Отсюда, с линии старта, склон песчаного карьера кажется вертикальной стеной. Но вот где-то там, далеко вверху, сигнальщик сменил красный флаг на зеленый. Трасса свободна... Зловещее шипение клапана в системе подачи закиси азота, мерное «бу-бу-бу» восьмицилиндрового мотора сменяется закладывающим уши ревом, и очередной болид, оставляя за собой шлейфы мокрого песка, уносится вверх по склону. Поворот, еще поворот... А перед самым финишем – двухметровая вертикаль, расчерченная поперечными прослойками глины. Многотысячная толпа зрителей издает заглушающее грохот мотора «ах», и похожий на распластанного жука болид, вертикально взлетев в воздух, на секунду замирает на фоне серых дождевых облаков. В общем, самая обычная Formula Offroad, молодецкие игры настоящих викингов…
«Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платье...» Сегодня некогда новомодное словечко «экстрим» успело изрядно затаскаться и, я бы даже сказал, замызгаться. У нас теперь все экстремальное... Но если вы хотите увидеть своими глазами настоящий автомобильный экстрим, поезжайте в Швецию, Норвегию или Финляндию. В общем, туда, где проходят этапы соревнований, которые называются Formula Offroad. Можно, конечно, съездить и на родину этого спорта, в Исландию, но это далеко и довольно дорого. А Финляндия – вот она, под боком... И каждый год в середине августа здесь проходят два из восьми этапов кубка мира (Word Cup) и кубка Cкандинавии (Nordic Cup). Так что, получив предложение от организаторов этапов, финского клуба Mad Moose, я просто бросил на заднее сиденье машины кофр с аппаратурой и стартовал по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Торфяновка – Котка – Лахти – Кангасала.
Два зачетных класса
Два года назад мне уже довелось побывать на этих соревнованиях. Увиденное произвело на меня глубочайшее впечатление (см.: «Секретная формула». ORD. 2006. № 11–12). Ну а тем, кто не читал этот материал, я все же напомню, что такое Formula Offroad. Родился этот спорт, как я уже сказал, в Исландии благодаря тому обстоятельству, что единственным местом, где любители офф-роуда в этой стране могли предаваться своим экстремальным забавам, оказались засыпанные туфом склоны потухших вулканов. Ну а в Финляндии, Швеции и Норвегии, где вулканов не наблюдается, соревнования соответственно проходят в песчаных карьерах.
Главная задача спортсмена – заехать по очень крутому сыпучему склону как можно выше. А поскольку на склоне стоят ворота, задающие траекторию движения, то пилоты не просто штурмуют склон в лоб, а еще и маневрируют. Вдоль трассы расставлены отметки от 50 до 350. До какой отметки доехал – столько очков заработал (за вычетом баллов за сбитые ворота). В соревновании участвуют машины двух классов, Unlimited и Modified. На самом деле и те и другие представляют собой прототипы, оснащенные очень мощными (от 600 до 1200 л.с.) двигателями. Различие между ними заключается в том, что болиды класса Modified должны внешне походить на какой-либо из серийных внедорожников, а в Unlimited внешний вид ничем не регламентируется. Но самое главное различие – в используемых шинах. Болиды Modified оснащены серийными шинами фирмы Padla Tires с относительно небольшими поперечными лопастями, в то время как монстры класса Unlimited щеголяют «формульными» сликами, на которые наварены огромные резиновые «ковши» в количестве 12–18 штук. К примеру, прототип Sandstorm (на нем в 2006 году Вилле Викари выступал в классе Unlimited) в этом году перешел в руки другого пилота, Кари Бакрооса, и очутился в зачете Modified только потому, что «переобулся».
Соревнование проходит в течение двух суток, каждый день – независимый этап серии. За гоночный день спортсмену положено пройти шесть трасс, на пяти из которых (climbing sections) участники соревнуются описанным выше способом, а одна из них – это timing section, то есть спринтерская гонка на время. Победивший в ней получает 350 очков, отставание соперников пересчитывается в очки согласно таблице.
С места в карьер
В общем, я не ожидал увидеть что-то принципиально новое. Но при этом я рассчитывал, что зрелище будет таким же захватывающим, как и два года назад, и не обманулся в ожиданиях. В Кангасалу я приехал в пятницу, во второй половине дня. Место оказалось тем же самым, а вот сам карьер – несколько другим. Склоны его были ниже, чем те, которые я видел два года назад, так что организаторы из клуба Mad Moose решили принять некоторые меры. Первое, что я увидел в карьере, – это экскаватор, портящий гладкую поверхность склона, выкапывая в нем глубокие ямы. Но главной мерой стала более сложная конфигурация трасс. В 2006-м практически все трассы имели S-образную форму: подъем, участок, идущий вдоль по склону, и финальный подъем к перегибу. В этот раз конфигурация усложнилась и включала в себя дополнительные петли. Например, участники должны были в первый раз пройти перегиб, вновь вернуться на склон, пересечь выкопанную экскаватором яму и лишь тогда вновь броситься вверх и атаковать финальные ворота с заветной отметкой «350». Ну а на дне карьера кипела работа: здесь возводились огромные палатки для размещения временных кафе, где многочисленные зрители смогут прятаться от обещанного дождя.
ОБЫЧНЫЕ «ФОРМУЛЬНЫЕ» БОЛИДЫ...
На сегодняшний день конструкцию болидов, участвующих в гонках Formula Offroad, нельзя считать окончательно устоявшейся. Общее – пространственная трубчатая рама с интегрированным каркасом безопасности, зависимые подвески обоих мостов, мощные V-образные «восьмерки», форсированные с помощью системы подачи закиси азота, автоматические коробки передач, позволяющие передавать момент без разрыва потока мощности при переключениях, а также применение гидростатического рулевого управления, дающего возможность практически безнаказанно получить одновременно и очень «короткий» руль, и большие перемещения переднего моста без нежелательного доворота колес. А вот однозначного мнения, какая конструкция подвески прокладывает путь к победе, пока нет, причем это касается и направляющего аппарата, и упругих элементов. Нет единообразия даже в деталях конструкции рам. И все же главное в «формуле» – это колесо. Конструкция его грунтозацепов и позволяет «нарушать» законы физики, поднимаясь по практически вертикальным стенкам, используя реактивную составляющую (см.: «Секретная формула». ORD. 2006. № 11–12).
Гонка на время Наутро, выглянув в окно, я увидел, что погода всерьез испортилась. Над Кангасалой нависли низкие свинцовые тучи, ну а когда на старт вышли первые машины, начал накрапывать дождь (постепенно усиливаясь, он шел весь день). Более того, во второй половине дня подул сильный ветер, и я был вынужден зачехлить фотоаппаратуру: уже после пары сделанных снимков объектив покрывался каплями, а это значило, что ни о каком качестве фотографий речь идти не может. Обидно, конечно, ведь именно на последних заездах происходили самые драматические события. Вообще соревнования открылись короткой гонкой на время. Несколько дугообразных проездов по склонам, один трамплин – в общем, ничего особенного. Следующие две секции можно назвать скорее сложными технически, чем экстремальными (по крайней мере в «формульном» понимании смысла слова «экстрим»).
Гонка на время
Наутро, выглянув в окно, я увидел, что погода всерьез испортилась. Над Кангасалой нависли низкие свинцовые тучи, ну а когда на старт вышли первые машины, начал накрапывать дождь (постепенно усиливаясь, он шел весь день). Более того, во второй половине дня подул сильный ветер, и я был вынужден зачехлить фотоаппаратуру: уже после пары сделанных снимков объектив покрывался каплями, а это значило, что ни о каком качестве фотографий речь идти не может. Обидно, конечно, ведь именно на последних заездах происходили самые драматические события. Вообще соревнования открылись короткой гонкой на время. Несколько дугообразных проездов по склонам, один трамплин – в общем, ничего особенного. Следующие две секции можно назвать скорее сложными технически, чем экстремальными (по крайней мере в «формульном» понимании смысла слова «экстрим»).
Конфигурация трасс была такова, что даже небольшая ошибка в пилотировании и отклонение от оптимальной траектории приводили к потере скорости. Пилот добавлял «газ», но зачастую машина попросту останавливалась и «закапывалась». В этих случаях традиционно четко действовала «эвакуационная бригада быстрого реагирования» – команда молодых парней, которые моментально прыгали вниз и выталкивали застрявший автомобиль. Для пилота этот заезд считался законченным, а команда спасателей поднималась вверх по сброшенной веревке.
Уровень безопасности
Четвертая трасса (заезды на ней начались после короткого обеденного перерыва) оказалась более суровой, и на ней случились первые «уши». Ну а на трассах номер пять и шесть переворотом заканчивался уже чуть ли не каждый второй старт! Зачастую это выглядело не просто страшно, а очень страшно. Вы только представьте себе ситуацию, когда после неудачного броска на финальную вертикаль болид скатывается к подножию склона, делая при этом пятьшесть оборотов! Но каждый раз все обходилось благополучно: выбравшись из кокпита, пилот жестами показывал, что с ним все в порядке. Более того, чаще всего вслед за этим многие просто заводили мотор и своим ходом отправлялись в парк или на старт следующего заезда.
И ничего удивительного тут нет: по уровню безопасности болиды Formula Offroad превосходят любые известные мне спортивные машины. Причем правила в этом виде спорта пишутся самими участниками и предусматривают не только обязательные HANS (системы поддержки головы и шеи), в обиходе называемые «ошейниками», но и специальные ремни-фиксаторы, удерживающие руки пилота внутри каркаса безопасности во время переворотов, подголовники с развитой боковой поддержкой и, наконец, мощные гидравлические отбойники (их сделали обязательными после нескольких серьезных компрессионных травм позвоночника, которые получили пилоты в результате жестких приземлений на колеса).
«Клоуны» и «орлы»
Скажу честно: в Кангасале я увидел те же самые машины, что и два года назад, только цвет другой – по причине прихода нового титульного спонсора. Конечно же, под пластиковой скорлупой машины обновлялись, и, наверное, не по одному разу (в перерыве пилоты рассказывали мне про новые моторы, трансмиссии, мосты), но внешне остались теми же самыми. Первый гоночный день закончился вполне ожидаемо: победу в обоих зачетных классах завоевали основоположники жанра, исландцы. В классе Unlimited больше всех баллов набрал Гуннар Гуннарсон на знаменитом прототипе Clown («клоун»), а в классе Modified – Рагнар Робертссон на 4x4 Willys. Второе место в этом зачете занял еще один пилот из Исландии – Бьярки Рейнисон на Land Rover. Что же до хозяев гонки – финнов, то они сумели завоевать две медали: «серебро» в Unlimited (Мика Каскинен, Big Willys) и «бронзу» в зачете Modified (Яри Салонен, Willister). Ну а на третье место в классе Unlimited вышел норвежский гонщик Оле Граверсен на болиде с гордым именем The Eagle («орел»).
Соревнования следующего дня складывались примерно по той же схеме: сначала – гонка на время, потом две секции «на технику руления и управления дроссельной заслонкой», а после обеда – три действительно экстремальные трассы с вертикальными прыжками и неизбежными переворотами. Эвакуационные команды, каждая из которых (и «верхняя», и «нижняя») включала в себя по группе «пехоты», по одному внедорожнику с лебедкой и по одной единице строительной техники, отработали как всегда на «пять с плюсом». Единственная более или менее длительная (минут на пять) задержка произошла лишь тогда, когда машина одного из участников потеряла карданный вал. Его искали в песке всем миром (наличие в песке такого «включения» опасно), и трасса оставалась закрытой до тех пор, пока злополучный кардан не был обнаружен. Но в целом можно сказать, что оба соревновательных дня весь сложный механизм гонки работал, как хороший швейцарский хронометр.
Конструктору трасс пришлось постараться
Formula Offroad в Финляндии развивается очень активно, и мы сейчас ищем новое место для проведения соревнований. Карьеры в Кангасале стали нам несколько тесноваты. Да, здесь можно проводить гонки, но местные склоны не слишком высоки, да и крутизна во многих случаях недостаточна, так что нашему «трек-мастеру», конструктору трасс Марку Сарако, пришлось очень постараться, чтобы трассы получились действительно интересными и способными привлечь все эти тысячи зрителей. В итоге все были довольны – и пилоты, и зрители, хотя на предварительную подготовку трасс отводилось всего шесть часов. И все равно для повышения популярности Formula Offroad нужен другой карьер. Что же касается организации у нас «водных» секций, то знаете, в первые годы существования Formula Offroad в Финляндии мы обязательно включали воду в трассу скоростных секций. Но участники жаловались, что их машины не так приспособлены к гонкам на воде, как болиды из Исландии, так что мы от этой практики отказались. В самом деле, стоит ли рисковать угробить мотор стоимостью более двадцати тысяч евро только ради нескольких секунд? Но в принципе ничего невозможного в этом нет, может, в будущем мы вернемся к этому вопросу.
Фигуры высшего пилотажа
А еще организаторы припасли зрителям изысканный десерт. В этом качестве выступили пятая и шестая секции, в очередной раз заставившие тысячи зрителей замирать и взрываться аплодисментами. Но, пожалуй, больше, чем кому-либо, болельщики сопереживали финну Кари Бакроосу. Его Sandstorm взлетел в воздух, выполнил «полубочку» и рухнул на край обрыва, но не удержался и закувыркался вниз, до самого дна карьера. Пилот совершенно не пострадал...
Да что там говорить – многие из спортсменов умудрялись каким-то чудом «поймать» уже готовый перевернуться болид, развернуть его чуть ли не в воздухе и направить вниз по склону. Именно так выглядел заезд единственной женщины среди пилотов Formula Offroad, шведки Софии Шолен-Борг. Точно такой же номер исполнил норвежец Роар Йохансен на Thunderbolt. А вот швед Рольф Кайзер (Terminator 2), норвежец Аме Йоханессен (Lightfoot) и финн Мика Каскинен (Big Willys) сумели восстановить контроль над машинами после одного оборота и вернулись в парк своим ходом.
Честно говоря, все это выглядело не меньшим чудом пилотажа, чем великолепный прыжок к победе Гуннара Гуннарсона. Дада, в Финляндии Гуннарсон еще раз подтвердил, что он по праву считается лучшим пилотом в мире Formula Offroad (недаром же именно он демонстрировал телепрограмме Top Gear искусство вождения «по морю аки посуху»). На этот раз исландцы вообще заняли весь подиум категории Unlimited: второе место у Олафура Браги-Йонсона (Fox), третье – у Сигурдура Тор-Йонсона (Troll). А вот в классе Modified все осталось почти без изменений: первым вновь оказался Рагнар Робертcсон, на второе место вышел Яри Салонен, на третье – Харри Камппи. Единственная команда, которая на этот раз не увезла из Кангасалы ни одной награды, – шведская. Что ж, спортивное счастье переменчиво...
P.S. На мой взгляд, Formula Offroad – гимн людям, способным пройти вертикальный предел, победив гравитацию, машину и страх. Вот только жаль, что для того, чтобы увидеть все это великолепие, нужно оформлять шенгенскую визу и ехать в Швецию, Норвегию или Финляндию. А теперь представьте, как было бы здорово, если бы Formula Offroad получила и российское гражданство. У нас ведь есть и бесстрашные пилоты, и талантливые механики, а уж подходящие песчаные карьеры точно найдутся...
текст и фото: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.