После того, как нашей тестовой группой было проведено полигонное испытание Dodge WC-63 (см.: «Перевозчик». С. 54), мы, естественно, не могли оставить без внимания и историю легендарных армейских вездеходов… Памятуя о грузоподъемности 750 кг (то есть 3/4 тонны), советские солдаты прозвали невероятно проходимые двухосные Dodge (вариант 6х6 в СССР практически не поставлялся) «Додж – три четверти». Но тут требуются пояснения. Дело в том, что по документам этот вездеход проходил как Truck, Weapons Carrier, 3/4 ton, 4х4, Dodge T214 и поставлялся в нашу страну из США по договору о взаимопомощи, больше известному как «ленд-лиз». И именно эта модель Dodge чаще других встречалась на фронтовых дорогах, хотя на самом деле американской компанией производилось весьма обширное семейство вездеходов.
Разработкой семейства мы обязаны предприятию, название которого сегодня мало кому о чем-то скажет – Fargo Division. Но именно название Fargo (оно созвучно английскому варианту фразы «Далеко следующий») в 1928 году компания Chrysler присвоила своим коммерческим моделям. Грузовики Fargo выпускались наряду с грузовыми автомобилями Dodge (эта марка также принадлежала корпорации Chrysler) и, более того, нередко дублировали их. Причем похоже на то, что смысл столь неординарной маркетинговой политики до конца не был ясен и самому руководству корпорации. Но тем не менее в 20–30-х годах прошлого века грузовики Fargo можно было встретить практически на всех континентах планеты.
И только в начале 70-х Chrysler Corporation приняла решение отказаться от Fargo. Но окончательно марка не умерла. Под этим именем в Турции в бывшем филиале Chrysler и по сей день выпускаются грузовые автомобили. Вы спросите: к чему весь этот рассказ о Fargo? Отвечу: вполне вероятно, что если бы в те далекие годы компания Chrysler стала выпускать легкие армейские полноприводные грузовики именно под названием Fargo (а с учетом приведенных обстоятельств это было вполне реально), она тем самым фактически обессмертила бы эту торговую марку, как случилось с вездеходами Willys. Тем более что в конце 30-х годов Chrysler Corporation превратилась в крупнейшего подрядчика военного ведомства. Но в данном случае выбор руководства корпорации пал на марку Dodge.
Спорное прозвище
Так что же за машины были эти легендарные Dodge? Американцы смело классифицируют их как trucks, однако следует учесть, что truck (то есть грузовик) в понимании янки – это любой автомобиль с открытым бортовым кузовом или способный выполнять роль тягача. В случае с Dodge мы скорее имеем дело с тяжелым вездеходом, предтечей HMMWV. Грузоподъемность двухосной модификации составляла всего 750 кг (более ранних версий – и вовсе 500 кг), а трехосной – 1500 кг (именно такая машина и была у нас на тесте).
Ранние образцы таких Dodge, поступившие на снабжение вооруженных сил США в 1940 году, получили у шоферов прозвище «джип», хотя, конечно, никакого отношения ни к компании Willys, ни тем более к Ford Motor Co не имели. Напомним, что именно легкие вездеходы этих двух фирм принято именовать «джипами», а вскоре после войны компания Willys и вовсе сделала слово Jeep своей торговой маркой. Теперь же оно юридически закреплено как раз за Chrуsler, в те суровые годы выпускавшей полноприводные грузовики Dodge. Этимология самого слова jeep до сих пор остается неясной. Например, кто-то вспомнил, что в американских частях «джипами» называли машины грузоподъемностью полтонны, а 3/4-тонные – «пипами». В общем, и то, и другое слово тянут не более чем на не совсем приличное междометие. И еще. В те времена необычайно популярны были комиксы и мультфильмы про неунывающего морячка Папая и его донельзя шкодливого тигренка Джипа, так что не исключено, что прозвище пошло именно оттуда.
Но хватит о «джипах», давайте лучше вернемся к вездеходам Dodge. Итак, первые успешные опыты с конверсией обычных коммерческих пикапов в полноприводники компания Dodge провела еще в 1934 году. Я намеренно обошел эти машины вниманием, поскольку за их рождением еще не стояло никакой идеологии. Это был эксперимент по оснащению обычного пикапа передним ведущим мостом, не более того. Такие варианты создавались совместно с производителями ведущих мостов MarmonHerrington и Timken. Первые полноприводные пикапы получились слишком тяжелыми. Помимо прочего очень скоро стало ясно, что обычная рама не обладает необходимой прочностью, чтобы пользоваться лебедкой. Полученный опыт позволил в 1939 году приступить к выпуску аналогичных машин, но уже на узлах собственного производства. На этом этапе как раз и сформировалась идеология высокоунифицированного семейства военных вездеходов. Все они строились по одинаковой схеме: усиленная лонжеронная рама, подвешенные на продольных рессорах неразрезные ведущие мосты типа «банджо» (в переднем применялись шарниры равных угловых скоростей типа «БендиксВейсс», реже – «Рцеппа»), рядный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель, четырехступенчатая коробка передач, трансмиссия с подключаемым передним мостом и одноступенчатой раздаточной коробкой.
Нюансы армейской индексации
Образцы, начавшие поступать в армию Соединенных Штатов в 1940 году (G505), обозначались Т202 VC (именно V, а не W). На это стоит обратить особое внимание, поскольку бытует мнение, что аббревиатура WC в обозначении поступавших в СССР ленд-лизовских Dodge расшифровывается как Weapons Carrier – «носитель вооружений». Как видно, эта версия не выдерживает критики, поскольку не все вездеходы обозначались WC. Хотя исполнение Weapons Carrier (с кузовом, приcпособленным под монтаж пулеметной или пушечной турели) имелось в том числе и среди модификаций Dodge T202. Таким образом становится понятно, что, как и WC, сочетание VC является лишь частью кода разработки. Буква V указывает на 1940 модельный год, а W – на 1941-й, буква С в системе обозначения грузовиков Dodge отводилась полутонным моделям и была сохранена для 3/4- и 1,5-тонных образцов. При этом первая «буквоциферная» группа во внутризаводском коде – общая как для самого автомобиля, так и для его двигателя и ряда узлов. Конечно, инженерам так было удобнее, и они не задумывались над тем, что спустя десятилетия историки в разных странах углубятся в расшифровку этих индексов, как в древнеегипетскую клинопись. Также стоит дополнить, что по ряду агрегатов вездеход T202 унифицировался с грузовиками семейства T203 (VF-401 – VF-407) грузоподъемностью 1,5 тонны.
Продраться сквозь «лес» индексации действительно непросто. Например, полутонный Dodge WC образца 1941 года поставлялся в модификациях T112, T207, T211, T215, и все они маркировались тем же шифром G505, что и принятые на снабжение годом ранее вездеходы VC. Причем шифр присваивался не заводом-изготовителем, а военными согласно «Нормированному номенклатурному списку» (SNL). Это был своего рода единый перечень имущества вооруженных сил, в котором за наземными транспортными средствами была закреплена литера G. За буквами WC непременно следовали цифры. Полутонная T112 предлагалась в исполнениях от WC-36 до WC-39, а также с WC-47 по WC-50; T207 – с WC-1 по WC-11. И так далее. Скажем, модель T-215 в версии WC-23 представляла собой открытый разведывательный автомобиль без лебедки, а WC-24 – аналогичную машину, но уже с лебедкой между передним бампером и радиатором.
Эта модель поставлялась с различными типами кузовов: открытым шестиместным, цельнометаллическим фургоном Carryall, цельнометаллическим санитарным фургоном; с кабиной цельнометаллической и брезентовой. Разумеется, для их изготовления фирма Dodge привлекала сторонних поставщиков. «Санитарки» строили мастерские Wayne Works. Разведывательный открытый кузов и бортовую платформу поставлял известный на весь мир кузовной завод Budd (его берлинский филиал в тот момент клепал кузова для знаменитых кюбельвагенов VW-82 (Kfz.1). Цельнометаллический фургон Carryall шикарной обтекаемой формы делала фирма Proctor-Keefe и так далее. Кузова кодировались собственными обозначениями, но в них, думаю, не стоит углубляться, дабы удержать основную нить повествования.
Нужно сказать, что вездеходов ранней серии VC изготовили немного – всего 4641 штуку (заказчик исходил из потребностей мирного времени). Другое дело – WC. Когда конгресс США принял закон о «ленд-лизе», а затем страна вступила во Вторую мировую войну, на корпорацию Chrysler буквально пролился золотой дождь. Только трехосных Dodge T-223 в период с 1943 по 1945 год было построено 43 224 единицы! Причем если вездеходы 4х4 годились на разные роли, то трехосный вариант изначально нацеливали на перевозку стандартного отделения (12 человек) и буксировку орудий поддержки пехоты. Тяговое усилие, увеличившееся в 3,5 раза, выходило на первый план среди длинного перечня достоинств: трехоски получили раздаточную коробку с встроенным демультипликатором. Изменения затронули и заднюю подвеску. Тележка задних мостов установлена на перевернутых полуэллиптических рессорах. При этом объемы производства машин WC 3/4 ton 4x4 truck (G502) были несравнимы с количеством выпущенных «трехосок». С 1942 по 1945 год было сделано порядка 260 тысяч вездеходов Dodge 4х4 различных модификаций. И самыми массовыми из них были те самые «носители вооружений»: WC-51 (без лебедки) – 123 541 экземпляр и WC-52 (с лебедкой) – 59 114 экземпляров.
На войне как на войне
Такие машины в огромном количестве поставлялись в Великобританию, СССР, Китай, а также в армию Свободной Франции. В нашу страну отгружено, согласно американским данным, 24 902 двухосных Dodge версий WC-51 и WC-52 с бортовой цельнометаллической платформой, а также 300 штук трехосных артиллерийских тягачей WC-63. «Трехоски», в частности, неплохо проявили себя в роли буксировщиков 100-мм противотанковых пушек БС-3 во время немецкого контрнаступления на Балатоне зимой 1945 года. Мощнейшая пушка в сочетании с подвижностью WC-63 оказались действенным средством против «королевских тигров»
Штабные автобусы WC-53 Carryall тоже попали в нашу страну. Известно о поставке десяти штук. Все они обслуживали известный аэродром под Полтавой, где приземлялись американские бомбардировщики B-17, совершавшие разрушительные налеты на Германию. Приняв в тылу союзника новый запас бомб и заправившись топливом, «летающие крепости» отправлялись по обратному маршруту в Великобританию, попутно сбрасывая свой смертоносный груз на города рейха.
Единичные образцы полноприводников Dodge дошли и до наших дней. Если кто помнит фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», то в нем как раз был задействован фургон WC-53 Carryall (название можно перевести как «Везу все»). Уникальный автомобиль (хотя и сильно переделанный) и сегодня хранится на киностудии «Мосфильм». Правда, не вполне ясно, что в этой машине является более ценным: то, что это один из немногих уцелевших образцов вездеходов Dodge времен войны, или то, что автомобиль снимался в картине великого режиссера.
Про генералов и маршалов
А как вам такой факт: в войсках антигитлеровской коалиции «носитель вооружений» уважали едва ли не больше джипа?! Dodge шел по любой грязи, вмещал в себя много и, что немаловажно, не имел «привычки» опрокидываться в поворотах (неустойчивость армейских машин стоила жизни большому количеству фронтовых лихачей). Кстати, американские солдаты называли автомобиль «бипом» (то есть Big Jeep). Остались воспоминания и об использовании вездеходов Dodge крупными военачальниками – Жуковым, Эйзенхауэром, Монтгомери, Паттоном. У когото «три четверти» служил машиной сопровождения, а кто-то и сам ездил на Dodge.
Взять вездеход WC-57 трехзвездного генерала Джорджа Паттона. Этот автомобиль в полной мере соответствовал названию «носитель вооружений», поскольку был оснащен крупнокалиберным пулеметом Browning М2НВ 50 cal. Кстати, Паттон был одним из тех, кто руководил высадкой американских войск на юге Италии в 1943 году, а его машина красноречиво характеризует отношение янки к военным действиям. Ни один советский военачальник не рискнул бы (да ему это тотчас бы запретила охрана) ездить на такой заметной машине. Мало того, что ее отличали два гигантских клаксона, так она к тому же была украшена штандартами генерала, заметить которые можно было даже с воздуха. Любопытно, что в своих воспоминаниях американские генералы с особым шиком описывают случаи, когда над их машиной проходил на бреющем полете свой истребитель или штурмовик! А ну как это был бы немец? Впрочем, излишняя самоуверенность всегда отличала американских вояк. Но справедливости ради стоит заметить, что Паттон сильно выделялся даже на их фоне.
В том, что мы сталкиваемся с примером отнюдь не мальчишеской бравады, убеждает история с другим американским генералом – Джорджем Маршаллом. Успешной карьерой он прежде всего обязан громкому «паблисити». Генералу исполнилось уже 56 лет, когда на аэродром, входящий в его подчинение, приземлился самолет АНТ25 под управлением Чкалова, Байдукова и Белякова. А поскольку встреча героев межконтинентального перелета была прекрасно организована, то президент Рузвельт решил, что генерал не слишком еще стар, чтобы прозябать в должности начальника Ванкуверских казарм.
Вскоре Маршалл стал доверенным лицом Рузвельта. В годы Второй мировой он был его всевидящим оком на европейском театре военных действий. Там он нередко попадал в кадры фронтовых репортеров. В 1944 году журнал Time назвал «правильного» генерала человеком года. После войны карьера прославленного полководца взметнулась до должности госсекретаря США. И именно на этом посту он предложил свой знаменитый «план Маршалла» по экономическому возрождению Западной Европы на деньги «перекормленного» американского бюджета. А вот имя военкора, которому этот человек в 1944 году позировал, стоя в кузове Dodge Command Car (см. фото), история не сохранила.
Продолжение в следующей серии
Для мирной жизни вездеходы серии WC были мало пригодны. А самый распространенный из их кузовов (цельнометаллическая платформа с продольными откидными решетчатыми лавкамибортами) ко всему прочему обладал еще и никудышной вместимостью. При этом расход топлива для машины такой грузоподъемности был просто чудовищным – 28,5 л на 100 км. Следует заметить, что с точки зрения военных кузов автомобиля полностью отвечал своему назначению. С ним машина имела низкий силуэт. Под откидными лавками располагались отсеки для амуниции и ЗИП. Брезентовый верх обеспечивал защиту от непогоды как бойцам в кузове, так и водителю с передним пассажиром. Сами же крюки для крепления брезента находились в выштампованных в бортах кузова углублениях, поэтому не выступали за габарит машины.
Примечательно, что в 1953 году на Горьковском автозаводе сделали, по сути, кальку с «трех четвертей» – вездеход ГАЗ-62. Эту модель уже запустили было в производство, но в итоге отдали предпочтение более вместительному ГАЗ-66. Правда, влияние Dodge чувствуется и в «шестьдесят шестом», достаточно посмотреть на бортовую платформу «шишиги». И вот еще характерная деталь: Dodge типа «три четверти» в СССР поступило настолько много, что один из советских авторемонтных заводов специализировался на их капитальном ремонте, а Ленинградский шинный завод выпускал покрышки размерности 9.00-16 с характерным рисунком покрытия ground grip.
Вскоре после окончания Второй мировой войны компания Dodge вывела на рынок своего рода «конверсию» заслуженного «носителя вооружений» – полноприводный пикап Power Wagon. Почитаемая американскими джиперами модель, можно даже сказать, культовая… Однако она, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассказа. На основе этой машины в 1950 году был создан армейский вездеход Truck, 3/4 ton 4x4 Т245 (G741), более известный как M37. В нем был обобщен богатый опыт, который фирма накопила за время военных действий. В частности, у машины была двухступенчатая раздаточная коробка. А поскольку Dodge M37 выпускали с 1954 по 1968 год (всего было сделано более 110 тысяч экземпляров), этот «багаж» обогатился еще и опытом участия во многих конфликтах второй половины ХХ столетия. Интересно, что армейская доля не миновала и вроде бы совершенно мирный Power Wagon. Он попал на вооружение в США, а также поставлялся в рамках военной помощи различным странам. В начале 60-х его приняли на вооружение сухопутные войска Дании. Один из таких автомобилей повторил судьбу своих ленд-лизовских предшественников и уже в наши дни попал в Россию – его привезли для частной коллекции. В этой связи стоит упомянуть о том, что в 70-е годы в Москве оказался и новехонький Dodge M37 – трофей вьетнамской войны. Представляете, когда-нибудь нам придется подобным образом рассказывать и о HMMWV, что были захвачены нашими солдатами в ходе южноосетинского конфликта…
Историю легких армейских грузовиков фирмы Dodge принято отсчитывать с 1940 года (тогда стартовал выпуск модели VC). Но на самом деле все началось на шесть лет раньше. В 1933 году Dodge поставил для нужд американской армии 1,5-тонные грузовики H30. Спустя год линейка расширилась до 1,5-тонных K32, двухтонных K45, а также полноприводного Dodge T9 K45 грузоподъемностью 1,5 т. В том же, 1934, году появился и предшественник модели VC – машина семейства KC грузоподъемностью 0,5 т. Внешне КС заметно отличались от гражданских моделей. Особенно в глаза бросалась массивная защита решетки радиатора. Основной модификацией являлся пикап KC-1. Помимо него в линейку военных модификаций Dodge KC входили фургон и универсал Westchester Semi-Suburban с характерными для этого кузова деревянными боковинами. В американской армии эти машины применялись вплоть до 1946 года.
Не менее интересна и история создания самоходных артиллерийских установок на базе Dodge WC. Наиболее известен истребитель танков WC-55, принятый на вооружение в 1942 году. В кузове его была смонтирована 37-мм противотанковая пушка M3A1, прикрытая бронированным щитом. Выпущено 5380 истребителей танков данного типа, но в ходе африканской кампании 1942–1943 годов они показали низкую эффективность и были переделаны до стандарта WC-51. Менее известна полевая модификация на базе Dodge WC-13; в кузове этой машины находились направляющие для монтажа морских минометов Hedgehog. Подобные самоходки применялись американскими морскими пехотинцами при штурме Иводзимы и Окинавы. Системы залпового огня также прорабатывались и на базе Dodge T223, но дальше опытной машины дело не продвинулось. Не пошли в серию и несколько вариантов зенитных установок, причем первая из них создавалась еще на шасси T202.
текст: Денис ОРЛОВ
фото: из архива
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.