Организация ралли-марафонов с каждым годом вызывает все больше трудностей, и чем глобальнее проект, тем сложнее осуществить его гладко и успешно. Африку по-прежнему раздирают военные конфликты, Южная Америка находится за океаном, дальневосточные просторы также значительно удалены от Европы, где базируется основной костяк спортивных команд и любителей раллимарафонов. В связи с этим организаторы внедорожных приключений обращают свои более пристальные взоры на Восточную Европу и Центральную Азию
Ралли-рейд «Шелковый путь», о котором так долго говорили в среде автоспорта, свершился. География гонки включала три государства — Россию, Казахстан и Туркмению. Можно с определенностью сказать, что проект, задуманный руководителем спортивной команды « КАМАЗ Мастер» Семеном Якубовым, успешно реализован. Принципиальным моментом стало партнерство с организацией ASO, наиболее известной как устроитель ралли « Дакар» и «Тур де Франс». Это повлияло на привлечение иностранных участников, для которых ASO ассоциируется с гарантированно качественным мероприятием. И это же помогло создать прецедент по осуществлению Россией весьма масштабного проекта в столь непростое время.
Как это устроено
Первый день ралли — время регистрации и технических проверок, которые должны пройти все участники, в том числе пресса, зачет «Рейд» и сопровождение.
Безопасность подобных мероприятий должна быть на очень высоком уровне. В гонке участвовали представители 25 стран: 113 экипажей на легковых автомобилях и 64 на грузовых.
Раллисты разместились практически во всех отелях столицы Татарстана, между которыми по расписанию курсировали автобусы. Несомненно, это очень удобно для организаторов мероприятия. Пилоты, штурманы и механики в ходе проверок заполняют кипы бумаг, необходимых для допуска к гонке. Журналистам немного проще: подписка, что готов отдаться в руки французского спортивного доктора, штамп страховой компании и фото для оформления туркменской визы. После этого они получают карточку аккредитации, позволяющую работать в отведенных для прессы местах, а также диктующую необходимость облачиться в целый ворох «спецодежды».
Технические проверки
В чем же заключаются технические проверки автомобилей? В первую очередь изучается работоспособность систем навигации, пожаротушения и прибора оповещения Sentinel, который предупреждает о приближении более быстрого автомобиля, что особенно актуально в условиях плохой видимости. Пилот догоняющего авто нажимает соответствующую кнопку, в результате чего в кабине впередиидущего загорается световой сигнал, дублируемый звуком, что означает «уступи дорогу».
Не менее важный элемент оснащения — система Iritrack. Она реагирует на ситуации, требующие отслеживания транспортных средств (автомобили, мотоциклы, катера, самолеты и вертолеты) во всех частях света, в том числе в местах, которые не охватываются телефонными сетями. Эта комплексная система слежения и безопасности включает в себя все известные способы передачи данных (телефонная связь, SMS, цифровая связь), в том числе передачу пакетных показателей в режиме SBD.
Кроме того, каждый пилот должен иметь в своем арсенале индивидуальную аптечку, запас воды и даже стропорез, позволяющий освободиться от ремней безопасности в случае переворачивания автомобиля.
В конце концов все экипажи, пройдя технические проверки, ставят автомобили в охраняемый закрытый парк в ожидании следующего дня, который будет для них первым боевым — после торжественного прохождения подиума гонщикам предстоит преодолеть CCУ, расположенный непосредственно перед отелем «Ривьера» и штабом гонки. ССУ представляет собой песчаную трассу длинной 2013 м, шириной 8 м со зрительскими трибунами.
Интересный город Казань. Отправляясь туда впервые, я представлял его более торжественным и шикарным, ведь не так давно он праздновал 1000-летие и должен был выглядеть, как пасхальное яичко. Однако в отношении праздничного лоска возникли сомнения. Торжественности минаретов и величия церковного убранства было в достатке, в остальном царила некая провинциальная запущенность. Наблюдались точечные проявления лоска в помпезности спортивных сооружений, таких как баскетбольный центр и ледовый дворец. Плохие дороги — это печальная реальность города. Автомобили, населяющие Казань, тоже весьма неприглядного вида — в подавляющем большинстве произведения отечественного автопрома. Однако в центре города функционирует масса увеселительных заведений и много ресторанов. Умереть от скуки и голода путешественнику здесь не суждено. Например, есть пешеходная улица им. Баумана, на которой совершает променад местная молодежь. Несмотря на мусульманские традиции, Казани не чужда светскость — хиджабы мирно уживаются с обилием весьма откровенных нарядов. Чаровницы в мини здесь в порядке вещей. Кстати, девушки красивы, стройны и длинноноги — каждая четвертая обладает поистине ангельской внешностью.
Пролог в Казани
Маршрут гонки неожиданно претерпел изменения в связи с тем, что президенты России, Туркмении, Казахстана и Азербайджана договорились о встрече в курортном городе Туркменбаши на берегу Аральского моря и пожелали увидеться с участниками соревнований. Таким образом, подверглись изменениям маршруты восьмого и девятого дней ралли-рейда. 12 сентября вместо этапа Балканабад — Дарваза гонка прошла по маршруту Балканабад — Туркменбаши. По итогам административных и технических проверок на старт вышел 71 экипаж: 51 в легковых автомобилях и 20 в грузовиках. В 15.00 по московскому времени состоялся пролог гонки.
К сожалению, несмотря на все старания организаторов, трасса была видна очень плохо, так как ралли проходило во рвах, стенки которых скрывали от зрителей и фотографов большую часть маршрута. Зрители в основном смотрели на экраны мониторов, куда выводилась картинка с главных участков трассы. Зато покрытие было идеальным — для него заказали специальный песок из пустыни Каракумы, вследствие чего отдельные участки коротенького ССУ автомобили преодолевали медленно и с большим трудом. Застревали даже грузовики.
Не обошлось и без инцидентов. Так, КамАЗ технической поддержки, шедший на помощь застрявшему экипажу одного из внедорожников, не смог его объехать и слегка припечатал машину. Внешне «разбор полета» выглядел, как при обычном ДТП, разве что ДПС не вызывали.
Результаты ССУ не повлияли на расстановку участников на старте, порядок которого определялся организаторами исходя из их собственной оценки спортивного рейтинга.
Врачи, работавшие на гонке «Шелковый путь», являются частью «дакаровской» команды ASO. Травматологи и реаниматологи имеют огромный практический опыт по спасению спортсменов. Тот факт, что для медиков и оборудования полевого госпиталя был выделен самолет Ан24, рассчитанный на 40–45 пассажиров с багажом, вызывал уверенность в серьезном подходе к вопросам безопасности. Запасы йода, бинтов и различных таблеток, несомненно, присутствовали в огромных ящиках, помеченных красным крестом. Однако медики на этой гонке скучали и сразу брали в оборот немногочисленных пострадавших. Пожалуй, самым массовым диагнозом в конце мероприятия была диарея, так как непривыкшие к подобной пище желудки участников соревнования не справлялись с жирными восточными яствами, которые в изобилии предлагали на бивуаках. Скучали же доктора из-за отсутствия мотоциклистов. Нет мотогонщиков — нет травм. У пилотов автомобилей если чтото и случается, то в основном в виде серьезных травм, требующих эвакуации и госпитализации. Мотоциклистов в эту гонку не взяли. Очевидно, организаторы тем самым пытались свести к минимуму количество дорожных инцидентов, что, собственно, им и удалось в полной мере.
Второй день стал уже по-настоящему гоночным — участники направились из Казани в Бугуруслан. Судьи фиксировали результаты и назначали штрафные очки. Как и в «Дакаре», скорость грузовых автомобилей на СУ лимитирована 150 км/ч, легковые идут без ограничений. На связках все автомобили подчиняются общим ПДД, и нарушение скоростного режима наказывается как балловыми, так и денежными штрафами. По оценкам первых финишировавших экипажей, трасса была скоростной, с небольшим количеством рулежных участков — не очень интересной. Гонщики ждали традиционных пустынных ландшафтов. Тем не менее идущий в зачете легковых автомобилей пилот Насер Аль-Аттиях так прокомментировал этот этап: «Очень похоже на аргентинский « Дакар», — и добавил, что доволен трассой и результатами. И немудрено — все-таки первая победа катарца на ралли «Шелковый путь». Результаты же распределились практически согласно стартовой ведомости. В классе грузовиков первым финишировал Жерар де Рой, Владимир Чагин на втором месте с отставанием в 12 с.
Бивуачная жизнь
Жизнь гонки происходит не только на трассе, важнейшая ее составляющая — бивуак, и вот почему. Во-первых, здесь находится штаб, который координирует всю жизнь на трассе и вне ее. Во-вторых, базируется полевая кухня, хотя я лично этот пункт поставил бы на первое место. Кроме того, в составе бивуачной команды работают множество специалистов: медики, связисты, служба обеспечения, судьи, журналисты, телевизионные бригады. Все эти люди перемещались между стартом и финишем на самолетах, вертолетах и автомобилях. Только так достигается оперативность в развертывании лагеря, осуществлении контроля прохождения гонки и обработке результатов. Кажущаяся простота организации спортивного мероприятия обманчива. Опыт прошлого «Дакара» показал, что для четкой работы штаба ралли обойтись без авиатранспорта практически невозможно. Все бивуаки «Шелкового пути» базировались на аэродромах, а в составе группы авиационной поддержки имелось шесть самолетов и вертолетов.
Помимо спортсменов, в составе «Шелкового пути» двигался зачет «Рейд». Это туристический формат проведения времени вместе с участниками гонки. Рейдисты едут на своих автомобилях по маршруту сопровождения без права выезда на спортивную трассу. Удовольствие это небесплатное – стартовый взнос в размере 180 000 руб. с экипажа. Участники получают брендированную одежду, наклейки, право питаться на бивуаке. Также каждому экипажу выдаются дорожная книга на каждый день соревнования и прибор безопасности, с помощью которого можно вызвать подмогу в экстренной ситуации. Участие в подобной «авантюре» — развлечение исключительно для фанатов раллирейдов, которые жаждут сопричастности с происходящим, но ехать в спортивном зачете по каким-либо причинам не могут. В «Шелковом пути» участвовало 20 экипажей рейдистов, и все они благополучно добрались до финиша.
Третий день принес первую победу Матадору — Карлос Сайнс с большим трудом отыграл у Насера Аль-Аттияха три секунды. При этом катарец сохранил первое место в абсолюте. Забегая вперед, надо отметить, что все четыре командных Volkswagen так и будут идти во главе пелетона, ротируясь между собой. В этой гонке у команды из Вольфсбурга отсутствовал серьезный соперник, но внутри коллектива наблюдалась жесткая борьба. Несмотря на общее отношение к «Шелковому пути» как к генеральной репетиции перед «Дакаром 2010», никто не хотел уступать.
Безусловное лидерство Volkswagen позволяет вести неофициальный отсчет классификации начиная с пятого места, где шла своя борьба, не менее захватывающая и интригующая. Так, на третьем этапе пятую позицию занимал французский пилот из команды «Дессуд» Кристиан Лавиль. Его экипаж проигрывал 8 мин лидеру спецучастка Аль-Аттияху и 6 мин последнему автомобилю Volkswagen Touareg. Но французу удалось обогнать на 1 мин Матиаса Каля и на 1 мин 36 с самого быстрого из россиян — Алексея Беркута. Также в этот день попал в тяжелейшую аварию экипаж Андрея Бирюкова, этот гонщик получил серьезные травмы. Пилотам оказали первую помощь и эвакуировали в Астрахань. После серии переворотов, произошедшей на скорости более 180 км/ч, от машины отлетели все колеса, но благодаря каркасу безопасности экипаж остался жив.
В категории грузовиков ситуация могла сложиться такая же, как и с Volkswagen, если бы не Жерар де Рой на Iveco, составлявший серьезную конкуренцию команде « КАМАЗ Мастер». Так, по результатам этапа Владимир Чагин имел преимущество всего в 2 мин 29 с. Это не очень большой отрыв, да и младший де Рой не из тех, кто сдается просто так. За двумя главными претендентами на победу к финишу пришел Фирдаус Кабиров, вытеснив из первой тройки на 4-е место Алекса Лопрайса.
Грузовики, подготовленные командой « КАМАЗ Мастер», показывали очень высокие средние скорости, почти не уступая легковым автомобилям. Это тем более удивительно, если учесть, что все происходило в условиях движения с ограничением максимальной скорости до 150 км/ч на СУ, где легковые автомобили и багги ехали, что называется, на все деньги. Например, победитель этапа в грузовой категории Фирдаус Кабиров проехал спецучасток быстрее, чем Кристиан Лавиль, и по итогам четырех дней занял уже вторую строчку в классификации, уступая всего 2 мин 33 с Владимиру Чагину. Жерар де Рой, финишировавший с третьим результатом, переместился на третью позицию, а его отставание от лидера увеличилось до 9 мин 25 с. Еще более труднодостижимой стала цель, которую поставил перед собой Алекс Лопрайс. Надежда взойти на подиум становилась все более туманной, от третьего места чеха отделяло уже более получаса. Следующий гоночный день внес серьезные коррективы в таблицу результатов. За 7 км до финиша КамАЗ Чагина потерял колесо, что отбросило его от возможности победы в гонке, если не рассчитывать на чудо. Боевая техничка Мардеева также потеряла время, оказывая помощь Чагину. Позднее результаты боевой технички еще ухудшатся из-за ремонта туркменского КамАЗа. Ситуация сложилась в пользу Алекса Лопрайса.
Он же де Рой-старший — истинное воплощение дальнобойщика. Встретив такой типаж в обычной жизненной ситуации, никогда не скажешь, что этот грузный пожилой человек является одним из быстрейших гонщиков планеты, и это звание он заслужил, пилотируя под стать ему тяжеленный грузовик. В его руках он становится на удивление стремительным и неукротимым подобно разъяренному бегемоту. После гонки этого пилота можно было нередко застать спокойно дремлющим под колесом своего автомобиля. Настоящая любовь: человек и машина, остающиеся и после гонки единым целым. На ралли «Шелковый путь» отец де Рой опекал сына Жерара — единственного пилота, навязавшего реальную борьбу команде « КАМАЗ Мастер» и финишировавшего вторым.
Финиш в Ашхабаде
В дальнейшем в гонке сохранялся статус-кво, и через три дня пелетон финишировал в солнечно-мраморном Ашхабаде: только 34 автомобиля и 16 грузовиков дошли до пункта назначения. Еще в начале маршрута ни у кого не было сомнений в том, что заводская команда VW займет высшие места на подиуме, поэтому вдвойне интересно было наблюдать за напряженной борьбой внутри команды. Соперничество экипажей VW превратилось в дуэль между Насером Аль-Аттияхом, лидировавшим в гонке с самого начала, и Карлосом Сайнсом, которому никак не удавалось обогнать своего нового товарища по команде. И все-таки постоянный прессинг и упорство Матадора сделали свое дело. На последнем этапе гонки быстрый катарец неудачно влетел в высохшее русло реки, повредил автомобиль и сошел с дистанции. Еще больше изменений произошло «вне заводской» категории автомобилей. Неудачу потерпели многие опытные гонщики, такие как Кристиан Лавиль, Филипп Гаш, а затем и Матиас Каль. В конечном счете после того, как Аль-Аттиях сошел с трассы, вслед за автомобилями Race Touareg финишировали россияне — Руслан Мисиков, который ехал уверенно и спокойно до самого конца, и в 40 мин от него — Илья Кузнецов. В категории «грузовики» места распределились следующим образом: первое досталось Фирдаусу Кабирову на KамАЗе, второе — Жерару де Рою на Iveco и третье — Алексу Лопрайсу на Tatra.
Перспективы
В будущем видится несколько вариантов развития событий, самый радужный из которых — это превращение серии в основной « Дакар». Предпосылок тому немало — ушедший из Африки и болезненно приживающийся в Южной Америке « Дакар» по возвращении в alma mater столкнется с конкуренцией в виде проекта «Африка Рейс», осуществляемого Рене Метжем (ранее входившим в директорат ASO) и Жан-Луи Шлессером. Да и спокойнее в Африке не стало, если же, конечно, именно это явилось истинной причиной ухода с Черного континента, а не внутренние разногласия организаторов. Заокеанская Южная Америка в сравнении с Африкой, по отзывам гонщиков, не только более дорогая, но и технически более сложная из-за географических и правовых аспектов. Многочисленные отмены этапов, более сложные для обгонов специальные участки, горные перевалы, невозможность 100% авиационной логистики, к которой так привыкли, — все это свидетельствует не в пользу проекта.
Автомобили | |||
---|---|---|---|
1 | 101 | Сайнс (ESP) Сенра (ESP) | Volkswagen |
2 | 103 | Миллер (USA) Питфорд (ZAF) | Volkswagen |
3 | 10 | Де Виллер (ZAF) Фон Зицевиц (DEU) | Volkswagen |
4 | 111 | Мисиков (RUS) Жильцов (RUS) | Nissan |
5 | 114 | Кузнецов (RUS) Нешин (RUS) | Mitsubishi |
6 | 118 | Беркут (RUS) Мещеряков (RUS | Mitsubishi |
Грузовики | |||
1 | 201 | Кабиров (RUS) Мокеев (RUS) Танин (RUS) | КамАЗ |
2 | 202 | Де Рой (NLD) Колсоул (BEL) Родвальд (POL) | Iveco |
3 | 203 | Лопрайс (CZE) Мисколч (SVK) Холан(CZE) | Tatra |
4 | 215 | Николаев (RUS) Мизюкаев (RUS) Исрафилов (RUS) | КамАЗ |
5 | 207 | Мардеев (RUS) Погожих (RUS) Каргинов (RUS) | КамАЗ |
6 | 204 | Чагин (RUS) Савостин (RUS) Шайсултанов (RUS) | КамАЗ |
В Туркмении запрещено курить — и не только в общественных местах, а везде, что следует из указа президента, который в отличие от многих российских указов выполняется. Забота президента страны о своих гражданах этим не ограничивается. При умеренных ценах на топливо (6 руб. за литр), каждому жителю, имеющему автомобиль, полагается 120 л топлива в месяц бесплатно. Платежи за электроэнергию, газ, коммунальные услуги имеют бесплатный порог. При этом средняя заработная плата составляет порядка $150.
На всех бивуаках участников ралли приветствовали фольклорные коллективы, были разбиты юрты, оборудованные кондиционерами, столы в которых ломились от всевозможных угощений. Отношение местных жителей к участникам было весьма приветливым и дружелюбным. Ашхабад произвел впечатление красивого беломраморного города с десятками новостроек. Строящееся жилье сдается с мебелью и бытовой техникой, для собственного народа. Дома и дороги возводят главным образом турецкие компании.
текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: автор, оргкомитет
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.