Ролевые игры

Репортаж с War & Peace Show – слета любителей старинной военной техники. Англия, Белтринг

«Willys, Willys, Willys, Dodge, Dodge… А вот Land Rover первой серии, З BMW Sahara, Opel Blitz, Matador, Sherman, Stuart. И опять Willys, Willys, Willys… Да сколько же их тут! И вообще, сколько же здесь ВСЕГО!». Вот примерно такие мысли роились в моей голове первые полчаса, проведенные на War & Peace Show – крупнейшем в Европе съезде владельцев антикварных военных автомобилей и клубов военноисторической реконструкции (это культовое мероприятие ежегодно проводится в Англии, в местечке под названием Белтринг). А когда первое удивление от не укладывающегося в голове российского любителя истории обилия антикварной техники прошло, возникло осознание того, насколько кропотливо отреставрированы представленные автомобили.

Законы рыночной экономики незыблемы: бурный интерес к военной истории рождает соответствующее предложение. Не случайно в полевой лавке торговой компании, специализирующейся на продаже запчастей для вездеходов Второй мировой войны, можно купить буквально все, начиная от болтов и катафотов и заканчивая отремонтированными двигателями и рамами. Но при этом подавляющее большинство этих деталей, включая рамы, – новодел. То есть в Европе и США существует целая индустрия по изготовлению запчастей для антикварной техники. Ну а как по-другому? Армейские склады, до сих пор затоваренные запчастями для Willys MB и Ford GPW, существуют лишь в фантазиях людей, не сталкивавшихся с реставрацией этих машин.

На первый взгляд это Panzerkampfwagen VI, он же Tiger. Однако, присмотревшись к ходовой части, понимаешь, что это лишь действующий макет, базой для которого послужил советский танк Т-55 (отличительная черта шасси Т-55 – увеличенный промежуток между первым и вторым катками). Кстати, на сегодняшний день из шести сохранившихся оригинальных PzKpfw VI самостоятельно передвигаться может только танк из коллекции Музея бронетанковой техники в Бовингтоне (Великобритания). Что же до таких вот ходовых макетов, то их известно тоже шесть, причем платформой для всех послужили советские танки Т-34-85 или Т-55. И причина тому очевидна: Т-34 и Т-54/ Т-55 – самые массовые в мире танки. Соответственно на коллекционном рынке они стоят относительно недорого и их (во всяком случае, пока) не жалко использовать для подобных переделок.

По этим фотографиям можно проследить, как с течением времени менялась материальная часть британского спецподразделения SAS. Слева: Blitz Buggy – первая машина SAS, переоборудованная для действий в тылу германо-итальянских войск в ходе кампании в Северной Африке. Она сделана из штабного автомобиля Ford C11ADF. В центре: Willys MB (или Ford GPW), использовавшийся SAS в Северной Африке в 1942–1943 годах. В оснащение машины входили 20-литровые канистры с бензином и водой. Вооружение – пять авиационных пулеметов Vickers K. Справа: «Розовая пантера» – Land Rover Series IIA 109, использовавшийся мобильными группами SAS во время конфликта в Адене. В 1968 году по заказу SAS 72 машины были переделаны из стандартных универсалов с колесной базой 109 дюймов. Кстати, розовый цвет – отличный камуфляж в условиях пустыни.

Этот ржавый и изрешеченный снарядами (но тем не менее ездящий!) танк со странным несимметричным корпусом стал звездой шоу в 2005 году. Кстати, именно этот американский средний танк М3 с номером Т24193 – первая боевая машина, прибывшая в Великобританию из-за океана зимой 1941/1942 в рамках программы военной помощи. Англичане немедленно отправили его на всесторонние испытания, закончившиеся… расстрелом из немецкого противотанкового оружия на полигоне Пирбрайт в графстве Фарнборо. Защитной окраски он лишился тогда же: ее счистили пескоструйкой, чтобы копоть от сгоревшей краски не мешала изучать повреждения (в ходе реставрации насчитали по меньшей мере 494 попадания). Около двадцати пяти лет назад остов разбитого корпуса был найден группой «друзей танкового музея» в Бовингтоне среди других машин, уничтоженных военными. В феврале – марте 2003-го останки М3 вытащили с помощью лебедки гусеничной ремонтно-эвакуационной машины на базе Т-72, принадлежащей музею (ее английские аналоги не смогли проехать по заболоченной местности полигона). Недостающие колеса и гусеницы сняли с канадских танков военного времени (они также служили мишенями), а двигатель, агрегаты трансмиссии и вооружение были найдены на складе музея и у частных коллекционеров. Карл Браун, непосредственно занимавшийся восстановлением машины до ходового состояния, продолжает искать необходимые детали до сих пор. Корпус тем не менее решено законсервировать в нынешнем виде. Кстати, этот танк, столь необычным образом поучаствовавший в войне и сильно от этого пострадавший, возможно, является и самым старым в мире из сохранившихся до наших дней М3.

А теперь обратим свои взоры в сторону «шатров» торговцев оружием. Целые стеллажи пулеметов, стойки винтовок и развалы револьверов… Но все оружие, естественно, деактивированное, то есть оно в принципе не может стрелять боевыми патронами. Чуть дальше ряды вешалок с униформой, развалы с амуницией всех армий, участвовавших во Второй мировой войне. Эмблемы, нашивки, погоны, петлицы, эполеты… Нет, многое (но далеко не все) из ассортимента, представленного на War & Peace Show, конечно, можно найти и в России. Однако не в таких же количествах! Отдельная тема – женская мода 30–40-х годов прошлого века. Сшитые по моделям 60-летней давности платья, шляпки и белье пользуются большим спросом у тех жен и подруг реконструкторов, которым не нравится изображать из себя женщин-военнослужащих, но при этом не хочется выделяться современной одеждой на фоне своих «антуражных» мужчин.

На выставке в Белтринге были представлены и клубы, занимающиеся Красной армией. Однако их немного, да и со снабжением они явно испытывают проблемы. По крайней мере наметанный взгляд уже издали отмечает гимнастерки пошива 70-х годов, алюминиевые пуговицы и звездочки на пилотках. Особенно комично смотрится надпись на башне Т-34-85: «До bерлина!» (sic!). Что же до внешнего вида английских дяденек, играющих в РККА, то это вообще страшный сон комендантского патруля: расстегнутые вороты гимнастерок, несвежие подворотнички и ремни, носимые по моде «дедушек» Советской армии ниже живота. Зато у каждого – ложка за голенищем сапога. Представители одного из таких клубов, базирующегося в небольшом шотландском городке, говорят, что заниматься реконструкцией РККА в Англии очень нелегко. Оригинального снаряжения или качественно изготовленных реплик на рынке немного, и при этом они довольно дороги. Однако бросать свое увлечение «британские красноармейцы» не намерены.

Но вот о чем мне подумалось: а почему же у нас в России нет мероприятий, подобных War & Peace Show? Нет, тематические слеты, конечно, проходят, но как-то обособленно. Реконструкторы всех мастей и эпох собираются в Бородино, а торговцы – на вернисаже в Измайлово. Что-то похожее на английское действо имело место на «Автоэкзотиках» прошлых лет. Но постоянно усиливающийся крен этого шоу в сторону мокрых футболок и тюнингованных «Жигулей» свел на нет военно-историческую составляющую «Автоэкзотики». Хуже того, что-то аналогичное War & Peace Show в России, скорее всего, и не появится.

Причина банальна: слишком мало количество сохранившихся у нас в стране военных исторических автомобилей. По большому счету всерьез можно говорить лишь о коллекции Вячеслава Лена и еще буквально о нескольких образцах, которые можно пересчитать по пальцам. При этом большая часть советских, лендлизовских и трофейных военных автомобилей из числа переживших войну была заезжена до состояния металлолома и сдана во вторчермет. А те редкие экземпляры, что все-таки сохранились, зачастую находятся в весьма далеком от оригинала состоянии. Восстановить их по карману далеко не каждому. Поэтому-то в России не наберется и десятка хорошо отреставрированных Willys MB и Ford GPW. А на шоу в Белтринге их ежегодно демонстрируется более трехсот!

Вообще-то я был на War & Peace Show дважды: в 2006 и 2008 годах. Однако оба раза несколько неудачно. В 2006-м в Англии стояла безумная жара, и заезды раритетной техники на небольшом полигоне проводились необычайно «лениво». Причем демонстрировались исключительно колесные образцы («танковые» дни на War & Peace Show начинаются ближе к выходным). В 2008-м погода была более английской – умеренно тепло и умеренно дождливо. Но в Белтринг я попал под конец второго дня работы шоу и едва успел на финальные заезды бронетехники. Времени же на то, чтобы осмотреть статическую экспозицию (по сравнению с 2006 годом она заметно прибавила в объеме) и торговую зону, практически не осталось. По-хорошему для того, чтобы уделить внимание всем трем составляющим мероприятия (выставке реставрационных достижений, милитаристской барахолке и показу ходовых качеств гусеничных и колесных раритетов), надо потратить пятницу, субботу и воскресенье. Для этого, конечно, лучше всего заранее, гденибудь в феврале, забронировать номер в местной гостинице или в одном из пансионов близлежащих деревень. При такой диспозиции можно никуда не спешить и получать огромную порцию удовольствия от этого праздника брони и моторов. Не знаю, удастся ли мне когда-нибудь реализовать этот оптимистический сценарий, но очень бы хотелось…


текст и фото: Илья КЕДРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты