Непревзойденный гуру

Suzuki Jimny с разных точек зрения

Свой первый внедорожник Jimny (с 1970 по 1998 год он имел экспортное название Samurai) компания Suzuki выпустила в 1968-м. С того времени прошло почти 40 лет, а машина практически в первозданном виде до сих пор весьма популярна на многих рынках мира. В чем секрет народной любви к этому маленькому автомобилю, решили проверить сотрудники редакции

Европейская премьера сегодняшнего поколения Suzuki Jimny состоялась еще в 1998 году. С того времени был проведен всего один рестайлинг модели. Да и тот в основном затронул только интерьер — старомодный рычаг управления режимами раздаточной коробки уступил место современному регулятору с электроприводами, появилась совершенно новая передняя панель, а материалы отделки салона стали более качественными. Из мелких, но не менее приятных изменений можно отметить переместившийся из перчаточного отделения под рулевую колонку рычажок открывания капота и расположение кнопки звукового сигнала по центру рулевого колеса (ранее это были две небольшие клавиши по краям ступицы руля). Конечно, все нововведения пошли автомобилю только на пользу — интерьер стал выглядеть не только намного привлекательнее, но и практичнее — например, к уже привычному перечню дополнительных емкостей для мелочовки (бардачок и кармашки в обшивке дверей) прибавился вместительный бокс под сиденьем переднего пассажира.


Жужик

С Suzuki Jimny я знаком уже давно. Впервые удалось прокатиться на маленьком внедорожнике лет десять назад. Помнится, машинка оставила неожиданно приятное впечатление, а нынешние поездки его лишь освежили. Несмотря на моторчик лиллипутского объема 1,3 л, Jimny оказался живчиком. Носиться на нем по городу одно удовольствие. Достаточно динамичный и пронырливый, он позволял не только не отставать от плотного потока мегаполиса, но и порой даже перемещаться в нем быстрее, чем на более мощных машинах. Преимущество ему дают скромные габариты и высокая маневренность. Но в этот раз радужную картинку подпортил допотопный четырехступенчатый автомат. И хотя он относительно расторопен, в его недрах погибает изрядное количество «лошадок» из и без того не слишком большого подкапотного «поголовья». А расход топлива, если ехать на всю железку, сравним с таковым у двухлитрового автомобиля. С механикой, помнится, Suzuki вел себя в этом смысле пристойнее, а разгонялся гораздо быстрее. Если верить данным производителя, разница в разгоне до 100 км/ч у механической и «автоматизированной» версий составляет более трех секунд. Это целая вечность!

Зато создатели Jimny смогли наделить его вполне приличной управляемостью, насколько это вообще возможно для внедорожника с неразрезными мостами. Конечно, короткобазный «проходимец» по определению склонен к галопированию. Но это, пожалуй, единственный недостаток в ездовых повадках, да и он выражен умеренно. В остальном маленький Suzuki ведет себя понятно и надежно. Даже рулится, в общемто, неплохо. Энергоемкая подвеска позволяет не обращать внимания на дорожные изъяны, трамвайные пути и всяких там «лежачих полицейских». А на бездорожье Jimny легко уделает любой паркетник — лазит он просто отменно. Даром что вид у «малыша» несерьезный. К слову, игрушечная внешность этого автомобиля отрицательно сказывается на его популярности у мужской аудитории. Я бы вот тоже его не купил, несмотря на все мои симпатии. Предшественник Jimny — Suzuki Samurai — обладал более приемлемым с моей точки зрения экстерьером в стиле милитари. Надо было японцам продолжать в том же духе...


В ритме ретро

Несмотря на почтенный возраст конструкции автомобиля, к эргономике водительского места претензий минимум — устроиться с должным комфортом здесь может человек практически любой комплекции. Неплохо обстоят дела и с обзорностью — большая площадь остекления и солидных размеров наружные зеркала заднего вида практически не оставляют мертвых секторов, а хорошо видимая передняя кромка капота обеспечивает очень точное чувство габаритов машины.

Водителю и переднему пассажиру, несмотря на небольшие размеры самого автомобиля, места вполне хватает. Неудобно там будет только уж очень крупным людям. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Даже по документации салон рассчитан на четырех пассажиров, так что троим на втором ряду делать абсолютно нечего.

Более-менее комфортно на заднем диване себя почувствуют только дети. К тому же попасть на него через откинутое переднее кресло без соответствующей тренировки будет очень непросто. А уж про объем багажного отделения даже и говорить как-то неудобно — всего 83 л! Однако при сложенных задних сиденьях его вместимость можно увеличить до приемлемых размеров — 622 л. Возможен и компромисс — сложить только одну часть: разницы в том, какую именно, не будет — они абсолютно одинаковые. Зато благодаря откидывающейся в сторону задней дверикалитке закладывать вещи в грузовое отделение достаточно удобно. Вот только открывается эта дверь на праворукий манер — к обочине.


В наказание женам

Чтобы Suzuki Jimny стал автомобилем для настоящего дачника, на него нужно установить опционный фаркоп (11 000 руб.) и прицепить к нему тележку, да желательно побольше. Потому как штатный багажник по объему немногим превосходит салонные бардачки некоторых «взрослых» машин. Сложенные задние сиденья не решают проблему — свободно разместить в салоне рассаду по весне или свежесобранный урожай осенью будет весьма затруднительно. Кроме того, так часто появляющаяся необходимость доставить на любимую дачу такие нужные по хозяйству длинномеры (как то: доски, плинтусы, самый разный садовый инвентарь) может создать целую проблему. Их сложно перевезти даже на крыше, хотя на ней имеются штатные релинги: расстояние от передней до задней точки автомобиля — всего-то чуть более 3,5 м (а крыша и вовсе крохотная).

Ну разве что использовать Jimny в качестве второго авто с целью съездить на рыбалку да еще забраться туда, куда Макар телят не гонял. Ведь внедорожный потенциал у этого малыша весьма внушительный. Правда, тогда имеет смысл поменять резину на что-нибудь позлее, и не помешало бы лебедку установить (а заодно и силовой бампер). Но в этом случае я должен буду иметь в виду, что компанию мне смогут составить в лучшем случае два человека (а более реалистично — только один), так как большую часть объема салона опять-таки займет рыбацкое снаряжение. Кроме того, я пока не готов раскошелиться на дополнительные 650 000 руб. Да и много ли таких найдется?

Ездить по городу на Jimny мне не понравилось. Машина козлит на каждой кочке, норовя при этом спрыгнуть с траектории, отчаянно орет своим микроскопическим мотором и ни фига не едет. В ее не слишком впечетляющей динамике виновата, пожалуй, древняя четырехдиапазонная АКП. Что касается козления, то можно ли ожидать другого поведения от экстремально короткой базы и неразрезных мостов? Вообще мне не понятно, почему эту кроху мужья с упорством, достойным лучшего применения, покупают своим женам? Может быть, хотят таким образом отомстить им за что-то?


Инженерия

Современная интерпретация Suzuki Jimny для российского рынка оснащается всего одним 1300-кубовым бензиновым мотором с системой многоточечного впрыска MPI и механизмом газораспределения с изменяемой геометрией VVT. Вкупе с ним предлагаются два типа трансмиссий: четырехдиапазонная автоматическая или пятиступенчатая механическая.

Если говорить о внедорожной составляющей автомобиля, то по своей сути Suzuki Jimny — чистокровный «проходимец». В качестве несущего элемента выступает лонжеронная рама, а полноприводная трансмиссия работает по самой внедорожной схеме Part-time. На твердых покрытиях крутящий момент от силового агрегата передается только на задние колеса (режим 2WD). За подключение переднего моста в раздатке отвечает пневматически управляемая муфта, позволяющая переходить из моноприводного в режим 4WD при движении на скорости до 100 км/ч. Кроме этого, в трансмиссии предусмотрен и понижающий ряд, предназначенный для движения в тяжелых условиях. Управление режимами трансмиссии осуществляется с помощью клавиш на центральной консоли. Кстати, поскольку в системе полного привода у Suzuki Jimny отсутствует межосевой дифференциал, использовать его рекомендуется только на сухих и твердых поверхностях. В противном случае возникающая циркуляция мощности может привести к повышенному расходу топлива, быстрому или неравномерному износу шин и даже поломкам элементов трансмиссии.

Подобно системе полного привода подвеска у автомобиля тоже незамысловатая по конструкции — пружинная, зависимая. Задний неразрезной мост связан с кузовом одним продольным рычагом, а передний, также неразрезной, — тремя. Пружины и амортизаторы в обоих случаях установлены раздельно. И спереди и сзади имеются стабилизаторы поперечной устойчивости.


Мал, да удал!

Еду я как-то по запруженному автомобилями столичному переулку и, как обычно, думаю, где запарковаться. Вижу небольшое местечко, там еще и бордюр высокий, но я радуюсь: «Это то что надо, ведь я на малыше Jimny». Несмотря на свои скромные габариты, Suzuki Jimny — полноценный автомобиль, а на дороге его уважают, откровенного пренебрежения, во всяком случае, я не заметила. Симпатягой я бы его не назвала, но обаяние есть несомненно. Дизайн интерьера на мой вкус весьма консервативен, да к тому же еще и монохромен, зато эргономика неплохая, например, приборы читаются хорошо, да и все нужные кнопки под рукой.

Поскольку это все же внедорожник, в выходные отправляюсь с подругой в окрестности Владимира, чтобы и машинку испытать, и приобщиться к прекрасному. Я неплохо устроилась на водительском месте, и моей попутчице рядом хорошо, а вот сзади тесновато, так что на этом авто лучше путешествовать вдвоем.

Если не превышать ограниченный нашими ПДД скоростной режим, то на трассе Jimny неплох. После двух часов езды мы свернули на проселок — нас привлекла одна церквушка. На ухабистой грунтовке после дождя были огромные довольно глубокие лужи (на обычном седане я бы не рискнула ехать по такой дороге). Посоветовавшись, мы все же решили продолжить путешествие, естественно, включив полный привод. Понадеялись на Jimny и не ошиблись. Без труда преодолели этот самый неприятный во всем путешествии участок дороги — видимо, автомобиль способен двигаться и по более тяжелому бездорожью, но, к счастью, оно нам не попалось. Как говорится, мал, да удал!


Ничего лишнего

У официальных российских дилеров можно приобрести только автомобили с кузовом трехдверный универсал и единственным мотором 1,3 л, с которым предлагаются как автоматическая, так и механическая коробки передач. Комплектация также единственная — Mode 2. Она включает в себя кондиционер, электроприводы боковых стекол и зеркал, CD-проигрыватель с двумямя колонками, фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира, релинги на крыше, обогрев сидений и заводскую тонировку, систему ABS, передние противотуманные фары. Автомобиль оснащается центральным замком с дистанционным управлением и иммобилайзером. За отдельную плату предлагают комбинированный кожаный салон, цвет металлик и легкосплавные колеса.

Дополнительно на автомобиль можно установить лишь некоторые аксессуары, в частности, «кенгурин» — от 12 000 руб., пороги — от 7000 руб., угловую защиту заднего бампера — 8000 руб., тягово-сцепное устройство — 11 000 руб., брызговики — 3000 руб.


Волшебное слово

От этого слова у любого заядлого джипера сразу загораются глаза и учащается пульс — ведь оно символизирует принадлежность машины к настоящим, «правильным», внедорожникам. Стоит только сказать: «мосты», и автомобиль с ними сразу поднимается по иерархической лестнице в глазах любителей бездорожья.

Маленький Suzuki Jimny — один из немногих выпускающихся в настоящее время внедорожников с неразрезными мостами, а значит, может быть подвержен любому, даже самому глубокому, тюнингу. Конструкция с несущей рамой и зависимой подвеской способна легко перенести и боди-лифт, и лифт подвески, даже несмотря на изначально скромные размеры. Кроме этого, для него выпускаются комплекты «китов» в раздаточную коробку, а в моторный отсек можно имплантировать двухлитровый двигатель. На раму можно навесить большой ассортимент дополнительного оборудования — силовые бамперы, лебедку и даже внешний каркас безопасности, окружающий кузов прочной клеткой.

Опыт участия Jimny в соревнованиях показывает, что это надежный и неприхотливый автомобиль. И за эти свойства — надежность, потенциал для тюнинга и отличную проходимость — мы готовы ему простить и шумный, тесный, практически двухместный, салон, и короткую базу, из-за которой он «козлит» на неровностях, и неказистый внешний вид.

Мне лично Jimny с автоматом в городских условиях понравился — на нем легко можно держаться в потоке, пусть даже иногда и с «тапкой в пол». Минимальный радиус поворота, отличная маневренность и полная свобода при парковке: можно «втиснуться» в самую маленькую «дырку», а также остановиться там, куда легковой автомобиль просто не проедет, — на неровностях асфальта и высоких бордюрах.

Аскетичность салона — это следствие его функциональности — все, что можно испачкать в грязи, будет легко отчищено водой и мокрой тряпкой.

Этот малыш — настоящий внедорожник, а для любителей офф-роуда он может стать и отличным городским автомобилем — ведь мы грязь всегда найдем. Кстати, в споре, какая коробка передач лучше для бездорожья — автомат или механика, — я лично голосую за автоматическую трансмиссию!


Что и почем?

Кроме того, компания предлагает покупателю схему с субсидированной процентной ставкой по кредитам, представленную двумя базовыми программами «Автостандарт» и «Автолайт», которая действует и в отношении модели Suzuki Jimny. В этом случае предусмотрена компенсация дилером существенной части затрат клиента на покупку автомобиля в кредит, фактически предоставляя ему беспроцентную рассрочку на машину. Кредит дается в рублях на срок от одного до пяти лет, а минимальный размер первоначального взноса составляет всего 20% от полной стоимости.

Вторая схема кредитования со сниженными тарифами, предлагаемая в рамках программы Suzuki Finance (она начала действовать еще с 5 августа), включает в себя весь модельный ряд автомобилей Suzuki без исключения. Это базовая программа кредитования банка ВТБ24 (ЗАО) «Автостандарт», но с пониженными тарифами только для покупателей Suzuki. Специальные процентные ставки по программе Suzuki Finance были снижены на один-два пункта и теперь начинаются от 15% годовых в рублях. Кредит предоставляется на срок от одного до пяти лет при первоначальном взносе от 20 до 50%. Данная схема кредитования будет действовать на все версии автомобилей Suzuki Jimny до 31 декабря 2009 года.


У внедорожника есть предел

Получив сей автомобильчик поздним пятничным вечером от коллег из нашей редакции, я решил отправиться к друзьям на дачу, так сказать, немножко покутить.

На асфальте Jimny ведет себя довольно жестко, но в принципе толчки от неровностей дороги на кузов передаются не очень сильно. Немного хуже дело обстоит с продольной раскачкой кузова, однако эта проблема легко решается снижением скорости. В городе автомобиль легко держится в потоке, а небольшие размеры не вызывают затруднений при маневрировании.

В общем, поведение на дороге этого маленького внедорожника соответствует всем канонам больших джипов. Расход топлива у машин с автоматической коробкой передач ненамного больше, чем у имеющих механическую. При этом с автоматом, конечно, наблюдается некоторая потеря динамики разгона, но в любом случае 85-сильный мотор явно не для гонок.

Благодаря большому дорожному просвету и короткой базе автомобиль сможет легко ехать по пересеченной местности — «засадить» его будет не так-то просто. А небольшой вес и удачно подобранные передаточные числа в коробке дают возможность карабкаться даже на очень крутые склоны. Но при этом не стоит забывать, что и у внедорожника тоже есть предел проходимости.

В этом-то мне как раз и удалось убедиться, когда я решил проверить, насколько велик внедорожный потенциал Suzuki Jimny на размытой проливным осенним дождем грунтовой дороге.

Сначала все шло как по маслу (не в смысле качества грунта), машина без проблем ехала и не подавала ни малейших признаков того, что она может застрять. Поэтому я решил опробовать ее внедорожные свойства в тракторной колее, о чем спустя несколько минут пожалел. Автомобиль сел на пузо в прямом смысле этого слова. Походив вокруг него около получаса, я не придумал ничего лучшего, как позвонить друзьям и обратиться к ним за помощью. Спасения пришлось ждать недолго — их дачный участок находился в 5 км от места, где я застрял.

Вскоре после моего звонка подоспела помощь с лопатами, и автомобиль был благополучно извлечен из тракторной колеи.


Обслуживание и содержание

Гарантия на автомобиль — три года или 100 тыс. км пробега. Техническое обслуживание производитель рекомендует проводить каждые 15 тыс. км пробега или один раз в год, при этом его базовая стоимость не превышает 7000 руб. При достижении пробега в 2 тыс. км необходимо поменять масло в двигателе и масляный фильтр, это обойдется примерно в 3600—4000 руб. вместе с расходниками. Комплект передних тормозных колодок в магазинах официальных дилеров можно приобрести за 5000 руб., а их замена стоит 1341 руб.

Ежегодный дорожный налог на Suzuki Jimny равен 600 руб., что совсем не накладно для владельца данного автомобиля.

Стоимость полиса КАСКО (угон и ущерб) на автомобиль с автоматической коробкой передач, по данным нескольких страховых компаний, варьирует от 93 000 до 115 000 руб.

Эта сумма получается при следующих условиях: в полис должно быть вписано не более двух человек, при этом их возраст должен быть не меньше 27 лет, а водительский стаж — не менее семи. Оплата документа осуществляется единовременно, а срок страхования автомобиля не должен превышать один год.


Просто и надежно

Снаряженная масса Suzuki Jimny ненамного превышает тонну. Так что 85-сильный мотор, имеющий достаточно широкий рабочий диапазон, вполне способен обеспечить автомобилю приемлемую динамику, но... Ему мешает архаичный четырехдиапазонный автомат. Надо заметить, не самый удачный выбор в пару к 1,3-литровому силовому агрегату, о чем свидетельствует существенный проигрыш в динамике разгона (на который и обратил внимание наш гонщик) по сравнению с версией Jimny, оснащенной механической коробкой передач.

Зато к тормозам предъявить какие-либо претензии сложно — они отличаются достаточной эффективностью и хорошей информативностью привода, позволяя точно дозировать степень замедления. В крутых виражах Jimny немного недостает реактивного действия на руле, но при умеренных углах его поворота проблем не возникает. Крены также можно признать умеренными. Относительно жесткая подвеска обладает высокой энергоемкостью и прекрасно держит удары даже от крупных неровностей. Плавность хода и ездовой комфорт в целом находятся на неплохом уровне. Правда, короткая база предопределяет повышенную склонность к раскачке.

Простая и надежная конструкция шасси, трансмиссия с жестко подключаемым полным приводом и понижающей передачей, а также великолепная внедорожная геометрия обеспечивают Suzuki Jimny отличную проходимость.


Конкуренты

К конкурентам Suzuki Jimny можно отнести Chevrolet Niva. Стоимость его базовой версии — 412 000 руб., а в максимальном оснащении — на 74 000 руб. дороже. При этом полная комплектация Niva по количеству опций не уступает Suzuki Jimny, но дешевле почти на 140 000 руб. Однако для Niva не предусмотрено автоматической коробки передач, а на Suzuki она доступна, причем разница между механикой и автоматом — 43 000 руб.

Также в какой-то степени конкурентами можно считать двух «братьевблизнецов» Fiat Sedici и Suzuki SX4 с полноприводными трансмиссиями. С одной стороны, автомобили компактные и даже имеют больше внутреннего салонного пространства, а с другой, не могут похвастать тем внедорожным потенциалом, который есть в арсенале Suzuki Jimny.

Технические характеристики Suzuki Jimny
Модификация 1,3L VVT
ДвигательБензиновый
Рабочий объем, см31328
Расположение и количество цилиндровR4
Мощность, кВт(л.с.) при об/мин62,5 (85,2) при 6000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин110 при 4100
Коробка передачАвтоматическая
Передаточные числа:
I4,425
II1,586
III1,000
IV0,696
Задний ход2,300
Главная передача4,090
Передаточные отношения в РК
I1,320
II2,643
ПриводПодключаемый полный
Подвеска передняяЗависимая, пружинная
Подвеска задняяЗависимая, пружинная
Тормозные механизмы спередиДисковые вентилируемые
Тормозные механизмы сзадиБарабанные
Максимальная скорость, км/ч 135
Время разгона 0-100 км/ч, с17,2
Расход топлива город/трасса, л/100 км9,9/6,6
Топливо/емкость топливного бака, лАи-95/40
Тип кузоваУниверсал
Количество дверей/мест3/4
Длина/ширина/высота, мм3645/1600/1705
Колесная база, мм2250
Колея спереди/сзади, мм1355/1365
Дорожный просвет, мм190
Шины спереди/сзади205/70R15 (∅26,3'')
Снаряженная масса, кг1075
Полная масса, кг1420
Объем багажника, л113-816
Цена, руб.668 000

текст: Сергей ЗУБЕНКОВ
фото: Антон МАЛЫШЕВ


№12 декабрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты