Из-под пера русской писательницы серебряного века Тэффи однажды вышел замечательный гибрид двух русских пословиц — про зайца и про обжегшегося на молоке. Звучал он так: «Пуганый заяц на кусты дует». Лучшее определение для современного российского рынка автокредитования и придумать сложно
Один раз постояв на краю кредитной ямы и едва в нее не свалившись, наши сограждане очень быстро охладели к этому финансовому инструменту. Стоит напомнить, что накануне кризиса больше половины автомобилей продавалось с использованием кредитных схем. Если люди перестали брать кредиты, то получается, что продавцы автомобилей лишились примерно половины своих клиентов. Глядя на предварительные итоги года по количеству проданных машин, понимаешь, что так примерно и получается. Причем падение продаж коснулось не только иномарок, ввезенных изза границы, но и тех автомобилей, что произведены в России, — как отечественных, так и иностранных брендов. Под угрозой оказалась целая отрасль, в которую так или иначе вовлечены миллионы наших соотечественников. Правительство еще год назад бросилось спасать российских производителей и продавцов автомобилей.
Льготы не для всех
Одним из шагов стало введение льготных условий кредитования при покупке машин российского производства. Так как эта программа направлена в первую очередь на поддержку отечественного автопроизводителя, прежде всего надо было составить четкий список критериев, которым должны соответствовать машины, чтобы их можно было считать российскими. Минпромторг России совместно с Федеральной антимонопольной службой разработал подобный документ. Согласно ему на поддержку могут рассчитывать в первую очередь автомобили, производимые в рамках соглашений по «промышленной сборке», а также те машины, которые собирают по полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку кузовов. Таким образом, государство постаралось максимально далеко отодвинуть от кормушки производителей, работающих исключительно в так называемом режиме отверточной сборки. С другой стороны, отечественные производители, не подписавшие соглашение о промсборке, но осуществляющие полноценное производство в России, также могут рассчитывать на господдержку. Теперь, считают в ФАС, нам всем стало понятно, какой смысл вкладывается в понятие «отечественный автомобиль».
Однако через несколько месяцев после запуска программы стало ясно, что очереди из страждущих у дверей банков не выстраиваются, и тогда было принято решение скорректировать условия выдачи льготных автокредитов. В отредактированном варианте основное изменение заключается в увеличении максимальной стоимости автомобилей, попадающих под программу, до 600 000 руб. В принципе непонятен сам факт искусственного ограничения верхней ценовой планкой. Не будет большим откровением сказать, что программа льготного кредитования появилась не столько для спасения отечественной автомобильной отрасли, сколько для поддержки банковских структур — ведь выдавать такие кредиты вправе только те банки, которые имеют долю участия государства или Центробанка не менее 50%. Ну так и пусть, как прежде, каждый будет покупать ту машину, которая ему по карману, а банки и государство в их лице будут получать с этого свой законный процент.
20 октября в Калуге Премьер-министр России Владимир Путин и председатель правления концерна Volkswagen AG профессор д-р Мартин Винтеркорн объявили об официальном запуске производства полного цикла на российском заводе. Развитие калужского предприятия является частью международной экспансивной стратегии концерна Volkswagen на российском рынке — одном из важнейших и долгосрочно развивающихся рынков мира.
«Россия находится в процессе становления одной из ведущих автомобильных наций мира, и концерн Volkswagen будет участвовать в этом процессе в качестве успешного и надежного партнера. Сегодня мы окончательно стали российским производителем», — заявил д-р Винтеркорн в Калуге.
В течение первого этапа строительства предприятия с момента запуска крупноузловой сборки моделей в ноябре 2007 года было произведено более 100 000 автомобилей марки Volkswagen и Skoda для российского рынка. Запущенное сегодня производство полного цикла, включающее в себя сварку, окраску и сборку, позволит выпускать с 2010-го до 150 000 машин в год. В течение следующих месяцев концерн Volkswagen расширит продуктовую линейку на заводе за счет еще трех моделей, в число которых входит специально разработанный для России седан.
«Volkswagen делает ставку на устойчивый рост российского автомобильного рынка, столь важного для концерна. Сегодня благодаря своим сильным маркам и впечатляющим технологиям компания уже вошла в тройку лидеров среди групп производителей на российском рынке по количеству проданных автомобилей. Именно завод в Калуге, обладающий широкими возможностями и гибкостью, стал решающим фактором в достижении такого успеха», — заявил профессор Йохем Хайцман, член правления концерна, отвечающий за производство.
За два года с момента запуска крупноузловой сборки в Калуге доля концерна Volkswagen на российском рынке увеличилась более чем в два раза — с 3,2 до 6,6%, несмотря на сложную ситуацию. В то время как весь российский рынок за девять месяцев текущего года сократился более чем наполовину, объемы продаж концерна Volkswagen уменьшились только на одну пятую.
Только в калужский завод Volkswagen инвестировал 570 млн евро. С лета 2009 года на предприятии работает собственный таможенный пост, на котором проходят оформление комплектующие, доставленные по железной дороге. С общим объемом инвестиций в 774 млн евро концерн Volkswagen является крупнейшим иностранным инвестором в российскую автомобильную промышленность.
Штат российского подразделения немецкого концерна насчитывает сегодня более 1800 человек в Калуге и еще 300 в сбытовой структуре в Москве. К концу 2010-го число сотрудников завода увеличится примерно до 3000.
Что-то меняется
Кажется, эта светлая мысль посетила и наших чиновников — о возможности отмены ограничения по максимальной стоимости автомобиля в конце октября заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее словам, вопрос находится на рассмотрении правительства. Если это все-таки случится, то любители внедорожников перестанут чувствовать себя изгоями. Ведь на территории нашей страны сейчас выпускается широкий спектр полноприводных автомобилей — от вполне бюджетных вариантов до машин премиум-класса.
Самая большая палитра производится на калининградском заводе «Автотор». Наиболее доступный вариант — выпускающийся здесь с 2004 года внедорожник Kia Sportage, а в начале нынешней осени компанию ему составил полноразмерный Kia Mohave, новинка нашего рынка. Также здесь собирается вся гамма полноприводных моделей BMW — с сентября 2006-го выпускается компактный BMW Х3, а с лета 2009-го к нему присоединились старшие братья — полноразмерные BMW Х5 и BMW Х6. Причем модели пользуются настолько устойчивым спросом, что для их сборки была запущена новая линия производительностью до 15 000 машин в год.
Американский концерн General Motors на берегах Балтики представлен сразу тремя брендами. За наполнение люксового сегмента отвечает марка Cadillac с полноразмерной моделью Escalade и кроссовером Cadillac SRX. Имеющий армейские корни Hummer представлен двумя моделями — компактным Hummer Н3 и более крупным Hummer Н2. Также собираются две модели с крестом на радиаторной решетке — Chevrolet Tahoe и TrailBlazer.
Кстати, автомобили под маркой Chevrolet производятся и на собственном российском заводе корпорации General Motors, который находится под Петербургом, в городке Шушары. Из всей гаммы внедорожников концерна там пока собираются лишь две модели — кроссоверы Chevrolet Captiva и его брат-близнец Opel Antara.
Компания Sollеrs на своем заводе в Набережных Челнах выпускает всю гамму внедорожников южнокорейской компании SsangYong — модели Rexton, Kyron, Actyon и пикап на его базе Actyon Sports. Внедорожники другого подразделения Sollеrs — прославленные «уазики» — попали под действие программы льготного автокредитования еще летом, как только была поднята планка до 600 000 руб. Также условиям программы уже соответствуют внедорожники, собранные в Таганроге компанией ТагАЗ, — модели Road Partner и Tager (отчет о тестдрайве последнего вы можете прочитать в этом номере нашего журнала).
Так как в документе Минпромторга при определении понятия «российский автомобиль» особый упор делается на машины, изготовленные в режиме промышленной сборки, то среди явных фаворитов оказывается модель Nissan X-Trail, которую именно в таком режиме стали изготавливать этой осенью на заводе Nissan в местечке Каменка под Санкт-Петербургом. Впрочем, серьезную конкуренцию японскому концерну будет составлять продукция немецкой компании Volkswagen, которая на своем заводе в Калуге уже изготавливает по полному циклу модель Tiguan и обещает, что к ней в ближайшее время присоединится очень популярный на нашем рынке Touareg.
текст: Алексей ХРЕСИН
фото: фирмы-производители
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.