Долой стереотипы!

Сравнительные испытания Nissan Murano — Lexus RX 350 — Subaru Tribeca

Subaru Tribeca
3.6 B6 (277 л.с.) 5AT, цена 1 425 500 руб.
Nissan Murano
3.5 V6 (249 л.с.) CVT, цена 1 959 000 руб.
Lexus RX 350
3.5 (277 л.с.) 6AT, цена 2 695 000 руб.

В среде джиперов к кроссоверам принято относиться свысока. Действительно, на тяжелое бездорожье таким машинам путь заказан. Правда, в «обычной» жизни многие любители помесить грязь эти кроссоверы вовсю используют — ездят на службу, за продуктами. Ведь джипер тоже человек, ему хочется, чтоб и с комфортом, и с ветерком

Как только речь заходит об автомобилях Страны восходящего солнца, отечественные журналисты так и норовят подвязать к теме что-нибудь японское, а точнее, то, что, по их мнению, неминуемо вызовет у обывателя нужную ассоциацию. Или реакцию. Поскольку дела с фантазией у наших акул пера, как правило, обстоят не ахти, то и заголовки, и вводные абзацы сравнительных тестов пестрят «сакурами», «бонсай» и прочими «хентаи». Редкий подобный материал обходится без «самураев». Помнится, один коллега по цеху с гордостью демонстрировал мне первый разворот статьи с большой фотографией трех «японцев». Из заголовка вытекало, что автор повествует о «битве самураев». Я отметил, что не раскрытым остался формат баталии: то ли дрались «двое на одного», то ли «каждый за себя», то ли по «олимпийской системе» — на выбывание, то есть.

Руководство нашего журнала не ставит перед редакцией сверхзадач по литературному скрещиванию двух и более автомобилей. Считается, что анализ потребительских свойств каждого из них и сопоставление результатов экспертных наблюдений куда важнее. Для читателя по крайней мере. Другое дело, зачастую сам подбор тестовой компании у того же читателя вызывает вопросы — уж слишком разнокалиберным получается сравниваемый транспорт. Но задумаемся, сколько раз мы слышали от друзей-знакомых одну и ту же историю: индивид собирался брать рамный внедорожник, да еще чтобы оба моста неразрезных, жена настаивала на легковушке, в итоге побеждала дружба, и вся семья, включая тех, кто имеет лишь совещательный голос, начинала тихо радоваться новому кроссоверу.

Встречается и обратная ситуация: все члены семьи единогласно хотят именно кроссовер, но, как только дело доходит до выбора, выясняется, что автомобили одного размерного класса, с близкими вроде бы (исходя из набора элементов трансмиссии) свойствами на бездорожье оказываются в разных плоскостях потребительского интереса по комфорту, эргономике, управляемости. Это положение как нельзя лучше иллюстрирует состав нынешнего сравнительного теста. Экспозиция такова: Subaru Tribeca — гость из-за океана, Nissan Murano — претенциозен и сбалансирован, рассчитан скорее на прагматиков, Lexus RX 350 — космополит с сильным креном на «премиальную» составляющую.

Вприглядку и на ощупь

Рулевое колесо RX 350 следует оценивать скорее с эстетических, чем с практических позиций. Верхний сектор обшит полированной «древесиной», что, понятно, не предполагает «плавающей» — в местах профессионального хвата — геометрии. Хотя исходя из 2,7 оборота руля водителям, исповедующим активное вождение, соответствующие утолщения совершенно точно не помешали бы. Конструкторы как бы подсказывают, что руки нужно располагать в положении «9-15» — эти сектора рулевого колеса, равно как и спицы, обшиты качественной кожей. Впрочем, такой хват на Lexus не обеспечивает водителю должной уверенности при динамичном маневрировании. Кроме того, спицы размещены чуть ниже горизонтальной оси симметрии руля, что делает не слишком удобными манипуляции клавишами «мультифункции» (слева — музыка, справа — голосовая связь и телефон).

Владельцу Tribeca управляться с кнопками радио и CD-проигрывателя будет куда проще. Клавиши также расположены на спицах (лучшего инженеры мирового автопрома, видимо, не придумают), но чуть выше горизонтальной оси симметрии. Утолщений обода руля не предусмотрено, а кожа, которой он обшит полностью, не кажется качественной — скорее это бюджетный минимум, на который согласен американский обыватель. 3,5 оборота колеса намекают на возможную валкость машины. Связи между оборотами и подвеской, конечно, нет, но Tribeca действительно сильно кренится в поворотах.

Для хорошей рулежки больше подходит обод руля Murano, и оборотов для такого дела в самый раз — 3,1. В нужных местах предусмотрены утолщения, а перфорированная в боковых секторах кожа приятно удивляет высоким качеством. Конструкторы немного переборщили с количеством кнопок управления вторичными функциями — клавиши не уместились на спицах, и для того, чтобы регулировать громкость аудиосистемы или управляться с телефоном, левую руку придется снять с руля.

Приборные панели всех трех автомобилей подсвечиваются вне зависимости от того, активирован ближний свет или нет. Лучше остальных информацию «сдают» циферблаты Lexus. Молочная, мягкая подсветка шкал, цифр и стрелок вкупе с темным фоном как нельзя лучше способствует хорошему и быстрому восприятию, при этом глаза водителя Lexus не устают и в темное время суток. Приборы Subaru также оформлены в классическом стиле, но выглядят они слишком уж по-простецки, да и подсветка в Tribeca более резкая. Впрочем, снимается информация без проблем. Правда, есть одна загвоздка. При езде совершенно не видны два периферийных дисплея (слева — температура охлаждающей жидкости, справа — уровень топлива): о наличии бензина можно узнать, только сняв руку с рулевого колеса. И это, безусловно, минус.

Самые авангардные циферблаты у Murano. При выключенном зажигании можно даже подумать, что они вовсе не читаются: серая фоновая подложка сливается с числами. Но стоит включить мотор, как панель оживает. Чуть крупноватыми кажутся «обороты» двигателя, а яркие оранжевые ободки циферблатов несколько отвлекают внимание, но все же приборы выполняют свою информационную функцию как минимум на четверку с плюсом.


Subaru Tribeca

Силовой агрегат у Tribeca — единственной из участников настоящего теста — размещен спереди продольно. В переднем и заднем мостах установлены простые симметричные дифференциалы (Д).

За распределение момента между мостами отвечает несимметричный дифференциал, выполненный в виде планетарной передачи. Соотношение зубьев шестерен узла позволяет обеспечивать передачу тяги в пропорции 45:55 в пользу заднего моста.

В пару к дифференциалу придана и многодисковая фрикционная муфта с электронным управлением. Диски муфты работают в масле. При движении по ровной сухой дороге с постоянной скоростью диски ведомые и ведущие диски муфты не соприкасаются. В случае если начинает проскальзывать одно из колес, фрикционная муфта начинает блокировать дифференциал, увеличивая таким образом возможность реализации большего тягового усилия через мост, колеса которого находятся в лучших условиях по сцеплению.

Предусмотрена и система имитации блокировки дифференциала: при наличии определенной разницы между колесами одной оси тормозной механизм поджимает забегающее колесо. Правда, работает устройство в относительно узком диапазоне условий.

Повысить свойства Tribeca на бездорожье возможно отключением системы динамического контроля курсовой устойчивости.


Осваиваем пространство

Что касается прочих эргономических дел, то здесь по сумме показателей лидирует Murano. Из очевидных недостатков — лишь относительно узкий диапазон продольной регулировки рулевой колонки и размещенный под центральным дисплеем пульт мультимедийной системы. С ее интерфейсом водитель освоится быстро, но к «управляющей шайбе» придется тянуться. Впрочем, последнее отчасти искупается клавишамидублерами, находящимися на рулевом колесе. В Nissan удобнее, чем в других машинах — участницах теста, корректировать положение наружных зеркал. Ребристый селектор электропривода хоть и не выглядит утонченно и глянцево, но хорошо ощущается пальцами, да и его размещение (на двери, чуть выше пульта управления стеклоподъемниками) оптимально.

В Lexus самая большая проблема как раз с мультимедийкой. Что называется, горе от ума — перемудрили. Система более чем функциональна, но вот не слишком дружественный к пользователю интерфейс портит картину. Кроме того, для управления этим хозяйством надо освоить аж пять кнопок и селектор в придачу. Зато в RX 350 самые качественные материалы, да и элементы интерьера плотненько подогнаны друг к другу — не подкопаешься.

В Subaru с материалами самая настоящая беда. Практически все модели «звездной» марки в разной степени страдают этим недугом (за исключением, может быть, последних версий Outback и Legacy), но Tribeca — это, прямо скажем, перебор. Если бы речь шла о дешевой машине, дело одно, но Subaru стоит приличных денег. По существу с другими машинами бренда Tribeca объединяют только «фирменная» трансмиссия и конфигурация силового агрегата. Есть еще микролитражки R2 и Justy, но они на российском рынке не представлены и подмочить имидж Subaru в глазах отечественного потребителя не могут.

В салоне Tribeca доминирует жесткий бюджетный пластик, да и кожа, которой обшито рулевое колесо, явно не первого сорта. Кроме того, есть несколько эргономических позиций, по которым Tribeca проигрывает конкурентам по тесту. Рулевая колонка в Subaru не регулируется по вылету, при этом педальный узел также статичен. Подобрать удобное положение водителю будет непросто, а ведь очевидное назначение Tribeca — длительные поездки. Усталость-то в дальней дороге чувствуется сильнее...

Правда, пассажирам второго ряда не на что жаловаться — как и в Lexus, у задних сидений можно и спинку наклонить, и сами подушки в продольном направлении двигать (у Murano сзади подвижность имеют только спинки). Да и опция вроде DVD-проигрывателя не покажется лишней. Вторым очевидным ляпом является графическое оформление информации, представленной на центральном дисплее.

Мультимедийная система в Tribeca — функциональнее некуда, есть даже такая полезная для автомобилиста вещь, как калькулятор. Только вот с читаемостью большие проблемы. Еще одно спорное место — регуляторы климат-контроля, но здесь мнения моих коллег разделились: кому-то они показались неудобными, кому-то — в самый раз.


Nissan Murano

Силовой агрегат Murano располагается спереди поперечно. В мостах передней и задней осей размещены простые симметринчые дифференциалы.

За распределение крутящего момента между мостами отвечает многодисковая фрикционная муфта, картер которой сблокирован с картером заднего моста. Исполнительным элементом муфты является электромагнит. При прямолинейном равномерном движении по ровной сухой дороге вся мощность передается на передние колеса. Если одно из них начинает забегать, то есть вращаться с большей скоростью, чем соседнее, диски муфты сжимаются и часть тяги начинает передаваться задний мост. Кратковременно возможна полная блокировка муфты.

Также она автоматически срабатывает и в режимах, когда часть веса автомобиля, приходящаяся на передние колеса, начинает перераспределяться на колеса задние. Такое возможно, например, при резком ускорении. Это делается для более эффективной реализации тягового усилия.

Водитель Murano имеет возможность принудительно влиять на распределение момента в трансмиссии автомобиля. Для этого предусмотрена кнопка блокировки муфты, расположенная на центральном тоннеле. Для повышения свойств машины на бездорожье можно отключить систему ESP (в терминологии Nissan — VDC).


В полевых условиях

Переходим к осмыслению поведения машин на дороге. Перво-наперво мы опробовали «аппараты» на проселке. Местами на нем была ощутимая колея, местами — грунт или трава. Дорога очень неровная, с ухабами и в придачу мокрая — после сильного дождя. Нашему фотографу понадобилась качественная «размазанная динамика», поэтому пришлось по нескольку раз спускаться по этой грунтовке с небольшого холма (набор скорости) и в стационарном режиме «туда-сюда, скорость — 80 км/ч» мелькать в рабочем секторе охвата камеры.

Вопреки ожиданиям Subaru Tribeca (как-никак межосевой планетарный дифференциал) вела себя более нервно, чем прочие участники. Отмечены ощутимая вертикальная раскачка и значительные уводы. Двигаясь по ухабистой трассе, водителю приходилось активно «висеть на руле». Lexus показал куда более уверенную езду, но все же без неприятных сюрпризов не обошлось: при очередной попытке автомобиль все-таки съехал с планируемой траектории и «ушел в поля». Лучше и устойчивее других в описанных условиях показал себя Murano. По общему мнению сотрудников редакции, он главенствовал на размокшей грунтовке.

К слову, у каждого из автомобилей после нескольких заездов протекторы шин забились грязью, и рабочая поверхность колес стала похожа на слик. Попытки взять с места простенький травянистый подъем на Lexus и Murano закончились неудачей — все четыре колеса безнадежно срывались в пробуксовку. А вот Tribeca, наоборот, пусть и не с первого раза, кряхтя и завывая, но все же влезла на горку. Этот экзерсис лишний раз подтвердил известный факт: самое главное на мягком грунте — резина, резина и еще раз резина.


Lexus RX 350

Силовой агрегат у RX 350 размещен спереди поперечно. В мостах установлены простые симметричные дифференциалы (Д). Крутящий момент между мостами распределяет многодисковая фрикционная муфта (М).

При движении по ровной сухой дороге в стационарных режимах вся мощность передается на передние колеса, то есть диски муфты разомкнуты. При проскальзывании одного из передних колес диски сжимаются, и часть тяги начинает поступать на задние колеса.

В случае динамичного разгона многодисковая фрикционная муфта подключается автоматически, при этом улучшается реализация тягового усилия. Возможна кратковременная полная блокировка узла в автоматическом режиме.

Водитель имеет возможность принудительного влияния на распределение крутящего момента в трасмиссии: на центральном тоннеле за селектором автоматической коробки размещена кнопка блокировки муфты.

Предусмотрена и система имитации блокировки межколесных дифференциалов: забегающее колесо по команде электроники подтормаживается.

Для повышения свойств автомобиля на бездорожье можно отключить систему динамического контроля курсовой устойчивости — соответствующая кнопка соседствует с сервоприводом клавиши блокировки многодисковой фрикционной муфты.


Твердая почва

На асфальте, который тоже был мокрым, проводилась стандартная «гостовская» переставка на тех же 80 км/ч. Расклады здесь оказались несколько другими. Lexus на привычном для себя твердом покрытии уверенно проходил ворота, показывая незначительные крены. Испытатели отметили легкую недостаточную поворачиваемость, которая устранялась незначительной коррекцией рулем при маневрах. У Murano лишь в одном из заездов снесло переднюю ось, что, впрочем, было списано на ошибку водителя. В целом Nissan лишь немного уступил «коллеге» из премиум-сегмента. Tribeca неважно держала траекторию, а при входе в ворота корму постоянно заносило, что огорчило наших тестовиков. От машины с постоянным «железным» полным приводом они такого не ожидали. Для уверенного прохождения Subaru траектории, «огороженной» конусами, пришлось сбросить скорость на 2 км/ч. Обычным же водителям — владельцам Tribeca, не имеющим должной подготовки, мы посоветуем не упражняться в стандартной, по ГОСТу, переставке на скоростях выше 70 км/ч. К недостаткам Subaru можно отнести и большие, чем у конкурентов по тесту, крены. Подвеска ее более длинноходна (что дает комфорт), но вместе с тем менее энергоемка.

Однако Tribeca (и здесь ожидания нас не обманули) имеет лучшую динамику: коленчатый вал оппозитки раскручивается практически мгновенно, и машина «пуляет» с места как ошпаренная. Жаль, что задумчивый классический пятиступенчатый автомат не всегда поспевает за мотором. К слову, за Subaru и самое эффективное торможение силовым агрегатом. Lexus тормозит чуть хуже, у Murano же по этой части почетное третье место. Кажется, инженеры Nissan в данном аспекте переусердствовали и с помощью программных средств «подстелили» себе соломку.

Взгляд снизу

Немаловажные вопросы: защищенность днища и геометрическая проходимость. Здесь у каждой машины выявились свои сильные и слабые стороны: явного лидера по этой дисциплине нет. У Tribeca картину портит длинный передний свес, из-за которого угол въезда получается весьма скромным. Все дело в традиционной компоновке силового агрегата и его исполнении: как и у других Subaru, оппозитка Tribeca целиком размещается перед передней осью. Правда, в отличие от Murano и RX 350 поддон картера двигателя Subaru наглухо закрыт кожухом. Пусть это всего лишь пластик, но все-таки защиту от незначительных механических воздействий он обеспечивает. По просветам (а замеряем мы более 15 позиций) Subaru лишь немного уступает RX 350, а по взаимному перемещению колес уверенно лидирует. Картеру переднего моста, пожалуй, ничего не грозит — он находится на большой высоте, картер заднего моста едва прикрывает поперечина, на которую он опирается.

Lexus RX 350 — лучший по просветам, но спереди у него (так же, как и у Murano) — лишь хилый фартук: поддоны АКП и двигателя ничем не защищены. Да и картер заднего моста не прикрыт, правда, при движении передним ходом удар скорее всего примет на себя литая силуминовая поперечина, а при движении задним ходом — подрамник. « Артикуляция» подвески — не самая сильная сторона Lexus, в остальном он вполне подходит для легкого бездорожья.

Сильная сторона Murano — углы въезда и съезда. Nissan здесь здорово оторвался от соперников. Все прочие показатели «геометрии» на хорошем для кроссовера уровне. Впечатление портит лишь система вывода отработавших газов: и в базе, и в заднем свесе ее элементы не просто расположены сильно ниже других, но и не защищены. Если водителю Murano вздумается опробовать автомобиль на бездорожье, выхлопная труба станет первой жертвой этого предприятия, однако и единственной — остальное грамотно «убрано» в днище.

Что в итоге?

Все три машины приятно удивили отсутствием типично японских заморочек в эргономике. Отрадно, что азиатское время в этом смысле сдвигается в сторону европейского.

Lexus подтвердил, что по комфорту, качеству материалов и подгонки элементов центральной консоли он вполне может конкурировать с соседями по премиум-сегменту. Слегка разочаровала Subaru Tribeca. Модель совершенно не соответствует имиджу марки, по крайней мере сформировавшемуся у российского потребителя. Просторным салоном и дорогостоящими опциями вроде DVD-проигрывателя, подвешенного на потолочной консоли, не перекрыть дешевый жесткий пластик, которым напичкан салон, и весьма посредственные (опять же не соответствующие представлениям пользователя о Subaru) экспедиционные качества. Murano, несмотря на имеющиеся узкие места (например, спорное оформление панели приборов), показал здоровый баланс цены и практичности. Видимо, поэтому он и победил по «цифрам», сведенным в итоговую таблицу. Вот такая получилась… «битва самураев»!



Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона
 Subaru Tribeca Nissan MuranoLexus RX 350
CПросвет под передним мостом по центру, мм240300190
 Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм250200230
 Просвет под задним мостом по центру, мм230245235
 Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм225230235
DПросвет минимальный внутри базы, мм210280180
 Просвет под рамой или лонжероном, мм215270235
 Просвет под топливным баком, мм235225180
B1Ширина салона спереди, мм148015001380
B2Ширина салона сзади, мм143014701360
B3Ширина багажника мин./макс., мм10901120/11401120
VПолезный объем багажника (5 чел.), л412376288
    Габаритные размеры — данные фирм-производителей.
  * От точки R (тазобедренный сустав) до педали акселератора
** Кресло водителя выставлено на L1 = 950 мм от точки R до педали акселератора, заднее кресло сдвинуто до конца назад

Технические характеристики автомобилей
 Subaru Tribeca Nissan MuranoLexus RX 350
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина, мм486548354770
Ширина, мм188018851885
Высота, мм172017201720
Колесная база, мм 275028252740
Колея спереди/сзади, мм1580/15801610/16101630/1635
Масса снаряженная/полная, кг 1881/25861914/23802160/2545
Максимальная скорость, км/ч207210200
Разгон 0–100 км/ч, с8,98,08,0
Расход топлива, л/100 км
    Городской цикл16,214,914,3
    Загородный цикл9,08,68,4
    Смешанный цикл11,610,910,6
Диаметр разворота, м 12,211,612,2
Топливо/объем топливного бака, лАи-95/64Аи-95/82Аи-95/72
ДВИГАТЕЛЬ
Тип двигателяБензиновыйБензиновыйБензиновый
Расположение и количество цилиндровV6V6H6
Рабочий объем, см3363034983456
Мощность, кВт/л.с.190/258183/249204/277
при об/мин600060006200
Крутящий момент, Нм350336346
при об/мин400044004700
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачА5А5А5
Понижающая передача---
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска спередиНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружинная
Подвеска сзадиНезависимая, пружиннаяНезависимая, пружинная Независимая, пружинная
Рулевой механизм РеечныйРеечныйРеечный
ТОРМОЗА
СпередиДисковые вентилируемыеДисковые вентилируемыеДисковые вентилируемые
СзадиДисковые вентилируемыеДисковые вентилируемыеДисковые
Средства активной безопасностиABS + EBDABS + EBD + Nissan Brake Аssist + ESPABS + TRC + VDIM + HAC +EBD + Brake Assist + EPS
Размерность шин (в дюймах)255/55R18 (29,0)235/55R18 (28,2)235/55R19 (29,2)
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб.245 612227 534323 077
В расчете учтены:
Стоимость полиса КАСКО (стаж от  7  лет)*, руб.130 066141 667206 1992
Дорожный налог в Москве, руб.38 70018 67541 550
Базовая стоимость ТО**, руб.11 00010 50011 800
Стоим. первой замены масла**, руб.5 500--
Периодичность ТО, тыс. км151510
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб.56 68053 19251 728
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ
Длительность гарантии, лет/тыс. км3/100 3/1003/100
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
Тестовая комплектация***, руб.1 858 1001 959 0002 695 000
Базовая комплектация***, руб. 1 760 0001 809 0002 190 000
    * Осреднение по данным двух крупных страховых компаний
  ** Включая расходные материалы
*** На момент подготовки материала с учетом действующих скидок

Экспертные оценки по итогам испытаний
ПоказательМакс. баллSubaru Tribeca Nissan MuranoLexus RX 350
КУЗОВ2517,818,515,6
Место водителя9,06,37,45,4
Место за водителем7,06,36,65,2
Багажник5,03,22,52,0
Безопасность4,02,02,03,0
ЭРГОНОМИКА И КОМФОРТ 2518,018,719,2
Органы управления5,03,53,53,6
Приборы 5,03,23,43,5
Климат-контроль4,0 3,23,4 3,4
Материалы салона1,00,40,60,8
Свет и обзорность5,03,73,83,8
Опции5,04,04,04,1
ВНЕДОРОЖНЫЕ КАЧЕСТВА2010,59,99,9
Просветы4,02,62,2 2,8
Углы5,01,83,22,8
Артикуляция3,02,1 1,91,8
Трансмиссия4,02,31,1 1,1
Защищенность2,00,50,40,4
Колеса2,01,21,11,0
ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА2015,917,117,4
Управляемость3,02,32,62,8
Ездовой комфорт3,02,32,22,6
Разгонная динамика3,03,03,03,0
Расход топлива (смешанный цикл)3,02,52,62,6
Запас хода по шоссе2,01,01,61,2
Грузоподъемность 2,02,01,41,7
Длина разложен. багажника2,01,81,71,5
Запасное колесо2,01,02,02,0
РАСХОДЫ106,56,95,4
Цена в тестовой комплектации4,02,22,21,4
Эксплуатационные расходы 4,02,73,02,2
Перспективы перепродажи 2,01,61,71,8
ИТОГО10068,771,167,5

Subaru Tribeca Nissan MuranoLexus RX 350
Плюсы Большой объем багажного отделения, просторный салон. Наличие межосевого дифференциала Уверенное поведение и на асфальте и на грунтовой дороге. Хорошее штатное наполнение Качественные материалы отделки интерьера, хорошая управляемость на влажной дороге
Минусы Не очень качественный пластик в отделке интерьера, «валкая» подвеска Низко размещенные трубопроводы системы отвода отработавших газов Ощутимый недостаток пространства для пассажиров задних сидений
Вердикт Subaru Tribeca — большой автомобиль для дальних путешествий, только вот цена кусается! Nissan Murano — добротный сплав практичности и комфорта. Хорош и в городе и за его пределами Lexus RX 350 — комфортный автомобиль премиумсегмента для четырех седоков

текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№12 декабрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты