Рок-кроулинг, вне всяких сомнений, является экстремальным видом автоспорта. Но есть дисциплина, по сравнению с которой он – не более чем чинные прогулки под луной. Это – рок-рейсинг. Представьте: те же трассы, те же автомобили, только никаких конусов, никаких ворот и никаких штрафных очков. Даны: линейная трасса протяженностью несколько сот метров и секундомер как единственный критерий победы. Именно такими соревнованиями, проводимыми ассоциацией XRRA (eXtreme Rock Racing Association), заканчивалась большая пасхальная джиперская неделя в Моабе.
Как отдельная автоспортивная дисциплина, рок-рейсинг появился только в прошлом году, но уже успел завоевать огромную популярность. Во-первых, гоняться можно буквально на чем угодно! Победишь ты на данной машине или нет – это уже другой разговор. Все обязательные технические требования относятся только к системам безопасности – ремням, каркасу безопасности, наличию сеток на окнах, выключателя массы и огнетушителей. Экипаж обязательно должен выступать в полноразмерных шлемах и ортопедических воротниках, защищающих шею. Второй член экипажа (здесь он называется ко-драйвер) может находиться либо в машине, либо бежать позади нее. Вот и все правила. Зато сколько адреналина!
Зона боевых действий
Год назад, в статье, посвященной Moab Easter Jeep Safari, я уже рассказывал о месте под названием «Территория BFE». Напомню, что это участок каменистого каньона в 12 милях от Моаба, выкупленный Джереми Пэрриотом. С американской деловой сметкой Джереми устроил на принадлежащей ему земле безотходное производство. Основной бизнес Джереми – производство видеофильмов на внедорожную тематику, так что, сдавая свою землю в аренду для проведения соревнований, он получает еще и исходный материал для видеосъемки. Но в этот раз Джереми сам выступал в лице одного из главных организаторов.
Спортсмены стартовали попарно (для вящей зрелищности), но каждый из них боролся только с секундомером, поскольку препятствия на каждой из трасс были абсолютно разные. Каждому экипажу предстояло сделать четыре заезда, по одному на каждой из трасс, в прямом и в обратном направлении. Время всех четырех заездов суммировалось. В общем, все просто и понятно.
А они как ломанутся…
Различия с соревнованиями по роккроулингу стали видны невооруженным глазом после старта первой же пары участников. Рок-багги, которые я привык видеть неторопливо карабкающимися по скальным уступам, неожиданно начали… прыгать! Сами же трассы представляли собой сочетание участков, на которых можно было ехать в режиме «педаль в пол», и скальных препятствий, пусть не самых сложных с точки зрения рок-кроулинга, но все же вполне серьезных. Собственно, именно на этих препятствиях все и решалось. Преимущество в скорости на относительно ровных участках позволяло выиграть секунды, а на каком-нибудь скальном выступе можно было потерять и добрый десяток минут. Например, экипаж на желтом ралли-рейдовом трофи-траке очень эффектно прыгал и мчался по ровным местам, но на первом же серьезном камне перевернулся. Раллийный монстр долго бился в каменном капкане, лежа на боку, рычал мотором, терял пластиковые панели, пока, наконец, не был освобожден при помощи двух лебедок. В последующих заездах экипаж уже не участвовал… Забегая вперед, скажу, что разница в суммарном времени между командами, занявшими первое и последнее места, составила чуть более получаса, между первым и вторым местами – 44 секунды, между вторым и третьим – 12 секунд!
Ваньки-встаньки
Я уже писал, что на соревнованиях по рок-кроулингу переворот – дело весьма обычное. Но в рок-рейсинге, когда сложнейшие препятствия атакуются с хода и на полном газу, «уши» – это, можно сказать, элемент прохождения трассы. Вы не поверите, но некоторым участникам удавалось кувыркнуться дважды за время одного заезда! Но самое удивительное не это. Когда я впервые увидел, как экипаж поставил лежащий на боку спортивный снаряд обратно на колеса, не вылезая из кабины, я просто не поверил своим глазам! Представьте себе: машина заходит одним колесом на здоровенный булыжник чуть быстрее, чем это нужно (оно и немудрено, когда секундомер тикает), и ложится на бок. Но вместо того чтобы отстегивать ремни и пытаться, встав башмаками на голову штурману, вылезти из кабины, пилот выворачивает до упора колеса и дает полный газ! Вот уже и дымок из выхлопной трубы показался. Сейчас он станет гуще, и экипажу придется прекратить попытки, чтобы не угробить двигатель. Но нет, колеса поймали какую-то зацепку, и машина, как Ванькавстанька, вскочила на колеса! Еще секунда, и экипаж вновь бросается на препятствие. По моим наблюдениям, такой фокус удается примерно в половине случаев переворотов. Во всяком случае, рок-рейсеры обязательно пробуют поставить машину на колеса таким способом, и уж если ничего не получается, выбираются из кокпита, чтоб применить мускульную силу или пустить в ход лебедку. Штатные эвакуаторы и зрители подключаются к делу только в самой безнадежной ситуации, ведь если экипаж не сумел самостоятельно закончить заезд, то он получает максимальное время.
Хлеба, мяса и зрелищ!
Кстати, о зрителях. Их было действительно очень много, как мне показалось, даже больше, чем на соревнованиях W.E.Rock в Аризоне. Может быть, все дело в чуть более мягкой погоде, а может быть, просто на фестиваль в Моаб съехалось гораздо большее количество любителей офф-роуда, которые за пасхальную неделю уже успели вволю накататься по скалам. Так что теперь они были готовы посмотреть на экстремальное зрелище, ну а заодно – съесть поджаренный на гриле гамбургер, попить пивка, потанцевать под гремящий из динамиков рок-н-ролл и вообще хорошо провести время. Нужно признать, что работе со зрителями организаторы уделили внимания ничуть не меньше, чем самой организации соревнования, а Джереми в роли ведущего, диджея, шоумэна и массовика-заводилы был чудо как хорош! Как только в заездах намечался какойто технический перерыв (например, связанный с эвакуацией с трассы сломавшейся машины), как он тут же брал в руки микрофон и устраивал какой-нибудь конкурс – то на лучший танец, то на знание итогов прошлогодних гонок. Отбоя от желающих поучаствовать в конкурсе и получить призовую майку или бейсболку с символикой соревнований не было…
Вместе с тем хочется отметить, что в целом американские болельщики на таких соревнованиях ведут себя весьма дисциплинированно: за ленточки и под колеса едущих машин не лезут. Впрочем, во время перерыва в заездах они вполне могут пересечь огороженную зону, чтобы попасть в облюбованное место. В целом все зрители настроены исключительно доброжелательно, и нельзя сказать, что их привела сюда «жажда крови». Нет, конечно же, каждый переворот сопровождается синхронным воплем сотен луженых джиперских глоток, но точно такие же вопли и аплодисменты означали и эффектное прохождение препятствия. И еще: американский зритель, даже вооруженный фотоаппаратом или видеокамерой, с готовностью пропустит фотокорреспондента, поскольку понимает, что он сам снимает for fun, а журналист – for business, а business в Америке – это святое.
Призовая игра
Теперь о победителе соревнования. Первое место на этот раз досталось… Шэннону Кэмпбеллу. Да, да, тому самому Кэмпбеллу, который всего лишь неделю назад стоял в Аризоне на высшей ступеньке пьедестала почета соревнований по рок-кроулингу! Но это был еще не конец. Дальше произошло совершенно неожиданное. Когда официальная часть награждения закончилась и победители получили свои кубки, дипломы и конверты с денежными призами, Джереми объявил, что зрители собрали 1000 североамериканских долларов наличными в качестве приза спортсмену, который совершит самый дальний прыжок на рок-багги. Что тут началось!.. Под яростное «Go! Go!» многотысячной толпы багги один за другим взлетали в закатное небо. Вот, кажется, самый эффектный полет… Но что это? Машина (а это был местный экипаж из Моаба) после приземления с неприятным звуком застыла на месте, как будто приземлилась носом в камень! От удара сломались оба поворотных кулака переднего моста, и багги встал в позицию «пятки вместе, носки врозь». Но этот полет оказался победным, и ребята получили свою «штуку». Впрочем, похоже, вся она без остатка уйдет на ремонт…
Вообще-то мне бы хотелось, чтобы эту трассу мы прошли еще лучше. Получилось у нас не все. И все равно мы первые! А почему? Да потому, что мой споттер Майк Палмер – лучший споттер в мире. Эта гонка – настоящий взрыв! Великолепное соревнование! Если бы у меня были подходящая машина и время, я бы обязательно принял участие во всей серии. Здесь мы выступали на автомобиле, который я арендовал у моего друга. Я хочу поблагодарить организаторов гонки и всех участников за огромное удовольствие, которое они мне доставили. А вообще в этой гонке мне везло. Соперники были очень сильные! Запомнилось первое препятствие, которое мы прошли не останавливаясь, на переднем приводе. Нет, у меня действительно лучший споттер в мире! Что же касается того, чем отличается рок-кроулинг от рок-рейсинга, то здесь ты должен делать все то же самое, но в два раза быстрее, потому что ты движешься через препятствия в два раза быстрее. Ну и нужно держаться подальше от ленточек ограждения, потому что за касание их тут полагаются значительно большие штрафы, чем на соревнованиях по рок-кроулингу. Хотя рок-кроулинг – это основная дисциплина, в которой я выступаю, но, пожалуй, рок-рейсинг мне понравился даже больше. Больше адреналина, больше волнения, большее напряжение в гонке, да и требования к технике пилотирования, пожалуй, выше. Соответственно, выше и цена победы.
Начало большого пути
И все же нужно признать, что рокрейсинг в США находится лишь на самом первом, младенческом этапе своего развития. Но что же будет, когда ребеночек подрастет? Ведь уже сейчас его «Уа!» звучит весьма весомо и серьезно, и я уже слышал кое от кого предсказания о том, что новый спорт может полностью вытеснить рок-кроулинг! На самом деле – я так не думаю. В будущем пути рок-кроулинга и рок-рейсинга неизбежно несколько разойдутся. Как мне кажется, уже через год-другой из нынешнего разнообразия участвующих в соревнованиях машин выкристаллизуется один или несколько оптимальных именно для этой дисциплины типов, ведь что скрывать, рок-рейсинг требует совсем другой настройки подвески. Бекка Уэбстер из команды Red Bull, например, была исключительно довольна своим шестым местом, поскольку багги RockHer, на котором она выступала, был оснащен пневмостойками, совершенно не подходящими ни для прыжков, ни для спринтерских рывков на ровных местах (ход сжатия этих стоек не превышает 50 мм). Неизбежно появятся и специально построенные трассы на автодромах – грех прятать такое зрелище в сотнях миль от крупных городов. А это, в свою очередь, повлечет за собой приход боль-ших спонсорских денег и появление профессиональных команд. Одним словом, пишущей и снимающей братии будет о чем писать и что снимать, зрителям – на что посмотреть, ну а спортсмены не останутся без своей дозы адреналина.
текст и фото: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.