Мы познакомились со спортивным комиссаром Бруно Золотовски на внедорожной гонке, проходившей в пустыне Сахара. Этот парень – настоящий пилот-виртуоз. Он великолепно чувствует свой Land Cruiser. А еще он ювелирно проводит машину по песчаным дюнам и каменным осыпям. В багажнике его старенькой Toyota есть все необходимое для достаточно продолжительной автономной жизни на этой выжженной земле, и Бруно всегда готов прийти на помощь попавшим в беду. И при этом у него парализованы ноги...
Двенадцать лет назад офицер французских вооруженных сил Бруно Золотовски в результате несчастного случая на службе стал инвалидом. Что дальше? Кресло-каталка, пенсия и унылое существование? Нет. Уже через два года он вернулся к полноценной жизни и нашел новое любимое дело. Бруно выбрал… офф-роуд.
Возвращение Бруно
«Реабилитация» началось с постройки машины. Сперва Бруно приобрел подержанный Land Cruiser LJ73, потом друзья помогли отлифтовать подвеску, и машина встала на 33-дюймовые грязевые колеса. После того как были установлены шноркель, защита днища, интеркулер двигателя, стационарный компрессор, спортивные кресла, четырехточечные ремни, навигация и радиосвязь, дело осталось за малым – нужно было оснастить автомобиль специальным комплектом ручных органов управления. В специализированной фирме, куда обратился мсье Золотовски, несколько удивились выбору «боевого» Land Cruiser в качестве «инвалидки», но работу сделали быстро и качественно. А что тут сверхъестественного? Для мастера, занимающегося установкой устройств, адаптирующих автомобиль под нужды людей с опорно-двигательными проблемами, нет принципиальной разницы между Toyota, Renault или «Запорожцем». Такие устройства, выпускаемые многими фирмами по всему миру, как правило, универсальны. Задача мастера – подобрать и установить правильную «конфигурацию» всей системы с учетом индивидуальных особенностей водителя и его автомобиля.
Оборудование
Для Toyota был выбран стандартный дублирующий комплект итальянского производства. Педаль акселератора здесь запараллелена с так называемым кольцевым газом – дополнительной «баранкой» малого диаметра поверх рулевого колеса, которую нажимают большими пальцами рук. Педаль тормоза соединена системой тяг с рычагом на рулевой колонке. Чтобы затормозить, его надо отжать от себя. Кроме того, на тормозном рычаге есть специальный минирычажок, позволяющий удерживать рабочий тормоз нажатым, чтобы не пользоваться лишний раз ручником. Конечно, европейские инвалиды чаще выбирают машины с «автоматом», но у Бруно изначально стояла «механика» (во Франции 70-я серия TLC с АКПП не встречается), поэтому на сцепление установили электровакуумный привод, управляющий датчик которого разместили на рычаге коробки передач. Берешься за рычаг – левая педаль выжимается, отпускаешь руку – педаль возвращается. При этом систему можно отключить тумблером на приборной панели, да и дополнительные газ с тормозом совершенно не препятствуют традиционному способу управления автомобилем – на случай, если за руль сядет ктото другой.
Офф-роуд – это профессия
Лифтованный Land Cruiser – автомобиль высокий, даже с точки зрения здорового человека. Поэтому, чтобы забраться на водительское сиденье, в дверном проеме предусмотрены специальные ручки, и Бруно, хватаясь за них, просто подтягивается на руках, тем самым перемещаясь из инвалидного кресла прямо в кресло пилотское. Единственное, чего он не может делать самостоятельно, это сложить и поставить в багажник машины инвалидную коляску. Кстати, еще до того как на плечи Бруно свалилось это неcчастье, ему доводилось выезжать на бездорожье и даже периодически участвовать в соревнованиях. Теперь же, когда свободного времени стало более чем достаточно и военная пенсия оказалась достойным источником средств для существования, бывший офицер французской армии занялся оффроудом как основным делом жизни. Вскоре он стал участвовать в подготовке соревнований и спортивных экспедиций, начал прописывать трассы и заниматься судейством. Особенно увлекли Бруно дальние африканские рейды.
P.S. Людей, подобных Бруно Золотовски, в российском офф-роуде нет. Или, может быть, мы просто о них не знаем? Ведь теоретически ничто не мешает человеку после перенесенной травмы адаптироваться к полноценной жизни именно через внедорожный спорт, особенно когда рядом есть надежные друзья, увлеченные тем же делом. Одна проблема – пенсия по инвалидности в России не чета французской…
У нас в стране никаких юридических ограничений по установке ручного управления на те или иные марки легковых автомобилей нет. На практике же внедорожники переоборудуют нечасто. В основном это «Нивы» жителей сельской местности. Грузовики переоборудовать запрещено, а с грузовыми автомобилями легкого класса, типа «Газели» или ульяновской «буханки», в каждом отдельном случае мы все решаем в индивидуальном порядке. Важно, чтобы такой автомобиль не представлял опасности остальным участникам дорожного движения из-за того, что его водителю физически тяжело им управлять. Оборудование для ручного управления должно быть фирменным и с соответствующими документами. Самодельные конструкции не допускаются. Если человек хочет сделать все сам, он опять же должен иметь обязательные документы на те виды работ, которые он проводит. Ведь если все развалится на ходу и люди погибнут – кто за это ответит? Поэтому документы должны быть на все оборудование, а у мастерской – на право проведения подобных работ. Сертификат для ручных органов управления не обязателен, но если человек хочет ставить импортное оборудование, к нему должны прилагаться бумаги. Опираясь на них, я могу дать заключение. Но даже когда все бумаги в порядке, придется пройти экспертизу. Важно же не только, что именно установлено, но и как. Поэтому владелец переоборудованного автомобиля просто приезжает к нам, и я смотрю, как выполнена работа. Если же человек живет далеко и не может приехать, то он должен прислать фотографии. При этом нужно отснять не только конструкцию, но и показать, что за дефект у этого водителя и как он управляет переделанным автомобилем.
Я ХОЧУ БЫТЬ НА ВЕРШИНЕ
В Соединенных Штатах Америки есть инвалид, участвующий в соревнованиях по рок-кроулингу. Зовут его Клэй Иган, и с ним встретился наш специальный корреспондент Крис Коллард (Chris Collard). В 1999 году Клэй разбился на мотоцикле и полностью утратил подвижность ног и на 60% – подвижность левой руки. Казалось, дорога в технические виды спорта для него закрыта. Но Клэй был полон решимости. Более того – он стал иконой для всех любителей рок- кроулинга. Его судьба оказалась одновременно и похожа, и не похожа на судьбу многих атлетовинвалидов. И главным фактором здесь стало желание жить яркой и наполненной жизнью, невзирая ни на какие препятствия. Предоставим ему слово…
ORD: Как ты начал заниматься рок-кроулингом? В каком соревновании ты впервые участвовал?
К.И.: Это было в Сент-Джордже, штатЮта, в 2003-м. Я ехал на Jeep Cherokee, и мы финишировали на 20-м месте. До этого соревнования я вряд ли провел в кабине кроулера более одного часа. Это был потрясающий опыт, и он изменил мою жизнь.
ORD: Рок-кроулинг – недешевый спорт… Скажи, во что обошлась тебе постройка рок-багги, сколько стоят содержание машины и поездки на соревнования?
К.И.: Мой аппарат обошелся мне в 35 000 долларов. Среднестатистическое соревнование обходится в 350 долларов (это вступительный взнос) плюс от 500 до 1000 на обслуживание и ремонт машины, плюс от 1000 до 2500 на переезды и размещение в гостинице. За «сезон» на это уходит примерно 7 дней в месяц. В целом мои траты составляют от 125 000 до 150 000 долларов в год, и я должен продолжать заниматься своим обычным делом и зарабатывать эти деньги.
ORD: Клэй, фактически у тебя парализованы оба пояса конечностей. Как это влияет на твои выступления на соревнованиях?
К.И.: Да, с точки зрения медицины все именно так. Это произошло из-за повреждения спинного мозга. Поэтому я не могу пройтись по трассе и рассмотреть ее предварительно. Когда я выезжаю на «курс», я вижу его в первый раз, и это является наиболее серьезной помехой. Если я переворачиваюсь, то не могу выйти из машины и помочь моему споттеру Крису поставить ее обратно на колеса.
ORD: Рок-кроулинг – командная дисциплина. Как помогает тебе твоя команда?
К.И.: Команда Egan Racing состоит из меня самого, моего споттера Криса Делаханти, Тайлера Куинна в качестве PR-менеджера и пресс-атташе, и моего механика Ника Дженкинса. Начинали мы с Крисом вдвоем, на следующий год к нам присоединился Тайлер, а Ник вошел в команду в прошлом году.
ORD: Сколько времени ты проводишь в дороге во время гоночного сезона? И сколько времени уделяешь подготовке?
К.И.: Участие в соревнованиях по рок-кроулингу – процесс непрерывный. Когда мы не находимся в пути, парни работают с машиной, а я занят налаживанием контактов со спонсорами. А еще мне нужно выполнять мою основную работу.
ORD: Скажи, а какие цели ты перед собой ставишь?
К.И.: Может быть, я никогда не смогу стать лучшим, но мне всетаки хотелось бы, чтобы мое имя было номером один. А вообще у меня очень много целей. Возможно, некоторые из них будут реализованы, когда моя история будет воплощена в кино. Я всегда помню, кто я есть и кем хочу стать. В любом случае я хочу быть на вершине.
текст: Евгений КОНСТАНТИНОВ
фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Крис КОЛЛАРД (Chris COLLARD)
Обсудить на форуме