Сказ о Борисыче, «Ниве», живой воде и гнилой релюхе

Некоторые утверждают, что автомобиль – существо одушевленное...

Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам. (У. Шекспир, «Гамлет», действие 1, явл. 4)

Вы сомневаетесь в могуществе Его Величества Случая? Странно… Ведь даже если сам по себе «случай» как материальная проекция стечения обстоятельств не вполне ложится на временную шкалу (убейте меня, если эту фразу кто-то понял), то в любом случае он (случай) есть основа для такого жанра народного творчества, как «джиперская байка». Ведь жизнь банально скучна, если не льется под бокал кваса и кусок мяса история «о том, как Васин автомобиль из топи тягали, да оба моста в болоте (естественно, по стечению дурных обстоятельств) оставили». Но упоминать, сколько из этих «дурных обстоятельств» сгенерировано «кривыми» руками пилота, сколько ленивыми ногами штурмана, а какая часть приходится на дурную голову инженера-разработчика конкретного автомобиля, почему-то не принято. А между тем, согласитесь, что некоторые ставшие уже классикой в среде обожателей всего грязного, ворчащего и потребляющего топливо случаи требуют анализа. Так сказать, во избежание... Но сначала собственно байка. Новая, не из классики жанра.

Жил-был на свете некто Борисыч, и была у него любимая машина – ВАЗ-21213 « Нива». Ездил он на ней и в болота да колеи подмосковные (редко), и на работу в Большой Торговый Центр (чаще), и так, вообще, по делам (еще чаще). И все было в общем и целом неплохо. Особенно если учесть наличие таких приятных каждому «нивоводу» моментов, как осеннее «торжество первого снега», радости «преодоления нерасчищенной дорожки в гаражах», ну и всякие другие знакомые владельцам полноприводной техники бордюрно-газонные приятности. Так вот, за все вышеперечисленные преимущества « Нива» Борисычем была обожаема, и в качестве выражения этой вселенской любви автомобиль вовремя получал самое лучшее масло, запчасти и бензин с проверенных АЗС. А порой, вечерами, в гараже, прежде чем пойти домой, Борисыч открывал бутылочку пенного напитка и под шуршание пузырьков мирно беседовал с машиной. Он был на сто процентов уверен: она живая.

И « Нива» отвечала ему надежной и в меру безотказной (насколько это возможно для продукции ВАЗ) работой. Тормоза тормозили, двигатель сыто урчал, а прямоточный спортивный глушитель, подаренный по случаю приятелем, способствовал пусть небольшому, но все же приросту динамики и гордости.

В один из тех жарких дней, когда мотоциклисты размышляют о покупке шлема с вентилятором, кабриолеты на улицах стягивают с металлических лысин дерматиновые шапки, а владельцы Jeep Wrangler с ужасом понимают, что гараж настолько захламлен, что крышу положить просто некуда, Борисыч приехал на работу в Большой Торговый Центр. Наш герой по привычке поставил рычаг КПП на первую передачу (включив для верности понижающий ряд), захлопнул дверь и нажал на кнопку брелока сигнализации. Машина послушно пискнула сиреной, отморгалась габаритными огнями и застыла в ожидании вечернего штурма московских пробок. Работа в этот день шла ни шатко ни валко: что называется, в стиле сиесты. Сонные граждане не желали нести свои деньги в Большой Торговый Центр, поэтому сослуживцы Борисыча предпочитали упорному труду курение табака и оттачивание мастерства в разговорном жанре. Только наш трудолюбивый герой (Борисыч), сидя в тесном кабинете, усиленно жал на клавиши компьютерной клавиатуры и именно по этой уважительной причине пропустил все самое волнующее...

А тем временем скучающие торговцы, проводившие время на улице, наблюдали картину похлеще комедийного кинематографа. Сначала в глубине парковки кто-то вскрикнул тонким голоском. Потом к визгу добавился громогласный поток русской речи, смысл которой можно было передать словами: «Куда же вы, Уважаемый Водитель, едете? Не могли бы вы впредь быть внимательнее!» Но зеленая « Нива» продолжала движение, и водитель, столь вежливо призванный к дисциплинированному поведению, казалось, не обращал внимания на грохот слов и эхо мягких знаков. Выезжающий с парковки Lexus тоже весьма удачно увернулся от назойливой «Нивы», проводив нерадивого участника движения «парой ласковых» из-за тонированных стекол.

А вот водитель Land Cruiser, стоявшего как раз на пути нашего четырехколесного персонажа, не пожелал двигать свое транспортное средство для обеспечения беспрепятственного проезда. Вместо этого он расслабленно вышел из кабины, протянул вперед руку… и замер, словно в одну секунду замороженный (ну, например, жидким азотом). Эхо снова отразило мягкие знаки от плоских поверхностей Большого Торгового Центра… После чего мужичок в красивой и дорогой рубашке лихо запрыгнул за руль большого черного внедорожника и сорвался с места, распугав парочку кушающих мороженое юнцов. А тем временем наша « Нива» неспешно двигалась дальше, вызывая где-то бурю эмоций, где-то поток вежливости, а где-то и откровенную агрессию. То есть фактически это была типичная ситуация на парковке у любого Торгового Центра, за исключением одного «но»… За рулем любимой «Нивы» Борисыча никого не было!

Однако вышеназванное обстоятельство совершенно не мешало машине, то и дело меняющей траекторию движения, аккуратно просачиваться сквозь ряды припаркованных автомобилей. А ведь некоторые из них по богатству и шику не уступали лучшим домам Европы… Слышите: не уступали! Но наш полноприводный «летучий голландец» как нож масло пронзал все это частично застрахованное столпотворение. И вот, выписав странную дугу, автомобиль вышел на финишную прямую. Нет, правда, это был самый настоящий финиш, обозначенный красными ленточками, а возле него стояли самые настоящие судьи в красивых оранжевых жилетках. Машина, по старой внедорожной привычке смекнув, куда именно нужно подъехать, направилась в обозначенный вешками «створ». Правда, ей («Ниве») было невдомек, что у этих «судей» на головах по странному стечению обстоятельств были еще и оранжевые каски, а в руках вместо клетчатого флага и секундомера красовались две лопаты и отбойный молоток… Ну что поделать, это же была обычная карбюраторная « Нива», то есть автомобиль без «мозгов»…

Тем временем «судейская» бригада из двух узбеков (их имен так никто и не узнал), одного молдаванина (аналогично), бригадира Петровича и молодого экскаваторщика Семенова из Рязани рыла яму: закапывала «гипотетическую трубу». Одно ясно: столь большая честь, как быть судьями на «финише» этой странной гонки через парковку, им явно не улыбалась. Первым панику устроил экскаваторщик Семенов. Он один был в этот момент на поверхности и соответственно первым подал боевой клич, звучавший примерно так же, как и в первом приведенном нами примере. «Мужик», к совести которого тщетно взывали, был либо пьян, либо слеп, либо туп как пробка (о чем Семенов и сообщил в своем обращении с высоты кабины экскаватора к народу). А потом осознал, что оного мужика и нет вовсе.

Тут Семенов крепко задумался, «зависнув» секунд на тридцать, дав тем самым время на молниеносную реакцию вылезшему на шум из ямы Петровичу. Петрович заорал, сгреб в охапку двух узбеков и молдаванина, имени которого так никто и не спросил, и вся бригада бросилась останавливать самодвижущийся экипаж. Куда там… « Нива» на «первой пониженной» – это такая штука, остановить которую может только большой асфальтовый каток, ну или экскаватор на худой конец. Тем временем экскаваторщик Семенов, отойдя от вынужденного ступора (он знал об этой особенности собственного мозга и называл этот процесс «тайм-аутом»), созерцал, как четверо его коллег… едут на капоте «Нивы», размахивая оранжевыми касками, сквозь обозначенный ленточками заборчик прямо в свежевыкопанную яму.

Семенов принял единственно верное решение: преградить путь нарушителю спокойствия ковшом своего землеройного агрегата. Тем временем опомнившийся от «подавленного» (в прямом смысле) состояния Петрович принял еще одно единственно верное решение: спрыгнуть на землю, обогнать машину и упереть в яму «гипотетическую трубу», которую бригада и изволила закапывать. А второй стороной ткнуть железкой в бампер, прервав таким образом победное шествие полноприводного транспортного средства. Там они и встретились, два верных метода в одной временной ошибке. В результате Петрович с трубой в руках так основательно получил по голове ковшом экскаватора (благо в каске был), что все решения рассыпались как карточный домик, а колокольный звон стал ближе и осязаемее. Так, лежа на дне ямы, он и наблюдал, как отважный молдаванин, имени которого так никто и не спросил, остановил-таки машину, подоткнув под колеса что-то очень большое и железное.

На этом победное шествие «Нивы» было окончено, финиш зафиксирован, а Семенов как самый молодой, к тому же еще и провинившийся, был заслан в радиобудку Большого Торгового Центра, дабы выйти на связь с хозяином машины. Надо ли говорить, что подоспевший вскоре Борисыч был крайне поражен увиденным и еще сильнее уверился в наличии у своей «Нивы» души и пламенного сердца.

Что я могу сказать об этой истории со своей стороны? А вот что: здесь есть предмет для технического анализа. После осмотра электрики автомобиля была выявлена простейшая поломка… Реле стартера на ВАЗ-21213 расположено неудачно: в нише крыла в районе левой ступни, а, как известно, там всегда есть вода, и не та живая вода, вынесенная в заголовок. Для силовых контактов, конечно, не страшно, но только… первые раз сто. С течением времени реле на нашей «Ниве» превратилось в запечатанную в пластик зеленую кашицу из окислов и остатков контактных групп. Этого и ошибки водителя (пользоваться передачей в качестве стояночного тормоза не просто «моветон», но и опасно) оказалось достаточно для того, чтобы машина смогла двигаться самостоятельно, «на стартере».

Вот вам и случай. Повезло Борисычу, что машина проехала сквозь парковку и, во-первых, не перебила там половину машин, а во-вторых, не задавила зазевавшегося пешехода. Совет же нашего героя таков: «Нивоводы! Проверьте-ка на досуге цепи стартера ваших автомобилей. И, главное, никогда не оставляйте машину на передаче. И помните, что они (наши «Нивы») – это в каком-то смысле действительно одушевленные существа…»


текст: Дмитрий ЛЯХОВЕНКО
рисунок: Андрей ЛУКЬЯНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты