Последний камень сезона

«Кубок Жигули: осень – 2008» – VI этап ЧР, финал КР. Самара

Шестой этап Чемпионата России, а вместе с ним и финал Кубка России по джип-триалу, прошел в начале октября в каменном карьере близ поселка Новосемейкино Самарской области. Надо признать, что это соревнование стало событием в чем-то неожиданным и... грандиозным. Для того было несколько предпосылок: во-первых, секции оказались действительно жесткими, во-вторых, сюрпризы преподносили и техника, и пилоты, а в-третьих, на проводимый в рамках мероприятия финал Кубка впервые собрались триалисты из самых разных регионов.

В организационном смысле участь последних этапов «чемпионатовских» серий незавидна. И причина кроется в тактике ведения спортивной борьбы, а точнее в стратегии отказа от оной. Все просто: ближе к финалу, когда расстановка сил и подиумные перспективы участников достаточно ясны, на соревнования приезжают лишь те, кто реально борется за место на пьедестале. В общем, завершающий этап и без того немногочисленного Чемпионата России в этом смысле тоже не стал исключением. Например, мы так и не увидели на трассах ни уникальный (а местами даже удивительный) прототип Сергея Ананова, ни багги Сергея Ерохина. С другой стороны, новую триальную машину привез Сергей Савенко.

Более того – поскольку машин было действительно немного, то в зачет Чемпионата также заявились выступавший на багги Савенко, Сергей Щетинин (он приехал на финал Кубка и к тому времени уже выиграл его на другом автомобиле в классе Д2) и экипаж Кирилла Волоцкого-Глинского – Павла Сорокина (они стали обладателями Кубка в Д4). А теперь внимание! Совершенно неоправданно забегая вперед, я хочу сказать, что первые строчки протокола на шестом этапе Чемпионата неожиданно заняли именно эти участники! На этой оптимистической ноте рассказ о последнем этапе ЧР по джиптриалу можно было бы и закончить, но помимо будоражащих воображение результатов в карьере под Новосемейкиным происходило много интересных и неожиданных событий.

Разминочная

На этот раз заезды в Чемпионате длились всего лишь один день, и потому секций было всего только три. Но зато каких! И если первая, по словам руководителя гонки Ивана Евдокимова «разминочная», секция действительно преодолевалась участниками без каких бы то ни было затруднений… Хотя нет, обманываю. На последних воротах у спортсменов возникли некоторые проблемы. Правда, пилоты очень скоро поняли: разворачиваться на склоне, с риском, что машину стащит на вешки, совершенно не обязательно, надо только подняться в горку, задом объехав ворота, и спуститься в створ уже в нужном направлении. Дальше экипажам предстояло подняться в гору по куче подвижных булыжников.

Так вот, справиться с этой задачей удалось только шедшему первым Сергею Щетинину (причем полученного здесь преимущества ему хватило для того, чтобы стать первым) и Алексею Луцкому. Алексей, правда, нахватал штрафов на предыдущей секции и в призеры в этот раз не попал. А дальше, что называется, не пошло. Ни действующему чемпиону Юрию Самодурову, ни отвоевавшему у него этот титул Антону Филимонову, ни Сергею Савенко, сколько бы они ни шлифовали колесами камни, забраться вверх по склону не удавалось. Зато именно здесь получились самые лучшие фотографии на всем соревновании, когда выехавшие на секцию последними Антон Филимонов и Сергей Соболев на добрые полминуты зависли над склоном, стоя на трех колесах с хорошими шансами перевернуться…

Каменная мясорубка

То есть на деле выходило, что самарские триальные секции оказалась жесткими. Пожалуй, они были даже более жесткими, чем секции Старицкой каменоломни. Более того: после всех этих каменно-технических упражнений целых машин осталась… одна штука. Видя такое развитие событий, организаторы (в числе которых значился Поволжский региональный джип-клуб) даже хотели отменить третью секцию: на единственном выжившем в этой каменной мясорубке прототипе (это был «Протозавр») экипажи Антона Филимонова и Алексея Луцкого могли бы сражаться разве что друг с другом. Но потом было принято более разумное решение: дать участникам время на ремонт машин, а затем продолжить соревнования.

Начиналась третья секция довольно спокойно: несложные по меркам ЧР первые ворота, к которым вел каменистый, но пологий подъем. Чтобы на него попасть, нужно было объехать горку, вокруг которой «строилась» вся трасса. Так вот, на этой пологой траектории было только одно узкое место – между отдельно лежащим камнем и оградительной лентой. И ведь надо же такому случиться, что именно в эту узость угодил Юрий Самодуров! Его «Викинг» плотно сел на камень, а движение по единственной возможной траектории (назад) приводило к тому, что машина касалась ленты и покидала секцию. Чем был обусловлен именно такой выбор, лично мне не очень понятно. Возможно, Юрий хотел минимизировать штрафные баллы, проехав не маневрируя. Но факт остается фактом: на этой секции Самодурову не покорились ни одни ворота.

А дальше начиналось действительно нечто интересное. Вторые ворота секции стояли на косогоре. Причем так, что, казалось бы, самая очевидная траектория неминуемо вела к опрокидыванию. Как следствие экипажи действовали очень осторожно, «беря» коварные ворота снизу вверх. А чтобы сделать это, надо было разогнаться и, развернувшись, отрулиться в створе. Удалось это только экипажу Алексея Луцкого и Дмитрия Морозова.

А вот третьи ворота вообще не дались никому. После долгих, но безуспешных стараний первых добравшихся сюда экипажей запрыгнуть на склон в лоб остальные делали дежурную пару попыток, иногда меняя траекторию, и отступали, чтобы поберечь уставшую технику. Итогом всего происходившего и стала вышеупомянутая неожиданная (он выступал на чужой и к тому же еще не обкатанной машине) победа на этапе Сергея Щетинина. Результат же Чемпионата в целом более закономерен: первыми стали Антон Филимонов и Сергей Соболев на «Протозавре», на втором месте среди первых пилотов Юрий Самодуров на «Викинге». А дальше все немного сложнее… Поскольку Самодуров, сначала выступавший в паре с Владимиром Казаком, с середины сезона ездит один, то на вторую строчку поднялся штурман Алексея Луцкого (сам он среди первых пилотов третий) Дмитрий Морозов. Что же касается Сергея Щетинина, то он по итогам всего Чемпионата тоже оказался в призерах, но в качестве… штурмана Сергея Ананова, и не на первом (как в Самаре), а на третьем месте.

Два больших кубковых дня

Как бы ни были непредсказуемы результаты ЧР, но события в Кубке развивались еще более драматично. Все дело в том, что на финал Кубка России по джиптриалу съехались призеры региональных триальных серий из самых разных уголков страны. Ярославль, Иваново, Пермь, Самара, Тверь и Москва… Не было, пожалуй, только представителей Сибири и Дальнего Востока, но тут скорей всего сказались огромные размеры нашей родины, а не отсутствие триала в этих регионах как такового. Первый из двух дней Кубка начался с… поломок. На первой же секции трассы для «взрослых» (категории Д3 и Д4) возникли проблемы у знаменитой «Тигры» Владимира Казака, и – понеслось. Не успев спуститься с горы (именно с этого начиналась первая секция), раскорячился между камней, да так, что пришлось эвакуировать, УАЗ пермяка Константина Зыкова.

Да и вообще периодически складывалось впечатление, что движения участников слишком сковывала мысль об опрокидывании. А потом, когда опасения проходили, триалисты начинали лихорадочно наверстывать упущенное и поэтому допускали досадные ошибки. Последствия такого нервного напряжения можно было наблюдать на второй секции зачета Д2. При прохождении очередных ворот Gelaеndewagen Олега Романова оказался на двух левых колесах, и только мастерство пилота (Олег проехал в таком положении с десяток метров) не позволило машине лечь на бок. Впрочем, камень, из-за которого это произошло, в результате был сдвинут (да так, что потом и вовсе надолго перекрыл траекторию), и впоследствии подобные «трюки» не повторялись. Но, пожалуй, самым драматичным стало выступление Андрея Егорова. Ему бы ехать и ехать, но старенькая боевая « Нива» не выдерживала жесткости трассы. Вы бы видели глаза спортсмена, когда его любимый автомобиль в очередной раз эвакуировали с трассы!..

Впрочем, надо отдать им должное, участники Кубка ехали действительно хорошо. Сначала, впервые увидев трассы, «регионалы» немного забеспокоились, но когда поняли, что их машинам это по плечу, вернулась и такая необходимая в этом виде спорта уверенность. Спортсмены даже начали улыбаться! Для полноты картины я расскажу вам об одной подсмотренной сценке. Перед стартом экипажи, как водится, присматривались к соперникам и машинам (особый интерес, конечно, вызывали новые знакомые). «Трофимобиль? Ну, попробуйте…». Но, как уже говорилось выше, триалисты в подавляющем большинстве выросли как раз из трофистов, да и триальный Чемпионат уже «знал» примеры аналогичного смешения дисциплин (не далее как весной выступавший на трофийной машине Сергей Савенко чуть было не выиграл первый этап ЧР). В общем, борьба шла отчаянная (причем не только за первые, но и за вторыетретьи-четвертые места), и до последней секции невозможно было сказать, кто в итоге станет обладателем Кубка. Все ясно с самого начала было только в Д3 и в Д4. Но заканчивается первый день, и по итогам двух секций выясняется, что выступающие на трофийном УАЗе пермяки «везут» Волоцкому-Глинскому и Сорокину на триальном Jeep Cherokee (чуть позже в ЧР ребята на той же машине стали серебряными призерами этапа) 13 очков!

И только на заключительной, пятой, секции следующего дня все стало на свои места. Но и здесь был момент, когда, казалось, у пермяков появился шанс. Взяв первые ворота (для этого надо было забраться на каменную ступеньку, а потом под острым углом к земле съехать с нее по 100%-му склону) и вновь забравшись на ступеньку на пути к следующим воротам, Сергей Ленский и Алексей Тюрин… застряли. Но дальше происходит непредвиденное: в том же самом месте застревает Кирилл Волоцкой-Глинский. И только в последний момент, сумев выехать, москвичи вырывают победу.

Секции второго дня были не столько психологически страшными, сколько сложными технически. Правда, и здесь не обошлось без происшествий: дважды случились «полууши», причем одни исполнил многоопытный Олег Романов. Кстати, в Д2 он на протяжении всей гонки шел впереди, и лишь на последней секции его обошел Сергей Щетинин. Похожая ситуация сложилась и в Д1. По крайней мере, в начале гонки никто не предполагал, что Кубок выиграет маленькая желтая « Нива» из Перми.

«Кубок Жигули: осень – 2008» – VI этап ЧР по джип-триалу
МестоЭкипажАвтомобиль
1ЩЕТИНИН СергейПрото (Д5)
2СОРОКИН Павел / ВОЛОЦКОЙ-ГЛИНСКИЙ Кирилл Jeep-Cherokee (Д5)
3ФИЛИМОНОВ Антон / СОБОЛЕВ Сергей«Протозавр» (Д5)

«Кубок Жигули: осень – 2008» – финал КР по джип-триалу
ЭкипажАвтомобильГород
Д1
1КАШИН Олег / СЕЛИВАНОВ АндрейВАЗ-2121Пермь
2БОРОВСКИХ Андрей УАЗ-31512Пермь
3СМИРНОВ Антон / ХУСНУТДИНОВ Андрей УАЗ-315195Ивановская область
Д2
1ЩЕТИНИН СергейMB Gelaendewagen 230Москва
2РОМАНОВ ОлегMB GelaendewagenМосква
3СМИРНОВ Павел / ЛИХАЧЕВ Павел Mitsubishi Pajero 2Тверь
Д3
1КАЗАК Владимир / КАЗАК Родион УАЗ-3150Тверь
2КАЗАК Родион / КАЗАК Владимир УАЗ-3150Тверь
Д4
1ВОЛОЦКОЙ-ГЛИНСКИЙ Кирилл / СОРОКИН Павел Jeep Cherokee, прототипМосква
2ЛЕНСКИЙ Сергей / ТЮРИН Алексей УАЗ-31514Пермь
3ВАРАЧАЕВ Андрей / ТИХОНОВ Лев УАЗ-31514Пермь


текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты