То, что ездят у нас не слишком культурно и аккуратно, общеизвестно. До Скандинавии или Германии нам в этом смысле далеко, как до Луны. Хотя справедливости ради стоит вспомнить, что в таких крупных и знакомых нам странах, как Индия, Китай или Египет, движение куда как кошмарнее. Но вот по тому, как водители паркуют свои автомобили, мы не в середине почетного списка, а поближе к самому нецивилизованному «донышку»
Наверняка многие замечали, что там, где плохо — грубо и аварийно — ездят, и пешеходы друг с другом, как правило, еле расходятся. Не знаю, как часто вы обращали на это внимание, но передвигаться по тротуару на своих двоих иногда не легче, чем толкаться в пробке. Разве что последствия менее страшные. Хотя кто оценит моральный ущерб?
Идешь себе, допустим, аккуратненько по правой стороне тротуара, никого не трогаешь, слева еще две «полосы» свободных — для «встречки» и «обгона». И тут впереди появляется встречный поток — всего человек 10–15. Но как они идут! Кто-то нормально, а кто-то прет мне абсолютно «в лобешник». Ну с моими 100 кг живого веса большинство ударов плечами, что для Land Cruiser встреча с Polo, но, главное, на что они-то все рассчитывают? На то, что я взлечу в воздух? Или выпрыгну на проезжую часть? Нет, я все про них понял — я их вычислил! Они каждый раз, совершая свои хамские маневры, предполагают, что и я тоже разверну плечи под 90 градусов или хотя бы под 60, и тогда мой силуэт станет уже. Они точно таким же образом надеются протискиваться в толпе. С психологической точки зрения так ведут себя типичные плебеи, которые не уважают ни вас, ни себя. Но, когда им становится понятно, что столкновения (с классическим 40% фронтальным перекрытием, как на краш-тестах!) не избежать, они чаще всего в последнее мгновение заныривают в поток своего направления. Значит, нас все-таки брали на пушку? Обычно да — и это становится понятно, если не вестись на эти маневры и не позволять наглецам так ломиться, а вынудить их идти своим «законным коридором». В таком случае может возникнуть и перепалка, переходящая в братоубийственную потасовку, но, как известно, «сила в правде».
Пешие, как конные
Вы спросите, друзья: к чему все эти «пешие» разглагольствования в автомобильном журнале, да еще во внедорожном? Скоро объясню, потерпите еще минуточку. Давайте теперь приостановим нескольких наших героев (вернее, антигероев) на проез... простите, на пешеходной части улицы. Как вы думаете, многие ли встанут так, чтобы не мешать потоку людей свободно проходить мимо, не заставлять себя огибать или менять выбранную траекторию движения?
Вот молодой человек, который бодро шагал в метре перед вами уже пять минут, замирает, как вкопанный, в поисках пачки сигарет в кармане. Вот две тетеньки из встречных потоков, завидев одна другую, останавливаются для увлекательной беседы ровно посреди оживленного движения самым неудобным образом, перегородив больше половины тротуара. А влюбленной парочке приспичит слиться в томном поцелуе непременно перед одной из трех открытых дверей у входа в метро (остальные семь на всякий случай на замке). А уж про способность лезть в одни и те же двери в противоположном направлении вообще слов нет — классика жанра. К сожалению, большинству наших сограждан это даже не придет в голову: а почему я должен отодвинуться и посторониться? Я же имею право ходить, куда хочу! Но тем и отличается пресловутое гражданское общество от посттоталитарного, что человек реализацией своих прав и свобод старается не ущемить права и свободы других граждан. Причем относится гражданин к этому внимательно, стараясь в каждой ситуации ставить себя на место другого, спрашивать себя: «А понравилось бы мне такое отношение?»
Скажите, вам ничего все это не напоминает? Правильно, конечно, автомобильное движение! А ведь оно куда опаснее — не всегда отделываешься обычной нервотрепкой.
Хотя за последние годы прогресс по части вежливости дорожного движения заметен, как говорится, без очков. Пропустить пешехода на зебре для доброй половины водителей стало признаком хорошего тона. Ступишь на проезжую часть, и даже летевшие куда выше скоростного лимита «болиды» начинают активно притормаживать, соревнуясь в любезности по отношению к пешим. Прям как будто не в России живем! Не знаю, что послужило тому основной причиной. Может, ставшие обыденными для многих граждан выезды за рубеж. Или то, что из-за тотальных пробок даже закоренелые автомобилисты стали регулярно спешиваться и смогли вкусить «прелестей» передвижения на своих двоих через поток «недружественных монстров». Но факт остается фактом —ездить стали культурнее. Но не стоять! Тут-то и начинается «кошмар на улице вязов»!
Хорошо стоим
Как мы уже говорили, не только уличное движение похоже на людской поток, но и уличное «стояние» имеет немало аналогий с пешей «парковкой».
То есть водитель даже задней мысли не имеет, каково другим, в данном случае пешим, приходится только от того, как он поставил свой автомобиль. А в Москве и других крупных городах ситуация не просто дошла до предела — она «переливается через край». То, что парковочных мест не хватает, — прописная истина. Но как лично вам поступить, когда поставить машину надо, а негде, — вот в чем вопрос! Наверное, правильный ответ: медленно кататься по району в ожидании, что кто-нибудь отрулит от тротуара, и вы успеете туда нырнуть быстрее других страждущих. Но время (оно же деньги!) и отсутствие гарантий освобождения 5–6 м возле тротуара лишь повышают градус напряженности. Другой вариант — искать многоуровневую платную парковку — упирается как в желание сэкономить, так и в почти полное отсутствие таковой поблизости в большинстве подобных случаев. А сколько возможностей открывается перед желающим нарушить правила и помешать другим гражданам, лишь бы припарковать свой транспорт! Давайте вспомним самые подлые из них.
1. Остановка общественного транспорта. Раньше здесь действовали «только» правила, предписывающие по 20 м вперед-назад воздерживаться даже от остановки. В недавнее время появилась и специальная разметка, наглядная даже для идиотов. Видимо, именно последние с маниакальным упорством плотным слоем заставляют большинство остановок автомобилями на весь рабочий день. В результате автобусытроллейбусы притормаживают во втором ряду, затрудняя как движение транспорта, так и подход пассажиров через лужи и грязные бока этих авто. Там же ошиваются и бомбилы, гордо, как горные орлы, занявшие самую интересную позицию для старта.
2. Пешеходный переход. На зебре останавливаться тоже не положено. Тем более парковаться. Это подсказывает и сам Здравый Смысл. Во-первых, пешеход, выныривающий из-за стоящего транспорта, и сам не видит транспорт движущийся, и мало заметен для водителей. А во-вторых, зебра — со светофором или без — место, где поток людей должен разминуться с потоком машин. А если на пути пеших стоит преграда и они вынуждены огибать ее, просачиваясь по одному, пропускная способность падает, и люди просто-напросто будут переходить улицу дольше. А автомобилисты вынуждены их дольше пропускать. Или охотнее давить!
3. Тротуар. Классика жанра. Нет, я против ханжеского отношения к машинам, заползшим двумя колесами на бордюр и «укравшим» 30–40 см трехметровой ширины пешеходной «мостовой» — пусть стоят, меньше на улицу выпирают (хотя в Европе за это штрафчик причитается, евро этак в полсотни). Но вот тех, кто поставил свою «тачку» не просто поперек, а перекрыв 100% (!) ширины тротуара, я бы приговаривал к гражданской казни через автомобильную кастрацию! Просто гражданин, который вынужден обходить хама по проезжей части, несильным ударом ладони сверху вниз вполне способен снести пару зеркал машине такого уродца. Они это поймут правильно — пара случаев реального наказания куда доходчивее увещеваний или ругательств местных бабулек. Во многих семьях периодически случается как прибавление — молодая мама с коляской просто физически не может проехать по Своей части дороги, — так и грустные события, например травмы, и тогда костыли или инвалидная коляска еще больше осложняют перемещения людей. Отсюда и следующий пункт «гадства».
4. Места для инвалидов. Цивилизационные достижения последних десятилетий существенно улучшили жизнь людей с ограниченными возможностями. Особые рабочие места, пологие съезды в магазинах и на лестницах, туалеты, спецавтомобили и т.д. и т.п. — все это помогает вовлечь их в активную деятельность и не выталкивать из общества здоровых людей. Совершенно очевидно, что выделенные парковочные места — 2-3-5, но возле самого входа, например, в торговый центр, кинотеатр или в аэропорт. И занять их своим транспортом для здорового человека будет не менее цинично, чем столкнуть больного с дороги в канаву с руганью: мол, пошел вон, убогий! Поверьте, места у нас для инвалидов выделены, а стоят там самые что ни на есть здоровые и даже откормленные жлобы, как в известном эпизоде о родственниках Альхена на кухне дома престарелых из «12 стульев».
5. Газон. Причем не тот газон, который из Горьковского автозавода, где «выпускают ГАЗы». А газон, который для красоты — с травой и кустами. Большинство даже не считают это за большой грех — все так делают, а то парковаться негде, цветов тут понасажали! Вы, наверное, замечали, что в наших городах куда грязнее, чем в Америке-Европе? И машины, и одежда, и окна пачкаются за три-четыре дня даже в хорошую летнюю погоду, а очевидных объяснений тому нет. Одна из главных причин — множество участков с открытой почвой: пыль и грязь вывозятся на протекторе шин на асфальт, а затем поднимаются ветром в воздух. Десятки тысяч автомобилей, заезжающих ежедневно на газоны, — прямая причина того, что мы живем в понастоящему грязных городах.
6. Вторым-третьим слоем. Мы знаем, что встать негде. Даже запретные территории вроде всех вышеперечисленных плотно оккупированы автомобилями. Что делать? Выход найден: параллельно со стоящими у тротуара машинами ставится своя во второй ряд: с аварийкой ли, номером мобильного под ветровым стеклом, с персональным водителем или тещей-пассажиркой, которой доверяют ключ, чтобы на крайняк ктото помог перегнать автомобиль на пять метров дальше. Но у мучающихся в агонии пробок улиц так отнимают Целый ряд! А то и не один! Это особенно болезненно в центре, на узких односторонних улицах, где больше одной полосы фактически уже не остается.
Грустно, девушки...
Именно так говаривал незабвенный Остап Ибрагимович, сын турецкоподданного... АДОХЫВ ТЕН. Это было написано, если прочитать наоборот, на дверях метро во время нашего детства: НЕТ ВЫХОДА. Потом, кстати, такую формулировку стали использовать реже — самоубийцы перед совершением суицида цеплялись взглядом за роковой посыл, и это подталкивало их к последнему шагу. Выход всегда есть! Или почти всегда. Будем надеяться, что власти позаботятся о строительстве новых парковок и модернизации дорог. Или мы «позаботимся о властях» — такое тоже иногда случается. Мы станем лучше, добрее и обратим внимание на пример цивилизованных стран — ведь хороший пример тоже заразителен. Мы с благодарностью примем новые штрафные санкции и не будем ворчать, что они ущемляют наше «конституционное право» оставлять свой автомобиль, где вздумается. И мы в конце концов дожны понять, что ужесточение режима парковки способствует улучшению отношений в обществе и обеспечивает равными правами всех, включая и вас лично.
P.S. А при чем здесь внедорожники, спросят читатели «Офф-роуд драйв». При том, друзья, что ваши машины с гораздо большей легкостью могут залезь на бордюр и проехать по тем участкам «городских джунглей», где легковушки пасуют. Потому-то среди нарушителей парковочных законов, писаных и неписаных, доля водителей off-road статистически выше. А значит, с вас и спрос больше. Хотя, мне кажется, сознательность джиперов тоже выше среднего, так держите марку!
Началось с подачи московских властей — именно они несколько месяцев назад предложили на порядок повысить штрафы за неправильную парковку. Логично — ведь в первую очередь именно столица задыхается от многомиллионного стада наглецов, живущих по принципу «мне надо, а остальные могут идти в... и на...». Но, с учетом очередной опалы «московских», официальная инициатива поступила от фракции Едро Санкт-Петербургской Гордумы, которая милее и ближе Кремлю. Но цифры предложены схожие. Штраф за неправильную парковку «без отягчающих» предполагается повысить со 100 до 1000 руб. Но «злостным нарушителям», простоявшим там, где нельзя, дольше трех часов, впаяют целых 5000! Главное, кто будет с секундомером стоять? Это же «золотое дно» и раздолье для придорожной коррупции! А если вы встали на остановке муниципального транспорта, пешеходном переходе или «инвалидном» месте, отстегнете 2000–3000 руб. За длительную стоянку там логично было брать все 10 000? Но про это пока не слышно. Видимо, к выходу номера ОРД, который перед вами, Госдума такой закон примет — пусть и подкрорректировав детали.
Но, как у нас водится, главное — правоприменение. Если, как в Европе, это доверят муниципальной службе, которая в контакт с водителем не вступает, а просто фиксирует факт, а потом получает свой процент от выписанных квитанций, будет очевидный прогресс. А если все останется в руках МВД, то можно ждать банального роста взяточничества.
текст: Владимир СМИРНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО
рисунок: Катя ЧУДНОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.