Сегодня Land Cruiser – не более чем раскрученная марка компании Toyota. Какие уж тут легенды! Не осталось им места в нашем циничном веке. Хотя нет, кое-кто еще продолжает верить, что гдето далеко-далеко – в Юго-Восточной Азии или Латинской Америке – все еще свинчивают рожковыми ключами тот самый, легендарный Land Cruiser. Итак, приглашаем вас на небольшую экскурсию в прошлое, и отправимся мы в путь на одной из надежнейших полноприводных машин времени. Имя ей TLC…
В том, что о Land Cruiser ходит немало слухов и домыслов, отчасти виновата сама компания Toyota. Трудно поверить, но в последнее время ее отдел общественных связей начал уделять внимание истории фирмы. Прежде вся летопись жизненного пути второй по величине автомобильной корпорации мира умещалась на одной брошюрной страничке. И дело тут не в национальной лени (упаси, Господи!), просто для японцев само понятие «прошлое» заканчивается где-то в период реставрации династии Мейдзи, а дальше начинается сплошное будущее - то самое, напичканное электроникой, роботами и нано-технологиями. И вдруг очередная неожиданность - пришла пора отметить 55 лет Land Cruiser. Это что же выходит, у автомобилей (их японцы априори относят к будущему) тоже есть своя история? И сразу же небольшое уточнение: 55 лет исполнилось не TLC, а просто «большому внедорожнику Toyota». Дело в том, что название, так похожее на марку британских вездеходов, появилось только в 1954 году, когда у япон-ской фирмы наметились экспортные амбиции.
Полюби врага своего
Шла Корейская война, в которой Японии была отведена роль непотопляемого авианосца США (прекрасный газетный штамп, рожденный в недрах Идеологического отдела ЦК КПСС). С началом этой кампании, едва не приведшей к обмену ядерными ударами между Америкой и СССР, поверженная в войну японская промышленность быстро ожила. Японцы добросовестно латали вчерашним завоевателям танки, заправляли напалмом бомбы (этим, в частности, занималась компания Nissan) и капитально перебирали видавшие виды американские внедорожники. Странное случилось с японцами, и тому тоже найдется объяснение в их менталитете: если враг оказался сильнее, значит... они сами виноваты. Стало быть, им надо учиться и уважать своего вчерашнего врага. Сказано - сделано: легкий военный внедорожник победителей (Willys) копируют на фирме Nissan, чуть позже лицензию на него покупает Mitsubishi. Свое подобие американского армейского вездехода весной 1951 года представила и компания Toyota. Машина называлась BJ. Но существовало одно препятствие: постановлением союзнической администрации Японии было запрещено иметь собственные вооруженные силы, тогда как в те годы для внедорожника главным заказчиком в любой стране оставалась армия. Но вскоре выход был найден - Toyota нашла заказчика в Национальном министерстве полицейских сил (будущие части самообороны).
Догнать и перегнать Америку
Другой проблемой новоявленного японского вездехода было отсутствие достаточно мощного четырехцилиндрового двигателя. Прежде чем таковой был создан, успело сформироваться основное отличие японского внедорожника от американского прототипа - несколько большие размеры и масса. Их потянул за собой мотор, рядная 3,4-литровая «шестерка» от грузовика (в девичестве -Chevrolet). Этот двигатель, вес которого составлял 275 кг, выдавал жалкие 85 л.с. мощности. Впрочем, почему жалкие? Новейший американский четырехцилиндровый мотор Hurricane «цедил» всего 72 л.с, а шестицилиндровый 115-сильный двигатель корпорация Kaiser почему-то упорно не желала ставить на внедорожники. С американским же шестицилиндровым мотором приключилась история с точностью до наоборот: его установили на Jeep Station Wagon (предтечу нынешних Grand Cherokee) только потому, что большому и тяжелому автомобилю было не обойтись без дополнительных силенок. Кстати, прогрессивный американский Hurricane все еще имел боковые клапаны, тогда как японский мотор был уже верхнеклапанным. Словом, уже на раннем этапе ученики обошли своих учителей.
Магия шестой заставы
Двигатель с шестью цилиндрами, более тяговитый и менее нагруженный, для внедорожных условий работы оказался более правильным выбором. В июле 1951 года водитель-испытатель Ичиро Тайра, вдохновленный поступком самурая Хеикуро Магаки, поднявшегося верхом на лошади по ступеням, ведущим на гору Атаго, на вездеходе BJ въехал по лестнице в замок Фудо (город Окасаки). Не менее впечатляющим был и подъем на Фудзи. Машина добралась аж до шестой заставы - дальше можно двигаться только пешком. Результат не заставил себя ждать: впечатленные внедорожными подвигами модели представители национальной полиции заказали сразу 289 машин! Производство Toyota BJ началось в 1953 году, одновременное выпуском лицензионного Mitsubishi- Jeep.
Нареченная крейсером
Появлению названия Land Cruiser мы обязаны Нандзи Умехара, тогдашнему техническому директору Toyota (выпад в сторону Land Rover очевиден). Самая известная Toyota Land Cruiser - FJ40. Сегодня этот внедорожник можно встретить в любом городе мира. FJ40 - непременный участник всех джиперских рейдов, бах и трофи. Американские дизайнеры, вдохновленные FJ40, создали ретро-концепт Toyota FJ-cruiser, и теперь эту машину выпускают в США. Но облик этого поистине легендарного внедорожника сформировался не сразу. Первая из «серий» (a FJ40 - это обозначение серии) появилась в 1955 году. Land Cruiser FJ20- внедорожник (J) с двигателем типа «F» (6 цилиндров, 3,88 л, 106 л.с). Это был усовершенствованный вариант двигателя типа «В». Кстати, эта нехитрая конструкция еще долго будет верой и правдой служить компании, войдя в историю как один из самых «долгоиграющих» моторов в мире.
Покупателю предлагались десять базовых вариантов «двадцатки», от FJ20 до FJ29. Так, армейский вариант с брезентовым верхом и без дверей назывался FJ28KB, а длиннобазный автомобиль с цельнометаллическим 5-дверным кузовом - FJ35V. Поскольку военные нужды уже не превалировали, все машины получили более мягкую подвеску на длинных трехлистовых рессорах от седана Toyota Crown. Интересная деталь: компания пыталась обратить на себя внимание службы снабжения американского контингента в Японии, в связи с чем с января по март 1957 года ряд ее автомобилей прошел испытания на танковом полигоне в Абердине (Балтимор, штат Мэриленд). Военные отобрали два грузовика, но не Land Cruiser! Испытывалась модель, носившая обозначение FJ25L («L» в данном случае указывает на размещение рулевого колеса -Left-hand drive). Впрочем, испытания дали японским инженерам ценнейший опыт относительно требований, предъявляемых к импортным машинам в США, и очень скоро Toyota Land Cruiser стала единственным японским автомобилем, худо-бедно продающимся на североамериканском континенте.
Впервые «сороковка» была представлена на Токийском автосалоне 1960 года. Основным для автомобиля служил цельнометаллический закрытый трехдверный кузов, что само по себе было необычно для внедорожника того времени. Не забыли и брезентовый вариант. Короткобазная версия обозначалась FJ40, с промежуточной базой - FJ43, длиннобазная - FJ45. На основе последней выпускался и пикап. Впервые в дополнение к усовершенствованному двигателю типа F (6 цилиндров, 3,88 л, 126 л.с.) Land Cruiser получил дизель (6 цилиндров, 3,58 л, тип «Н»). Однако такие варианты шли главным образом на экспорт. Основными рынками были страны азиатского региона, куда еще не успел добраться Его Величество Land Rover. Успеху вездеходов Toyota во многом способствовала и политическая картина мира: в Азии ширилось освободительное движение, а Великобритания, последняя из старых империй, всюду сдавала свои позиции. Отражалось это и на экономических связях. И тут как нельзя кстати оказывались напористые японцы.
В новом кузове
На американском рынке особых успехов, напротив, пока добиться не удавалось. Вотчина Jeep стойко противостояла иноверцам. И вот специально для США и Австралии в 1967 году инженеры Toyota создают внедорожник с комфортабельным обтекаемым кузовом -Land Cruiser серии FJ50 (6 цилиндров, 3,79л, 145 л.с). Впрочем, о действительном уровне его комфорта трудно судить с позиций XXI века. Кстати, именно это и попытался сделать обозреватель 0RD Евгений Константинов. Этот странный человек специально ради возможности порулить на австралийской версии FJ55 скатался на... юг Франции и теперь делится своими впечатлениями в историко-те-стовом репортаже «Вне времени». Но вернемся в дни минувшие -Land Cruiser FJ50 стал первым японским автомобилем, получившим коробчатые сварные поперечины рамы. Также он впервые прошел тест на соответствие лобовому столкновению при скорости 50 км/ч (по американским требованиям). И еще один важный момент - знаете, с какой главной проблемой столкнулись японцы на американском рынке? Полноприводные японские «крейсеры» не могли держать по хайвеям допустимую скорость 130 км/ч. Так вот Land Cruiser FJ50 этому условию отвечал! Также я хочу обратить ваше внимание на отличия экспортного (FJ56V) и внутреннего (FJ55V) исполнений машины. Из-за того, что у первого стоял двигатель 2F, имевший улучшенную систему охлаждения и увеличенный воздушный фильтр, на капоте выступал заметный «горб». Треугольных боковых форточек в стеклах не было, а в подфарники были встроены катафоты. Задние фонари были ориентированы вертикально и установлены в нижней части кузова, тогда как на FJ55V они располагались выше подоконной линии машины. Богаче был оборудован и салон. Наконец, пассажиры внутренней версии довольствовались аскетичными лавками, тогда как у экспортной могли стоять и раздельные сиденья.
Время без истории
Что такое десять лет для автомобиля? В ритме современного рынка - это нескончаемо долго. Но Land Cruiser продолжал выпускаться с минимальными изменениями (впрочем, как и Land Rover). Только в 1976-м главный конструктор Хироси Осава начал работы над «стейшн вэгон» следующего поколения, на замену FJ55V. Целью был прежде всего американский рынок, на котором после энергетического кризиса 1973 года японские автомобили начали пользоваться должным спросом. Теперь уже все было по-взрослому. Инженеры самым тщательным образом подошли к параметрам управляемости, плавности хода, устойчивости (на Ближнем Востоке были случаи опрокидывания перегруженных Land Cruiser). Новинка изначально разрабатывалась с учетом перспективных требований по токсичности и безопасности. Машина с комфортабельным пятидверным кузовом получила бензиновый двигатель типа 2F для версий FJ60 и дизель типа «В» для варианта BJ60. С октября 1982 года пошла более крупная версия HJ60, имевшая не только дизель увеличенного рабочего объема, но и 5-ступенчатую коробку передач, высокую крышу, зеркала с дистанционной настройкой и прочие вещи, без которых на американский рынок не сунешься. В дальнейшем все три модели эволюционировали в 61-ю серию и, чтобы отличать их от базовой модели, компания ввела товарный индекс GX.
Металл становится толще
Становясь все комфортабельнее, Land Cruiser одновременно уходили из ниши «настоящих проходимцев». Руководству предстояло разрешить дилемму - продолжать выпускать кондовый внедорожник или потрафить любителям дачных прогулок и в будущей новинке акцентировать внимание на дорожных качествах. В этом вопросе Toyota не могла позволить себе быть легкомысленной... В ноябре 1984 года проверенной «сороковке» была дана отставка (последний вариант оснащался бензиновым 6-цилиндровым двигателем объемом 4,2 л или дизелями 3,0, 3,2,3,4,3,6 и 4,0 л). На смену «сороковке» пришла модель Land Cruiser FJ70, спроектированная под началом главного конструктора Масаоми Йосии. О том, чтобы новинка не попрала достоинств предшественницы, заботились настолько, что даже увеличили толщину металла кузова. Первоначально выпускалась только трехдверная версия, но в 1990-м появилась и пятидверка с тремя рядами сидений на удлиненной базе. Этой машине первой из семейства Land Cruiser дадут имя собственное -Prado. Окончательно прощаясь с Toyota Land Cruiser FJ40, отметим, что до 2002 года под именем Bandeirante этот автомобиль выпускал бразильский филиал компании, оснащая его 3,8-литровым четырехцилиндровым дизелем... Mercedes-Benz.
Микроавтобусы перестройки
С 1985 года выпускались две очень схожие на вид версии Land Cruiser, отличавшиеся друг от друга силовыми агрегатами, типом подвески и размером. Машина поменьше поступала на внешние рынки как Land Cruiser II (4 цилиндра, 2,4 л, 105 л.с. бензин, 4 цилиндра, 2,45 л, 72 л.с. дизель и 4 цилиндра, 2,45 л, 86 л.с. турбодизель). Подвеска у нее была все еще зависимая, но уже - впервые - пружинная.
Теперь поговорим о «восьмиде-сятке». Это уже герой нашего времени, любимец малиновых пиджаков, один из первых послов огромной армии праворуких «японок», в одночасье хлынувших на просторы освободившейся от коммунизма России. Помните, в обход гигантских ввозных пошлин компания Toyota ввозила в нашу страну десятиместные версии этой машины? Они таможились как... микроавтобусы (по льготному тарифу), а какая категория была открыта в водительском удостоверении будущего владельца, представительство не волновало. Но это, конечно, не конец истории. На «вось-мидесятке» компания сделала окончательный выбор не только в пользу пружинной (пока-зависимой) подвески, но и в пользу постоянного полного привода.
Первой Land Cruiser с независимой передней пружинной подвеской стала 90-я серия, она же Prado. С мая 1996 года машина предлагалась в короткобазном исполнении (KZJ90W и VZJ90W) с трехдверным кузовом и в пятидверном варианте с удлиненной базой (KZJ95W и VZJ95W). В 2002 году 90-я серия предстала в новой редакции: ее дизайн впервые создали в Европе, в студии Toyota в Ницце. В январе 1998-го, спустя почти девять лет после начала выпуска «восьмидесяти», на рынок вышла Toyota Land Cruiser 100 Series с самым мощным за всю историю Land Cruiser двигателем - V8, 4,7 л, 232 л.с. Хотя такие особенности «сотки», как передняя независимая подвеска и реечный рулевой механизм, считаются приметой легковой машины, этот автомобиль (HDJ101K и UZJ100W) признан достойным преемником первых вездеходовТоуо-ta. Не случайно же миротворческие и гуманитарные организации, выполняющие свои миссии в труднопроходимых районах, выбрали именно этот автомобиль. Нередко его защищают скрытым бронированием. Специально для плохих дорожных условий Toyota разработала серию 105 (с зависимой передней подвеской). На другом полюсе - Lexus LX470, особо комфортабельная версия Land Cruiser для американского рынка.
P.S. TCL 100 уже без малого девять лет на конвейере. Критичный срок и для внедорожника. Не знаю, как вы, а я уже замер в предвкушении - какое будет продолжение у легенды?
текст: Денис ОРЛОВ
фото: из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.