Так уж вышло, что III Международный салон вооружения и военной техники сухопутных войск, проходивший в конце августа в «Экспоцентре», сопровождался не полигонными демонстрациями, а реальными боевыми действиями в Южной Осетии. Естественно, такие события не могли не отразиться на ходе выставки. Тем более что «пятидневная война» на Кавказе достаточно красноречиво показала возможности современного оружия…
Если абстрагироваться от событий, произошедших в Южной Осетии, и рассматривать МВСВ-2008 как обычную выставку в ряду прочих, то переезд экспозиции с ВВЦ на Краснопресненскую набережную пошел ей явно на пользу. Несмотря на огромную разницу в общей площади, внутреннее пространство «Экспоцентра» оказалось лучше организованным. Напротив, самым крупным недостатком стал отказ от проведения демонстрации оружия и техники в действии.
Буквально накануне открытия выяснилось, что показ пройдет в закрытом режиме, а одним из немногочисленных зрителей будет король Иордании Абдалла II. Ну что тут скажешь? Проведение государственного визита в Россию, да еще и с явным военным «уклоном», во время очередного конфликта на Кавказе недвусмысленно говорит о выборе позиции руководством Иордании. По косвенным признакам можно судить и об отношении других государств к нынешней ситуации: если военные атташе стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии предстали в день открытия во всем блеске парадных мундиров, то представители стран НАТО предпочли исключительно гражданский стиль одежды (в прежние годы от формы они не отказывались)… Впрочем, несмотря на все политические противоречия, полностью проигнорировать выставку «натовцы» не могли. Ведь практически вся техника, показанная в действии «для лучших друзей», стояла и на площадке в центре Москвы.
Первые среди равных
Воздушно-десантные войска России по праву заслужили звание элиты армии. ВДВ как начали воевать с первого дня ввода советских войск в Афганистан, так не прекращают это по сей день, пройдя через все конфликты на территории бывшего СССР. Менялись противники, места действий, способы проведения операций, и только оснащение техникой на долгие годы замерло на неком уровне. Но наконец боевые машины десанта БМД-4 и самоходно-артиллерийские установки 2С25 «Спрут-СД» приняты на вооружение в 2004–2005 годах, а публике впервые продемонстрированы во время майского парада в этом году (см.: «Армия будущего». ORD. 2008. №6).
Гусеничная БМД-4 появилась в результате глубокой модернизации БМД-3. Башня с новым комплексом вооружения оказалась еще и легче, что позволило отказаться от дополнительных «чемоданов» с пенопластом, устанавливавшихся на корме БМД-3 (использовались для поддержания корпуса в горизонтальном положении во время водных переправ). Еще более разителен контраст с армейским аналогом: практически одинаковые по набору вооружения и основным тактикотехническим характеристикам машины по массе отличаются на 5 тонн! Даже огромная самоходка «Спрут-СД» с танковой пушкой калибра 125 мм, построенная с использованием удлиненного корпуса БМД-3/4, оказалась легче БМП-3 на 800 кг. Экономия массы достигнута за счет как конструкторских изысков, так и применения многослойной брони на основе алюминиевых сплавов. Такое внимание к весовым характеристикам проявлялось неспроста, ведь основное средство доставки техники к месту боя – военно-транспортная авиация. Обе машины десантируются под многокупольными парашютными системами, причем предусмотрена возможность выброски с экипажами на рабочих местах.
Война концепций
Мирно стоявшие бок о бок два основных танка Российской армии (Т-90 с дизельным двигателем и Т-80У с газотурбинным) в очередной раз стали напоминанием о затянувшемся на десятилетия выборе пути танкостроения. «Основными» могут называться оба типа танков, и какой из них, так сказать, «основнее»? Проблема досталась России в наследство от Советского Союза. В свое время, в середине 70-х, приняв решение о выпуске более перспективных для дальнейшего развития танков с ГТД, сохранили и параллельное производство дизельных Т-72 как более простых и дешевых в изготовлении и эксплуатации. Только СССР с его затратами на оборону мог ставить эксперименты подобного масштаба.
Буквально годом позже, оказавшись перед той же дилеммой, армия США сделала однозначный выбор в пользу газотурбинного М1 «Генерал Абрамс». Кстати, никакие другие страны в мире, какими бы технологиями они ни располагали, так и не смогли создать серийные образцы ГТД для гусеничной или тяжелой колесной техники. Поначалу турбины доставляли массу хлопот, были весьма критичны по условиям работы в запыленных условиях и в жару, однако с «детскими болезнями» удалось справиться, повысив степень общей надежности агрегата и снизив удельный расход топлива до приемлемой величины. Но самое главное, у турбины есть значительные возможности по увеличению характеристик. Однако стоимость двигателя остается высокой. Не следует также строить иллюзий на тему возможности ремонта в полевых условиях.
Развитие линии Т-72 шло своим чередом, но к 90-м годам прошлого века в создаваемые модификации последовательно внедрялись все новшества, прошедшие обкатку на Т-80. Иными словами, унифицировать танки, насколько это возможно, все же пытались. Если бы не распад СССР, скорее всего к Т-72 добавился бы очередной буквенный индекс (А, Б, БМ и т.п.). Что же касается обозначения Т-90, то оно появилось благодаря указу президента: новой России срочно требовались достижения. В условиях новой экономики страны оба завода – нижнетагильский УВЗ, выпускавший Т-90, и омский ОЗТМ, строивший Т-80, оставшись без госзаказа, оказались на грани краха. Но если «Уралвагонзавод» фактически спасли индийцы, заказавшие партию из 300 танков, то экспортный потенциал омского «Трансмаша» оказался намного меньше. Менее трех десятков машин поставили в Южную Корею и на Кипр, а после этого производство прекратилось, и завод полностью обанкротился. Одно успокаивает – конструкторское бюро «Трансмаша», обладавшее собственным опытным производством, все же удалось сохранить. А вместе с ним – и опыт создания танков и различной инженерной техники.
Теперь идет борьба двух предприятий как за выбор дальнейшего пути развития отечественного танка, так и за былое советское наследие: тысячи танков продолжают стоять на армейских базах хранения в ожидании модернизации по современным стандартам. Вопрос в том, кто и как ее будет проводить. Ну а пока производственники спорят, а государство отмалчивается, армия продолжает воевать на технике, выпущенной в лучшем случае 15–17 лет назад.
Нижегородский «Росток»
Состояние парка боевого транспорта пехоты (бронетранспортеров) не многим лучше. И по сей день БТР-80 не стал единым типом для всей армии, и в войсках все еще встречаются БТР-70 и БТР-60 с бензиновыми двигателями. Неоднократные предложения по большей или меньшей модернизации устаревших машин с обязательной заменой моторов на дизельные ни к чему пока не привели по банальной причине – нет финансирования. Даже «восьмидесятки» с пулеметным вооружением наша армия предпочитала пушечным буквально до последнего времени только потому, что они дешевле. В то же время на экспорт уходили сотни (!) БТР-80А с 30-мм пушками, причем покупали их совершенно разные страны – от Венгрии до Индонезии. А ведь в КБ ГАЗа занялись проектированием нового колесного бронетранспортера по теме «Росток» почти 20 лет назад. Первый опытный образец показали тогдашнему министру обороны Павлу Грачеву на Нижегородской выставке в сентябре 1994 года. БТР в первую очередь удивлял своими размерами и непривычно мощным для машин такого класса вооружением. За прошедшие 14 лет построили еще пять опытных образцов, на которых провели огромный объем испытаний и довели конструкцию до совершенства. Машина с боевой массой более 22 тонн на дорогах с твердым покрытием разгоняется до 100 км/ч, а многотопливный дизель мощностью 510 л.с. надежно работает в любых климатических условиях. Гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей обеспечивает одинаковые скорости при движении вперед и назад (водитель может воспользоваться специальной камерой). Запустив колеса разных бортов вращаться в разные стороны, можно развернуть БТР-90 на месте вокруг собственной оси. Независимая торсионная подвеска колес с дополнительными гидроамортизаторами обеспечивает плавность хода и проходимость на различных типах дорог и грунтов. Предприятие «Омскшина» разработало специальные бескамерные шины с боковинами повышенной жесткости, позволяющими сохранять способность к передвижению даже на полностью изорванной резине. Кстати, в комплекте ЗИП есть набор разверток, придающих отверстиям от пуль в шинах круглое сечение, и резиновых «заклепок», вставляющихся в них на специальном клею.
По результатам испытаний водометы пришлось заменить на гребные винты. За счет спрямления колесных ниш и улучшенного обтекания корпуса удалось поднять скорость на плаву с 8 до 12 км/ч, причем заплывы можно совершать и в трехбалльный шторм. Лобовая броня БТР-90 выдерживает попадание бронебойных снарядов 30-мм пушек, борта – огонь крупнокалиберных пулеметов. Внутри корпус покрыт противоосколочным материалом. Экипаж самой машины состоит из трех человек, в десантном отсеке – места для семи бойцов. Впечатляющий набор вооружения состоит из 30-мм автоматической пушки, 7,62-мм пулемета, 30-мм автоматического гранатомета и четырех ПТУР «Корнет-Э», не оставляющих шансов танкам ни одного из ныне существующих в мире типов. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях и снабжено автоматом сопровождения целей, что позволяет вести точный огонь на ходу и по быстроперемещающимся целям. Автоматизированная система управления огнем обеспечивает возможность круглосуточной боевой работы на дальностях до 3,5 км. К сегодняшнему дню производство боевых машин на ГАЗе выделено в отдельную «Военно-промышленную компанию», БТР-90 принят на вооружение и побывал на международных выставках, где вызвал не просто понятное любопытство, но интерес со стороны вполне конкретных заказчиков. Тем не менее до серийного производства дело пока так и не дошло.
А если партизаны?
Но если в случае с новым БТР-90 есть все основания надеяться на развитие семейства машин на его базе, то на бронированном плавающем многоцелевом автомобиле «Водник», похоже, можно ставить крест. В первую очередь перспективную машину погубило отсутствие подходящего двигателя. А во вторую, с большой долей вероятности, – появление «внутреннего конкурента» ГАЗ2330 «Тигр» (в принципе он задумывался как «наш ответ Хаммеру», но под горячую руку и своим досталось). Серийное производство «Тигра» для армии, внутренних войск и ОМОН МВД уже начато в нескольких вариантах, отличающихся друг от друга уровнем бронезащиты. О том, насколько они нужны в войсках, говорит недавний случай с ранением генерал-лейтенанта Анатолия Хрулева, попавшего под обстрел. Что говорить о рядовых, если и командующему армией нормального транспорта не нашлось... В общем, череда локальных конфликтов тянется уже 20 лет, а офицеры все ездят в УАЗиках, солдат перевозят в обычных грузовиках. Особенно вызывающе это выглядит на фоне действий тех же американцев в Ираке. Их можно сколько угодно осуждать за сам факт нападения, но как только недолгое празднование победы над Саддамом плавно переросло в нарастающую партизанскую войну, вся (я повторяюсь, вся) автомобильная и легкобронированная техника оккупационной армии получила дополнительную защиту в течение нескольких месяцев. Не панацея, конечно, но лучше, чем ничего. По крайней мере, от шальных пуль и осколков спасает. Самое ужасное, что у нас все давно придумано, заводы таскают забронированные машины с выставки на выставку, а толку никакого. Вот и сейчас КамАЗ пригнал машину со скрытым бронированием кабины (ей уже лет пять) и стальным коробом с бронестеклами и бойницами для личного состава в кузове.
Между тем положительный опыт эксплуатации защищенных автомобилей в «горячих точках» все же есть. Нижегородская компания «Рида» отправила на Кавказ более двухсот бронированных «Волг» и «Газелей», переделанных в штурмовые автомобили для контртеррористических подразделений. Надежды полностью оправдались: при нападении боевиков на эти машины никто из пассажиров не пострадал. Набравшись соответствующего опыта на военных заказах, «Рида» обратилась к коммерческому сектору и теперь предлагает бронированные внедорожники частным лицам. Оно и понятно – высокозащищенные автомобили пользуются неизменным спросом. Не случайно же в Выставке вооружений сухопутных войск участвовали и корпорация «Защита» с бронированным Cadillac Escalade ESV, и концерн Audi с моделью A8 Security B6/B7.
Учиться, учиться и учиться!
Пожалуй, ни одна предыдущая выставка не могла похвастаться таким обилием тренажеров. Конечно, в большинстве своем они представляли собой рабочие места механиков-водителей, операторов вооружения и электронные стрелковые тиры. Однако несколько фирм показали разработки, действительно выделяющиеся из этого привычного ряда. Например, тренажер для обучения водителей грузовиков КамАЗ муромского НПО «Электронномеханические системы». На первый взгляд его конструкция выглядит вполне традиционно: кабина с экранами вместо окон на динамической платформе, имитирующей наклоны (до 20 градусов) автомобиля при движении по пересеченной местности. Разница всего лишь в том, что кабина собрана из пяти легких пластиковых панелей, а весь стенд разбирается на блоки. То есть при желании тренажер можно собрать в любом помещении, хоть в собственной квартире. Странно, что до этого никто не додумался раньше. Ведь масса отказов в работе на других комплексах связана как раз с тем, что из-за размеров их ставят в неотапливаемых боксах и ангарах, а электронная начинка этого не любит. Другие стенды НПО «ЭМС» позволяют изучать отдельные агрегаты и системы грузовых и легковых автомобилей, причем на них можно имитировать появление неисправностей и соответственно обучать их устранению.
Еще более миниатюрным является универсальный автомобильный тренажер московского НИЦ «ЭВТ» – его можно установить буквально на письменном столе. Главное достоинство – программное обеспечение, рассчитанное на, мягко говоря, неподготовленного пользователя. Инструктор может быстро создать на экране не просто отдельную улицу – целый город. На получающихся перекрестках автоматически появляются разметка переходов и работающие светофоры, но при необходимости «излишки» инфраструктуры можно удалить. Тренажер позволяет не только привить основные навыки вождения, но и научить действовать в быстро меняющейся дорожной обстановке. Например, инструктор может неожиданно «включить» дождь, выпустить на дорогу «перебегающих школьников», «пьяных» с непредсказуемой траекторией движения или «чисто конкретных» гопников, предпочитающих ездить только по встречной. Разумеется, никакой тренажер не может заменить реальной дороги (и тем более бездорожья), но в начале обучения может сэкономить значительные средства только на бензине, не говоря уж о ресурсе автомобилей.
Комбайн на минном поле
Современные военные действия, как правило, не ограничиваются стрельбой противников друг в друга. Военные специалисты стараются извести противника различными способами, например, минным оружием. Для этого теперь не обязательно самим ползать по полям, достаточно выпустить ракету с кассетной боевой частью, и приличный участок земли превратится в смертельную ловушку. Но рано или поздно любая война заканчивается, и приходится думать, как жить дальше.
Хорватская фирма DOK-ING привезла на выставку гусеничную машину разминирования MV-4 с дистанционным управлением. На первый взгляд она напоминает бульдозер без кабины, только вместо отвала – вращающийся барабан со съемными цепями. При работе цепи с грузиками пропахивают землю на глубину до 30 см, и за машиной остается двухметровая полоса очищенной земли. В самом методе разминирования в принципе нет ничего нового (эту идею используют еще со времен Второй мировой), но хорватские машины стали первыми специально разработанными «разминировщиками». В других странах для этой цели пытались приспособить танки, сельскохозяйственную или дорожно-строительную технику, во всех случаях управляемую человеком. Так вот: исключение «слабого звена» позволило сделать машину более компактной и лучше защитить ее агрегаты от ударной волны при подрыве мин. Кстати, предельная для конструкции «доза» взрывчатки оказалась неожиданно большой – 8 кг в тротиловом эквиваленте! Девизом компании стала фраза: «Не посылайте людей делать работу машин!» Ну что ж, нам остается лишь пожалеть, что его пока нельзя распространить и на другую военную технику.
текст и фото: Андрей АКСЕНОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.