Десять лет спустя

Внедорожные клубы как зеркало отечественного бездорожья

География внедорожных клубов в России очень широка. От Калининграда на западе, Сахалина на востоке, Мурманска на севере и Сочи на юге. Изначально (а точнее, с 1997 года) эти добровольные объединения любителей езды по бездорожью возникали, как правило, с целью организации соревновательных «покатушек» и покорения труднодоступных мест на полноприводных автомобилях. За десять лет количество клубов значительно выросло, увеличилось число соревнований и клубных мероприятий. Мы обратились к руководителям некоторых внедорожных клубов России с просьбой рассказать о событиях прошедшего года и обозначить свою точку зрения на перспективы развития. В том числе и трофи как спорта...

Артур ЯЙЛЯН
Руководитель внедорожного клуба «Медведь», Сочи

Джипером не становятся – им рождаются

Жизнь течет, и все вокруг меняется. Мы все взрослеем. Может, даже и умнеем (есть такая надежда). Джиперы наши южные крепчают, и это радует. Приятно слышать, когда именно наши спортсмены возглавляют первую тройку призеров. Ведь это не случайно – они действительно сильны, потому что закалены в общении с горами. А горы не прощают ошибок. В будущем, думаю, большую популярность у нас приобретут познавательно-развлекательные трофи-туры с элементами отдыха и прокатом внедорожников. Ведь это самый интересный путь для привлечения людей в сообщество любителей бездорожья. Я думаю, для Сочи это будет актуально. А про спорт скажу так: на мой взгляд, давно пора уже «устаканить» все нюансы с правилами, требованиями к трассам и всему остальному. А то иногда видишь трассу и думаешь, что организаторы готовили ее специальнo для лебедок. Такие соревнования мы категорически отказались проводить у себя. Вы спрашиваете, что в трофи нравится, а что не нравится? Трофи – не девушка. Нравится, не нравится – нужно исправлять, работать над ошибками и снова исправлять. Только тогда получится что-нибудь по-настоящему серьезное и интересное. Может, действительно нужно «кое-что» поменять наверху в руководстве? А что до пожеланий…Добра хочу пожелать, всем джиперам и всем трофи-клубам, добра.




Владимир ЕЖОВ
Руководитель клуба «Арктик-Трофи», Мурманск

Ищущий приключений их находит

Из событий года хочется особо отметить снегоходный рейд «Туманный–Гремиха», принесший массу впечатлений. А на 2007 год мы как всегда планируем «Арктик-Трофи». На этот раз соревнование трансформируется в трофи-марафон протяженностью 800 км, из которых 600 км СУ. Жаль, горный этап «Умбозерский перевал» состоится в последний раз – комбинат «Апатит» стремительно поглощает Хибины. Вообще про трофи-спорт можно сказать так: наиболее массовое участие отмечается в местных разноформатных мероприятиях, и это здорово. Хотя и у большого спорта, в случае наличия амбиций и спонсоров, есть будущее. Ведь если проводится Чемпионат, значит, это кому-нибудь нужно. Но лично для меня, ввиду неподъемного бюджета, эти мероприятия мало доступны. И пока будет так, что трофи – это трата денег, массовость ему не грозит. Относительно дня сегодняшнего мне нравится, что в любом уголке нашей страны у людей появляется возможность приключений. Не нравится то, что «лидеры» трофи-движения стараются натягивать «организаторское одеяло» на себя. Хотя, раз они смогли организовать что-то серьезное, может, они и имеют на это право. Что до планов, то хотелось бы утвердить «Арктик-Трофи» как выдающееся приключение Русского Севера. А пожелание трофистам – чтобы ваши желания обалдели от ваших возможностей.




Дмитрий КОНОНОВ
Руководитель клуба «Протектор», Иркутск

Это состояние души

В 2006 году наш клуб провел на Байкале Первый Всероссийский внедорожный фестиваль. Вряд ли джиперы из Южно-Сахалинска могли бы еще где-то вместе покататься и познакомиться с коллегами из Москвы. На наше приглашение откликнулось более 200 человек из многих городов России, ближнего зарубежья. Трофи-движение развивается, это неоспоримыйфакт. Растет количество участников официальных Чемпионатов. Но вместе с тем не стоит забывать, что подавляющему большинству джиперов интересны не победы, а покорение новых дорог и направлений, общение с такими же увлеченными людьми. В будущем, я думаю, параллельно будут развиваться оба эти направления. Тем, кто не участвует в Чемпионатах и Кубках, всегда есть чему поучиться у «старших товарищей». Трофи-рейды гораздо зрелищнее, чем та же «Формула-1», но, к сожалению, внимания в СМИ им уделяется меньше.Мне нравится зрелищность, сложность трасс, примеры помощи и взаимовыручки. Не нравится, когда на победу одного гонщика работает целая группа машин. Не нравится неумение некоторых спортсменов достойно проигрывать. Не нравится, что соревнования по большей части проводятся в Европейской части России, а Сибирь и Дальний Восток забыты. Хотя в этом есть вина и местных клубов, которые сами не проявляют должной инициативы. У нас в планах несколько интересных экспедиционных маршрутов – на Север, поМонголии, на Алтай, по льду Байкала. В заключение хочется пожелать всем джиперам больше интересных маршрутов, успехов в строительстве внедорожников, а еще – верных друзей, на которых можно положиться.




Александр ПОСТАНОГОВ

Руководитель Пермского внедорожного клуба, Пермь

Можно быть джипером и не имея автомобиля

За последний год у нас появилось больше увлеченных людей, стал интереснее календарь, выросло качество мероприятий. Появились новые планы, задуманы новые экспедиции. Мы растем! И вместе с нами, благодаря российскому менталитету, внедорожное движение как таковое будет только развиваться и разрастаться. Должна быть целая система: клубы, экспедиции, покатушки, соревнования. Тогда, в итоге, единицы решат попробовать свои силы в Чемпионатах и Кубках. Решат – попробуют. Продолжат или нет – зависит от организаторов этих самых Кубков и Чемпионатов. Дело не в спорте, тем более, что он у нас непрофессиональный. Офф-роуд – это стиль жизни, целое мировоззрение. На клубном уровне это очень заметно. Из того, что мне не нравится, хочется упомянуть о несогласованности между соседями-организаторами. Это, конечно, совершенно неправильно. Многие из них отстаивают исключительно свои интересы. А нравится то, что трофисты все же имеют свое мнение, отличное от мнения не идущих на контакт друг с другом организаторов, и просто ездят друг к другу в регионы, получая свою порцию удовольствия. Вот на «Уральском ухабе» мы ежегодно собираем 60–70 экипажей из разных городов. Число хотя бы раз принявших участие в пермском офф-роуде – более 600 человек. На таком фоне легко говорить о планах – мы мечтаем раскрутить темы квадроциклов и снегоходов. Мы бьемся над этим уже третий год, и плоды, безусловно, есть. Планируем делать больше выездов на автомобилях на локальные экспедиционные маршруты. Мы уверены, что именно они позволяют еще сильнее объединить тех, кто уже с нами, и привлечь в наши ряды больше новых людей.




Игорь КУЛИКОВ
Мастер спорта, президент клуба Off Road Master, Новосибирск

Люди появляются и исчезают незаметно

Я рад сообщить, что прошедший год дал нашему клубу очередное успешное «первопрохождение». В 2006 году нам покорилась тропа Тюнгур-Иня. Эта тропа, вырубленная в горах Алтая над бушующей Катунью, долгие годы считалась непроходимой. Но мы уже в который раз доказали себе, что для слаженной команды нет ничего невозможного. В зимней экспедиции клуб добрался до полярного круга. Мы провели II Сибирский авто-мотофестиваль, приняли участие в 1-м Всероссийском фестивале на Байкале и «Шинтоп-трофи» в Монголии. Мне кажется, что народ будет больше путешествовать. Во время первых наших экспедиций в городах, где были внедорожные клубы, на нас смотрели круглыми глазами. С каждым годом любителей экспедиций становится все больше. Наш клуб ежегодно принимает участие в Чемпионатах России и Сибири, проводимых Туристско-спортивным союзом России (ТССР). А вот трофи-рейды в нашем регионе находятся в зачаточном состоянии. Хотя в последнее время растет уровень участников, но до уровня столичных соревнований еще очень далеко. На 2007 год самая главная задача – удачно провести трофи-экспедицию «Сибирский Марафон 2007 – Неизвестная Даурия». Маршрут экспедиции охватит Читинскую и Амурскую области, часть Монголии, Горный Алтай. Наша задача – пройти маршрут, объединяя в своих рядах энтузиастов внедорожных путешествий из разных городов и клубов. Обязательно проведем уже ставший традиционным III Сибирский авто-мотофестиваль. Всем джиперам хочу пожелать, чтобы мы больше общались, дружили городами и клубами.




Денис КУЗНЕЦОВ
Руководитель «Джип Клуба», Петрозаводск

Джипер – это очень самостоятельный человек

Клуб постоянно обретает новых членов – новых людей, для которых внедорожник не просто популярный городской автомобиль. В прошлом году, благодаря нашему МЧС, мы провели учебу для членов нашего клуба по оказанию первой медицинской помощи и по действиям в чрезвычайных ситуациях. Некоторые наши джиперы теперь имеют соответствующие корочки МЧС. Я думаю, интерес к офф-роуду будет продолжать расти. Будут развиваться любительские покатушки на «городских внедорожниках», постепенно перерастая в клубные и любительские соревнования. Соревнований для подготовленных машин с настоящим экстремальным бездорожьем станет гораздо меньше, они, скорее всего, выделятся в отдельную немногочисленную группу и будут ездить сами с собой. Появятся соревнования для квадроциклов со специально подготовленными трассами. Сотням, а может, и тысячам людей, серьезно увлекающимся офф-роудом, нужно мероприятие, которое не было бы спортивным, но, тем не менее, было бы соревновательным, где можно проявить себя, проверить свои силы, себя показать и на других посмотреть. А главное, в равных условиях. Что касается официального спортивного трофи – тут я особого развития не вижу. За последние 5 лет ничего не менялось и не изменится, пока не придут настоящие заводские команды и большие деньги. Что хорошо, а что плохо, мы демонстрируем на собственном примере, проводя из года в год 11-дневный трофи-рейд «Карелия Трофи». Нравится, что в офф-роуде еще сохраняется дух авантюризма и приключений. Не нравится, когда взрослые люди слишком увлекаются игрой в спорт и забывают о взаимовыручке, порядочности и ответственности за свои поступки. Главная наша задача в этом году – «Карелия Трофи 2007». А задача максимум – провести первый экстремальный трофи-рейд для полноприводных квадроциклов. Всем пожелаю не зацикливаться на постройке или выборе автомобиля для бездорожья, а больше участвовать в соревнованиях или просто кататься с друзьями, стараясь получить максимум от того, что имеешь.




Илья СЕМЕНОВ
Президент клуба 4х4 «Дикий Запад», Калининград

Начиналось как хобби

В прошлом году у нас сильно увеличилось количество «заболевших людей», причем очень ощутимо для размеров Калининградской области. Мы провели международный кубок 3-х стран PLK–2006 с участием экипажей из Литвы, Калининграда и Польши. На традиционных летних соревнованиях ввели зачетную группу «ГрандТуризм» и сделали маршрут в стиле Квест. За три дня участники намотали около 300 км по грунтовкам и брусчатке, а его название «Затерянная Восточная Пруссия» говорит само за себя. Также провели (впервые у нас) экспедицию в области, по развалинам прусской цивилизации. Оказалось, что недели мало для посещения всех интересных мест нашего маленького края. Про всю Россию тяжело говорить, а Калининградская область будет идти в сторону Европы, что меня очень огорчает. Количество свободной земли уменьшается с каждым месяцем. Скоро мы будем ездить только по коридору из лент на специальном полигоне. Что до машин, то мне кажется, участники скоро поймут, что езда на прототипе не так интересна, как на простом внедорожнике, и многие вернутся в ТР1 и ТР2. Мне спорт не совсем по душе, но в любом случае есть много людей, которым нужен спорт и важны заработанные звания и титулы. И они являются тем паровозом, за которым все едет и развивается. Что нравится или не нравится? Мне не нравится нехватка ресурсов на проведение мероприятий на должном уровне. А все остальное хорошо. Границы не нравятся – очень мешают при поездках в Литву и Польшу. Клуб еще молодой, ему пошел всего пятый год. Главное в нашем клубе – это люди, которым ты можешь доверять и с которыми интересно рядом жить и планировать что-то внедорожное. А планов на 2007 год много. Личный – достроить экспедиционную машину, выбраться на месяц на Кольский полуостров с хорошей компанией. Клубный – свои мероприятия провести так, чтобы область об этом вспоминала еще год. Мои пожелания: чтобы клубы смогли сделать то, что задумали для джиперов в 2007 году, и никакие обстоятельства им не помешали.




Олег ЯРИН Заместитель председателя по спорту и туризму внедорожного клуба «Алтай Offroad», Барнаул

Лекарство от цивилизации

За прошедший год увеличилось количество членов клуба. К опытным и закаленным присоединились молодые и перспективные. Был организован и проведен на хорошем уровне первый на Алтае Чемпионат края по внедорожному автомногоборью. Состоялся Кубок Сибири по трофирейдам. Клуб получил от РАФправо на проведение отборочных этапов Кубка России в нашей зоне. Мы удачно завершили две красивые экспедиции по Северной Монголии и в Тоджинскую котловину в Тыве. Если понимать под трофи-движением преодоление бездорожных пространств, то считаю, что, как во многом другом, «Россия прирастать будет Сибирью». Помножьте огромное количество направлений и жесткое бездорожье на громадные сибирские расстояния, повсеместное отсутствие в тайге и горах дорог, и вы получите почти безграничные возможности для экспедиций туда, куда еще не дотягивались руки (в смысле колеса). Мое отношение к спортивному трофи? Сложное. Мы здесь можем изучать трофи-спорт только посредством журнальных репортажей, поэтому судим о Чемпионатах и Кубках России с достаточной долей виртуальности. Лично мне не нравится стремление к строительству «котлет» и подобных изощрений, которые способны участвовать только в конкретных состязаниях. Я считаю, что в доработанной для преодоления бездорожья машине должны без доли сомнения узнаваться папа-конструктор и мамасборка. А что до пожеланий, то пожелаю представителям центральной прессы больше внимания уделять региональным клубам и их жизни (соревнованиям, путешествиям, мероприятиям).




Дмитрий ПОЛОВНИКОВ

Руководитель «Джипер-Клуба», Южно-Сахалинск

Говорят, что это диагноз! С этим не поспоришь...

Южно-Сахалинский «Джипер-Клуб» существует четыре года. За это время нам удалось привлечь большое внимание к внедорожному движению со стороны сахалинской общественности. Нас знают, о нас говорят, к нам приходят новые люди, что не может не радовать. В этом году проведено несколько спортивных мероприятий, в том числе очередной этап Кубка Дальнего Востока по джип-триалу, а также два ориентирования с элементами трофи-рейда. В чистом виде трофи у нас пока не распространено. Все дело в относительной изолированности дальневосточных островов. Несмотря на то, что на Сахалине хватает внедорожных клубов, мы варимся в собственном соку, так как выехать на материк накладно. Но есть и положительная сторона – на островах масса мест, где не ступала нога туриста. Множество заброшенных мест – то, что надо для настоящего джипера. В будущем, мне кажется, трофидвижение приобретет статус международного. Во внедорожном движении начали появляться люди, вкладывающие немалые средства в экспедиции и трофи. Нам трудно судить о спортивном трофи, но то, что соревнования должны существовать, тем более такого уровня, не вызывает сомнений. Главное, чтобы в соревнованиях, где появились большие деньги, не утратили своего значения такие обязательные понятия, как объективность, честность и спортивное уважение. В этом году для нас самой главной задачей будет экспедиция на мыс Елизаветы – самую северную точку Сахалина. Туда еще никто не добирался на внедорожнике. Всем джиперам хочется пожелать настоящих побед, удачи и, как говорится, «чтобы в сторону не вильнуло».




Евгений ПАВЛОВ
Президент джип-клуба «Лебедушка», Тверь
Джипер – это не увлечение и не болезнь. Это жизнь

Ушедший год был для нашего джип-клуба, мягко говоря, не самый простой. Множество событий, как радостных, так и не очень, на нас свалилось. Однако искренний, живой отклик людей на нашу беду, когда прошлой зимой у нас сгорел клубный гараж со всем оборудованием, запчастями и автомобилями, лишь укрепил нашу уверенность в том, что мы занимаемся правильным делом и вокруг нас правильные люди. Джиперское братство – отнюдь не пустой звук. Было очень и очень приятно почувствовать это единство и участие со стороны людей знакомых и совсем незнакомых. Из хорошего – наш клуб пополнился новыми ребятами, значит, есть здоровый рост. Еще появилась новая ниточка – поддержка детских домов. И пускай пока это первые робкие шаги, но они правильные и ведут в правильном направлении. Что до прогнозов на будущее, то я думаю, что трофи-движение станет еще более массовым, еще более естественным и популярным. И этому, безусловно, будет способствовать возможность, занимаясь трофи-спортом, получать государственные спортивные звания и награды. Это здорово. Может, это нужно не такому уж большому количеству людей, но хорошо, что есть и такой шанс проявить себя в настоящем спорте. Ктото любит быть зрителем или участником клубных выездов, а кто-то предпочитает настоящую борьбу. Что мне не нравится? Не нравится, что не получается ездить на все соревнования, а так порой хочется... От имени клуба и от себя лично хочу искренне пожелать всем джиперам в новом 2007 году ярких моментов, наполняющих лодку жизни до краев новыми впечатлениями и эмоциями.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты