Мне всегда было интересно понять, какой видят нашу страну иностранные туристы. В их глазах многие обычные вещи становятся экзотическим откровением, а привычные ценности неожиданно меняют приоритет. Да что там говорить, иноземный ищущий взгляд постоянно направлен совсем не в ту сторону, которую ожидаешь. В результате они увозят с собой весьма оригинальное представление о нашей стране… В общем, когда мне предложили прокатиться на VW Touareg от границы Монголии до столицы нашей родины, я с радостью согласился. Вы спросите, к чему все вышеприведенные высказывания? К тому, что проехать фактически пол-России мне предстояло в компании австронемецкой команды, путешествующей в рамках нового проекта Volkswagen.
К тому моменту, когда шасси нашего самолета коснулись взлетно-посадочной полосы аэропорта в Улан-Удэ, я был уже наслышан о приключениях в духе Touareg Experience 360. Более того, морально я был к ним даже готов. Виной всему были участвовавшие в североафриканском этапе этого автопробега российские журналисты – Коля Ушанов из Top Gear, который выдал интересующую информацию еще в Москве, и Лена Краснова из «Вокруг света», просвещавшая меня во время перелета. Оба эти рассказа настраивали меня на грядущие внедорожные подвиги, в коих, помимо немцев, предстояло участвовать и команде пятерых московских журналистов. Но прежде чем начать ощущать себя гераклами бездорожья, нам предстояло дождаться основную группу действующих лиц – участников туристической экспедиции «Пекин–Москва–Вольфсбург». Группа передвигалась на восьми Volkswagen Touareg, один из которых предназначался специально для нас. Другую «нашу» машину пригнали из Москвы инструкторы российской школы Touareg Experience.
По диким степям Забайкалья
В ожидании основной группы мы отправились изучать Улан-Удэ и окрестности. Город оказался небольшим, но примечательным. Красивые дома как до-, так и послереволюционной постройки, православные и буддистские храмы, Бурятский академический театр оперы и балета, заработавшие как раз к нашему приезду фонтаны, весьма познавательный музей забайкальской природы, собственная Лысая гора, памятник-паровоз со свободным доступом в кабину и самая большая в мире… голова Ленина. Не-подалеку от города обнаружился еще буддистский центр мирового значения – Иволгинский дацан. Кстати, именно в этом монастыре хранится нетленное тело Хамбо Ламы ДашиДоржо Итигэлова (1852–1927). К мощам нас, правда, не пустили – видеть покойного ламу посторонним позволено лишь в специальные дни, которых всего семь в году. Пришлось довольствоваться прогулкой и рассказами одного из здешних обитателей – послушника и одновременно студента-теолога по имени Саша. Но и этого хватило, чтобы задуматься о мировом устройстве, колесе Сансары и череде перерождений. Сразу потянуло на добрые дела. Но что-то я отвлекся…
Руссише экзотик
Наша «торжественная» встреча с колонной Volkswagen состоялась на следующий день в городке Кяхта, с петровских времен стоящем на монгольской границе. Дома, помнящие еще ссыльных декабристов, «руины» чайного таможенного склада, соборная площадь в сотне метров от контрольно-следовой полосы, пасущиеся на пыльных улицах невысокие мохнатые коровы и суетливые монгольские челноки. Но, увы, в памяти наших немецких друзей отложилось совсем не это. Все впечатления от первого на пути автопробега русского города вытеснил сущий пустяк – неприметный приграничный сортир. Войти в него не смог ни один из уроженцев западной Европы... Мне кажется, что именно с этого момента для путешественников из Германии и Австрии, заплативших по 6 тысяч евро за возможность участвовать в пробеге, началась настоящая «руссише экзотик».
Рыбный день
Режим движения экспедиции и ее маршрут привели меня в замешательство уже на второй день. Фактически мы просто… пилили по федеральной трассе на запад и останавливались в первом попавшемся месте по просьбе кого-нибудь из участников. Зачем? Передохнуть, размять ноги, попить кофе или перекусить. Абы где. И при этом все время переживали, что не укладываемся в график, а потому игнорировали действительно интересные и заслуживающие внимания (с точки зрения московских журналистов, конечно) места, ради которых следовало бы уклониться от магистрали и потратить некоторое время и силы. Какие там реликтовые кедровые леса, остатки сталинских строек, Красноярские «Столбы» или уникальные рудные выходы! Но заехать на омулевый завод в селе Посольское на берегу Байкала, чтобы посмотреть, как разводят и обрабатывают деликатесную рыбу, немцы согласились. Однако, попав на место и узнав, что экскурсия по предприятию сможет начаться только через… полчаса (был выходной день, и нам пришлось звонить директору завода домой), интуристы минут пять погуляли по селу, а потом вдруг изрекли: «Полчаса – это долго. Копченой рыбы мы купим по дороге». И мы рванули в направлении Иркутска… Лично мне перед директором неудобно до сих пор. Но объяснять немцам разницу между свежепосоленным омулем из рыбного хозяйства и рыбой, купленной у придорожных торговцев, оказалось бесполезно. Не подействовали даже предостережения, что на поиски придорожной рыбы может уйти гораздо больше времени. Между прочим, так и случилось. У шоссе никто не торговал. Искомый продукт был добыт только спустя несколько часов, на рынке, по счастью оказавшемся на трассе...
Офф-роуд, как его нет
Вы спросите, а как же внедорожные маршруты? Пустое… За всю поездку вездеходный потенциал немецких автомобилей потребовался только в трех случаях, причем два из них были спровоцированы мною для фотосъемки (каюсь), а в последний раз нам просто потребовалось выбраться нашоссе после дождливой ночевки. И заметьте, ни один из этих офф-роуд заездов особого энтузиазма в группе западных искателей приключений не вызвал!Обидно – несмотря на то, что во всех пресс-релизах данный пробег был назван продолжением Touareg Experience 360, по сути он оказался мероприятием совсем другого плана. На маршруте не подразумевалось других сложностей, кроме невероятно длинных перегонов и необжитых пространств за бортом. И даже те, кто принимал участие в этапах 360-градусной экспедиции, говорили, что едут сейчас с иным настроем и больше расположены к отдыху, чем к преодолению чего-либо.
Погружение
Вы думаете, такая «игра в дальнобойщиков» была скучна и напрочь лишена впечатлений для почтенных бюргеров? Я тоже так думал, пока обстоятельно не побеседовал с ними на эту тему. Все было совсем наоборот! В отличие от нас, аборигенов, немцы оказались погружены в непривычную среду и впитывали новые впечатления с утра и до вечера. Для этого им совсем не требовалось съезжать с асфальта или добираться до каких-то примечательных мест. Серая лента федеральной трассы с бесконечными березовыми перелесками по сторонам уже сама по себе воспринималась как достопримечательность – этакий элемент повседневной жизни экзотической цивилизации. Расстояния в сотни километров между населенными пунктами и вовсе повергали в шок людей, привыкших к тесноте Западной Европы.
Острое чувство голода
Еще немцев поражали наши деревенские магазины, где на одном прилавке располагались валенки, зубная паста, мотокультиватор и колбаса. Да что там – от обычного жестяного рукомойника они приходили просто в неописуемый восторг – до чего гениальное водосберегающее устройство! А это дешевое пиво местного разлива?! Ну и что, что со странным вкусом. Зато в Баварии такого днем с огнем не сыщешь! А если его еще и с водкой смешать…Желание прикоснуться к нашей «экзотике» иной раз принимало откровенно странные для русского путешественника формы. Что, например, заставляло немцев останавливаться на обед в первой попавшейся задрипанной придорожной забегаловке? Вряд ли острое чувство голода. То же и с заправками – солярку заливали на первой попавшейся колонке. К чести моторов Touareg, они переваривали все «топливо», заливаемое в баки.
Остановка запрещена
И вот еще что приводило законопослушных немцев в неописуемый восторг – здесь они имели возможность совершенно спокойно делать то, за что у себя были бы не только морально осуждены, но и заслужили еще более строгое наказание. Например, попробовали бы они где-нибудь на германском автобане остановиться, извините, и пописать прямо под знаком «Остановка запрещена»? Характерный момет – немцы, как оказалось, гораздо больше верили печатному слову, чем устной информации. Написано в путеводителе, что в Омске достопримечательностей нет – значит, нет! Зато в Барабинске есть вокзал, и там бабульки продают копченую рыбу... К сожалению, путеводитель оказался таким, что, сталкиваясь с предложениями немецких участников посетить что-либо, мы хватались за головы и вспоминали Стругацких с их «Сказкой о тройке». Вот она, разница в восприятии окружающей действительности…
P.S. В любом путешествии, наверное, самое главное – почувствовать атмосферу, в которой живут люди в чужом уголке планеты, и, судя по отзывам участников экспедиции Touareg, им это в полной мере удалось.
Для экспедиции «Пекин– Вольфсбург» были взяты восемь стандартных VW Touareg с пятицилиндровымряднымтурбодизелемобъемом 2,5 литра, АКПП и пневмоподвеской. Из внедорожного оснащения на всех машинах имелись принудительная блокировка заднего дифференциала, отключаемый задний стабилизатор и полноценная дюралевая защита днища. Девятый автомобиль – бензиновый Touareg Expedition с 3,2-литровым V6, заводской лифтовкой пружинной подвески, дерматиновым салоном, лебедкой и багажником с люстрой на крыше. В общем, тот самый, что участвовал в нашем большом тесте (см. ORD № 3/2006). Этот автомобиль отличался от одинаковых светлосеребристых машинок с немецкими номерами не только внешностью, но и аппетитом. Средний расход 95-го бензина за поездку составил более 17 литров на 100 километров. И это при том, что дизеля укладывались в 11 литров. Путь из Пекина в Вольфсбург длиной более 10 000 километров занял 22 дня, из которых основная часть пришлась на территорию России. Несмотря на экстремальную продолжительность маршрута, особой сложности для немецкой техники он не представлял. Все-таки по большей части под колесами машин был асфальт, аWV Touareg изначально задумывался для дальних путешествий. Обошлось практически без поломок, разве что на одной из машин еще в начале пути отказал генератор, а на другой ближе к концу маршрута «умер» датчик массового расхода воздуха. Также иной раз «глючили» всякие электронные системы, что устранялось само собой после выключения-включения зажигания. Больше всего хлопот доставляли шины. Выбранная для экспедиции Pirelli Scorpion AT оказалась нестойкой к превратностям судьбы в виде проколов и боковых порезов на грейдерах, которых хватало в первой половине маршрута. Всего было пробито около десятка покрышек, то есть в среднем больше, чем по одной на автомобиль. Правда, прелести замены шин познали не все экипажи – отличившиеся проделывали эту процедуру по четыре раза, в то время как другие вообще обошлись без «тренировки». Полевая замена шин заодно показала слабость домкратов VW, тугую посадку колеса на ступицу и неудобство болтов в сравнении сошпильками. Что же касается эргономики, то автомобили оказались на достойном уровне. Целый день за рулем практически не вызывал усталости. Пожалуй, лишь с высотой левого водительского подлокотника вышел промах, да ручной поиск радиостанций на магнитоле показался неудобным. А в остальном – хорошая обзорность, удобные кресла, обилие карманов для всяких дорожных мелочей и приличная управляемость.
текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.