Каменные часы Америки

IV этап серии W.E. Rock. Калифорния

Как же быстро летит время! Кажется, только вчера я впервые увидел соревнования по американскому роккроулингу, а на деле с того дня прошло, оказывается, уже два года. Но судя по всему для спортсменов время летит еще быстрее... Например, очень многие из участников третьего этапа серии W.E. Rock, который прошел на территории калифорнийского курорта Доннер-Ски-Ранч, помнят самые первые крупные соревнования по этой дисциплине, что проходили неподалеку от городка Фармингтон в штате Нью-Мексико. А ведь уже десять лет прошло! За эти годы рок-кроулинг проделал большой путь. Более того – изменения произошли и за два года моих собственных наблюдений. Вот о них-то я и попробую вам рассказать.

Постоянным читателям нашего журнала не нужно рассказывать о том, что такое рок-кроулинг. Для тех же, кто впервые услышал название этой дисциплины, поясню: рок-кроулинг – соревнование в точности вождения автомобиля на экстремально сложной пересеченной местности. Причем чаще всего действие происходит на скалах (не только естественных, но и искусственных). Таким образом, эта дисциплина во многом сходна с активно развивающимся у нас в последние годы европейским джип-триалом, хотя, конечно, есть и принципиальные различия. В Европе второй член экипажа (если он есть) обязан находиться внутри движущейся по трассе машины. Может быть, поэтому его у нас часто называют «штурман», хотя английское co-driver («второй пилот») более точно отражает его обязанности (особенно в экипажах полноуправляемых прототипов).

Но у американцев все совершенно не так. Здесь второй член экипажа (его называют «споттер») работает снаружи, подсказывая пилоту оптимальную траекторию движения. Вот еще какой момент: и в рок-кроулинге, и в джиптриале спортсмены ведут свои машины через ворота, стараясь набрать как можно меньше штрафных очков. Но в Европе ворота имеют стандартную ширину и ограничены вешками, а в США ширина ворот не оговаривается, а конусы просто обозначают препятствие, которое должен преодолеть экипаж.

Будем бороться за «золото»

Это завершающее соревнование серии, и мы финишировали с третьим результатом. Не скрою – ожидания у нас были более высокие. Я перешел в класс Pro Modified из класса Modified Stock, и очень надеялся, что опыт езды на стандартных машинах поможет занимать более высокие места. Но в этом классе выступает множество очень сильных спортсменов, и бороться с ними действительно трудно.

Американский споттер: человек без веревки

Еще в 2006 году, когда я впервые побывал на соревнованиях по рок-кроулингу, меня поразили две вещи: уровень организации и сложность препятствий. Тогда в США проводились две большие серии: W.E. Rock и UROC. Но затем UROC, накопивший огромный опыт в проведении соревнований на искусственных препятствиях (а значит, в наиболее благоприятных для привлечения и размещения зрителей условиях), заявил о том, что прекращает организацию таких мероприятий и сосредоточивается на совершенно новой дисциплине, а именно роккроссе. Но что-то это направление у них развивается ни шатко ни валко... А вот W.E. Rock, оставшись без главного конкурента, продолжил и качественное, и количественное развитие. Посудите сами: два года назад в рок-кроулинге была одна-единственная профессиональная команда, Red Bull, а сегодня на профессиональной основе соревнуются и Шэннон Кэмбелл, и братья Ловеллы, и Джесси Хайенс, и супруги Николь и Фрэнк Джонсон. И это далеко не все...

Решением, изменившим облик современного рок-кроулинга, стал фактический запрет на пользование «споттерской стропой» – достаточно длинной веревкой или прочной капроновой лентой, которую можно было прикрепить к машине, чтобы у споттера была возможность откренивать ее в особо критических ситуациях. Но такая практика была сочтена недостаточно безопасной. Запрет не носит абсолютного характера, и в принципе экипаж может прикрепить стропу и даже попытаться ее использовать. Но за это полагается такая пенализация, что в Доннер-Ски я не видел не единой попытки обойти это условие. В какой-то степени мне было даже жаль: кадры напряженных фигур споттеров, пытающихся противопоставить одну человеческую силу силе гравитации, очень украшали фоторепортажи. Но в итоге должен признать, что отказ от применения стропы сделал заезды более динамичными, и в результате их зрелищность только возросла.

Оставалось лишь восемь секунд

Это соревнование, пожалуй, можно назвать лучшим из тех, в которых мне доводилось участвовать за годы моей спортивной карьеры. Здесь было самое большое количество зрителей, местность – просто фантастическая, и Лил Рич, конструируя «курсы», буквально превзошел самого себя. Конечно, после соревнования ты всегда остаешься чем-то недоволен и всегда понимаешь, что что-то можно было сделать лучше. Но главной моей задачей в Доннер-Ски было получить путевку на Grand Nationals, и эту задачу я выполнила. Кроме того, наш экипаж улучшил свое положение в турнирной таблице в целом. Ну и все-таки мы успешно финишировали, прошли все «курсы», хотя я и совершила эффектный переворот. Естественно, публика была в восторге! Я почти три минуты пыталась поставить машину на колеса, и мне это почти удалось, но каждый раз багги вновь ложился на бок. Наконец это получилось, да тут заглох мотор. К счастью, вскоре он завелся, но когда я выехала из секции, до конца зачетного времени оставалось лишь восемь секунд!

Классовая борьба

На сегодняшний день в соревнованиях W.E. Rock участвуют машины четырех классов: двух «младших», Modified Stock и Formula Toyota, и двух «старших», Pro Modified и Unlimited. Так вот, в 2006 году смотреть на выступления «младших» классов было не очень интересно. Их экипажи соревновались на трассах (в роккроулинге они называются «курсами»), которые казались просто детской песочницей по сравнению с теми препятствиями, что штурмовали «старшие». Но теперь... У меня сложилось впечатление, что в 2008 году конструктор трасс ассоциации, Лил Рич, загнал машины Modified Stock и Formula Toyota (сокращенно – F-Toy) на более экстремальные препятствия, чем те, на которых в 2006 году боролись спортсмены, выступавшие на «мун-багги». И самое удивительное – они их успешно преодолевали!

Да, были перевороты, были неудачные выступления, но в целом экипажи «младших» классов проходили свои «курсы» до конца. И тем не менее, увы, приходится признать, что Modified Stock (класс «стандартных» автомобилей, с которого, собственно, и начинался рок-кроулинг как автоспортивная дисциплина) потихонечку хиреет... Например, в том же Доннер-Ски Modified Stock был представлен лишь восемью экипажами. Многие талантливые пилоты, с успехом выступавшие в этой категории, построили новые машины и перешли в зачет Pro Modified. Кстати, ровно столько же экипажей выступало и в категории F-Toy. Жаль – я, честно говоря, ожидал, что их будет больше...

Технические требования монокласса Formula Toyota были разработаны в 2004 году. Класс был задуман как бюджетный: ведь, чтобы построить такую «игрушку» (а toy в переводе с английского как раз и означает «игрушка»), нужно было лишь раздобыть раму и мосты от 4-Runner или пикапа Toyota выпуска 1979– 1985 годов, оснастить будущий болид одним из четырех разрешенных моторов Toyota (моделей 20R, 21RU, 22R, 22RE) и приобрести у одной из четырех омологированных фирм трубчатый каркас, являющийся одновременно каркасом безопасности и носителем кузовных панелей. Конечно, соискателям предстояло еще повозиться с подвеской, но технические требования позволяли уложиться в сумму в $10 000 и при этом получить автомобиль, на котором можно участвовать в соревнованиях национального уровня. И что самое главное: построенные таким образом машины не выглядели на общем фоне «бедными родственниками». Таким образом это сводит на нет фактор «толщины кошелька». Но остается вопрос: почему же за два прошедших года F-Toy все-таки не набрал ожидаемых мной «оборотов»?

Внешне напоминающие серийные…

Так или иначе, но сегодня главным классом W.E. Rock является Pro Modified. Еще в прошлом году из технических требований к этому классу был изъят пункт об обязательном наличии в силовом каркасе продольных элементов (лонжеронов) от существующей модели. Но зато было добавлено требование иметь «переднюю часть машины и облицовку радиатора, изготовленные из любого материала, но внешне напоминающие серийные автомобили». В итоге получился зачетный класс, весьма привлекательный для спонсоров (вспомните самые популярные в США гонки машин серии NASCAR, лишь внешне напоминающих серийные Ford или Chevrolet). При этом багги, соответствующие требованиям Pro Modified, вполне способны преодолевать те же препятствия, что и багги класса Unlimited. Более того, нередко спортсмены зачета Pro Modified, выступая на точно тех же «курсах», набирают меньше штрафных очков, чем экипажи категории Unlimited! И это при том, что в Pro Modified не разрешено использование управляемых задних мостов! В любом случае свыше трех десятков экипажей, выступавших в «старших» классах (22 – в классе Pro Modified и 12 – в Unlimited), – достаточное количество для напряженной борьбы.

Основная схватка шла между экипажами Шэннона Кэмбелла, братьями Ловеллами и отлично выступающим в этом сезоне Троем Бэйли. Впрочем, и Бекка Уэбстер, и Джефф Мелло, и Брайан Эрреа наступали на пятки фаворитам. Но в итоге все решилось во время шут-аута – последнего заезда на особо экстремальном «курсе».

Рок-кроулинг будет расти

Я занимаюсь рок-кроулингом с 1998 года. Участвовал во многих сериях, организованных ассоциациями RCСA, ARCA, ProRock, и неплохо выступал. Тогда соревнований было не так много, они были разнесены во времени, так что я мог строить новый багги чуть ли не к каждой гонке, обкатывая те или иные инженерные решения. За эти годы мне не раз доводилось одерживать победы, из которых особенно памятны призовые места на самом первом соревновании по рок-кроулингу в Фармингтоне, которое проводила RCCA, и победа на последнем соревновании серии ARCA. Помимо рок-кроулинга я участвую в соревнованиях по рок-рейсингу и в автокроссе (серия CORR). График получается очень напряженный, в этом году я выйду на старт в общей сложности в 31 соревновании! Важнейшим компонентом успеха в рок-кроулинге и рок-рейсинге является хороший споттер. Уже год я выступаю вместе с Лэнсом Клиффордом. Я знаю его очень давно. У Лэнса огромный опыт, и я всегда обсуждаю с ним стратегию прохождения трассы и всегда прислушиваюсь к его советам. За последнее десятилетие в рок-кроулинге очень многое изменилось. Первые ассоциации выросли и начали сливаться в крупные организационные структуры. Например, ассоциация W.E. Rock видела и хорошие, и трудные времена, но она преодолела все сложности и сегодня сильна как никогда. Вырос профессионализм пилотов, трассы стали технически более сложными. Это заставило усовершенствовать и наши машины. Ну а все это вместе привело к росту внимания к спорту со стороны прессы и электронных СМИ, что подтверждается, кстати, и этим интервью. Так что, я думаю, роккроулинг как вид автоспорта имеет хорошие перспективы.

Развивается и здравствует

Надо заметить, что трасса шутаута получилась, мягко говоря, достаточно сложной. Я поначалу вообще не поверил, что кто-то сможет ее пройти даже на «мунбагги». Ситуацию усугубил начавшийся дождь. Но не забывайте: в этих заездах участвовали лучшие из лучших – настоящая элита рок-кроулинга! Ну а великолепный комментарий, который обеспечивали Дастин Уэбстер и Крэйтон Кинг (в недавнем прошлом они сами входили в группу топ-пилотов и активно боролись за награды), только придал шоу красок и яркости. В общем, у американцев все получилось как всегда здорово. Так что можно смело утверждать, что роккроулинг в США живет, растет и развивается.

Что же предопределяет это поступательное развитие? На мой взгляд, прежде всего разумная политика ассоциации W.E. Rock. Правила и технические требования меняются, но происходит это скорее эволюционно. Причем дополнения вносятся лишь после обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, а в официальных документах объясняется, почему, что и зачем. Так же формируется и прослойка профессиональных команд, что обеспечивает интригу и увеличивает интерес к соревнованиям.


текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты