с многообещающим названием Глина. Конечно, когда по броду проходили 3–4 машины, они раскапывали берег, и всем остальным приходилось пускать в ход лебедки, тем более что в привычки европейских штурманов почему-то не входит предварительная проверка глубины и плотности грунта. Как правило, участники просто пролетали по колее и плюхались в брод, после чего приступали к винчевке. Но, как бы там ни было, уже к часу дня практически все участники финишировали и отправились в новый лагерь, в деревеньку Катиновач. Этот лагерь оказался менее удобным. Луг, на котором по плану должно было располагаться «стойбище», из-за дождей превратился в поросшую травой лужу, и оргкомитету пришлось договариваться с местными жителями о расквартировании нашего шумного сообщества непосредственно во дворах. А еще нас предупредили, чтобы мы зря не ходили в близлежащий лесок: со времен гражданской войны там остались противопехотные мины...
Как не проиграть корову
К пятому дню соревнований положение в турнирной таблице окончательно устоялось. Изо дня в день первым на старт уходил польский экипаж, за ним – голландцы и хорваты. Как правило, финишировала лидирующая тройка в том же порядке, хотя временами борьба между ними была довольно острой.
В целом же атмосфера на Croatia Trophy очень похожа на атмосферу наших трофи-рейдов, только, пожалуй, все даже более благожелательны друг к другу, чем на наших соревнованиях. Типичная картинка: едет машина, поперек траектории ее движения кто-то уже натянул трос и винчуется. Высовывается пилот: «Ребята, нам бы проехать!», после чего он абсолютно спокойно ждет, пока команда, которая уже начала винчевку, не ослабит трос и не освободит дорогу. И действительно, они ослабляют и пропускают! Это здесь абсолютно в порядке вещей. Более того, когда вывешиваются промежуточные результаты, не происходит никаких всплесков эмоций с «разрыванием футболок до пупа и биением себя в грудь», мол, почему, нас именно так посчитали, а не иначе. Ну, посчитали и посчитали, не корову же проигрываем.
Такие разные поляки
Непосредственно перед финишем участникам нужно было преодолеть заболоченную низину. И вновь никто из штурманов даже не пытался проверить грунт и найти свою дорогу. И лидеры, и аутсайдеры просто шмякались в колею, застревали, а затем разматывали лебедку. Единственными, кто поступил правильно, были поляки на Yamaha Rhino. Штурман Ярослав Витас вылез из машины, побегал, попрыгал, а затем Матиуш Кулак как по асфальту провел малышку Rhino на ее игрушечных колесиках в метре от того места, где совсем недавно винчевалась польская же команда на «лапландерах».
Мне показалось, что очень многие проблемы у участников Croatia Trophy проистекают от избыточного давления в шинах. Практически никто не использует колеса с бедлоками, а без них на горном склоне довольно просто разбортироваться. Кроме того, балканские трассы представляют собой чередование относительно равных скоростных участков, где спортсмены едут в режиме «газ в пол», и технически сложных спусков и подъемов.Многие из них можно было бы преодолеть и своим ходом, но европейцы предпочитают не рисковать и использовать лебедку.
А еще в этот день многие ругали легенду. Квадроциклисты вообще собрались в одну команду и лишь временами разъезжались для поисков правильной дороги. Впрочем, положение в турнирной таблице от этого не изменилось.
На этом соревновании фирма Ramsey была главным спонсором. Для нас Croatia Trophy – это идеальная лаборатория для изучения работы лебедок в сложнейших ситуациях. Мне очень импонирует атмосфера Croatia Trophy, и, хотя каждый старается победить, участники с готовностью оказывают друг другу необходимую помощь. В этом году никто не пострадал, и это очень радует, потому что спортсмены постоянно действуют на пределе возможностей своих машин. Я в высшей степени удовлетворен работой команды организаторов, и австрийско-немецкой, и хорватской части. Массу проблем им пришлось решать уже в ходе гонки. Мне кажется, что забота о том, чтобы соревнование было честным, вошло в противоречие с развитием технологий. Например, здесь не разрешается использовать GPS, как и помощь со стороны, при этом мы точно знаем, что некоторые экипажи ее получали, и GPS-приемники кто-то втихую использовал. Но мы не можем контролировать каждый дюйм трассы. Я не уверен, что запрет GPS – это хорошая идея. Может быть, стоит легализовать использование навигационных систем и включить их в систему организации соревнования. Работа штурмана, безусловно, изменилась бы, но изменилась бы в равной степени для всех. Можно было бы применить и основанные на GPS системы слежения за положением участников. Они позволили бы отследить, все ли из участников движутся по прописанному в легенде маршруту, или кто-то пытается найти срезки.
Ранний финиш
Рейд подходил к концу. На шестой день было намечено два спецучастка. Первый – достаточно короткий, но сложный, с одновременным стартом. Старт действительно получился на редкость эффектным! И внедорожники, и ATV лихо проскочили небольшое болотце и исчезли за кустами. Затем спортсменам предстояло пробраться по узкой долине небольшого ручейка, причем в нескольких местах дорогу им преграждали огромные стволы упавших деревьев. К моему удивлению, под ними успешно просочились не только АТВ, но и внедорожники.
Завершился день ночным ориентированием. Машины одна за одной исчезали в темноте балканского широколиственного леса. Первым на промежуточном КП, как всегда, появился польский Wrangler. На этот раз он ехал вместе со стайкой квадроциклов, напоминая бомбардировщик в сопровождении истребителей. Уже к шести утра все вернулись в городок Войнич, где вечером и прошла церемония награждения. Главный приз – лебедку Ramsey, как и ожидалось, получил экипаж Дариуша Люберды и Шимона Полака.
Пришел? Увидел? Победил?
По своему духу и по экстремальности Croatia Trophy напомнил мне лучшие российские трофи-рейды. Но в то же время здесь совершенно другой характер местности. В плане рельефа здешние трассы скорее напоминают сочинские, но, увы, по уровню организации «черноморским медведям» до здешнего международного комитета – как от Москвы до Пекина. И все на первой пониженной... Кстати, меня неоднократно спрашивали: «А где же участники из России?» Что же, хочется надеяться, что в ближайшем будущем они все-таки появятся. Вот только на развитие событий по схеме «пришел, увидел, победил» я бы особенно не рассчитывал. Слабых на Croatia Trophy нет, и любая победа здесь дается предельным напряжением сил.
Названию Croatia Trophy уже шесть лет. Но само соревнование существует дольше, просто до 2000 года оно называлось Super Sylvania Trophy. Это масштабный и серьезный проект, над ним работает большой международный коллектив, но наибольший вклад в организацию вносят Игорь Божикович и Миро Юнгич. В этом году главным отличием стала погода. У нас еще никогда не было такой «грязной» гонки! Она получилась самой сложной, но и самой интересной за все годы своего существования. Те, кто сумел добраться до финиша, уже могут считать себя победителями! С точки зрения организации в этом году все было так же, как в прошлые годы. Конечно, погода внесла свои коррективы, и оргкомитету пришлось на ходу решать некоторые проблемы и изменять маршруты. Сами правила гонки не переписывались уже достаточно давно, и мы уже чувствуем потребность в переменах. Есть и идеи в отношении того, какие изменения нужно внести в регламент. Но мы не собираемся вводить новые зачеты, их так и останется два – ATV и внедорожники. Мы считаем, что делить автомобили по весу или размеру нерационально, потому что наши трассы очень разнообразны. Одни участки проще преодолеваются на легких машинах, другие – на больших и тяжелых. На сегодняшний день трассы Croatia Trophy преодолимы только для серьезно подготовленных машин, а выводить на горное бездорожье стандартные автомобили нам кажется просто-напросто опасным.
текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Андрей СУДЬБИН
Сипко ВЕЛЛЕМА (Sipco J. VELLEMA)
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.