Рано или поздно владельцу полноприводного автомобиля, часто выезжающему на бездорожье, начинает не хватать проходимости своего любимца. Появляется желание что-то сотворить с машиной — перейти на шины с более агрессивным протектором, «приподнять» ее повыше над дорогой, установить колеса побольше... О том, что в таких случаях чаще всего делают, мы решили рассказать на примере наиболее популярных с этой точки зрения автомобилей
Хорошая геометрическая проходимость — мечта многих: большой дорожный просвет, значительные углы въездасъезда, малый радиус продольной проходимости (угол рампы). Все это оказывается как нельзя кстати, когда вы удаляетесь от цивилизации. Очевидно, основной путь достижения желаемого результата — установка колес большого размера. Кроме возможности реализации вышеперечисленных преимуществ, такое колесо имеет меньшее сопротивление качению (естественно, при прочих равных условиях), а также вследствие большего пятна контакта позволяет снизить давление на грунт.
Принимая решение, что сделать со своим железным другом, будущему покорителю бездорожья приходится отвечать самому себе на вопрос: что он хочет получить на выходе? Это имеет принципиальное значение хотя бы потому, что автомобили для трофиспорта и для путешествий отличаются друг от друга не меньше, чем внедорожник от минивэна. В первом случае вас не будет расстраивать значительная (или даже полная) потеря дорожных качеств, во втором они имеют немалое значение, так как до собственно внедорожной части путешествия придется проехать не одну тысячу километров по асфальту. Облегчает задачу то обстоятельство, что для многих популярных машин уже готовы отработанные годами технические решения.
Начать с малого
Как правило, кроме штатной, рекомендованной производителем, размерности колес, существуют покрышки несколько большего диаметра, которые можно установить на автомобиль без какихлибо дополнительных работ. Такие колеса добавляют десяток-другой миллиметров к дорожному просвету, чего иногда достаточно для решения задач хозяина машины. Дальнейшему увеличению размера колес препятствуют кузовные детали (арки, подкрылки) и детали самой подвески, в которую упираются большие колеса при критических углах поворота.
Очевидный путь решения проблемы — отдалить колеса от мешающих деталей автомобиля одним из трех возможных способов (или же всеми тремя). Приподняв за счет изменений в подвеске подрессоренную часть машины (раму, кузов и все, что внутри) относительно дороги, мы получаем столь необходимый нам «воздух» над колесом, таким образом, имея возможность вписать в наши, пока еще штатные, арки шины большего размера. Этот прием называют лифтом подвески. На какую величину ее стоит лифтовать, зависит от задач, которые вы ставите перед собой. Как правило, лифт в пределах 50 мм не тянет за собой других существенных переделок — это «легкий» вариант, влекущий лишь небольшое ухудшение дорожных характеристик. Но лифт подвески может достигать 150 или даже 300 мм. Это серьезная переделка, которая тянет за собой массу дополнительных работ.
У рамных машин есть возможность отделить кузов от несущего элемента (не трогая подвеску) и таким образом оторвать арки от колес. Подобную модернизацию называют « боди-лифт». При этом необходимо учитывать, что некоторые узлы и агрегаты автомобиля прикреплены и к раме, и к кузову одновременно. Как правило, это детали рулевого управления, тормозной системы, системы охлаждения, приводы коробки передач и раздатки, сапуны, электропроводка, штатные бамперы. Нетрудно догадаться, что боди-лифт почти всегда требует удлинения шлангов и трубок, изменения крепежа некоторых узлов и других дополнительных работ.
Третий возможный путь — просто отрезать (или демонтировать) мешающиеся кузовные детали, не входящие в силовой каркас автомобиля. Но здесь нужно сделать важную оговорку. Если резка одних (например, расширение колесных арок) применяется как для спорта, так и для путешествий, то усечение других (например, бамперов) применяется только в спорте. Скажем, если на экспедиционные машины ставят полноразмерные силовые бамперы, то спортивные снаряды имеют скорее его фрагмент, чуть меньший, чем ширина колеи.
Только два варианта
Обычно, серьезная подготовка автомобиля включает в себя все три этих элемента в различных сочетаниях. Легкая ограничивается наименее сложными работами, максимально сохраняющими облик «заготовки». В нашей сводной таблице мы условно разделили глубину доработки автомобиля на два варианта — «легкий лифт» и «средний лифт». От третьего, включающего в себя наиболее «тяжелые» случаи, мы решили отказаться, потому как рассказ о подготовке спорткаров и «котлет» — это предмет для отдельного разговора.
Дмитрий СМИРНОВ, мастер компании «Трофи-Лэнд»
Автомобиль поддается самому глубокому и экстремальному тюнингу и имеет широчайшие возможности по настройке подвески под нужды конкретного клиента. Однако имеются некоторые «тонкости» во внедорожной подготовке Defender. Например, не применяется боди-лифт из-за особенностей конструкции кузова (после такой лифтовки очень сложно восстановить его первоначальную геометрию). Часто спереди большие колеса цепляются за рычаги, и необходимо ставить ограничители их поворота. Большое значение имеет подбор одинаковых и стабильных характеристик всех элементов подвески. По этому показателю лидирует продукция ARB — пружины и амортизаторы (фигурирующие под маркой OME) одного номера имеют одинаковые характеристики вне зависимости от партии и года выпуска. Под конкретного клиента мы настраиваем работу подвески — подбираем оптимальное сочетание жесткости подвески под задачи хозяина и машину — с учетом веса ее двигателя, лебедки и других аксессуаров.
Виктор МОЖАРОВ, старший мастер техцентра «Лэнд Круизер Клуб»
Автомобиль уже в стандартной комплектации хорошо подготовлен к преодолению бездорожья — есть версии со штатными блокировками всех мостов. LC 80 выпускается множество комплектов пружин для различной степени лифтовки. Раньше поставлялись пружины OME +50 и +70 мм, а не так давно появились и +100 и + 120 мм. Пружины +120 мм применяются на тяжелых экспедиционных автомобилях с силовым обвесом, дополнительными баками, лебедками и большим весом перевозимого груза. Мы ориентируемся на продукцию ARB, так как у этих комплектов наблюдается высокая стабильность характеристик. При лифтовке мы обязательно усиливаем правую сторону чулка переднего моста в месте крепления продольного рычага. Для автомобиля практически не применяется боди-лифт в связи с тем, что в этом нет необходимости — колеса до 37'' устанавливаются только за счет лифта подвески. При еще больших размерах колес возникает необходимость резки арок.
Артем ХАЛАБУДЕНКО, технический директор техцентра Proxodimec
Данный автомобиль даже в штатном исполнении имеет неплохой внедорожный потенциал (относительно большинства «гражданских» полноприводных машин — прим. ред.) — на версиях с АКП все днище прикрыто защитой, в заднем мосту опционно предлагается жесткая блокировка. Сапун заднего моста выведен на раму. Однако экстремально лифтовать L200 я бы не советовал — максимум до колес 33'', тогда можно обойтись даже без резки арок. Кстати, арки узкие, и грязевые колеса требуют применения расширителей арок. Уже на колесах 33'' АКП начинает перегреваться на бездорожье, что не очень хорошо отражается на ее надежности и ресурсе. Могут также возникнуть проблемы со ШРУСами — они не выдерживают увеличенного размера колес. Автомобиль имеет слишком много электроники (особенно версии с АКП), и «мозги» могут не понять вмешательства в тормозную систему и замены главных пар. Таким образом, L200 последнего поколения допускают лишь средний лифт.
Валерий АДАМЕНКО, президент Всероссийского клуба Suzuki
Автомобиль не рассчитан на особо экстремальную подготовку в силу небольших размеров и особенностей конструкции, однако колеса размером 32'' можно установить без проблем достаточно простыми и надежными способами. Во всяком случае я рекомендую охотникам и туристам остановиться именно на данном размере.
Для установки колес такого диаметра применяются стандартные лифт-комплекты, например, фирмы Calmini, рассчитанные на разную степень подъема автомобиля. Трансмиссия машины выдерживает эти колеса, но если все-таки случится поломка, то запчасти легкодоступны и весьма недороги, как новые так и бывшие в употреблении.
Характерная особенность машины: если устанавливаются диски с нулевым вылетом, то можно обойтись без резки арок, если вылет больше, чем ЕТ10, то арки необходимо резать. Боди-лифт обычно составляет 50 мм, но возможен и больший, особенно на экстремальных вариантах.
Иван ГРОШЕВ, технический директор техцентра «Лэнд Круизер Клуб»
Особенность автомобиля — высокая выносливость при установке колес большого диаметра. Он хорош как для спорта, так и для экспедиций и может быть подвергнут сильной лифтовке. На подготовленные машины нет необходимости устанавливать ограничители хода, усиливать детали или вмешиваться в подвеску автомобиля (кроме установки кит-комплекта). На рессорных машинах небольшой лифт достигается подбором тюнинговых рессор, а для колес диаметром 37'' мосты переносятся под рессоры. При этом необходимо переделывать рулевую сошку, кронштейны амортизаторов и перекладывать тормозные трубки (но такой автомобиль уже с трудом может ездить по дорогам общего пользования, и зачастую перемещается уже не своим ходом, поэтому про кастор можно забыть). Для охотников и рыболовов достаточно колес до 35''. В этом случае существуют относительно недорогие конструктивные решения, и при этом не надо менять детали трансмиссии (главные пары и т.д.).
Дмитрий ГАЙДОВ, мастер сервиса « Нива-клуб»
За годы выпуска автомобиля накоплен значительный опыт повышения его внедорожных свойств. Колеса большого размера устанавливаются за счет применения лифтовочных пружин и так называемого «обваренного» заднего моста — на чулок приваривается швеллер с перенесенными на него чашками пружин и креплениями рычагов и амортизаторов. Однако детали несущего кузова зацепляются за большие колеса и почти всегда нужно резать арки. Решения лифтовки стандартные, однако есть и некоторые хитрости: например, если сдвинуть вперед передние колеса, убрав шайбы с оси нижнего рычага (в задней части), то колесо не будет задевать за арки при повороте. Также имеется много недорогих решений по применению деталей подвески от других автомобилей, в частности, «Волги». К сожалению, очень низкое качество запасных частей вынуждает владельцев «Нив» часто обращаться к ремонтникам. В последнее время просто беда с нерегулируемыми ступицами передних колес.
Алексей МОЧАЛОВ, организатор внедорожного рейда «Волок»
Для Nissan Patrol Y60 и Y61 я бы рекомендовал лифт подвески на 50 мм в качестве обязательного элемента подготовки, даже если он будет эксплуатироваться на штатных колесах, так как только с лифтом появляется ход сжатия, который очень мал у штатной подвески. А вот боди-лифт для старых автомобилей я как раз не советую — обычно у семивосьмилетних машин кузов подгнивает, и иногда проваливаются крепления под проставками. Также не стоит лифтовать машину больше, чем на 80 мм, так как значительно ухудшается курсовая устойчивость. Поэтому, если нужно установить большие колеса, лучше активно резать арки. Наиболее сбалансированными с точки зрения управляемости и ресурса деталей подвески (особенно ступичных и шкворневых подшипников) эти модели Nissan получаются на 33–34-дюймовых колесах. Также можно удалить стабилизатор поперечной устойчивости — это почти не сказывается на поведении машины на дороге.
Леонид МИНДЕЛЬ, руководитель внедорожного клуба Club4x4
Подготовка УАЗа для тяжелого бездорожья включает в себя установку колес повышенной размерности (оптимальный размер 33'' для мостов «спайсер» и«колхозных» и 36'' для редукторных), а также боди-лифт 60 мм.
Также для установки колес увеличенной размерности требуется резка арок и порогов, влекущая за собой перенос баков со штатных мест в салон автомобиля либо изготовление нового топливного бака. Лифт подвески не требуется, так как УАЗ обладает вполне достаточной геометрической проходимостью, а увеличение артикуляции подвески влечет за собой поднятие центра тяжести автомобиля, излишнюю валкость и ухудшение курсовой устойчивости. На машину желательно установить гидроусилитель рулевого привода (если автомобиль не укомплектован им на заводе). Желательна установка дисковых передних и задних тормозных механизмов взамен ненадежных и архаичных барабанных.
Игорь КОЗЛОВ, президент московского OFF-ROAD Wrangler Club
Автомобиль имеет хороший потенциал для подготовки к бездорожью. Я бы рекомендовал остановиться на варианте подготовки с помощью боди-лифта под колеса 31'' и установку лебедки. В этом случае машина приобретает брутальный и законченный вид, становится понастоящему проходимой, кроме того, остается с заводской геометрией подвески и стандартными деталями (в случае поломки не надо заказывать тюнинговые запчасти из-за границы). Под каждый размер колес существует свой лифткит. Особенность лифтовки — нет необходимости резать кузов. Нужно обратить внимание на состояние закладных элементов кузова — на старых машинах они могут потребовать усиления. Подготовка автомобиля под колеса свыше 33'' требует большого комплекса работ и является уделом экстремалов, но технические решения есть. Переход с рессорной подвески на пружинную я бы не рекомендовал — слишком много переделок, хотя и существуют комплекты для такой замены.
Алексей КУЛЯ, технический директор сервиса «Автопарк»
Главная особенность внедорожной подготовки «геликов» в том, что вам не требуется резать и варить автомобиль, а большинство изменений в конструкции обеспечивается лифт-комплектами производства ORC, созданными именно для этой машины и одобренными для применения на дорогах общего пользования в Евросоюзе. В частности, при установке больших колес очень редко возникает необходимость резать кузов — как правило, хватает лифта подвески. Но, если решиться работать «по полной», максимальный размер колес при использовании фирменных комплектов лифта подвески и лифта кузова равен 34'' на стандартных дисках. В конструкцию автомобиля заложен большой запас прочности — нет необходимости ничего усиливать доморощенными методами. А внедорожная подготовка вообще на высоте — штатные блокировки всех дифференциалов, сапуны изначально выведены в подкапотное пространство, а все агрегаты находятся внутри мощной рамы.
Сводная таблица по переделкам автомобилей при установке колес большого диаметра | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Марка | Макс. размер колеса, дюймы* | Минимальный лифт | Средний лифт | ||||
Размер, дюймы | Виды работ | Затраты**, руб. | Размер, дюймы | Виды работ | Затраты**, руб. | ||
Niva (ВАЗ-2121 и модификации) | 28,3 | 29-30 | Пружины от Chevrolet Niva или ГАЗ-31105 резаные (без 1,5 витка***). Передние амортизаторы от Chevrolet Niva | Детали — от 7000, работа — от 4000 до 8000 | 30-31 | Обварка заднего моста с переносом чашек пружин и мест креплений рычагов и амортизаторов, удлиненная тяга Панара, проставка под верхний передний рычаг. Резка всех арок. Замена пар в редукторах на 4,3 (от ВАЗ-2101) | Детали — от 15 000, работа: резка арок — от 6000, обварка моста — от 15 000 |
Suzuki Vitara, Escudo, Grand Vitara (до 2005 года) | 28,0 | 30,5 | Проставки под передние стойки, тюнинговые пружины и амортизаторы | Детали — от 15 000, работа — от 10 000 до 13 000 | 31–33 | Лифт-комплект подвески Calmini (рычаги, пружины, амортизаторы, тяги, проставки стоек, система опускания переднего редуктора (проставки), проставки под А-образный рычаг, удлиненные задние тормозные шланги). Для Grand Vitara — удлиненная тяга Панара (вместо А-образного рычага) и регулируемые задние тяги | Детали — от 75 000, работа — от 20 000 до 30 000 |
Land Rover Defender | 32 | 33 | Снять пластиковые расширители арок. Лифт-комплекты производства ARB, Terra Firma, Iron Man (пружины+амортизаторы) | Детали — от 45 000, работа — от 10 000 до 15 000 | 35–37 | Лифт-комплекты подвески Terra Firma, Iron Man (пружины, амортизаторы, рычаги с кастор-китом), регулируемая тяга Панара, страховка внутри пружин (от выпадания), проставки под пружины 60–80 мм, усиление крепления амортизатора, усиленный рулевой демпфер, ограничитель хода сжатия подвески, проставки под амортизаторы, удлинение задних тормозных шлангов и их прокладка по мосту. Удлинение заднего кардана. Резка арок и фартуков | Детали — от 75 000 Работа — от 30 000 — 40 000 |
Merсedes-Benz G | 32 | 33–34 | Лифт кузова-проставки ORC (40 мм), переделка крепления радиатора, удлинение тяги АКП. Ограничение углов поворота передних колес болтами | Детали — от 17 000, работа — от 12 000 до 18 000 | 35–36 | Лифт-комплект подвески ORC или Dobinson (редко применяется) — пружины и амортизаторы, удлиненная тяга Панара, регулируемая рулевая тяга, удлиненные тормозные шланги, ограничители хода подвески. Проставки под диски ORC | Детали — от 45 000, работа — от 25 000 до 30 000 |
Toyota Land Cruiser 70 | 32 | 33–34 | Лифт-комплект подвески ARB (пружины+ амортизаторы) | Детали — от 40 000, работа — от 5000 до 7000 | 35–37 | Боди-лифт 50 мм (фторопластовые или дюралевые проставки), лифт-комплект подвески ARB, резка всех арок, замена главных пар на 5,29. При боди-лифте перенос радиатора на раму, переделка кулисы механической КП. Ограничение углов поворота колес (могут задевать за передние рычаги) | Детали: лифт-комплект — от 40 000, боди- лифт — около 10 000, работа: установка лифт-комплекта — от 10 000 до 15 000, резка арок — 15 000, замена пар — более 50 000 |
Toyota Land Cruiser 80 | 32,8 | 34 | Лифт-комплект подвески ARB (пружины+ амортизаторы). Кастор-кит (сайлент-блоки) или кастор-плата | Детали — от 40 000, работа — от 6000 до 10 000 | 35–37 | На легкие машины — лифт-комплект подвески +100 мм, на тяжелые экспедиционные +120 мм. Замена обоих тяг Панара, проставки под крепление стабилизатора, перенос крепления тормозных шлангов | Детали — от 60 000, работа — от 20 000 до 30 000 |
Mitsubishi L200 (с 2006 года) | 30,5 | До 32 | Лифт-комплект подвески Iron Man, OME и др.(+3'') — пружины передние, стойки, амортизаторы и рессоры. Перенос передних тормозных шлангов | Детали — от 25 000, работа — от 12 000 до 15 000 | 33–35 | До 33'' — без резки арок, свыше — резка передних арок (при этом надо переносить или защищать блок управления, расположенный в правой нижней стойке кузова). Лифт-комплект подвески +80 мм Iron Man, OME и др. — пружины передние, стойки, амортизаторы и рессоры. Перенос и удлинение задних тормозных магистралей. Боди-лифт (фторопласт) самодельный. Переделка приводов КП. Нужна защита низко расположенного радиатора двигателя | Детали — от 55 000, работа: установка лифт-комплекта — от 25 000, резка арок — от 12 000 |
УАЗ-3151 | 31,7 | 32–33 | Задняя подвеска (рессорная) — боди-лифт 60 мм. Переварка пространства под рычагами КП и РК (по желанию). Передняя подвеска (пружинная) — лифт-комплект Iron Man (пружины передние, амортизаторы, задние рессоры). При пружинной подвеске — удлинение шлангов. Резка арок | Детали: боди-лифт — от 2000, работа: установка проставок и резка арок — от 10 000 до 20 000 | 33–35 | Боди-лифт 60 мм, на рессорных машинах — проставки под постели серег или между мостом и рессорами, удлиненные тормозные шланги. Нужно ставить ГУР, резать арки и пороги | Детали — от 20 000 до 50 000, работа — от 10 000 до 30 000 |
Jeep Wrangler (CJ, YJ, TJ, YK ) | 30 | 31–33 | Боди-лифт 50–80 мм (для колес 33'' — 80 мм), киты или самодельные проставки из нержавейки. Усиление муфты рулевого привода (в месте шлицевого соединения), перекладка передних тормозных трубок | Детали — от 15 000, работа — от 15 000 до 20 000 | 34–35 | Трансмиссионный лифт-кит фирм Rubison, ProComp, Rancho, SuperLift, SkyJacher (4 рессоры, стремянки, амортизаторы, стойки стабилизаторов, удлиненная сошка рулевого редуктора). Боди-лифт Performance. Кастор-кит заднего моста. Удлинение заднего кардана. Усиленные удлиненные шланги переднего и заднего мостов. При большом боди-лифте — удлинение и изменение формы рычагов КП. | Детали: лифт-кит подвески — от 65 000, боди-лифт — от 9000, работа — от 30 000 до 40 000 |
Nissan Patrol (Y60 и Y61) | 32 | 33–34 | Лифт-комплект подвески +50 мм OME, Iron Man, Dobinson, Tough Dog (пружины и амортизаторы) | Детали: лифт-комплект — от 40 000 до 70 000, работа — от 12 000 до 20 000 | 35–36 | Лифт-комплект подвески +80 мм OME, Iron Man, Dobinson, Tough Dog (пружины, амортизаторы, тяга Панара). Резка арок. Может потребоваться перенос креплений продольных рычагов. Редукторы от моделей с двигателем RD28T (2,8 л) | Детали: лифт-комплект — от 50 000 до 80 000, работа: установка под- вески — от 20 000 до 30 000, резка арок — от 10 000 до 20 000 |
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор, Роман ТАРАСЕНКО, производители, архив редакции
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.