Осеннее логово зверя

«Вепрь-трофи» – V этап ЧР. Нижегородская область

С одной стороны, количественный состав участников последнего этапа Чемпионата России по трофи-рейдам был обычен. Всего на старт гонки вышло двадцать два экипажа: десять машин в ТР2 и двенадцать – в ТР3. Странность была в другом: добрую половину заявившихся в старшем классе составляли «приехавшие просто покататься» и априори ни на что не претендовавшие местные экипажи. На последнюю гонку сезона прибыли по большей части лишь те, кто серьезно собирался побороться за результат, и в итоге организаторы для массовости были вынуждены приглашать «своих» (в противном случае зачет просто бы не состоялся).

В каком-то смысле с погодой участникам повезло. В то время как практически везде под Нижним, не переставая, лили дожди, в окрестностях Семенова (именно в этом месте проходил «Вепрьтрофи») было подозрительно сухо: дождь в районе проведения соревнований прошел лишь раз, да и то ночью, а песчаные грунты мгновенно впитали воду, в результате чего даже болота, которые частенько попадались участникам на ориентировании, оказались изрядно подсохшими и соответственно вполне проходимыми. Причем порой они были проходимы настолько, что вконец обнаглевшие экипажи «вваливали» по торфяным «топям», как по асфальту. Но не думайте, что все это испортило впечатление от гоночных трасс! Четыре дня и четыре спецучастка (СУ-1, СУ-2 и СУ-4 проходили в формате «линейки», а СУ-3 – ориентирования) пролетели на одном дыхании.

Линейноприбрежное ориентирование

Первый спецучасток получился не только самым длинным (норма времени тут составляла 12 часов, то есть на 2 часа больше, чем во второй и третий дни), но и самым тяжелым. И сразу же разгорелась острая борьба. Дело в том, что по набранным на предыдущих этапах очкам на золото Чемпионата в ТР3 претендовали сразу два пилота: пропустивший предыдущий этап в Брянске петербуржец Алексей Голубев и оказавшийся теперь на родных просторах нижегородец Евгений Кузьмин. Причем его экипаж всю гонку шел в паре с земляками Романом Антоновым и Павлом Красильниковым. И, надо сказать, это принесло свои плоды: именно эти ребята боролись за призовые места на «Вепрь-трофи». Похожая ситуация сложилась и в ТР2: здесь золото оспаривали москвичи Сергей Савенко и Александр Николаев.

Трасса СУ-1 получилась действительно длинной и сложной. Лишь семь экипажей – тройка лидеров и чуть отстававший от нее автомобиль Владимира Амельченко в ТР3 плюс еще через какое-то время тройка лидеров в ТР2 – смогли финишировать и получить зачет. Взять же все точки удалось лишь спортсменам в категории ТР3.

Тут надо заметить, что, несмотря на заявленную «линейность» спецучастка, перед финишем по берегам тихих лесных речушек и заболоченных озер было разбросано несколько бонусных точек. Брать их было не обязательно, но от того, насколько успешно экипажи ориентировались в их лабиринте и преодолевали водные препятствия, зависел успех на этом СУ. Первыми здесь появились нижегородцы. Они довольно неторопливо, зато уверенно перебирались с одного берега на другой и обратно. Но когда ребята, готовясь спуститься в очередное болотце, промеряли дно, из леса вырулил третий экипаж – Голубев! Причем было заметно, что питерцы идут гораздо быстрее. Видя траекторию движения соперников, опытные трофисты проходили те же водоемы значительно проворнее. И нижегородцы явно занервничали: сначала прокладывавший дорогу к точке из болотины через подтопленные деревья автомобиль Антонова врезался в сухую лесину, и та свалилась на крышу машины Кузьмина. Дальше, пробираясь к одной из следующих точек (напрямую до нее было не больше нескольких десятков метров), ребята оставили Павла Красильникова с напутствием «добежишь?!», а сами отправились в объезд. Но водоем оказался непреодолим и для штурмана, и в результате он бегом бросился за автомобилями, проделав крюк около километра. Но справедливости ради нужно сказать, что для Алексея Голубева все складывалось тоже далеко не идеально. Пытаясь обойти нижегородцев, экипаж то и дело путался в наезженных в лесу дорожках и терял время, совершая ненужные движения. В итоге он был на финише всего лишь третьим, хотя и с минимальным отставанием.

Смотреть по сторонам и не торопиться…

А теперь я позволю себе короткое лирическое отступление… Дело в том, что места, по которым пробирались участники «Вепрь-трофи», были простотаки невероятно красивы! Бесчисленные реки и речушки, несущие свои воды в уже широкую в этих краях Волгу (правда, близко к великой русской реке экипажи не подъезжали), леса, роняющие желтые листья в затянутые ряской заводи… И сквозь все это великолепие ломятся трофийные монстры. Одно плохо: ил на дне подавляющего большинства лесных болот (конечно, если его хорошенько размесить) источает весьма специфический запах. Впрочем, тут все просто: не нравится – не езди. Хотя, на мой взгляд, ради такой красоты можно и потерпеть. Более того, организатор этапа Алексей Тюриков позже признался, что, прокладывая трассы «Вепря» по берегам водоемов, специально выбирал подобные места. Но самое потрясающее – это просто невероятное количество грибов! По крайней мере, зайдя в «правильный» лесок или на полянку, за десять минут можно набрать на сковородку белых, подберезовиков и подосиновиков. Причем грибы здесь собирали даже участники (во всяком случае, те, кто не особо торопился). Но вернемся к нашему повествованию.

Суета вокруг отдельно взятой пресс-точки

Старт СУ-2 дан был в месте финиша предыдущего. Спецучасток получился и короче, и легче. Об этом говорили как сами спортсмены, так и… чуть большее число финишировавших. Правда, оказалось, что два экипажа взяли не все точки, и итогом для них стал незачет линейного СУ. Но до того как это случилось, примерно на середине дистанции (оставшаяся ее часть пролегала по вполне проходимым лесным дорогам) участников ждал широкий брод и пара точек, где собралась вся присутствовавшая на соревновании пресса.

И здесь начали происходить всевозможные чудеса. Первыми показались нижегородские экипажи… Ребята сразу нашли траекторию, по которой за ними следовали остальные – пологий съезд и более-менее удобный заезд на высокий берег выше по течению. Но был один нюанс: для успеха маневра надо было проделать путь против течения, и тут выяснилось, что в данном случае глубина меньше не у пологого, а вблизи крутого берега. С рекой ребята справились без проблем, быстро найдя и взяв первую точку. А когда отправились на поиски следующей, накатали заметный след в противоположную от КП сторону. И что вы думаете? Отныне почти каждый шедший следом экипаж, видя проломленную в кустах колею, поворачивал налево – и через некоторое время упирался в излучину реки.

Попался на эту «удочку» и Алексей Голубев. Кроме того, у ребят разбортировалось левое заднее колесо, но экипаж продолжал движение, не обращая внимания на случившееся (видимо, они посчитали, что на ремонт уйдет больше времени). Но не они одни… Сергей Хальзев, после неудачи на «Кировских болотах» пересевший в этом сезоне на автомобиль класса ТР2, и вовсе приехал к точке с другой стороны. По моим наблюдениям, совершенно не плутая и без приключений здесь прошел только Сергей Савенко.

Но самое интересное событие дня все еще оставалось впереди. Дело в том, что экипаж Роберта Санакоева и Сергея Старова «нашел» чуть ли не единственную на дне реки яму, чуть-чуть перебрал с газом и утонул. Удивительнее всего было то, что уже пресытившиеся к этому времени съемками брода представители прессы совершенно искренне советовали экипажу держаться от пологого берега подальше…

Как выбрать правильный «куст»?

Третий спецучасток представлял собой классическое ориентирование. Условия задачи таковы: по одну сторону от старта (на этот раз он был дан прямо в лагере) располагался небольшой «куст» точек, вытянувшийся вдоль заросшего ручья по заболоченному полю, по другую – большой «куст» дальних КП на разнообразном ландшафте. А между ними три «временных» КП, которые действовали с 11:00 (то есть открывались через два часа после старта) до 15:00. Задача усложнялась большой протяженностью трассы, из-за чего приходилось рассчитывать не только время, но и запас топлива. Всего участникам предстояло отыскать 37 КП. Сложно сказать, кто из них какой маршрут выбрал. Некоторые не стали сразу брать точки «малого куста» и бросили все силы на «большой», оставив три «временные» точки напоследок. И надо заметить, в ТР2, например, такая стратегия принесла результаты. Но чтобы успеть собрать все, по замыслу надо было отправляться сначала на ближнее болото, потом ехать за «временными», а дальше – брать большой «куст». Но опять же выполнить задание полностью удалось лишь тройке лидеров в ТР3.

Ясное дело, фотографирующая братия подтягивалась именно к «временным» точкам. Тем более что место было и впрямь очень красивое: две точки из трех находились на корягах в живописной лесной реке и «брались» с воды. Впрочем, речка была довольно мелкой и с твердым песчаным дном, так что даже затонувшие дубовые стволы при аккуратном прохождении не создавали серьезных помех. Большинство участников сперва спускалось к точке, находящейся на лежавшей вдоль берега лесине, затем по воде добиралось до КП на импровизированном мосту, сооруженном из двух поваленных деревьев, а уже оттуда при помощи лебедки «выныривало» к третьей точке на противоположном берегу.

Контрольное время заканчивалось, и когда уже казалось, что никто больше не приедет, с противоположной стороны (!) на берег выехал автомобиль Константина Михайлова и Игоря Дементьева. До закрытия КП оставалось десять минут, и, скатившись с крутого берега, экипаж помчался к дальней точке на бревне (пропустив «лесную» и точку на «мосту»), но тут закапризничала техника. Как только первый из трех КП был взят, двигатель заглох… Когда же Косте с Игорем удалось завести машину вновь, часы показывали уже 15:00.

Практически сухой расчет

Конечно, ориентирование не ограничивалось временными КП, и участники отправились на поиски остальных точек... Одни находились на болотах, а другие – в лесах и вновь на обрывистых берегах рек. А уже под конец отведенного времени лидировавшие на протяжении трех дней спортсмены из Нижнего (а вместе с ними и экипаж Владимира Амельченко, который, стартовав в этот день, точек не брал вообще…) собрались у точки под номером 100.

Этот КП был «нарисован» на лежащей в воде коряге, но чтобы добраться до него, нужно было спуститься с обрывистого берега. Вскоре здесь можно было наблюдать следующую картину: прототипы Романа Антонова (именно он пришел первым к финишу в этот день) и Евгения Кузьмина по очереди спускались к реке, а Амельченко «работал якорем»: упершись в дерево, он лебедкой поддерживал и вытаскивал машины на берег.

А вот Алексею Голубеву катастрофически не везло: питерский экипаж то путался в накатанных в лесу дорожках, то тратил драгоценные минуты на преодоление мелких технических неисправностей. Может быть, дело в том, что штурманом на «Вепрь-трофи» в экипаже был не Дмитрий Овчинников, а Константин Григорьев, и ребята просто не успели «вкатиться»? А может, им просто не хватало такой же командной поддержки, какую организовали себе шедшие всю гонку вместе нижегородские экипажи. Но факт остается фактом: на трех спецучастках Голубев приходил к финишу третьим. И теперь получалось, что для победы ему необходимо было не только быть на завтрашнем СУ первым, но и надеяться, что нижегородцы вовсе не дойдут до финиша. Понимали это и соперники...

Спурт через мелиоративную канаву

Старт последнего спецучастка был одновременным, и экипажи выстроились в линию перед первой преградой – узеньким ручьем с обрывистыми берегами (судя по всему, мелиоративной канавой). И вот стартовая отмашка… Экипаж Алексея Голубева сразу же устремляется напрямую, прорывается на другую сторону и… что называется «уходит в точку». Остальные же без всякой спешки выстраиваются в очередь и форсируют брод в гораздо более удобном месте по уже накатанной колее. Дальше – мост. Вернее, брод через каменистую речку под ним.

Первым на высокий берег из леса выруливает питерский экипаж. Но пока ребята осматриваются, к этому месту один за другим начинают подтягиваться и остальные участники. При этом «нырнуть» первым решается не Голубев, а Савенко. Камни в воде под мостом не оказываются для них преградой, а вот выехать на один из крутых и скользких берегов по другую сторону моста получается лишь с помощью лебедки.

Но, как очень скоро становится ясно, выбраться на сушу – всего лишь полдела. Гораздо важнее решить, на… который из берегов забираться. Ведь если ошибиться, то придется штурмовать речку еще раз! Но и это не главное (определить, на каком берегу ручья находится КП, не всегда возможно ввиду недостаточной точности карт и постоянно, год от года, изменяющегося ландшафта). Определяющим стало то, что один берег зарос лесом, а другой был полем, по которому ехать можно с гораздо большей скоростью. Но Сергей Савенко выбрал свой путь. Впрочем, двигался он настолько быстро, что, всего на несколько минут отставая от лидеров, в итоге оказался третьим в «Абсолюте» и первым в ТР2, обойдя Алексея Голубева.

Чемпионат России по трофи-рейдам 2008
ТР2
1САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ Денис
2НИКОЛАЕВ Александр / КАЛИНИН Дмитрий
3ХАЛЬЗЕВ Сергей / МАКАРОВ Владимир
ТР3
1КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ Александр
2ГОЛУБЕВ Алексей / ОВЧИННИКОВ Дмитрий
3МИХАЙЛОВ Константин / ДЕМЕНТЬЕВ Игорь
Абсолют
1КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ Александр
2ГОЛУБЕВ Алексей / ОВЧИННИКОВ Дмитрий
3САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ Денис
Командный зачет
1«Нимал-RR»
2«RR-Вульф»
3Lipetsk trophy club

«Вепрь-трофи» – V этап Чемпионата России по трофи-рейдам
ТР2
1САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ Денис Toyota LCМосква
2НИКОЛАЕВ Александр / КАЛИНИН Дмитрий Toyota LC-70Москва
3ХАЛЬЗЕВ Сергей / МАКАРОВ Владимир Land Rover DefenderЛипецк
ТР3
1КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ Александр Toyota LCН. Новгород
2АНТОНОВ Роман / КРАСИЛЬНИКОВ Павел Toyota LC-72Н. Новгород
3ГОЛУБЕВ Алексей / ГРИГОРЬЕВ КонстантинПротоС.-Петербург
Абсолют
1КУЗЬМИН Евгений / ФЕДЕНКОВ Александр Toyota LC (ТР3)Н. Новгород
2АНТОНОВ Роман / КРАСИЛЬНИКОВ Павел Toyota LC-72 (ТР3)Н. Новгород
3САВЕНКО Сергей / МАЛЬЦЕВ Денис Toyota LC (ТР2)Москва


текст и фото: Елена ОЛЬХОВСКАЯ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты