Самое сложное трофи

Вепсский лес

На «Вепсский лес» приезжают немного участников — это соревнование в кругах российских и иностранных джиперов заслуженно считается одним из самых тяжелых. Трое суток полного бездорожья по глухим безлюдным уголкам Ленинградской области — вот что такое «Лес»

Трассы этого соревнования традиционно сделаны в виде линейных спецучастков — спортсменам необходимо пройти длинный маршрут через множество контрольных точек. Побеждает тот, кто одолеет весь маршрут быстрее всех. Однако таких оказывается немного — около половины стартовавших.

Глухоманье

Путь на автомобиле от Москвы до села Видлицы, в окрестностях которого располагался базовый лагерь, занимает около десяти часов. Чтобы объехать окрестности Санкт-Петербурга и сильно загруженную трассу Е105, надо в Бологом свернуть на север и проехать местными, частично грейдерными, дорогами на Тихвин, а от него еще сто с лишним километров по засыпанному камнями лесному грейдеру, которому даже присвоен номер в российском реестре дорог. Путь проходит по глухим безлюдным местам, населенные пункты редки, расстояние между ними местами составляет несколько десятков километров. Ночью в свете фар видны улепетывающие от машины зайцы, взлетающие совы, сидящие на обочинах лисы, а два раза прямо на пути стояли лоси. Но, в общем-то, это и неудивительно, что животных здесь намного больше, чем в окрестностях мегаполисов.

Долина реки Оять, прорезающая Вепсскую возвышенность, ранним утром наполняется туманом, из которого торчат лишь макушки холмов с вековыми елями. В Москве и Питере лили дожди, а здесь, всего лишь в 250 км от Северной столицы, было солнечно и тепло.

Все флаги в гости

Соревнование «Вепсский лес» давно имеет самый высокий статус — сначала оно было этапом Чемпионата России, затем этапом Кубка Балтии, а ныне должно было стать первым в истории трофи-рейдов российским этапом Кубка NEZ FIA.

Однако за неделю до старта административные проволочки российских чиновников не позволили ему подтвердить этот статус. Несмотря на то что около тридцати заявленных иностранных спортсменов не приехали, многие сильные зарубежные участники вышли на старт. Финны, эстонцы, латыши составили достойную конкуренцию российским гонщикам. Кроме этого, на «Лесе» проходил финальный этап Чемпионата России по трофи-рейдам на ATV, и в состязании участвовали сорок два квадроциклиста.

Те, кто не хотел или не смог стартовать в спортивном зачете, могли попробовать свои силы в категориях «Туризм», «Туризм-Open». Для них был приготовлен рейд к заброшенной деревянной церкви — символу мероприятия. «Туристы» проехали тяжелый и технически сложный двадцатикилометровый маршрут за сутки.

Любителям внедорожного ориентирования и квестов на стандартных внедорожниках приготовили категорию «Гранд-туризм». Всего в зачетах стартовало 104 автомобиля и ATV.


Вепcский край

Вепсы — малый народ финноугорской группы, компактно проживающий в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях, практически полностью ассимилировавшийся с русским населением. До революции его представители официально именовались «чудью». Численность этого народа в настоящее время — менее 10 000 человек, хотя многие вепсы в силу разных причин при переписях указывались русскими. Некоторые сельсоветы в Подпорожском районе Ленинградской области считаются национальными. В довоенные годы существовало три национальных района в Карелии и Ленинградской области, однако репрессии тех лет не обошли и этот народ стороной — частично вепсы были насильственно переселены из мест своего обитания. Небольшие группы вепсов — переселенцев начала ХХ века — имеются в Забайкалье и на Украине. Ныне вепсский язык занесен ЮНЕСКО в список исчезающих, однако существуют и учебники этого языка и литература на нем. Несмотря на то что подавляющее большинство вепсов — православные христиане, до сих пор в их культуре присутствуют некоторые древние языческие обряды. Народные устные эпосы рассказывают об истории заселения края. В селе Видлицы каждый год проходит национальный праздник «Древо жизни».


Кольца и лепестки ромашки

Для того чтобы была возможность контролировать местоположение участников на трассе, маршрут трофи-рейда проложили таким образом, что спортсмены несколько раз возвращались в лагерь — они ездили по петлям, по конфигурации напоминающим лепестки ромашки. От этого строилась тактика разных экипажей — в течение двух суток необходимо было дважды останавливаться на обязательный отдых, причем это можно было сделать как в лагере, так и в любой точке маршрута, где наступило время «Ч». Кто-то непрерывно ломился по трассе, а кто-то «подгадывал» момент стоянки к нахождению вблизи лагеря, чтобы выспаться в своих палатках или кемперах.

С первых же километров разгорелась ожесточенная борьба в категории ТР3 между сильнейшими российскими спортсменами — Сергеем Хальзевым, Срджаном Зечевичем, Михаилом Клюйко, Владимиром Амельченко, Романом Антоновым и иностранцами — латышом Вильнисом Зейза и финном Тапио Сиитоненом. В результате из-за поломки почти у самого финиша многие участники выбыли из борьбы, а на третье место буквально прорвался очень интересный экипаж в составе Владимира Терентьева из Петрозаводска и Алексея Александрова из Санкт-Петербурга. Карельско-питерская команда сформировалась незадолго до старта, и ее члены были очень довольны друг другом и показанным результатом — финишем и призовым местом, ведь на «Вепсском лесу» самое главное — это пройти всю трассу, покоряющуюся далеко не каждому. Как сказал на финише Владимир, научил его по-настоящему ездить на бездорожье штурман. Крутые глиняные подъемы, болота, каменные речные русла, глубокие лесовозные колеи — разнообразие трасс потрясающее.

Пока спортсмены распутывали петли своих трасс, группы «Туризм» и «Туризм-Open» отправились в рейд к заброшенной деревянной церкви, чтобы переночевать возле нее и вернуться назад. Далеко не все смогли преодолеть двадцать километров до этой точки — ломались мосты, двигатели, трансмиссии. Но в лесу не остался никто — при помощи товарищей все выехали на твердую дорогу. Этот рейд был квалификационным для тех, кто смог в последний день соревнования выехать на одну из спортивных петель, и результаты распределялись именно по итогам ее прохождения.

В зачете «Гранд-туризм» еще при регистрации все обратили внимание на украшенный аэрографией Hummer II Сергея Доли, победителя этого зачета на последней «Ладоге». Сергей сменил спортивный автомобиль на гражданский для того, чтобы доказать, что побеждает не машина, а экипаж. В этом зачете было немало обычных паркетников, а новичков, впервые приехавших на соревнование, торжественно приняли в джиперы, окатив их «железного коня» шампанским. «Гранд-туристы» разгадывали традиционный для этого зачета квест по культурным и природным достопримечательностям Вепсского края.

Не обошлось и без скандала — один из экипажей послал свою техничку на разведку части точек, но организаторы зафиксировали этот момент и дисквалифицировали тех, кто соревновался неспортивно. Кстати, Gagarin, как зовут Сергея Долю джиперы, проехал всю трассу даже быстрее, чем хитрецы на двух машинах, и заслуженно стал победителем.

Внимание: медведи

Многие участки трассы удалялись от населенных районов на значительные расстояния, и здесь спортсменов подстерегали не пуганные охотниками представители местной фауны. Лисы, зайцы, совы, лоси, куропатки, соколы и глухари встречались многим гонщикам, а некоторые видели и Топтыгиных. Кстати, в этом году увеличился процент финишировавших машин, так как главный знаток и прокладчик трасс «Вепсского леса» Юрий Овчинников сделал их легче, чем они были раньше. Кое-кто из участников роптал на упрощение маршрута, но меньше, чем за сутки, всю трассу не проехал никто.

Что касается местного населения, то оно относится к гонщикам очень дружелюбно. Некоторые экипажи жили в деревенских домах, многие ходили к селянам в баню, свежие домашние продукты регулярно приносили прямо в базовый лагерь.

На церемонии награждения победители во всех многочисленных зачетах не смогли уместиться под надувной аркой. Никто не был разочарован в соревновании, ведь «Вепсский лес» всегда дарит своим участникам много бездорожья и красивых уголков природы.

Победители «Вепсского леса»-2009

ЭкипажГород
ТР1
Алексей Сергеев Алексей КоротаевСанкт-Петербург
ТР2
Алексей Потачев Сергей ШуруповСанкт-Петербург
ТР3
Срджан Зечевич Алексей ГаранинМосква
Туризм
Владислав Бергманис Сергей Трелюдов Олег ДанильцевЛатвия
Туризм-Open
Максим Васильченко Павел СорокинСанкт-Петербург
Гранд-туризм
Сергей Доля Марат ГизаттулинМосква
ATV-original
Николай Новиков Вадим КувшиновПенза
ATV-open
Алексей Романов Олег МареевСанкт-Петербург

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Юрий ОВЧИННИКОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты