Для кого-то понятие «главная дорога» – это не что иное, как «дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1–2.3.7 или 5.1…». Кто-то без особых мудрствований полагает, что главная дорога – как раз та, на которой он в данный момент находится. А вот американские любители офф-роуда на вопрос: «Что же такое главная дорога?» уверенно ответят: «Конечно же, Рубикон-Трейл!»…
Чего-чего, а внедорожных маршрутов в США хватает. Только в окрестностях Моаба их несколько десятков! Но ни один не сравнится по своей известности с проложенным более полувека назад в горах Сьерра-Невада – от озера Лун-Лейк до озера Тахо – маршрутом Рубикон-Трейл. Не случайно же ни маршрут Фордайс, ни Рауш-Крик, ни Теллико не может похвастаться тем, что его именем назван самый внедорожный из всех современных внедорожников марки Jeep! А теперь давайте попробуем разобраться, что было первично в этой всеамериканской (да что там американской – всемирной) популярности: сам маршрут, красота мест, по которым он проходит, или фестивали Jeepers Jamboree и Jeep Jamboree (попасть на эти мероприятия можно, только проехав по маршруту). Начну с того, что о существовании Jeepers Jamboree и Рубикон-Трейл я узнал еще в самом начале своего увлечения офф-роудом. И с тех пор мечта побывать на этом культовом мероприятии прочно засела в моем сознании. За годы журналистской работы мне не раз довелось побывать в Соединенных Штатах Америки, но каждый раз это были другие мероприятия и другие маршруты. И вот наконец летом 2008 года звезды заняли некое правильное положение на небосклоне, все обстоятельства сложились в одно целое – и я еду на Рубикон!
Дедушка всех маршрутов
От Сакраменто до Джорджтауна всего час с небольшим езды. Именно здесь все и началось в 1952 году... Времена тогда были тяжелые, рудники в окрестностях шахтерского поселка истощились, а рубка горных лесов не приносила большой прибыли – слишком сложно было вывозить сваленные стволы. Зато списанные с армейской службы внедорожники стоили исключительно дешево. Причем эти юркие машинки как нельзя лучше подходили для поездок по горным тропам. Вот на таком историческом фоне и собралась инициативная группа, решившая помочь общинам городков Джорджтаун и Плейсервилль в деле привлечения туристов из других мест. Логика отцов-основоположников была проста: если нам нравится выезжать на офф-роуд пикники, значит, есть и другие такие же энтузиасты. А если собрать их в одном месте, то всем будет хорошо: гости получат удовольствие, а местные предприниматели заработают некоторое количество дополнительных долларов.
В качестве места для главного лагеря выбрали поляну Рубикон-Спрингс. Когда-то в этом месте располагался модный курорт с источником минеральных вод, и именно к нему проложили дорогу, соединившую курорт с Джорджтауном и озером ЛунаЛейк (и шедшую далее на северо-восток до озера Тахо). Когдато, в двадцатые годы, здесь проезжали самые обыкновенные легковые автомобили фирмы Studebaker. Они привозили отдыхающих – дам в платьях по щиколотку и мужчин в котелках. Но к пятидесятым годам дорога стала заметно хуже (эрозия сделала свое дело), и в итоге дорога была готова превратиться в знаменитый Рубикон-Трейл. «Дедушку всех маршрутов», как говорят американцы.
Первый джамбори имел успех: он собрал 55 машин и 155 человек. Видя такое, организаторы решили не останавливаться на достигнутом… И вот всего через три года на фестиваль в Джорджтауне уже съезжались любители полного привода со всех Соединенных Штатов. А еще через двадцать лет стало ясно, что одного фестиваля мало: Рубикон-Спрингс уже не могла вместить всех желающих. Пришлось разделить мероприятие на два. А именно Jeepers Jamboree, где приветствуются все марки и модели, и проходящий ровно через неделю Jeep Jamboree – здесь, как и следует из названия, собираются исключительно поклонники Jeep.
Все начинается с завтрака
И вот я на улицах Джорджтауна… Сразу же чувствуется, что городом овладел дух офф-роуда. На фронтоне стоящего на главной улице отеля вывеска «Регистрация на Jeepers Jamboree», а на стоянках около кафе и магазинов – подготовленные внедорожники. Ну что же, регистрация так регистрация... У стойки получаем традиционные американские «бэби-тэги», узкие полоски бумаги с основой из синтетической пленки. Один край у полоски самоклеящийся, так что она легко превращается в цветной браслет на запястье. Это – пропуск. Впрочем, на Jeepers Jamboree «бэби-тэги» играют еще одну важную роль. Но об этом позднее... Здесь же нам выдают пропуск на машину (наклейку с изображением чертика), пару сетчатых мешков для мусора, карту, пластмассовую кружку, расписание мероприятия и неизбежные буклеты от спонсоров. Можно ехать дальше.
Маршрут начинается в 43 милях от Джорджтауна, от дамбы на озере Луна-Лейк. Далее вновь прибывшие действуют в такой последовательности: во-первых, занимают очередь. Во-вторых, снижают давление в шинах – какникак впереди скальная трасса. А в-третьих, подходят к прилавку, развернутому «Американским легионом» (это такая ветеранская организация), предъявляют «бэби-тэг» и получают завтрак и коробку с сухим пайком. Кстати, трехразовое питание входит в стоимость регистрационного взноса. Может показаться, что последний слишком велик (более трехсот долларов с человека), но нужно иметь в виду, что эта сумма включает в себя и билет на проезд по национальному парку «Эльдорадо», и возможность обустройства лагеря на частной земле, и услуги механиков, и всегда готовый прийти на помощь вертолет... Кстати, у «вертушки» на Jeepers Jamboree вообще много работы. Эта серебристая стрекоза развозит споттеров по маршруту, доставляет в лагерь продукты, оборудование и рок-музыкантов, а также контролирует движение конвоя... В общем, по здравом размышлении сумма регистрационного взноса перестает казаться такой уж непомерной.
Почему люди сюда приезжают?
Фестиваль Jeepers Jamboree проходит здесь, в Рубикон-Спрингс, уже 56 лет, и в этом году к нам приехало более 500 экипажей. Началось все это в 50-е годы, когда группа граждан Джорджтауна и Плейсервилля решила помочь своим общинам в трудные послевоенные годы и дать возможность старым городкам, в которых жили преимущественно шахтеры и лесорубы, привлечь дополнительные средства. Так родилась идея открыть внедорожный маршрут и позвать туристов. С тех пор мы проводим это мероприятие примерно по одной и той же схеме, хотя постоянно что-нибудь улучшаем и совершенствуем: обеспечиваем лучшее питание, привозим новые рок-группы.
Ну а маршрут – он никогда не бывает одинаковым... Почему люди сюда приезжают? Jeepers Jamboree – это отличная еда, чудесное общение. Да, вам нужно самому вести машину через скалы, но если она сломается, то мы обеспечим доставку запчастей и помощь механиков. Сколько еще лет люди будут приезжать на этот фестиваль? Я очень надеюсь передать свою долю в предприятии сыну, который, в свою очередь, сможет передать ее моему внуку...
Ну а чтобы все это было именно так, мы занимаемся экологическим образованием внедорожного сообщества. Мы учим людей беречь природу, и от того, насколько успешно мы это делаем, зависит, как долго просуществует фестиваль. Сейчас уже все привыкли вывозить мусор, но так было не всегда. А органы службы землепользования предъявляют к организаторам все более жесткие требования. Например, недавно в национальном парке «Эльдорадо» закрыли несколько маршрутов – там было слишком много людей и машин, и природа не могла справиться с такой нагрузкой. Слава богу, Рубикон-Трейлу это пока не грозит.
Кедры на скалах
Наконец все необходимые формальности соблюдены. Наш редакционный FJ Cruiser занимает место в конвое, и мы начинаем неторопливое движение в общем направлении на северо-восток. Перво-наперво мы втягиваемся в местность, носящую говорящее само за себя название «Гранитный котел». Это плоскогорье, целиком состоящее из выходов гранитных пород. В трещинах растут коренастые горные кедры, образующие местами гряды настоящего леса. Движется конвой медленно: то и дело где-то впереди кто-то застревает, и в этих случаях вся разноцветная металлическая «гусеница», естественно, останавливается. Впрочем, для нас это скорее благо – в такие моменты мы с оператором Сергеем Белостоцким сразу уходили вперед по тропе. Во-первых, раз кто-то застрял, значит, там впереди есть интересное препятствие. Ну а во-вторых, мне было интересно посмотреть и составить впечатление о том, на каких машинах американцы приехали на фестиваль.
Естественно, бал правили внедорожники марки Jeep: от Willys MB (от которых остались в лучшем случае рама да кузов) до сверкающих лаком новеньких Rubicon JK. Хватало и Cherokee. В достаточных количествах встречались Ford Bronco первого поколения и Toyota FJ 40 (и те и другие на удивление ухоженные). Но вот чего не было совсем – это «больших парней», то есть полноразмерных американских пикапов. Такие машины просто не допускают на этот маршрут! И правильно делают...
Ведь на трассе множество узостей, где водителям приходится буквально по миллиметрам проталкивать автомобили между огромными валунами или стволами вековых кедров. Собственно, даже наш не слишком большой FJ Cruiser проходил там с огромным трудом. Более того, в некоторых местах машину приходилось откренивать, как гоночную яхту, но не для того, чтоб избежать переворота, а чтобы не помять двери и не поцарапать красивый декор с логотипом журнала. В не столь стесненных местах FJ Cruiser двигался вполне уверенно, хотя в немалой степени это стоит отнести на счет триального опыта Виталия Гавинского. Но и ему было непросто бороться с проблемами, которые создавали массивный капот, широкие передние стойки и высокая подоконная линия, ограничивающие обзорность. Водителю приходилось заранее, метров с тридцати, запоминать расположение препятствий, а дальше вести машину по памяти. Естественно, в таких местах очень помогали споттеры, заранее расставленные организаторами во всех сложных местах. С другой стороны, у каждого валуна по споттеру не поставишь, и машины менее опытных участников то и дело оказывались висящими на очередном каменном зубе. Естественно, в компании всегда есть кому «дернуть» застрявшее транспортное средство вперед или назад, и хватает людей, которые помогут подтащить камни и построить «мостик» для не имеющего блокировок автомобиля.
Так или иначе, конвой неторопливо, с остановками, но двигался вперед. Прошли Уолкер-Хилл и места, помеченные на схеме маршрута как «Малый Желоб», «Старый Желоб» и «Большой Желоб». Кстати, в «Большом Желобе» (участке грунтовой дороги, идущем вниз по склону через хвойный лес) было отчетливо видно, что когда-то верхушки огромных валунов еле выступали над землей. Но грунт постепенно вымывался, и препятствия стали заметно сложнее. Наконец, сквозь облако поднятой машинами пыли замаячили ажурные металлические конструкции моста через реку Рубикон. Это означало, что мы приближаемся к месту назначения. Последним препятствием стала огромная грязевая лужа. Виталий по российской привычке смело «макнул» машину в грязь (которую автомобиль успешно и преодолел). Но следовавшие за нами американцы предпочли объехать возвышавшуюся справа скалу по камням.
Первый джип я купил в 1952 году
Первый самодвижущийся экипаж доехал до Рубикон-Спрингс в 1908 году. Это был Mitchell, а за рулем его была женщина – журналистка газеты «Сан-Франциско Кроникл» по имени Мэрион Уолкотт. Экспедиция проехала по маршруту со стороны озера Тахо, а затем вернулась обратно. Да, конечно, кое-где машину пришлось толкать, но в те времена Рубикон-Трейл представлял собой просто плохую грунтовую дорогу, а не такую сложнейшую трассу, как сегодня. В 1947 году мне приходилось проезжать ее на заднеприводном пикапе Dodge 1931 года выпуска. Кое-где, когда мотору не хватало мощности, мне приходилось использовать блоки и ручную лебедку, но в целом трасса была еще проходима для такой машины. В 1952 году я купил свой первый джип и понял, какое удовольствие можно получать от поездок по этим местам.
В 1955 году я впервые принял участие в Jeepers Jamboree, и у меня до сих пор сохранился сертификат, подтверждающий это. С тех пор я участвую в проведении всех ежегодных Jamboree. Для меня этот фестиваль – пятьдесят третий. На сегодня я являюсь одним из совладельцев этой земли: существует фирма Rubicon Soda Springs Inc, ей принадлежат и 320 акров земли, на которой мы сейчас находимся, и еще 80 акров, расположенных к востоку отсюда. Эту землю мы охраняем более тщательно и не разрешаем проезд по ней случайных машин и неорганизованных путешественников. Но мы совсем не против того, чтобы люди приезжали сюда, в Рубикон-Спрингс, и наслаждались красотой этих мест. В наше время, время стрессов, компьютеров и напряженной работы, людям иногда необходимо вырваться из офисов и просто расслабиться.
В принципе доступ на РубиконТрейл является абсолютно свободным, за исключением двух уикэндов в году, когда мы проводим Jeepers Jamboree и Jeep Jamboree. На эти две недели мы закрываем маршрут для всех, кроме организаторов и зарегистрированных участников. Всю оставшуюся часть года с точки зрения закона большая часть Рубикон-Трейл представляет собой пусть необслуживаемую, но вполне официальную грунтовую дорогу. РубиконСпрингс – это отличное место, и руководство Jeepers Jamboree проделало огромную работу, чтобы сделать его еще привлекательней. Кстати, до того, как стать собственностью Rubicon Soda Springs Inc, эта земля принадлежала фирме, занимавшейся лесозаготовками. Но реальных рубок здесь не производилось – слишком сложно было вывозить срубленные стволы. Rubicon Soda Springs Inc купила землю 20 лет назад, и право собственности на нее перейдет моим детям и моим внукам. Так что все мы чувствуем меру своей ответственности за эту землю. А еще должен сказать, что мы занимаемся этим бизнесом – организацией внедорожных мероприятий – не для прибыли, а для того, чтобы люди могли получать настоящее удовольствие.
Курортная жизнь
Последние десятки метров (уже мимо развернутых палаточных лагерей), и вот она, поляна Рубикон-Спрингс. Впрочем, сама «поляна» оказалась на удивление невелика. На ней разместились небольшой дом, построенный на месте разрушившегося отеля (здесь расположился штаб мероприятия), сцена, кухня под навесом, столы под открытым небом, еще десяток столов под навесом, бар с прохладительными и горячительными напитками (естественно, тоже под навесом)... Собственно, все. Остальная территория покрыта лесом и скалами. Таким образом, перед нами встала непростая задача: найти участок относительно ровного грунта, причем желательно поближе к кухне. Надежды на то, что у организаторов есть какое-то зарезервированное место для прессы, не оправдались. В итоге мы нашли свободный пятачок, но, увы, достаточно далеко, почти в километре от «центра культурной жизни и предприятия общественного питания».
Кстати, тема организации питания на фестивале заслуживает отдельного рассказа. Пятьдесят шестой по счету Jeepers Jamboree оказался чуть менее представительным, чем прошлогодний, пятьдесят пятый, и тем более чем юбилейный пятидесятый. Но все равно в нем приняло участие пятьсот машин, а значит, организаторам предстояло трижды в день кормить почти полторы тысячи человек (включая персонал). И надо сказать, что «камбузная команда» Jeepers Jamboree справилась со своей задачей отменно. Со стороны участника все это выглядело так: приходишь, занимаешь очередь (по счастью, движется она очень быстро) и предъявляешь барышне свое запястье с «бэби-тэгом», который в данном случае выполняет функцию «талона на повидло». Барышня делает несмываемым фломастером отметку в соответствующей клеточке, после чего ты продолжаешь двигаться вдоль стойки, получая сначала одноразовую тарелку, а затем и ее содержимое. Причем каждый человек за стойкой кладет в твою тарелку чтото одно. Вот на нее легла разрезанная булочка, вот опустился свежеподжаренный на гриле гамбургер, сверху последовательно – огурцы, помидоры, лук, сыр. Майонез, кетчуп и горчицу добавляешь сам. Подставляешь кружку, и в нее наливают кофе. Все, ланч получен! Можно идти к стоящим на солнцепеке столам или попробовать найти местечко в тени. Особенно понравилась мне процедура приготовления ростбифа. Сначала куски вырезки маринуются ворчестерским соусом, посыпаются специями и заворачиваются в фольгу. Затем в двух длинных очагах разжигаются огромные костры. Когда поленья примерно наполовину прогорят, на очаги укладывается решетка, а на решетку – мясо в фольге. Все это накрывается крышками, сделанными из половинок металлических бочек. Один человек занимается борьбой с огнем, поливая очаги слишком жаркого пламени из шланга с распылителем. Какой-нибудь час – и изумительно вкусное мясо готово!
Вы спросите: а чем, собственно, занимаются участники в течение тех двух дней, пятницы и субботы, что они проводят на Рубикон-Спрингс? Да кто чем. В основном просто отдыхают на природе. Купаются в прозрачных заводях реки Рубикон, употребляют прохладительные и горячительные напитки (некоторые еще играют в бадминтон и ловят рыбу). Желающие могут совершить пешую прогулку по окрестностям или прослушать познавательный рассказ об истории этих мест. Субботним утром поляна превратилась в действующую выставку-продажу внедорожного оборудования. Приехавшие на Jamboree торговые представители в мгновение ока развернули палатки-навесы, расставили прилавки и разложили привезенные товары: зубастые внедорожные шины, блоки, шаклы, стропы... Для них поездка на фестиваль – это business trip, деловая командировка, позволяющая совместить приятное с полезным. А вечером место на сцене занимают доставленные вертолетом рокмузыканты.
Одиночное плавание
И вот пришло время отправляться в дальнейший путь, к озеру Тахо. Мы не стали дожидаться большой субботней вечеринки – тогда дорога от Рубикон-Спрингс до Тахо наверняка заняла бы целый день, а значит, до аэропорта нам пришлось бы ехать всю ночь. В общем, проведя короткое совещание, мы рискнули отправиться в «одиночное плавание». И нужно признать, что в одном месте, называемом Кадиллак-Хилл, мы на минуту пожалели о принятом решении… Мало того, что само по себе препятствие оказалось действительно серьезным, так еще и блокировка не включалась. В общем, пришлось привязывать к машине стропу и откренивать ее в стиле американского рок-кроулинга. Но в итоге наш FJ все-таки справился с задачей. За холмом внедорожный маршрут превратился сначала в очень плохую грунтовку, затем – просто грунтовку, потом пошел обычный грейдер и, наконец, начался асфальт. Все – мы прошли Рубикон-Трейл! Прошли от начала и до конца. И, кстати, по словам директора Jeepers Jamboree Боба Суини, наш FJ Cruiser стал первым автомобилем этой модели, преодолевшим все препятствия знаменитого маршрута…
Раз в жизни…
Наш автомобиль катил в сторону Лос-Анджелеса, а я пытался привести в порядок свои впечатления. Да, моя давнишняя мечта – побывать на Рубикон-Трейл – осуществилась. Но, пока я был на фестивале, меня больше всего интересовало: что же сделало Рубикон-Трейл «Главной Дорогой», и почему каждый любитель полного привода считает нужным хотя бы раз в жизни проехать по этому маршруту? Более того, многие из них возвращаются сюда из года в год! Да, маршрут этот действительно сложен, но в США есть и посложнее. Хотя бы в том же Моабе... Наверное, все дело в удивительной красоте и атмосфере этих мест.
Рубикон-Трейл входит в сердце, как заноза, которую уже нельзя вытащить (если, конечно, не быть занудой и не считать, что сердце – это орган, отвечающий за кровоснабжение). Недаром находятся люди, которые не хотят расставаться с Рубикон-Трейл даже после… смерти. Они просят кремировать их, а прах развеять над маршрутом с одной из скальных вершин... Ну, это, конечно, уже крайность, но и я чувствую, что заноза по имени «Рубикон-Трейл» вошла мне в сердце всерьез и надолго.
текст: Андрей СУДЬБИН
фото: Андрей СУДЬБИН
Jeepers Jamboree Inc
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.