Миссия выполнима

«Керамик-трофи» – IV этап ЧР, III этап Кубка РАФ Черноземной зоны, IV этап кубка Черноземья. Брянская область

В IV этапе Чемпионата России приняли участие 22 экипажа. За четыре гоночных дня спортсменам предстояло пройти четыре спецучастка. В первые два дня – по два линейных спецучастка (здесь, как и на «Кировских болотах», экипажи были разделены на две параллельно стартовавшие на оба СУ подгруппы). Третий день – GPS-ориентирование, где наиболее интересным был «куст» очень «дорогих» точек, размещенных на недостроенном заводе. А завершал этап небольшой, но сложный линейный спецучасток.

Охарактеризовать территорию, на которой проходило соревнование, можно следующим образом: в плане проживания здесь все хорошо – мягкий среднерусский рельеф и сухие песчаные почвы. А вот поиск действительно интересных и труднопроходимых мест стал для организаторов этапа непростой задачей. В этом смысле вся надежда была на подтопленные берега извилистых речушек, вдоль заболоченных русел которых и проходило большинство трасс. В общем, организаторы постарались выжать из местности все, и даже чуть больше, чем все. Они преподнесли участникам сюрприз – специальные контрольные точки, установленные на настоящем бетонном «бездорожье».

Эта гонка вообще оказалась богата на неожиданности. Например, несмотря на довольно простые (это оценка самих участников) линейные трасы, в первый же гоночный день сломался знаменитый прототип Юрия Зуева. Причем в результате экипаж не только получил незачет первого СУ, но вообще отказался от дальнейшего участия в соревновании. Итог банален – ни одного очка в чемпионатовскую «копилку». Кстати, на том же СУ-1 не задалось с техникой и у Сергея Савенко – в первый день экипаж шел чуть ли не последним. Но вскоре дело наладилось: по итогам двух дней он поднялся на четвертую позицию, а на втором спецучастке Сергей Савенко и Денис Мальцев и вовсе показали лучшее время в ТР2.

Водная охота

День третий ознаменовался спецучастком в формате ориентирования. До открытия временных КП оставалось еще несколько часов, и участники разъехались по разбросанным в окрестностях точкам. Пара точек находилась на берегах (точнее, одна – на уцепившемся за обрывистый склон над водой дереве, другая – на островке) небольшого озера, в прозрачных водах которого местные жители с утра удили рыбу. Но вот уловом в этот день рыбаки вряд ли могли похвастаться… Сначала здесь показался экипаж Владимира Масютина и Леонида Лобова. Недолго думая ребята направились прямо в воду – с противоположного от точки берега. В это время сюда же приехали Роман Антонов и Павел Красильников. Когда спуститься с берега к точке не удалось, экипаж занялся проверкой дна. А чтобы дело пошло быстрее, ребята принялись расспрашивать о глубине обосновавшегося по соседству рыбачка. По словам последнего выходило, что здесь не более двух метров. Обнаружив мелкий брод до острова, экипаж первым делом отправился к нему, рассчитывая уже оттуда добраться до другого берега. Между тем Владимир Масютин и Леонид Лобов, взяв точку у берега, тоже двинулись к островку. Вот тут-то преимущества плавающего автомобиля (кстати, единственного на гонке) и проявились в полной мере. Экипаж просто плыл, подтягивая машину на тросе. А вот второму экипажу, чтобы добраться до точки на берегу, пришлось попотеть. Но когда КП был взят, ребята, поддавшись уверениям местных относительно глубины озера, сунулись напрямую. И зря… Прототип начал стремительно погружаться в воду. Хорошо еще, что быстро сориентировавшийся в ситуации экипаж вытащил его обратно на мелководье! Возвращаться пришлось на лебедках, тем же путем, что и заехали, сделав крюк через остров. А впереди было главное событие дня (да и всей гонки). Точки на остовах бетонных конструкций недостроенного завода – даже в легенде они были помечены как «неберучки».

Теория взятия

То, что ничего подобного отечественные трофи-рейды еще не видели, было понятным, но вот то, что брать «неберучку» будут столь экстравагантными способами, не мог предположить даже многоопытный Борис Гадасин. Вообще-то на бетонном «Стоунхедже» было нарисовано два неравноценных КП – один, «двенадцатичасовой», на колонне в том месте, где расстояние между соседними опорами едва позволяло протиснуться автомобилю (да и то не всякому). А второй, «стоимостью» четыре часа, был обозначен на уходящем под воду парапете. Причем последний оказался настолько узок, что проехать там было просто невозможно.

Похоже, организаторы вообще не рассчитывали, что эти точки кто-то будет брать. Например, небезызвестный Алексей Гарагашьян, вспоминая, как когда-то переправлял мотоциклы, предположил, что с помощью тросов и сенд-траков в принципе можно попробовать соорудить канатную дорогу… А Борис Гадасин утверждал, что на самом деле все просто, и точки берутся за двадцать минут. Его способ заключался в следующем: надо подъехать с противоположной стороны, подтянуться на тросах, уронить колесо вниз (поставив машину по диагонали), взять нижнюю, а затем, подтянувшись за колонну, «двенадцатичасовую». Но реальность оказалась гораздо проще и разнообразней теоретических построений.


Железобетонные конструкции

Участники долго не решались штурмовать эти КП… Многие приезжали, примерялись к конструкции в надежде проехать над водой, но, поскольку ширины колеи автомобиля оказывалось недостаточно, они разворачивались и уезжали, небезосновательно полагая, что быстрее получится собрать несколько менее дорогих точек. А первыми участниками, победившими коварные «железобетонные изделия», стал экипаж Масютина. Ребята протиснули автомобиль между столбами! Для этого им пришлось объехать конструкцию за КП, повернуть на крошечном пятачке между сваями, повалить выросшую между ними березку, нырнуть в яму, с помощью лебедки и сенд-траков вытащить из нее автомобиль и лишь после этого, обдирая бока, пролезть между столбами! Ну а чтобы бетон стал более скользким, в ход пошла вода. Когда же автомобиль застрял окончательно (вытащить его можно было только назад), «двенадцатичасовая» точка была взята, а вот до более дешевой, «четырехчасовой», экипаж не дотягивался.

Но как бы то ни было, путь был открыт. Следующими шли Срджан Зечевич и Алексей Гаранин. Экипажу удалось протащить автомобиль так далеко (тем же путем), что были взяты обе точки. Сделали это ребята при помощи… кувалды. Они расплющили трубы защиты, после чего дело оставалось за малым: поливая столбы водой, втиснуть между ними сдутые «в ноль» колеса (кузов после экзекуции проходил). Когда же операция была успешно завершена, оказалось, что закрытый в кабине пилот выбраться может лишь через окно. Однако бетон не сдавался металлу: более широким автомобилям там было не пройти.

По краю пропасти

Но самое интересное началось после того, как к «бетону» подъехали Мирон Шакира и Максим Григорьев. Оценив местность и габариты своего автомобиля, экипаж решил: единственный возможный для них способ дотянуться до точки – проехать по узкой полосе между столбами и канавой (ее глубина по примерным оценкам варьировала от полуметра до двух). Когда машина вывернула из-за столба к воде (экипаж пошел на штурм в широком месте, и оттуда до точки оставалось метров десять), штурман соорудил из тросов похожую на паутину конструкцию, и пилот… уронил машину вниз. Теперь автомобиль висел левыми колесами над водной поверхностью, мостами упираясь в край бетона. Протащив его таким образом вперед, экипаж взял дешевую точку, но до «двенадцатичасовой» еще предстояло дотянуться.

Сделать это в данной ситуации было возможно, перецепившись тросами повыше за колонны над КП (напротив автомобиля, по другую сторону преграды). Но был серьезный риск опрокинуть машину вниз. И тут на помощь пришел экипаж Андрея Кузнецова и Алексея Александрова. Ребята подстраховали машину Шакиры лебедкой (сами они от взятия этих точек в итоге отказались). Наконец заветная точка запечатлена, осталось только вернуться. Что, собственно, и было сделано тем же путем. И что же вы думаете? На СУ-3 у экипажа Шакиры был лучший результат!

Казалось, железобетонное шоу уже закончено, но ближе к вечеру к «неберучкам» вернулся экипаж Евгения Кузьмина и Александра Феденкова. Дело в том, что штурман… придумал, как взять точки! Надо перевернуть колеса, прикрутив их на ступицу «наизнанку». В этом случае колея автомобиля станет шире, и можно будет просто пропустить яму между колес без какой бы то ни было возни с лебедочными тросами. Так они и сделали. Но оказалось, что и в этом случае автомобиль касается лишь самых краев бетона. То есть двигаться нужно строго прямо, а малейшая ошибка приведет к падению. В итоге все прошло благополучно, и обе точки были взяты за считанные минуты. Впрочем, с учетом времени, потраченного на перестановку колес, экипаж потерял в общей сложности больше часа. Тем не менее на СУ-3 он был вторым, а по итогам гонки и вовсе выиграл «золото».

Под одним именем

Этап Чемпионата России в Брянской области проводился впервые (до этого здесь проходили лишь зональные соревнования – кубок Черноземья). Но повышение статуса – это прежде всего большая ответственность и несоизмеримо более длительная и качественная подготовка. Ведь по сути «Керамик-трофи» – это сразу три различных трофи-рейда, объединенных одним именем: IV этап Чемпионата России по трофи-рейдам, III этап Кубка РАФ Черноземной зоны и IV этап кубка Черноземья.

Кстати, возможно, именно в нехватке опыта организации столь масштабных мероприятий и кроется причина нескольких досадных нестыковок. Касались они в первую очередь точек ориентирования – одну из них спортсмены не могли найти, потому что на указанном дереве ее просто не было. Зато была пара точек, обозначенных на местности одинаковыми номерами. Причем по координатам обе «бились» совершенно определенно. К чести организаторов (в этой роли выступили Фокинский комбинат строительных материалов и РАФ), они вышли из этой ситуации с блеском, уже по ходу соревнования приняв необходимые меры. В итоге после нескольких вопросов участников судьи признали ошибку и засчитали КП.

Рискованная траектория

Что же касается последнего, четвертого, спецучастка, то он был коротким, но ярким. Оказалось, что именно на нем решалась судьба победы в гонке. А началось все… с переворота машины Владимира Амельченко и Олега Нежнова (по итогам трех дней они шли четвертыми). Произошло следующее: в том месте, где заканчивалось поле, путь участникам преграждал овраг с крутыми склонами и ручьем внизу (здесь уже прошли три машины, намесив скользкие колеи). Так вот, чтобы сэкономить время, экипаж Амельченко выбрал более быструю, но рискованную траекторию. Но, увы, фокус не удался: автомобиль скатился со склона на крышу. К тому времени, когда удалось снова поставить машину на колеса, мимо проехала добрая половина стартовавших. Фотографируясь на точке за оврагом, они отправлялись дальше. Туда, где петлявшая по не менее опасным склонам трасса сначала проходила через водные линзы лесных топей, а затем вела участников к обширному заросшему двухметровым камышом болоту, протянувшемуся вдоль ЛЭП в километре от финиша. Тот, кому удавалось быстрее других пройти эту преграду, и получал в итоге заветные баллы. А вот сход экипажа Амельченко оказался не единственным на этом СУ. Не добрались до финиша и лидеры предыдущего спецучастка – Мирон Шакира и Максим Григорьев, сошел еще один стартовавший в этот день экипаж. Как следствие – турнирная таблица в который раз оказалась перемешана.

P.S. Если в прошлом году уже к середине сезона было достаточно понятно, кто завоюет чемпионский титул, то на этот раз интрига сохраняется до конца. На четвертый этап не приехал сильнейший экипаж из Петербурга – Алексей Голубев и Дмитрий Овчинников. Пропустил этап и Виктор Воликов. Ну а Юрию Зуеву уже вторую гонку подряд мешают проблемы с техникой. На последнем спецучастке сошли экипажи Мирона Шакиры и Владимира Амельченко. Вследствие этого по итогам четырех этапов сразу несколько спортсменов имеют практически равное количество баллов. За первое место и в ТР3, и в ТР2 намечается острая борьба. В ТР3 и «Абсолюте» это будет поединок Алексея Голубева и Евгения Кузьмина, в ТР2 – Сергея Савенко и Александра Николаева. А это значит, что главное сражение еще впереди, на пятом этапе в сентябре. И именно там определится победитель 2008 года.

«Керамик-трофи» – IV этап Чемпионата России по трофи-рейдам
МестоЭкипажГородАвтомобиль
Абсолютный зачет
1КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ АлександрН. Новгород Toyota LC 73 (ТР3)
2МИХАЙЛОВ Константин / ДЕМЕНТЬЕВ ИгорьМосква УАЗ-315120 (ТР3)
3ЗЕЧЕВИЧ Срджан / ГАРАНИН АлексейМоскваAudi A6 (ТР3)
ТР3
1КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ АлександрН. Новгород Toyota LC 73
2МИХАЙЛОВ Константин / ДЕМЕНТЬЕВ ИгорьМосква УАЗ-315120
3ЗЕЧЕВИЧ Срджан / ГАРАНИН АлексейМоскваAudi A6
ТР2
1САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ ДенисМосква Toyota LC
2КУЗНЕЦОВ Андрей / АЛЕКСАНДРОВ АлексейС.-Петербург Toyota LC 70
3АНЦИФЕРОВ Михаил / ТИМОХИН МаксимМосква Land Rover Defender

текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты