Об участии в «Ладоге» я мечтал очень давно, но жизненные обстоятельства из года в год отодвигали это событие. В итоге все произошло внезапно: в Интернете появилось объявление о вакансии штурмана в классе ТР2, я понял, что это мой шанс и, хотя кандидатов было несколько, мне повезло больше. С пилотом Александром и его машиной – это был красный Nissan со снятым верхом по имени «Тромбоцит» – я познакомился за день до соревнования, понимая, что доля авантюры в моих действиях присутствует; но «притираться» нам пришлось недолго: первые несколько часов гонки сразу определили возможности и способности каждого, стало ясно, что «Ладогу» мы пройдем.
Десятая, юбилейная «Ладога – Золотая Бочка» – началась с регистрации в центре Питера.Мероприятие впечатляло своим размахом. Что, впрочем, и неудивительно – в этом году в гонке участвовало более 200 экипажей, прибывших из разных областей России и ближнего и дальнего зарубежья. Праздника не испортило даже пятичасовое стояние в очереди на техкомиссию. Само же торжественное открытие соревнования состоялось на другой день, а именно утром 3 июня. После краткого митинга на Исаакиевской площади автомобили, как с парада на фронт, прямо с подиума уезжали на штурм первых спецучастков. Последние находились недалеко, в 30–40 километрах от города, но нам помешали городские пробки, поэтому на старт первого СУ мы прибыли с опозданием в 20 мин. Хорошо еще, что в данном случае организаторы отменили пенализацию и все подъезжающие стартовали в свободном порядке. Итак, легкое предстартовое волнение, поднятая рука судьи, и, взревев двигателем, мы бросаемся на бой с бездорожьем.
Поломка и сход на первом СУ
Правда, особенно разогнаться не пришлось – сразу за стартом начиналось болото, в котором уже копошились около десятка машин. Выбрав свободную траекторию (на наш взгляд самую удачную) и спустив колеса, мы с легкого разгончика вкатываемся в приграничную, наиболее жидкую часть болота и…тонем по самые ступицы. Уже стоя в воде, доспускаем колеса. С этим болотом мы боролись еще около получаса, подкладывая сэнд-траки и используя 80метровый удлинитель лебедочного троса. В итоге прошли очень достойно и опередили несколько машин. А когда выехали на твердую землю, много времени потратили на… выуживание убежавших камерных сосков. Далее трасса особой сложности не представляла: маневрируя по заболоченному лесу, мы обогнали несколько машин, но тут дорога пошла по старой разбитой насыпи в заболоченной и заросшей пойме озера, машины вытянулись в цепочку, и вариантов обгона практически не осталось. Караван из нескольких десятков экипажей то и дело останавливался, потому что кто-то подсаживался или ломался, преодолевая очередное препятствие. Не обошел злой рок поломок и наш Nissan 1981 года выпуска: сначала совершенно внезапно отказал двигатель лебедки Warn, а затем в одной из многочисленных грязевых ям раздался хруст в переднем мосту, и мы…остались на заднем приводе. Лебедку мы починили довольно быстро (замена электромотора), а вот с мостом пришлось повозиться. Разборка на месте подтвердила предположение о разрушенном ШРУСе, а запасной находился в…Питере, до которого рукой подать, всего 35 км. Туда я и отправился в 10 вечера, сначала пешком, а затем на техничке, ждавшей нас на финише. Ремонт закончили в 2 часа ночи, и через час боевая машина была уже в лагере.
Хороший результат ночью
Ранее я считал, что «Ладога» – это сугубо развлекательное мероприятие, где за неделю можно полноценно отдохнуть и расслабиться. Конечно, при условии, что у участника имеется определенный оффроуд опыт. Но первый же день гонки полностью опроверг мои наивные предположения. Скажу более – добрая половина участников об отдыхе могла только мечтать.
Старт СУ второго дня (он назывался «Мандрога») находился в ста километрах, и мы неслись, превышая всякую разумную скорость. Но все равно опоздали на 40 минут и вследствие были сняты с участия в СУ. О чем ничуть не пожалели, так как на вечер этого дня был назначен старт ночному ориентированию. Отдохнувшие и выспавшиеся, мы с Сашей на этот раз показали очень хороший результат. Кстати, этот ночной спецучасток, проходящий на площади в 100 кв. километров и описанный на десятке листов легенды, требовал очень высокой концентрации внимания. А еще для него были характерны хаотично носящиеся по лесу автомобили..
Первопроходцы
Третий день запомнился тем, что на старт 16-километрового участка (совмещенного в большей части с трассой для «Прото») мы, согласно компьютерной жеребьевке, вышли первыми. Ночью прошел основательный дождичек, но ехалось на удивление хорошо, несмотря на то, что порой приходилось с трудом отыскивать дорогу. На 13-м километре нас догнал один из лидеров гонки, экипаж Александра Николаева из Москвы (он стартовал на полчаса позже). Пропустив его вперед, мы пошли по его следам, расслабились и вместе с лидером ушли в сторону от нужной траектории. В результате потеряли около часа. Когда же оставался всего один километр до финиша, при выезде из глубокого ручья наша машина заглохла и, откатившись назад, ударилась корпусом заднего редуктора об огромный валун. В результате в корпусе редуктора образовалась трещина, откуда струйкой полилось горячее масло. Пока я пальцем зажимал отверстие, Александр выстругал ножом деревянную пробку, и через десять минут мы уже ехали дальше. На финиш прибыли с пятым результатом. Там же, недалеко от точки, в ближайшей деревне нашли газовую сварку и за триста рублей заварили корпус редуктора, для чего пришлось полностью разобрать задний мост. Этот день мне очень понравился, все время мы ехали одни, как первооткрыватели, а не по разбитой трассе бампер в бампер.
Трофисты на пляже
Четвертый день был обозначен организаторами как день отдыха в живописном месте на песчаном берегу Ладожского озера. «Отдых» был совмещен с «пляжной» и «дюнной» гонками…С учетом количества участников действо растянулось на целый день. Некоторое неудобство доставила и ветрено-дождливая погода. Но скучно не было – сначала публику развлекали то и дело падающие на трассе «дюнной» гонки мотоциклисты, а затем выяснилсь, что далеко не все машины ТР1 и ТР2 могут двигаться в таком рыхлом песке (ктото даже разбортовался на вираже). Но самым интересным стало выступление участников зачета «Прото». Как на «пляжной», так и на «дюнной» трассе мощные двигатели и зубастая резина прототипов позволяли двигаться на довольно высоких скоростях, радуя зрителейфейерверком брызг воды и песка.
Два красивых водопада
На пятый день нам предстоял переезд в 50 км и старт на 22-километровый СУ8 «Укса». Сразу оговорюсь: СУ «Укса» дался нашему экипажу очень тяжело – три раза мы тонули, вытягивая заглохшую машину на лебедке. А что делать, если карбюраторный Nissan не желал ехать «под водой», несмотря на все принимаемые гидроизоляционные меры. Почти 7 часов мы боролись с трассой и машиной, а в результате финишировали, уложившись в норматив и заняв 10-е место. Кстати, финиш этого СУ находился недалеко от нового лагеря, организованного на берегу одного из многочисленных озер. Но мы в общий лагерь не поехали, а выбрали в пяти километрах отдельное озеро с чистейшей водой.
Из всех спецучастков «Ладоги» маршрут «Два водопада», на мой взгляд, был самым интересным и зрелищным.Мы получили незабываемое впечатление от водопадов, к которым подобрались снизу, продираясь сквозь заросли кустов и деревьев по пойме речки. Хотелось задержаться там и любоваться природой, но не тут-то было, нужно опять винчеваться и тащить машину на двадцатиметровую высоту. Туда, откуда и начинал свое низвержение один из водопадов. В результате мы были вынуждены задержаться здесь примерно на час, штурмуя подъем в гору на двух блоках. При этом помочь колесами не было никакой возможности (почти вертикально поднятая машина завелась, только приняв горизонтальное положение).
Нас мало, нас адски мало…
Трофи-рейд постепенно огибал Ладогу, и теперь мы находились в северной части великого озера. Шел шестой день гонки, спецучасток, названный «Мега-драйв», оказался очень насыщенным и разнообразным. Здесь были все виды препятствий, с которыми приходится сталкиваться отечественным любителям трофи-рейдов. Трасса начиналась с болота с глубоким ручьем посередине. При его преодолении три сэнд-трака у нас ушли на проводку правых колес, а левые пустили, склонив мелкий кустарник и положив на него последний сэнд-трак. Все удалось на славу, и болото мы форсировали быстро, оставив за собой два или три экипажа. После проезда по заболоченному лесу уперлись в речку, которую необходимо было переехать, приложить электронный чип к ответному устройству, висящему на дереве, вернуться в русло и по нему двигаться до заданной точки. Далее трасса вилась змейкой между озер, то поднимаясь резко вверх, то спускаясь с бесчисленных холмов, заросших сосновым лесом. Был здесь и пятидесятиметровый грязевой участок с полутораметровой глубиной (без объезда), несколько небольших бродов и…финиш. Афиниш – это всегда приятно, и неважно, каким ты приехал, организм автоматически расслабляется, и чувство свершенного долга (в случае сложной трассы и подвига) наполняет сознание. В этой связи надо заметить, что из 32 машин, стартовавших в ТР2, в преддверии последнего спецучастка в протоколе осталось всего… 10 экипажей. Примерно такая же статистика была по остальным категориям.
Слова Командора
И вот, наконец, он настал, завершающий день трофи-рейда «Ладога». Последний спецучасток носил пугающее название «Каменоломня». Но оказалось, до «каменоломни» нам еще ехать и ехать – 22 км лесных дорог с глубоким колеями и бродами. Само же природное нагромождение огромных валунов особой трудности для проезда не представляло. Разве что один нюанс – неосторожное движение рулем или газом, и переворот машины обеспечен. Была и другая опасность, которой не избежал обогнавший нас экипаж Кости Михайлова: на своем УАЗе он основательно погнул кардан на одном из камней. А еще через 100 метров труба кардана не выдержала и свернулась в узел. В результате машина осталась на переднем приводе. Надо отметить, до финиша Михайлов доехал, но цена поломки – утраченное первое место в классе. Каменный участок заканчивался 100-метровым болотом, на котором хорошо сохранилась прошлогодняя клюква. Там-то участников и поджидала жаждущая зрелищ публика и большое количество судей. Но «страшное» болото «ехалось» на удивление легко. После болота состоялся небольшой каменный триал – и все, последний финиш «Ладоги». Позади 1100 километров, из них 150 разнообразного сложного бездрожья. Кольцо вокруг озера «замкнулось». Оставалось добраться до лагеря в районе пос. Заостровье. А вечером был зажжен огромный прощальный костер на берегу озера. Волнующие минуты расставания, последний вечер вместе. Итоговые результаты еще не вывешены, но народ уже знает своих героев. И тут на фоне белого ночного неба появляется символическая фигура забравшегося на крышу одного из внедорожников Командора Юрий Овчинников, он же бессменный руководитель трофи-рейда «Ладога», в очередной раз поздравляет участников с окончанием соревнования и вручает памятные дипломы.
P.S. Официально «Ладога» закрылась лишь на другой день. Вечером на Исаакиевской площади собрались отдохнувшие и отмывшиеся участники, многочисленные зрители и просто прохожие. Завершил церемонию закрытия концерт известного американского гитариста Джона Оусома.
Трофи-рейд «Ладога – Золотая бочка» | |||
---|---|---|---|
Спорт ТР1 | ГОЛУБЕВ Алексей / МЕДВЕДЕВА Анна | LRD | С.-Петербург |
Спорт ТР2 | НИКОЛАЕВ Александр / КАЛИНИН Дмитрий | TLC 70 | Москва |
Спорт ТР3 | НИКИЖЕВ Алексей / БЕРЕЗОВСКИЙ Денис | TLC 73 | Казахстан |
Прото | ЗУЕВ Юрий / ВОЛКОВ Сергей | УАЗ 31512 | С.-Петербург |
Рейд | ПАПЛАВСКИС Ивар / ВЕДЕРНИКОВ Георгий/ГЛЕБАНОВИЧ Сергей | TLC 70 | С.-Петербург |
НИКИТИН Владимир / СУЛЯГИН Юрий | LRD | С.-Петербург | |
ЧУРЮКАНОВ Алексей / БАБАКОВ Денис /ХОДКЕВИЧ Дмитрий | TLC 70 | С.-Петербург | |
Туризм | ВАСИЛЬЕВ Дмитрий | TLC | С.-Петербург |
АТV | БАРАНЕНКО Данила / РОМАНОВ Алексей | Polaris Sportsman | С.-Петербург |
текст Леонид ФАЛКЕНБЕРГ
фото: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ
Андрей СААКЯН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.