Классика жанра

«Вепсский лес». Ленинградская область

Сегодня трофи-рейдом называют чуть ли не любое офф-роуд соревнование на местности. Но если прямо спросить, что такое настоящий трофи-рейд, то ответ будет неоднозначным. Дело в том, что в последнее время подобные мероприятия можно пересчитать по пальцам. А наиболее точно под определение этой классики внедорожного жанра, на мой взгляд, подходит трофи-рейд, носящий историкоромантическое название «Вепсский лес».

Проводимое Санкт-Петербургским клубом Off-Road & 4x4 Club соревнование «Вепсский лес» считается одним из немногих действительно сложных и интересных. Дело в том, что эта линейная гонка традиционно является самым протяженным (общая длина дистанции – более 200 км) трехдневным трофи-рейдом. Трасса его проходит по заброшенным дорогам глухих лесов Вепсской возвышенности. Более того, сегодня «Вепсский лес» ко всему прочему является еще и заключительным этапом Чемпионата по трофи-рейдам на ATV. Кстати, это соревнование пользуется успехом не только у отечественных любителей трофи: здесь можно встретить спортсменов из Латвии, Украины, Эстонии и Финляндии. Более того, в рамках этого соревнования проводился третий этап Euro 4x4 Championship.

На этот раз в спортивном зачете заявилось 30 экипажей внедорожников. Причем некогда самая представительная зачетная категория ТР2 в этом году отсутствовала вовсе (ввиду малочисленности она была объединена с категорией Open). А рекорд массовости на этот раз побили квадроциклисты – 38 участников! Что же касается категории ТР1, то в этом зачете приняло участие 11 экипажей, а в ТР3 – 12. Но самое интересное – это состав участников. На трассы Вепсской возвышенности вышли такие мэтры трофи-движения, как Анатолий Викторов, Владислав Быстров и Георгий Усенок. Также в составе участников были замечены экипаж победителя предыдущего «Вепсского леса» Срджана Зечевича, призеры «Ладоги» и несколько опытных трофистов из Литвы и Эстонии. В общем, все это предвещало острую борьбу за лидерство.

Первый день соревнований открылся прологом (СУ-1) с нормативом времени в 10 часов. Трасса пролога для ТР1 и Open составляла 19 км, для ТР3 и АTV – 32 км. Зрителям и фотожурналистам было предложено понаблюдать за трассой на участке со сложным рельефом, доступным для подъезда и просмотра. Этот отрезок был назван организаторами пресс-петлей. Одно плохо: ждать трофистов здесь пришлось достаточно долго, ведь первые экипажи из числа квадроциклистов и группы Open появились на «пресс-петле» лишь к обеду. В этом месте трасса проходила по руслу каменистой речки, участок не представлял особой сложности для преодоления, но почти всем спортсменам пришлось изрядно поплутать в хитросплетениях размеченных лентой множественных въездов и выездов из русла речки. Лидером пролога в ТР1 стал экипаж Сергея Хянинена, в группе Open вперед вырвался Илья Троицкий, в ТР3 – машина Юрия Зуева. Что же касается ATV, то тут отличилась команда Олега Мареева и Алексея Романова.

Во второй день соревнования на старт вышли уже не все экипажи. Причина известная – поломки техники. Например, на машине украинца Сергея Остапенко, выступающего в группе ТР3, вышло из строя рулевое управление. В результате машина осталась в лесу, а украинский экипаж, немало отшагав лесными дорогами, отправился в Питер за запчастями. Сам же старт несколько затянулся: спортсмены уходили на трассу с 7 утра до двух часов дня. Все это происходило в режиме сквозного секундомера, то есть участники стартовали с той разницей по времени, с которой они накануне финишировали.

Норма времени на СУ-1 и СУ-2 составляла 54 часа с обязательным шестичасовым отдыхом каждые сутки. Причем СУ-2 представлял собой петли протяженностью 50–70 километров (для ATV и ТР3 их было три, и после каждой они вновь проходили «пресс-петлю»). Во второй половине дня в лагерь стали поступать первые «раненые». Так, например, покинули гонку призеры прошлого года, экипаж Льва Колмовского, по причине обрыва рычага, удерживающего передний мост (ремонт на трассе был невозможен). Лидер гонки в категории ТР3 Юрий Зуев также выбывает из соревнования – поломка рулевого управления. В течение первых суток еще несколько машин сходят с трассы и прекращают борьбу. В группе Open у победителя пролога Ильи Троицкого из Карелии разваливается коробка передач, а на питерской машине Игоря Саликова отрываются рычаги, удерживающие передний мост. Но не только неисправности были причиной капитуляции. К примеру, банально заблудились в лесных дебрях Владислав Быстров и Георгий Усенок. Пытаясь вновь выбраться на трассу, опытные трофисты опрокинулись в заросший кустами глубокий овраг. К счастью, известные спортсмены не пострадали, а на колеса их машину поставили эстонцы.

На третий день (до окончания гонки оставались еще сутки) на трассе «Вепсского леса» гонщиков осталось не так уж много. В группе ATV продолжали борьбу пять команд, в категории ТР1 и Open – по два экипажа, а в ТР3 и вовсе один-единственный из 11 стартовавших, то есть претендентов на все места на подиуме не осталось... Большинство участников после прохождения первой большой петли на СУ-2 вернулось в лагерь и отказалось от дальнейшего участия в гонке. Причина нежелания продолжить борьбу кроется не только в многочисленных поломках и усталости, но и в осознании того факта, что всю трассу не осилить.

Полностью дистанцию «Вепсского леса» одолели лишь пять команд квадроциклистов из двадцати. Первыми, с отрывом от ближайшего соперника всего в 20 минут, финишировали петербуржцы Олег Мареев и Алексей Романов (в движении они находились почти 40 часов). В группе ТР3 уложились в норму времени только прошлогодние победители – Срджан Зечевич и Алексей Гаранин (53 часа 30 минут). В ТР1 и Open трассу покорили по два экипажа в каждой группе.

Кстати, в рамках «Вепсского леса» также проходили и зачетные рейды в группе «Туризм» и «Гранд-туризм». Их целью было посещение уникального памятника архитектуры – деревянной церкви, чудом сохранившейся в глухих лесах. А поскольку трассы «туристов» местами проходили по маршрутам движения ТР3, то бездорожья они хлебнули по полной программе: в отчаянной борьбе с глубокой колеей две «туристические» машины были опрокинуты на бок.

Мы не злые, нам просто деваться некуда

Особенность данного соревнования заключается в том, что участник остается практически один на один с природой, порой в очень сложных условиях. Трассы проложены в глухих лесах, где до ближайших населенных пунктов десятки километров по болотам и заросшим просекам. В этих обстоятельствах ответственность спортсмена значительно возрастает. От того, какие действия он предпримет в той или иной ситуации, сумеет ли избежать поломок автомобиля (или, в случае поломки, произвести ремонт в полевых условиях), зависит его результат. Ведь любая посторонняя помощь на трассе запрещена регламентом. За этим трудно уследить, но и не обязательно, потому как до сломанной машины никакая техничка быстро не доедет. Также не предусмотрена регламентом эвакуация автомобилей с трассы – не потому что мы, организаторы, такие злые, а по простой причине отсутствия в принципе такой техники, которая смогла бы добраться по этим болотам до «терпящих бедствие». В этой ситуации я предлагаю участникам один выход – возить с собой запчасти и ремонтироваться в лесу. Надо отметить, что за семь лет проведения «Вепсского леса» ни одна машина участников брошенной не осталась.

«Вепсский лес» – финал Offroad GP Russia
МестоЭкипажГород
ТР1
1ХЯНИНЕН Сергей / ОРЛОВ ПавелС.-Петербург
2КЯРП Томас / АРЕ Вест / МАРГУС ПылдемаЭстония
3ЗЛАТИН Арманд / ШИКИЛО Дмитрий / ПРУСАКОВ Сергей / ГУРИН АрменЭстония
ТР3
1ЗЕЧЕВИЧ Срджан / ГАРАНИН АлексейМосква
2ЗУЕВ Юрий / ВОЛКОВ СергейС.-Петербург
3ВЕНСКУС Антанас / ЛИЕКИС АлвисЛитва
Open
1ТРОИЦКИЙ Илья / СОРОКИН АлександрПетрозаводск
2ПОТАЧЕВ Алексей / ШУРУПОВ Сергей 
3ЕФРЕМОВ Дмитрий / ЗАРИЦКИЙ ВладимирС.-Петербург
ATV
1МАРЕЕВ Олег / РОМАНОВ АлексейС.-Петербург
2ЖУЛЯБИН Сергей / МАКСИМЕНКО АндрейПенза
3ВЛАСОВ Илья / МИРОНЧИК АндрейС.-Петербург

P.S. Вот некоторые цифры, дающие представление о том, как проходил «Вепсский лес» в прошлые годы. В 2001 году всю трассу соревнования проехали лишь два экипажа, в 2003 – 8, в 2004 – 9, в 2006 – 7, в 2007 – 1 экипаж и два квадроцикла. В нынешнем году – 3 экипажа и 10 квадроциклов. Основных причин столь низкой «явки» на финиш можно назвать две: первая – не выдерживает и соответственно ломается техника, вторая – не выдерживают и сходят с дистанции люди.


текст и фото: Леонид ФАЛКЕНБЕРГ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты