Четыре года назад серия «Внедорожниктрофи» возникла как дружеская покатушка. Ну, знаете, нечто с песнями под гитару у костра, общим шашлыком и другим названием. Теперь же на осеннее соревнование собралось в несколько раз больше участников, чем на… проходивший в те же дни этап чемпионата России! При этом рядом с лагерем мероприятия появилась сцена с дискотечной аппаратурой. В общем, сохранилось лишь единство места и действия – однодневное ориентирование по лесам Восточного Подмосковья.
Все началось с неожиданного изменения погоды... Если еще буквально накануне мероприятия стояло солнечное и сухое бабье лето, то в ночь перед началом соревнования ударил первый осенний мороз, а когда рассвело и стало чуть теплее, зарядил плотный обложной дождь. Сложно сказать, шевельнулась ли у кого-нибудь из участников предательская мысль не лезть по этой слякоти в болото и остаться в лагере (а то и вовсе уехать домой). Но капризы природы никого не испугали: на старт вышло больше семи десятков экипажей!
Для всех зачетных классов, кроме «полированного», точки были общие. Разбросаны они были разрозненными «кустами» по большому малонаселенному квадрату с лесами, болотами, сырыми луговинами, мелкими речками и разрушенными мостами. То есть в зависимости от возможностей своего автомобиля каждый решал, какая степень «дороговизны» контрольного пункта будет для него предельной. А вот для «полированных» (в этом классе была запрещена любая подготовка автомобиля, включая использование шин с грязевым рисунком протектора и наличие GPS) все было иначе. Контрольные точки здесь были совершенно другие, и находились они на заведомо проезжих сухих проселках, а то и вовсе на асфальте. Вот только искать их надо было по карте, которую штурманы получили непосредственно перед стартом.
Вы в курсе, что чаще всего происходит, когда на одну и ту же трассу разом вываливаются машины самых разных классов с экипажами самой разной степени подготовки? Именно этого я и опасался… Но поскольку квадрат поисков был настолько обширен, что позволял начинать путь практически с любого места, а также пользоваться шоссе для заброски к дальним «кустам», все достаточно быстро рассредоточились по лесу, и «пробок» удалось избежать. Небольшое столпотворение случилось лишь около ближней к лагерю группы точек, размеченных на довольно топком болотце. Когда жаждущих подъезда там оказалось больше, чем удобных путей, часть очереди стала разворачиваться, и тут оказалось, что задние уже успели размесить подъездную колею до такой степени, что сами в ней засели. В общем, вышла заминка. А в это время наиболее опытная часть трофистов спокойно и планомерно «собирала урожай» на других участках. Эта тактика в данном случае была хороша всем, кроме того, что к вечеру ближнее к лагерю болотце стало совершенно непроезжим. А ведь на нем «росло» сразу несколько точек максимальной ценности.
Вообще же надо сказать, что организаторы в целом очень удачно расставили контрольные пункты, оптимально подобрав баланс «ходовых» и «засадных» участков. К тому же сеть лесных дорог оказалась весьма разветвленной. Так что вариантов подъезда почти ко всем группам точек было несколько. В чем заключалась в данном случае великая ценность ориентирования как такового, так это в том, что сложность путей была очень разной. Порой от одной точки до другой оказывалось быстрее сделать многокилометровый крюк, чем рубиться по кратчайшему маршруту (особенно для «младших» классов), что в свою очередь заставляло включать пространственное мышление. У некоторых это получалось очень хорошо, что благотворно сказалось на результате. Впрочем, совсем легкой прогулки не вышло ни у кого. По крайней мере во многих местах, несмотря на обилие вариантов подъезда, использование лебедки было неизбежно. Да и около самих КП высокой стоимости приходилось поработать и головой, и руками, и ногами, и тросом.
Что же касается организационных итогов, то они выглядят вполне оптимистично. Участников, в том числе новичков, было очень много, но почти все они финишировали в отведенное время. Тех, кто остался ночевать на трассе из-за поломок, вообще не было! Я даже не знаю, как это возможно. Ни одного из более чем семидесяти экипажей! А вдруг принимать решения (и главное, разумные) участникам помогала мысль об обещанной постфинишной дискотеке на свежем воздухе? Что ж, возможно, так оно и было…
текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.