В отличие от офиса, где сотовому телефону в худшем случае грозит падение на пол со стола, приключения мобильников на природе разнообразны. Полеты, грязевые ванны, внеплановые купания… В расчете на такие истории и любителей в них попадать существуют защищенные телефоны, особо устойчивые ко всяким вредным воздействиям. Нередко в рекламе их называют словом «внедорожник». Но как они приспособлены к реальным условиям российского офф-роуда, от чего защищены и насколько крепче обычных «легковых» трубок?
Адам стал беженцем,
Авель попал на мобильную связь,
Ной не достроил того, что он строил,
Нажрался и упал лицом в грязь.
Борис Гребенщиков
Выбор «внедорожных» GSM-аппаратов ограничен. В продаже есть Nokia 5140i и три Siemens – М75, МЕ75 и М65. Еще одну трубку – Benefon ESC! – в обычных салонах не найдешь, но можно заказать у дилера. Чтобы увидеть отличия «великолепной пятерки» от обычных телефонов, мы взяли популярные модели разных классов, но одной фирмы – Motorola C139 и Motorola RAZR V3. Они показались сделанными добротно и прочно.
Дополнительные функции тестируемых телефонов | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
вибро | GPRS | ИК | Bluetooth | диктофон | кальку- лятор | секун- домер | фото- камера | радио | МР3 | GPS | PTT | |
Benefon ESC! | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - |
Nokia 5140i | + | + | + | - | + запись разговора | + | с кругами | с видео | FM | - | - | + |
Motorola C139 | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - |
Motorola RAZR | + | + | - | + | + | + | + | c видео | - | - | - | - |
Siemens M65 | + | + | + | - | + | + | + | с видео | - | - | - | - |
Siemens M75 | + | + | + | + | + | + | + | с видео | - | + | - | + |
Siemens ME75 | + | + | + | - | + | + | + | с видео | - | - | - | - |
Субъективный материализм
Наиболее интуитивно понятным было признано меню Motorola RAZR V3, хотя и пришлось погадать, прежде чем выйти в Интернет. Простое и логичное меню у Benefon, за исключением управления GPS. В меню всех Siemens (они практически одинаковы) и Nokia разобраться без инструкции не удалось, а у Motorola C139 неудобство доставляет маленький экран, не позволяющий видеть список раздела меню целиком.
По эргономике клавиатур мы разделили трубки на удачные и неудачные. К первым отнесли обе Motorola и Benefon, позволяющие работать с телефоном практически без ошибок в толстых перчатках и во время езды по тряской дороге. Клавиатуры Siemens с мелкими близко расположенными кнопками наиме-нее удобны, но их навигационные джойстики лучше «пятиточечных» кнопок конкурентов.
Распространенная ситуация: у пилота в телефоне села батарейка, а у штурмана кончились деньги на счете. Поэтому удобству замены SIM-карты мы уделили особое внимание. Безусловный лидер – Motorola С139, чуть сложнее менять карту в Benefon ESC!, Motorola RAZR V3 и Siemens M75. Из Siemens ME75 вынуть «симку», не имея длинных ногтей и тонких пальцев, сложно. Но больше всего хлопот с Nokia 5140i и Siemens М65.
Лучше всего на ярком солнце читается монохромный экран Benefon, за ним в порядке убывания – Siemens M65, ME75, M75, Nokia, Motorola RAZR V3 и С139. При этом дисплей аутсайдера практически не читался, а разница между М75 и 5140i оказалась меньше, чем в ряду Siemens. При выключенной подсветке читаемость Benefon сохраняется, у Siemens и Nokia еще можно чтото разглядеть, а у Motorola экраны чернеют.
Встроенный GPS-приемник выгодно отличает Benefon ESC! от конкурентов. Как показали замеры, по точности выхода на заданную точку и по устойчивости работы в сложных условиях Benefon уступает такому специализированному «ровеснику», как Garmin III+. Однако телефон можно использовать в качестве полноценного навигатора. Правда, расход батареи в GPS-режиме увеличивается на порядок и полного заряда хватает всего на несколько часов. Теоретически сменный GPS-модуль можно установить и на Nokia 5140i, но в нашей стране модули не продаются.
Шеф, я вас не слышу!
Поскольку воссоздать в лаборатории условия реального леса практически невозможно, решено было проверить работу трубок в зоне неуверенного приема экспериментальным путем, в дебрях на восточной окраине Подмосковья. Но и на местности найти четкую границу связи не просто. Помимо рельефа и растительности, на дальность работы телефона влияет много факторов. Набирая статистику, мы выяснили, что на связь в данной конкретной географической точке в зоне неуверенного приема очень влияет… расположение облаков на небе. Эксперименты показали, что это влияние даже сильнее, чем относительная разница в чувствительности трубок.
Нередко бывали моменты, когда телефон хорошо «видел» сеть, но не мог сделать или принять звонок. Передатчикам телефонов попросту не хватало мощности, чтобы «достучаться» до базовой станции, хотя их приемники ловили сигнал от нее. Чаще других в эту ситуацию попадали Benefon и Siemens M75, нередко показывавшие до трех полосок уровня сигнала, когда остальные уже искали сеть, но позвонить с них было невозможно. Наименее часто «обманывала» Nokia.
Раньше других (на несколько десятков метров) теряла сеть и, соответственно, позже ее находила модная Motorola. Остальные же показали примерно равные результаты. По набранной статистике звонков, чуть лучше других были Benefon и Nokia.
Что касается способов улучшения связи, то полезно поставить аппарат на крышу машины. Дело не только в высоте, а еще и в том, что кузов автомобиля улучшает эффективность работы штатной антенны телефона, делая ее более направленной. При этом поставить трубку на крышу – эффективнее, чем, стоя на этой же самой крыше, держать ее в поднятой руке. Еще лучше – подключить трубку к внешней антенне. Разъем для ее кабеля мы нашли на всех аппаратах, кроме Nokia.
Окружающая среда
Испытания на прочность мы начали с того, что телефоны были полностью заряжены и помещены в морозильник (-18°С) на 12 часов, а затем, после аккуратной разморозки, оставлены на 12 часов на «торпеде» машины, выставленной на июльский солнцепек (+67°С). Ни холод, ни жара на самочувствие аппаратов не повлияли. Контрольные звонки, сделанные каждый раз перед тем как извлекать трубки из «термокамер», были приняты, индикатор заряда после каждой процедуры продолжал показывать максимум: быстрый разряд аккумуляторов на морозе скорее характерен для старых батарей либо при активном использовании аппарата. Замедление смены информации на ЖК-дисплее замерзшего телефона неполадкой не считается – это естественно. При плюсовой температуре скорость работы экранов восстанавливалась.
На жаре мы попутно проверили, как влияет прямой солнечный свет наЖК-мониторы, оставив мобильники дисплеями вверх. После опыта экран немного потемнел только у Motorola RAZR, но в действительности такая опасность ей практически не грозит, поскольку это «раскладушка».
Уронить телефон в песок и засыпать его – совершенно обычное дело на пляже или какой-нибудь покатушке в карьере.Шансы быть найденным после этого выше всего у Benefon – его звонок, раздававшийся из-под сантиметрового слоя песка в радиусе тридцати метров, оказался самым громким и пронзительным. Следующими по слышимости, хотя и почти вполовину слабее, были Siemens. Вначале они трезвонили одинаково, но у М75 звонок постепенно становился все тише – видимо, от вибрации песок набивался в довольно широкую щель динамика, а внутренняя защитная сетка от этого никак спасти не могла. Менее выражен этот эффект был у М65 и отсутствовал у МЕ75. Мелодия Nokia была слышна не далее десяти метров. Вполне возможно, что, будь в аппарате иной набор звуков, она бы поспорила с немецкими конкурентами (на слышимость влияет не только уровень громкости, но и тон звонка). У обеих же Motorola со звуком оказалось все плохо: С139 было слышно, только если нагнуться точно над местом ее «захоронения», а RAZR не выдавала себя вовсе. Зато, будучи выкопанной, эта трубка оказалась самой опрятной: к скользкому металлу корпуса песок не пристал, а минимум щелочек и дырочек не позволил песчинкам никуда забиться. Удивительно, но их не было даже в открытом USBразъеме. Правда, у «раскладушки» начало поскрипывать шарнирное соединение и заклинило защелку задней крышки. После чистки щеткой вторая проблема исчезла, а первая осталась. Больше всего песка налипло на M75, а М65 оказался одним из самых чистых, если не считать пространства между панцирем и корпусом. Nokia набрала немного песка внутрь внешнего корпуса, а С139 – в динамик и батарейный отсек.
Дорожная пыль – тот же песок, но гораздо мельче, потому набивается во всякие щели, даже когда висит в воздухе, и к тому же хуже отчищается. У RAZR она набилась в защелку задней крышки и вновь ее заклинила, а также попала под батарею. С139 запылилась меньше, чем RAZR, но очистилась хуже и больше набрала грязи под крышку и в разъем. Совсем чуть-чуть пыли попало под батарейку Benefon. Остальные же внутрь пыль не пустили вообще, если не считать отдельных пылинок на объективах M65 и МЕ75, в гнезде флэшки M75 и пространства под внешним корпусом Nokia (из-за пыли он стал труднее разбираться).
Земля им пухом
Процедуры, грозящие жертвами и разрушениями, мы начали с падения телефонов на землю (постепенно увеличивая высоту). На каждом уровне каждая трубка должна была приземлиться не менее трех раз на каждую из шести плоскостей и четырех углов. Для большинства телефонов все закончилось безболезненно, но при падении с метровой высоты скривилась выступающая антенна Benefon (погнулся внутренний центральный штырек разъема). Работоспособность аппарат полностью сохранил. Полутораметровый «бросок» согнул антенну очень сильно, а двухметровый – сломал. Корпус трубки при этом остался цел, значит, сломанную антенну можно выкрутить и поставить новую. После серии падений в сложенном виде с высоты 2 метров на корпусе Motorola RAZR V3 появились первые заметные царапины, в шарнире – люфт. При таком же падении в раскрытом виде на нижнюю грань то и дело секунд на 20 гас экран и терялась сеть. Такой же сброс сети пару раз показала и Nokia.
Полное погружение
Чтобы не разбить корпуса раньше времени, мы прервались на водные процедуры. Сымитировали ливень и попробовали под ним две минуты поговорить: за первую принять звонок, а за вторую – сделать. Дождь стал роковым для RAZR. Чуть менее минуты телефон принимал звонок, после чего стал отвергать любую попытку позвонить с него, но сам продолжал принимать звонки. После душа у него появилось второе изображение на экране, а клавиатура перестала реагировать на нажатие. В корпус попало довольно много воды. Остальные телефоны перенесли испытание легко, разве что у Nokia и Siemens M75 в процессе вызова через полминуты упала громкость звонка, но вибросигнал продолжал жужжать, и все остальное работало как надо. У этих трубок внутрь не попало ни капли. У остальных капельки воды были замечены в тех же местах, куда в другом опыте проникла торфяная грязь. Внутрь С139 воды набралось достаточно много, но он продолжал работать.
После просушки в течение нескольких часов мы при помощи трехлитровой банки сымитировали падение телефона в воду. Розовую Motorola, все еще продолжавшую «глючить» и не реагировавшую на клавиатуру, решено было от водолазных дел отстранить. Остальным же предстояло плавать как «Титанику» – с полной иллюминацией и музыкой. Бросая телефон в воду, мы звонили на него и следили за развитием ситуации.
Надо сказать, живучесть мобильника зависит не только от того, насколько плотно собран его корпус, но и от того, как именно он пошел ко дну. Так, больше всего шансов спастись у телефона, упавшего плашмя лицом вверх. Обнаружили мы это следующим образом.
Первым отправился в банку Siemens M65 и двадцать минут услаждал наш слух полифонией, лежа на дне. Мог бы и больше, но мы прервали тест, рассудив, что за такое время телефон либо найдут и достанут, либо сочтут его потерянным. После извлечения выяснилось, что внутри воды практически нет, лишь немного влаги попало под уплотнительную резинку задней крышки.
Отправившийся вслед за ним SiemensM75 не лег на дно, а встал, прислонившись к прозрачной стенке. Практически сразу пошли пузыри из-под заглушки фотокамеры, и через минуту телефон замолчал. Внутри корпуса был потоп. Это удивило: на двух предыдущих испытаниях, связанных с жидкостями, этот мобильник показал лучшую по сравнению с М65 герметичность. Конечно, ничто не мешало ему захлебнуться, но не так скоро!
Мы повторили тест, поменяв положение трубок. На этот раз их не стали включать (они не успели просохнуть), а решили проследить за выходом воздушных пузырьков. Стоя вертикально, М65 набрал воды чуть больше, чем за минуту, а М75, лежа плашмя, пузыри пускать не стал, и через пять минут его батарейный отсек был лишь слегка влажным.
При следующих погружениях мы следили, чтобы трубка легла на дно клавиатурой вверх. Однако выгодное положение больше никому не помогло.ME75 начал сразу пускать пузыри, и через 33 секунды у него отключился виброзвонок, а через минуту экран выдал «ошибку карты». В корпусе было полно воды. Benefon продержался 15 секунд, а Motorola и вовсе сразу погасла. Лишь Nokia честно проработала 15 минут 22 секунды. В «прочном корпусе» плескалась вода... После тщательной просушки в течение 12 часов к полноценной жизни вернулись только три Siemens, но у М75 пропала подсветка экрана. К этому времени оклемалась после дождика и «не купавшаяся» Motorola RAZR V3. Nokia начала самостоятельно включаться-выключаться, хотя иногда с нее удавалось звонить. Benefon перестал реагировать на клавиатуру, а С139 попросту не включилась. В таком плачевном положении мы вернулись к «полетам».
Асфальтовая болезнь
На грунте увеличение высоты до 2,5 метров привело к тому, что после удара закрытой Motorola RAZR шарниром это соединение разболталось сильнее, а третье приземление на лицевую сторону навсегда выключило внутренний экран.
Серию падений мы продолжили на бетонной дорожной плите. На корпусе Motorola С139 глубокие царапины стали появляться уже при полуметровой высоте, а падение плашмя экраном вниз с метра закончилось трещинами на лицевой панели. При полутора метрах на корпусе появились сколы, начали отскакивать крышка и батарейка, а от двухметрового падения на разъемы сразу же вывалилась часть клавиатуры. Корпус RAZR оказался более стоек к царапинам и ударам, но люфт в шарнире постепенно увеличивался. Довольно сильно он «прибавлял» от падения открытой трубки плашмя клавиатурой вниз (начиная уже с «первого уровня»). При 1,5 м стабильно отскакивали задняя крышка и батарейка. Однако роковым рубежом вновь стали два метра. При падении в сложенном состоянии на лицевую сторону погас маленький наружный дисплей, а в разложенном клавиатурой вниз лопнул и большой экран. Однако внешнее стекло не пострадало и не дало вытечь жидким кристаллам.
Два метра прервали полет Nokia и Benefon, у которого разошелся стык между половинками корпуса с правой стороны после падения на него. Siemens M65, несмотря на мощный наружный панцирь, без потерь дошел лишь до отметки 1,5 метра, когда после приземления на нижнюю грань у него перестал показывать экран. Однако с самим корпусом ни на этой высоте, ни на двух метрах ничего, кроме царапин на пластике, не случилось. 75-е и вовсе перенесли бетон без потерь. Разве что почти при каждом ударе они отключались, но сразу же запускались вновь. Кроме того, у М75 при падении с 1,5 м нижней стороной стала съезжать со своего места SIM-карта, а от двухметровых ударов выскакивали заглушки.
Мы их давилидавили…
Под колеса машин мобильники попадают не так часто, как падают. Однако падение в колею повышает шансы... Так стоит ли искать в ней после такого происшествия трубку? Задавшись этим вопросом, мы выложили телефоны на мягкой торфянистой дороге (сначала дисплеем вниз, а затем – дисплеем вверх), и каждый переехали два раза обоими колесами УАЗа. Как ни странно, эту процедуру, вернее, ее первую половину, не пережил только один аппарат – Nokia 5140i. У него окончательно лопнул дисплей. Другие трубки остались в целости и сохранности. Налицо тенденция: если на мягком грунте «мобильник» переехали, значит, шансы выжить у него высоки. Для сравнения мы провели тот же опыт на жестком проселке. Увы, здесь результат оказался неутешительным: после наезда «в живых» остался один лишь Siemens M75. У С135 вдавилась клавиатура и запали некоторые кнопки, а у остальных уже после первого проезда полопались экраны. К тому же у М65 прогнулась и с трудом открылась из-за деформированного «панциря» задняя крышка. Так что в данном случае защита сработала как декоративный кенгурятник при ДТП. Что же до возможности работы телефона с разбитым монитором, то она вполне возможна. Так, ME75 продолжал принимать звонки и дозваниваться даже после попадания под колеса.
Результат
Конечно, это звучит немного странно, но производители «внедорожных» телефонов действительно не врут, называя их «брызгозащищенными» и «ударопрочными». Именно такие они и есть. До какого-то предела их защита срабатывает и спасает, да и в целом такие трубки прочнее обычных. Однако идеальной модели мы так и не нашли, хотя каждый из телефонов выступил, на наш взгляд, очень достойно. Как показал тест, сильные и слабые стороны есть у каждой из моделей, но после всего того, что мы с ними сделали, «в живых» остался только Siemens M75. По сумме качеств он оказался «номером один», но его отрыв от конкурентов получился совсем незначительным. Репутацию М65 подпортило падение, после которого у него отключился экран, Nokia тоже не выдержала ударов и переезда в мягкой колее, а у ME75 явно меньшая водостойкость. Что же до старины ESC!, то сначала его «погубили» антенны, а позже слабая водозащита и прочность элементов корпуса. Обе Motorola показали себя достойными аппаратами, стоящими своих денег, особенно С135, цена которой позволяет держать в машине несколько штук таких телефонов... Утопил или разбил один – вынул «симку» и звони со следующего. Лишь RAZR V3 оказалась не слишком приспособлена для лесных вылазок. Да и то лишь на фоне остальных участников теста.
Перед поездкой в далекие от цивилизации места надо выяснить, какие сети и в каких стандартах там работают. Сайт www.gsmworld.com дает полную информацию по GSM-сетям в любой точке планеты, на www.a800.ru есть ссылки на ресурсы российских операторов DAMPS, а www.skylink.ru укажет места работы сетей IMT-MC 450. Искать действующие NMT450 и CDMA-800 сложнее – по словам «Сотел» или «операторы CDMA», и просматривать найденные ссылки. Полезен раздел «Операторы» портала Sotovik.ru.
Для дальних странствий лучше подходят старые аппараты: зоны покрытия были менее плотными, базовые станции стояли реже, поэтому радиотракты телефонов были лучше по чувствительности приемника и мощности передатчика. Полезно навести справки о расценках на связь, особенно роуминговых. Когда роуминг невозможен либо чересчур дорог, не помешает выяснить адрес офиса местного оператора и условия подключения.
Рассмотрите карты зон покрытия и постарайтесь получить информацию о расположении базовых станций (БС). На карте БС будут в центре концентрических областей максимально плотного покрытия. Можно, наконец, обратиться в абонентскую службу и объяснить ситуацию – скорее всего, информацию дадут. После этого надо заметить азимуты и прикинуть расстояния от БС до точек на маршруте путешествия и рассчитать прямую видимость в километрах по простой формуле L=3,57(√H+√h), где H – высота подвеса антенны базовой станции (обычно 50–60 м), h – высота подвеса антенны телефона в метрах. В пределах прямой видимости связь на открытых участках скорее всего будет, вне их – под вопросом. Но не забывайте о рельефе (возвышенности между БС и лагерем видимость закроют) и о жестком ограничении дальности связи до 35 км для стандарта GSM.
Перед стартом проверьте работу каждого телефона, состояние аккумуляторных батарей, исправность зарядных устройств (сетевых, автомобильных), наличие запасных аккумуляторов, выносных антенн, кабелей и переходников для соединения каждой антенны с каждым телефоном. Подготовьте крепеж для антенн к деревьям и горизонтальным поверхностям или, в конце концов – мачту. Отключите в аппаратах режимы экономии батарей.
Прибыв на место, попробуйте поймать какую-нибудь сеть без всяких ухищрений. Можно выйти с телефоном на опушку леса, подняться на пригорок, влезть на дерево, подойти к берегу водоема, отплыть от него на лодке. Важно добиться, чтобы сеть хотя бы отобразилась в меню поиска сетей. Обычно лучшие условия прохождения радиоволн в атмосфере бывают вечером. Когда сеть найдена, улучшить связь можно установкой штыревой антенны на крышу автомобиля (можно попытаться переехать на нем на другое место неподалеку) или поднять антенну на дерево на любом куске металла. Положим, вы добились регистрации в сети. Попробуйте принять/отправить SMS. Не получается? Тогда установите узконаправленную антенну, например, типа «волновой канал», и сориентируйте ее по азимуту на БС, стремясь добиться максимальных показаний индикатора уровня сигнала. Заранее заготовленный азимут может оказаться и неправильным из-за просчета при анализе карты, или если вашего местонахождения достигают не прямые радиоволны, а отраженные от неровностей рельефа, поверхностей водоемов, местных предметов, и т.п. Порой отраженный луч может оказаться сильнее прямого. Так что если уровень сигнала при ориентировании антенны ничуть не вырос (а то и упал), придется вращать антенну в горизонтальной плоскости, чуть-чуть покачивая ее в плоскости вертикальной, чтобы добиться максимально возможного уровня.
Редакция благодарит представительства BENEFON (495 737-39-41), MOTOROLA (495 785-01-50), NOKIA (495 795-05-00)
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Ирина КОРОЛЕВА
Обсудить на форуме