Собиратель

В коллекции брелоков рекордсмена Книги рекордов Гиннесса Виталия Ивановича Исаева есть несколько совершенно уникальных экспонатов

Когда-то, очень-очень давно, все люди, жившие на планете Земля, делились на… охотников и собирателей. Так вот, пока вооруженные дубинами и копьями охотники яростно, но бездумно гонялись за мамонтами и прочим, более мелким зверьем, собиратели, как люди не в пример более обстоятельные, вдумчиво что-нибудь высматривали и выискивали. И знаете, порой им удавалось заполучить – ну очень интересные штуковины. Нет, правда, кто, по-вашему, первым нашел (а заодно и придумал, как использовать) каучук, на основе которого позднее и были сделаны первые пневматические колеса? Ну как, вы все еще считаете, что в современном мире собирательство не является исконно мужским занятием?

Ну да, безделушка. Обычный кусочек металла, пластика или кожи, предназначенный для собирания в одну связку ключей от всего, что у вас есть, с целью…потерять все разом. Не знаю как вам, а мне очень нравится, когда на ключах от машины покачивается нечто, отражающее ее суть. Например, надпись Jeep или Land Rover косвенно говорит о тяге их владельца к приключениям, три лепестка Mercedes – о безграничной любви к канувшему в Лету немецкому качеству, а надпись KIA – о… рациональном подходе. Все это так, но мне и в голову не приходило, что можно коллекционировать эти маленькие безделицы. А тут… Как вам, например, понравится брелок с надписью «Олимпиада Сочи–2002»? Меня просто оторопь берет, откуда такие странные вещи. Их выпущено-то было всего 200 штук для презентации перед жеребьевкой, но мой сегодняшний собеседник, Виталий Иванович Исаев, коллекционер с 50летним стажем, лишь хитро прищуривается и достает очередной «олимпийский сюрприз» – брелок «Олимпиада Пекин–2008». А вот уже экземпляр, что называется, ближе к теме – уникальный брелок с фотографией экипажа «дакаровского» КамАЗа с одной стороны и их главных конкурентов по африканской гонке братьев Де Роев с другой. Чудеса, да и только...

Миллион воспоминаний

И еще пару слов о камских грузовиках…«Вот эти мне подарил главный конструктор КамАЗа», – произносит Виталий Иванович. Я оборачиваюсь и вижу планшет, на котором в большом количестве представлена символика завода в Набережных Челнах. И тут же следует рассказ о том, как в проблемные 90-е годы «камазовцы» обивали пороги министерств и ведомств, дабы получить разрешение на установку на свои грузовики популярных в северных районах страны минских дизелей.

Берем в руки еще один планшет. Тут Виталий Иванович предпочитает рассказать уже о технологиях производства украшений для ключей. Как первые советские брелоки делались из часовых стекол и стальных рамок, как в Прибалтике начали производить черненые медные отливки, как в годы перестройки рынки страны наводнили дешевые и некачественные изделия «индивидуальщиков». Тут мы, собственно, и подошли к ключевомумоменту всей коллекции: каждый представленный в ней брелок – не просто занятная вещица, а целая история. Исоответственно, долгий разговор. Когда о проблемах, когда о свершениях.Исаев не просто собирает брелоки по темами каталогам. Он, скорее, историк и архивариус. Взять хотя бы планшет с брелоками, подаренными спортсменами. Вызнаете, кто увековечил себя в коллекции ВиталияИвановича? Здесь присутствуют такие известные в отечественном автоспортефамилии, какНарышкин, Козлов, Васильев, Лактионов, Кислых, и многие многие другие (на полное перечисление имен ушло бы не меньше двух страниц). Кстати, в число «околоспортивных» людей, в свое время пополнивших коллекцию Исаева, входит и некто…Хуан Антонио Самаранч.

Ну и кто тут настоящий автомобилист?

Большая часть экспозиции Виталия Ивановича всеже посвящена логотипам автомобильных марок. Причина очевидна – подобные экспонаты гораздо проще приобрести. Но тут есть одна тонкость: если такие покупки делать с некоторыми промежутками, то это может превратиться в…историюавтогеральдики. Не верите? А выкогда-нибудь пробовали отследить разницу в позах смешного шинного человечка по имени Бибендум (символ продукции Michelin) на брелоках разных лет? Да если учесть, что это промежутки не в годы, а в десятилетия? Отдельной статьей коллекции идут «грузовики и автобусы».

Здесь есть брелоки в виде седельных тягачей с прицепами и сами прицепы сфирменной символикой, а еще красный лондонский Double Decker, брелок Sovtransavto, помодельный мерчандайзинг Iveco и Scania. В общем, запутаться проще, чем запомнить. Особенное удовольствие доставляет созерцание «механизмов» из раздела «автозапчасти». Вот брелок в виде полностью работоспособного тормозного механизма Brembo (с настоящими тормозными колодками и вращающимся перфорированным диском)! Тут же обнаруживается и почти настоящая «амортизаторная стойка» от Koni (приятно пружинит под пальцами и плавно гасит возникающие колебания). А уж про всякие полезные брелоки в видефонариков, компасов, открывалок и клапанных щупов даже и начинать нет смысла – так велико их разнообразие. В общем, поверьте, если вам когда-нибудь доведется провести вечер в обществе Виталия Ивановича и его коллекции, то перед вами развернется настоящая история автомобильной промышленности в лицах и событиях.Многие из которых происходили непосредственно на глазах этого удивительного человека.

ЗВЕЗДЫ КОЛЛЕКЦИИ

Вот тут стоит остановиться и присмотреться немного повнимательней. Но для начала давайте определимся, что же такое «звезда коллекции». Наверное, это когда говорят что-то типа: «этот брелок стоит остальных трех тысяч». Вернее, полутора… Ведь таких звезд в коллекции Исаева как минимум две! Жаль, журнальные страницы не резиновые – приходится выбирать максимально интересное из очень интересного. Первый «хит» немного не по теме – рекламный брелок швейных машин Singer конца XIX века. Он выпущен в честь запуска производства Singer в США (об этом свидетельствует надпись The Singer Manufg.Co.). И несет на себе рельефное изображение запатентованного устройства «челнок», до сих пор служащего верой и правдой мировой швейной промышленности. Жаль, правда, что сохранность брелока оставляет желать лучшего – утеряны заклепки, да и кожа изрядно потрепалась.

А теперь главный сюрприз: хотя название Holt Mfg.Co. продержалось на рынке буквально несколько лет, но то, что производила эта компания, навеки вошло в сознание под именем… Caterpillar. Так вот, пятитонный трактор, изображенный на брелоке, – не что иное, как начало всей мировой истории гусеничной строительной техники!

РУЧНАЯ РАБОТА

Бочка. Она и есть. Самая обыкновенная баррель в миниатюре. Проработана до мелочей. Даже отметка 200 на крышке выбита. Матовый блеск латуни и солидная тяжесть в руке – тонкая работа мастера несовременного племени. На наклейки не обращайте внимания – они приклеены позже. Но уникальность этого брелока не в его внешности или возрасте. Это чистейшей воды ручная работа. Такие экспонаты и являются звездами коллекции. На выставках, как в России, так и за рубежом, многие коллекционеры могут похвастаться лишь количеством и некоторой историей вокруг своего собрания. Здесь же совсем другой коленкор – за этой бочкой гораздо больше, чем кажется. В ней теплота человеческих рук, не пожалевших времени и души на этот простой и в то же время неповторимый брелок. Если что-то подобное целенаправленно искать – никогда не найдешь. Только случайность, только везение, только настоящая преданность делу приводят коллекционера к таким экземплярам.

ТАИНСТВЕННЫЙ ОЛЕНЕНОК

А вот загадка для всех, кто интересуется автогеральдикой. Казалось бы, обычный с виду брелок, но есть в нем своя тайна. Эмблема Горьковского автозавода претерпела множество изменений. Но взгляните на фото – за всю историю ГАЗа ни разу подобная символика не встречалась ни на радиаторных решетках автомобилей, ни в заводских документах, штемпелях или печатях. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с какой-то вариацией на тему эмблемы ГАЗа, представленной на худсовет и не принятой в дальнейшем. Может, этот олененок предназначался для какого-то конкретного автомобиля, а может, даже планировался в качестве основного логотипа. Брелок предположительно относится к середине 50-х годов, когда символ автозавода еще не был окончательно сформирован. В 1950 году, когда началась разработка концепции символики автозавода, олень был заимствован с герба Нижнего Новгорода, но у этого экземпляра ни поза, ни поворот головы, ни общие пропорции совершенно не вяжутся со знакомыми нам чертами. Ведь тот самый знаменитый «летящий олень» появился на горьковских машинах только с началом выпуска ГАЗ-21.

КРУПНЕЙШАЯ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИЯ

Виталий Иванович ИСАЕВ занесен в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов России. Он имеет множество наград и грамот как участник российских и международных выставок коллекционеров. В свое время Виталий Исаев закончил автомеханический техникум по специальности «эксплуатация автомобильного транспорта». Сейчас работает в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте НАМИ. Принимал участие в реставрации первого отечественного автомобиля «Руссо-Балт», а также в испытаниях ряда автомобилей. Человек исключительно эрудированный, интересующийся автоисторией и автомобильными личностями. Его увлечение техникой началось еще в 1957 году, с кружка «Юных автолюбителей» Дома пионеров. Затем, продолжая занятия в клубе «Юных автомобилистов», он приобрел свой первый брелок и этим положил начало крупнейшей в мире коллекции. Главным толчком, как к коллекционированию, так и к окончательному решению связать свою жизнь с транспортными средствами, послужила Американская Национальная выставка 1959 года, где было вдоволь и самих автомобилей, и брелоков, с ними связанных. Сейчас в коллекции Исаева более 3000 украшений для ключей, большая часть которых относится к автомобильной тематике. Представлены темы, не только непосредственно относящиеся к маркам и моделям, но и сопутствующие им, – автоспорт, автохимия, грузовые перевозки, а также брелоки, подаренные известными личностями.


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты