Рыжая глина и белый камень

Объединенный репортаж с четвертого («Зеленый град») и пятого («Старица») этапов Чемпионата России

Конец лета и начало осени – горячая пора в отечественном джип-триале. Завершается достаточно длинная пауза, отведенная на участие наших спортсменов в «Евротриале», и этапы Чемпионата начинают сыпаться, как горох: сначала этап в «колыбели отечественного джип-триала», Зеленограде, а две недели спустя – следующий, на новом месте, в городе Старица. Но вот что характерно: и на знакомой глине зеленоградских склонов, и на известняке старицкой каменоломни шла острая, порой совершенно непредсказуемая борьба.

Часть первая.
Зеленоградская глина, или День больших неожиданностей


Зеленоградский офф-роуд клуб проводит соревнования по джиптриалу не первый год, и все время в одном и том же месте (неподалеку от бетонного «скелета» недостроенного ВЦ Госплана СССР). Но, увы, по не зависящим от организаторов причинам доступное для разметки секций место в настоящий момент сократилось до двух небольших горок. Может быть, именно в этом кроется причина заметного падения зрительского интереса к этим соревнованиям? Кто-то скажет: «Бросьте придираться, господа журналисты, зрителей было достаточно много». Но смотря с чем сравнивать. Плюс ко всему, это только для участника передвинутые на пару метров ворота делают трассу совершенно непохожей на ту, по которой он ехал час назад. Для неискушенных же зрителей она, увы, выглядит точно так же...

Более того, еще два года назад в Зеленограде грунтовые секции были дополнены бетонными, но уже в прошлом году здесь был только «грунт». Ну а если добавить к этому нашу главную беду – малое количество участников Чемпионата, то мы получим то, что имеем. Хватит о грустном. Потому что триал – это прежде всего спорт. А спорт – это прежде всего борьба, а она в Зеленограде получилась весьма острой.

Начать с того, что к третьему этапу Антон Филимонов имел в своем багаже 20 очков и уверенно лидировал в турнирной таблице, а действующий чемпион Юрий Самодуров отставал от него на 7 очков. У Сергея Ерохина в запасе было 11, а у Сергея Ананова – 10 очков. А пропустивший один этап Алексей Луцкий (он не имеет пока собственного багги и выступает на «Протозавре») заработал 6 очков.

Заезды начались одновременно в двух секциях. На «большой» горке была размечена трасса для участников Чемпионата, на «малой» – для традиционного триала. И первые же старты закончились весьма неожиданно. Сначала Сергей Щетинин (в традиционном соревновании он ехал на Mercedes G-class, а в роли штурмана выступала его 12-летняя дочка Маша) слишком сильно нажал на педаль газа на подъеме и исполнил «полууши». В это время на трассе Чемпионата выступал Антон Филимонов. И выступал, надо заметить, на удивление неудачно: сбивая одну вешку за другой, он набрал 200 штрафных очков! А вот Юрий Самодуров проехал эту секцию практически безупречно. Настала очередь выйти на старт Сергею Ананову, а Сергею Щетинину – занять место штурмана в его прототипе. И что же вы думаете? В несложных воротах «гросстрактор» неожиданно переворачивается! Хотя почему неожиданно? Дело в том, что этот прототип имеет весьма оригинальную конструкцию. Из двух его управляемых портальных мостов от трактора МТЗ традиционную подвеску имеет только передний, а задний при этом жестко прикреплен к раме. Получается, что этот багги имеет как бы три точки опоры…

Во второй секции Антон Филимонов, в общем-то, реабилитировался (набрав лишь 10 штрафных очков), но Юрий Самодуров ехал еще лучше (восемь очков штрафа)! Третья секция Чемпионата была размечена там же, где первая. Но, увы, похоже, в Зеленограде Антона просто преследовал злой рок. Итог и вовсе безрадостен: на этот раз для лидера Чемпионата не нашлось места на подиуме... И хотя Антон сохранил первую позицию в турнирной таблице, Юрий Самодуров сократил разрыв до двух очков.

Что же касается участников традиционного триала, то в зачете «Подготовленные» наметился явный фаворит, а именно Антон Бекнев на серьезно доработанном Range Rover (в итоге именно он и занял первое место). Дмитрий Жуков на Land Rover Discovery проходил трассу вдумчиво и заработал второе место. Противоположный стиль демонстрировал Игорь Березовский на УАЗе. Но, поскольку в триале чаще побеждает опыт, третье место досталось Сергею Щетинину.

А теперь по действующему регламенту… Складывается ощущение, что введение европейских правил в очередной раз не лучшим образом сказалось на зрелищности. Более того, похоже, что российские пилоты так до конца и не адаптировались к ужесточению правил.

«Зеленый град – 2008» – IV этап ЧР по джип-триалу
МестоЭкипажАвтомобиль
1САМОДУРОВ Юрий«Викинг»
2 ЛУЦКИЙ Алексей / МОРОЗОВ Дмитрий«Протозавр»
3ЕРОХИН Сергей«КБС Механика»

Часть вторая.
Старицкий камень, или Игра на выбывание


Если на третьем этапе все было достаточно привычным (и место проведения, и команда организаторов), то на пятом, напротив, все было новым. Стоп-стоп, скажете вы, как на пятом? А где же четвертый? Увы, его вовсе не было. То есть нет, на самом деле не было третьего, намеченного на июнь. Впрочем, это совсем не важно. А важно лишь то, что впервые организация этапа Чемпионата (а заодно и второго этапа Кубка Центральной зоны) была поручена тверскому клубу авто- и мотоэкстрима «Камекс» совместно с издательским домом ORD Media и что для проведения было найдено новое и очень перспективное место. Им стала действующая каменоломня в небольшом живописном городке Старица в Тверской области.

Кстати, этот древнерусский город ведет свою историю с тех пор, как в 1110 году два инока пришли на берег Волги и основали Успенский монастырь. Грунт здесь – мягкий известняк (из здешнего белого камня построили на Руси и Старицу, ставшую крепостью, и окрестные города, и Москву), а также различные многоцветные глины (а это, как вы понимаете, уже ближе к теме нашего повествования). Так вот, накануне соревнований прошел ливень, превративший здешние почвы в настоящее «мыло», а во второй гоночный день вышло солнце, и все основательно подсохло. В итоге условия движения по одному и тому же месту в первый и второй день различались самым драматическим образом. На второй трассы стали гораздо сложней, к примеру, в четвертой секции появились ворота, которые на тренировке накануне соревнований так никому и не покорились! В общем, еще не американский рок-кроулинг, но уже чтото сильно на него похожее...

Так вот, вышеупомянутая «игра на выбывание» началась еще до официального открытия соревнований и старта первой машины. Дело в том, что Дмитрий и Сергей Лысаковы сломали свой прототип еще на тренировке при попытке взобраться на груду камней... Что же до Сергея Ананова, столь полюбившегося зрителям за эффектные перевороты своего тракторообразного прототипа, то он прилетел из Москвы на частном вертолете и… опоздал на брифинг. Кстати, на этот раз экипажу перевернуться так и не удалось! Учитывая результаты вчерашней тренировки и необычайно скользкий грунт, организаторы в этот день не ставили самых экстремальных ворот, решив оставить их на «десерт». Но опасный момент все-таки был. На первой секции из четвертых ее ворот экипаж не самым удачным образом вышел на узкий парапет в верхней части трассы, и машина, опираясь на грозящие сорваться вниз камни, повисла над самым краем обрыва. А переворот на песчаном грунте и возможность упасть на острые камни – это совсем не одно и то же. Но в итоге все обошлось.

Второй день соревнований в Чемпионате начался с того, что Сергей Ерохин так и не смог вывести свой автомобиль из закрытого парка. Машина просто отказывалась ехать. Объявившим «забастовку» узлом стала автоматическая коробка передач, которая почему-то начала включаться только в два положения: «задний ход» и «паркинг». Естественно, Сергею было очень жаль, ведь после четырех секций первого дня он отставал от Антона Филимонова всего на 7 очков! Ну а лучший результат показали Алексей Луцкий и Дмитрий Морозов.

Таким образом, к пятой секции в строю осталась ровно половина участников. К этому времени «глиняное мыло» высохло, и автомобили вели себя на трассе совершенно по-другому. Как следствие на косогоры и каменные кучи, которые еще день назад были совершенно неприступны, участники забирались довольно легко. Усложнив секции, организаторы добавили и время на их прохождение, но никому из спортсменов оно не понадобилось. Сложность трасс все возрастала, а разрыв в тройке лидеров (она же – тройка выживших) после пяти секций был минимален. Более того, первыми шли Алексей Луцкий и Дмитрий Морозов на «Протозавре», за ними – действующий чемпион Юрий Самодуров на «Викинге», а замыкали тройку Антон Филимонов и Сергей Соболев на все том же «Протозавре». Каково же было удивление и зрителей и судей, когда стартовавшие первыми Алексей Луцкий и Дмитрий Морозов взяли тройку первых, относительно простых, ворот… со всеми возможными штрафами (экипаж демонстративно заезжал в створ лишь одним колесом). А на действительно сложные ворота вообще не поехали!

А между тем дальше, с четвертых ворот, начиналось самое интересное. Дело в том, что, забравшись наверх по каменной насыпи (эта траектория никому не покорялась на тренировке), участники попадали в желоб. И только выбравшись оттуда на очередную каменную насыпь, можно было спуститься по ней к финишу. По всей видимости, экипаж встал перед весьма непростым морально-этическим выбором: ехать в полную силу с риском сломать автомобиль и окончательно лишить этим шансов на победу его хозяина, Антона Филимонова, или фактически «слить» секцию. Так или иначе, Алексей свой выбор сделал, в буквальном смысле подарив «золото» Старицы Антону Филимонову и позволив ему упрочить свое положение в турнирной таблице.

Но и Антон сумел показать, что на сегодняшний день он действительно является одним из сильнейших триалистов России. Дело в том, что и участников, и зрителей ждал сюрприз: бонусная седьмая секция, которая не шла в зачет Чемпионата. Ее несоизмеримо более сложная трасса вновь проходила по желобу, причем делала это дважды. И если в первый раз спортсмены проходили его по траектории, противоположной движению через последние ворота шестой секции (то есть снизу вверх), то второй раз, заехав в пропасть в том же месте, они должны были пройти по ее дну и выйти с другой стороны.

Но трудности здесь возникли лишь у первого экипажа: в узкой расщелине «Протозавр» под управлением Алексея Луцкого уперся задним левым колесом в торчащий острый камень. В какой-то момент даже показалось, что колесо вот-вот не выдержит и понадобится эвакуатор. Но в итоге камень слегка сдвинулся с места, и путь на финиш был открыт. И все это участники проходили очень красиво: практически безошибочно и невероятно быстро. Возможно, сразу была найдена верная траектория, а гигантские каменные глыбы на дне желоба, оставаясь совершенно неподвижными, оказались неплохой опорой для автомобиля. Но сдается нам, дело тут совсем в другом. Когда уже не нужно было состязаться всерьез (за прохождение этой секции был назначен приз за стремление к победе, доставшийся, как и «золото» Чемпионата, экипажу Филимонова), спортсмены просто перестали нервничать…

А что же происходило на «параллельном соревновании», на втором этапе зонального кубка, где спортсмены боролись на стандартных (или почти стандартных) автомобилях категорий Д2 и Д4? Увы, рельеф местности не позволял наблюдать и за теми, и за другими. Как следствие зрители, решившие всетаки поболеть за «Стандарт», могли следить за борьбой в Чемпионате лишь по доносившимся из динамиков комментариям. А вот болельщиков в Старицкой каменоломне, с нашей точки зрения, было на удивление мало.

И это странно. Ведь в таких небольших городках жизнь, как правило, не балует обитателей яркими зрелищами, и, по ощущениям, в карьере должна была собраться добрая половина местного населения, а не пара сотен человек. По всей видимости, парни из клуба «Камекс» всетаки недоработали в плане рекламы и оповещения...

Но вернемся на трассы зонального кубка. Здесь с самого начала тоже пошла «игра на выбывание», и первым выбыл... правильно, Сергей Ананов, который привез в Старицу не только прототип, но и заявленный в Д4 Jeep Wrangler. Увы, Jeep сумел проехать только одну секцию... Сергею Ананову в Старице вообще тотально не везло.

Впрочем, в «зональном» вообще шла очень жаркая борьба. Так, например, в первом же заезде при попытке подъема на каменный уступ соскользнул вбок и «прилег» на валун УАЗ москвича Алексея Баранова. Но не думайте, Алексей не остановился на достигнутом и во второй день соревнований исполнил-таки полноценные триальные «уши»! Причем они («уши») оказались настолько качественными, что на последнюю секцию этот спортсмен уже не выехал. А вот Андрею Егорову опыта было не занимать, но его старушка « Нива», похоже, просто… устала. Ну а раз так, то никакие чудеса водительского мастерства не могли сохранить истерзанный за годы баталий тольяттинский внедорожник от поломок. Нет, после каждого заезда Андрей отчаянно пытался реанимировать своего полноприводного «коня», но все равно в последнюю секцию он въехал, имея в своем распоряжении лишь... одно ведущее колесо из четырех возможных...

В итоге за победу на этапе зонального кубка реально боролись лишь пять человек. В категории Д2 первое место оспаривали два опытных гонщика, Сергей Щетинин и Олег Романов. На этот раз пилотаж Сергея оказался чуть более точным. Это и решило распределение двух первых мест. На третье приехал Павел Смирнов из Твери, выступавший на короткобазном Pajero. А вот в категории Д4 осталось лишь два экипажа: Кирилл Волоцкой-Глинский из Москвы (второй пилот – Павел Сорокин) и Владимир Казак из Твери (второй пилот – его сын Родион Казак). За их плечами – немалый триальный опыт, а в багаже – звания чемпионов России! Борьба шла абсолютно на равных, но Волоцкой-Глинский был чуть лучше и точнее.

P. S. Впереди последний этап сезона. Участников Чемпионата и Кубка России ждет Самара. Но знаете, на этот раз кубковые соревнования обещают стать едва ли не более захватывающими. Дело в том, что в Самару впервые съедутся победители зональных кубков. А что может быть более интересным и непредсказуемым, чем борьба спортсменов, до этого никогда не сходившихся в очном поединке?

«Старица-2008» – V этап ЧР по джип-триалу
МестоЭкипажАвтомобиль
1ФИЛИМОНОВ Антон / СОБОЛЕВ Сергей«Протозавр»
2САМОДУРОВ Юрий«Викинг»
3 ЛУЦКИЙ Алексей / МОРОЗОВ Дмитрий«Протозавр»
«Старицкий карьер» – II этап Кубка России по джип-триалу Центральной зоны
МестоЭкипажГородАвтомобиль
Категория Д2
1ЩЕТИНИН СергейМоскваМВ G230
2РОМАНОВ ОлегМоскваМВ G300D
3СМИРНОВ ПавелТверь Mitsubishi Pajero 2
Категория Д4
1ВОЛОЦКОЙ-ГЛИНСКИЙ Кирилл / СОРОКИН ПавелМосква Jeep Cherokee
2КАЗАК Владимир / КАЗАК РодионТверь УАЗ-3150

текст и фото: Андрей СУДЬБИН
Анна МАТВЕЕВА
Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты