Проблема лишнего веса давно и плотно волнует умы людей, потому что от него одни расстройства и неприятности. Для любителей внедорожного отдыха дополнительные килограммы также весьма нежелательны. Но речь в этой статье пойдет не о жировых отложениях на телах джиперов, а о связи между массой автомобиля и его проходимостью
Любому опытному покорителю бездорожья известно, что проходимость автомобиля напрямую зависит от его массы, а такие факторы, как клиренс, размер и «агрессивность» резины, а также геометрическая проходимость, занимают более низкие строчки в рейтинге внедорожной подготовки автомобиля. Но каждый начинающий джипер считает своим долгом доказать обратное и начинает подготовку своего внедорожника с того, что увешивает его огромным количеством дополнительно оборудования, превращая машину в нагромождение металлических конструкций и склад барахла сомнительной степени нужности. В результате «проходимец» с базовым весом в две с половиной тонны превращается в броненосец, уверенно переваливший за три с половиной тысячи килограммов и передвигающийся по тяжелому бездорожью исключительно c помощью лебедки.
Где та грань, за которой подготовка автомобиля превращается в строительство чугунного памятника собственной некомпетентности, и какие именно ингредиенты необходимы для тех или иных условий эксплуатации? В этом вопросе мы и попробуем разобраться по ходу статьи.
Экспедиционная подготовка
Для экспедиционного внедорожника дополнительный вес не столь критичен, как для спорткара, но все же играет далеко не последнюю роль. Ведь чем больше вы утяжелите автомобиль в процессе подготовки, тем меньше снаряжения впоследствии сможете взять с собой, потому что грузоподъемность автомобиля — величина конечная. Ее можно несколько увеличить путем установки более жесткой подвески или лифтовки с применением больших по размеру пружин, но кардинально ничего не изменится, а значит, к вопросу о навеске на кузов бамперов и багажников следует подходить вдумчиво. Особенно если в качестве поделочного материала используется изначально тяжелая машина уровня Toyota Land Cruiser или Nissan Patrol.
Давайте попробуем составить некий лист приоритета экспедиционного оборудования, включив в него только те ингредиенты, которые обладают существенным весом. При движении на дальние расстояния в первую очередь важен запас горючего, ведь если топливо закончится в неблизких к цивилизации местах, никакие лебедки и колеса не помогут. Соответственно дополнительный (либо увеличенный) топливный бак или запас канистр необходим, следом идет лебедка — без нее отправляться на покорение бездорожья в далеком краю весьма неразумно. Колеса увеличенной размерности тоже выступают гарантом вашей проходимости. И, как ни странно, на этом список более или менее необходимого снаряжения заканчивается.
«А как же силовой обвес?» — спросите вы. А это, друзья, уже очень даже по желанию. Все дело в том, что вес стальных бамперов и экспедиционного багажника весьма велик, а вот нужны они далеко не всегда. Во время дальних экспедиций автопутешественники чаще всего передвигаются по дорогам, состояние которых часто оказывается очень плохим. Однако, так как они все же есть, силовая броня вашего внедорожника будет просто бесполезным дополнительным весом, ухудшающим проходимость и аэродинамику и, как следствие, увеличивающим расход топлива. Внедорожник с экспедиционным багажником и силовыми бамперами красив и брутален. Кто бы спорил, но красота и грубые обводы не всегда функциональны, к тому же в скором времени вступают в силу новые технические требования, и, несмотря на огромное количество споров и мнений на эту тему, пока совершенно неясно, как сотрудники ГИБДД будут реагировать на наши металлические бамперы с торчащими из них кенгуринами.
Туристический внедорожник
Одно дело отправляться в дальние дали по пусть неважным, но все же дорогам и совсем другое — колесить по лесам и долам. Тут уже без силового обвеса не обойтись, так как жесткий контакт с деревьями и рельефом неизбежен. Не помешает и внешний каркас, чтобы сохранить боковины автомобиля от повреждений. Лебедка и колеса увеличенной размерности также приветствуются, а вот необходимость большого запаса топлива на тысячу-другую километров уже не столь остра. Но при этом вес для подготовленного для преодоления бездорожья автомобиля является гораздо более важным фактором, нежели требования, предъявляемые к экспедиционнику, ведь туристические маршруты потому так и называются, что пролегают вдали от накатанных трасс, а в борьбе за проходимость снижение массы машины играет немаловажную роль, и чем мягче несущие грунты, тем легче она должна быть. Поэтому силовой обвес лучше всего изготавливать из легких материалов, повышая прочность конструкции за счет инженерных решений, а не толщины и количества металла. Также не следует забывать о том, что бампер не должен быть крепче рамы, потому что при критическом ударе об дерево должен мяться бампер, а не рама внедорожника.
Спортивный автомобиль
Если же ваша цель — построить «проходимца» исключительно для участия во внедорожных соревнованиях, то вес является одним из важнейших критериев. На спортивных внедорожниках нет больших и мощных бамперов, багажника и порогов. Вместо них — пространственная конструкция из труб или металлопрофиля. По этой причине их кузова обычно сильно измяты. Но спортсменов это ни в коей степени не тревожит, ведь благодаря отсутствию тяжелой брони машина легко передвигается по бездорожью.
Готовя автомобиль к внедорожным соревнованиям, на нее не только ничего лишнего не навешивают, но и, наоборот, максимально облегчают, частично или полностью демонтируя детали кузова и заменяя их алюминиевой либо карбоновой обшивкой.
Машины, имеющие экспедиционную и туристическую подготовку, тоже часто принимают участие во внедорожных соревнованиях, но их проходимость настолько ниже, чем у легких спорткаров, что для них зачастую создают отдельные зачеты — ведь в равной борьбе с облегченными болидами у них нет практически никаких шансов на победу.
Оргвыводы и обобщения
Данная тема была затронута, чтобы показать, насколько важен вес автомобиля. Автор не ставил своей задачей доказать нецелесообразность наличия силового обвеса, но пытался правильно расставить акценты, потому что много раз становился свидетелем двойной работы (сначала создавался максимально защищенный внедорожник, а потом по мере эксплуатации владельцу становилось ясно: для конкретных условий многое в машине не несет функциональной нагрузки, при этом существенно утяжеляя конструкцию). И вскоре после завершения строительства автомобиль возвращался практически к своему первоначальному внешнему виду, а тяжелые бамперы и багажники обретали вечный приют на стеллажах гаража либо продавались следующему поколению строителей, находящихся в самом начале пути и искренне убежденных: чем больше внедорожник похож на танк, тем лучше он едет.
текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: фото из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.