Оруженосец

Dodge WC на службе Красной армии

«Уже девятый час подряд «Виллис» и шедший за ним «Додж» прыгали по выбоинам и ухабам... » — в этих строках из романа Константина Симонова «Живые и мертвые» автор упомянул сразу два фронтовых джипа, поставлявшихся в Красную армию по ленд-лизу: легкий Willys MB и тяжелый Dodge WC, более известный как «Додж — три четверти». О последнем и пойдет речь

В 1941 году американская фирма Dodge произвела модернизацию своих полутонных армейских грузовиков, в результате которой на свет появилось целое семейство автомобилей с индексом WC. Эти две буквы расшифровывались как weapon carries (в переводе — «носитель оружия») и говорили об основном предназначении — перевозке отделения пехотинцев или расчета орудия. В 1942-м появилось второе поколение «оруженосцев», получивших основной индекс T214 и имевших несколько моделей, обозначавшихся индексами от WC51 до WC64. Общий тираж этих автомобилей составил свыше 253 000 экземпляров.

Dodge T214 стал своеобразным «младшим братом» джипа Willys MB. Более мощный, с большим дорожным просветом и широкой колеей, он был способен двигаться по бездорожью и преодолевать глубокие броды наравне с грузовиками. Dodge выпускался в нескольких вариантах, самым распространенным из которых был грузовой — на шасси монтировались тентованный кузов и двухместная «кабина» без дверей и с таким же тентом. Существовали и пятиместный командирскоразведывательный вариант, и цельнометаллический фургон — «санитарка», и ремонтная «летучка». Кроме этого, в полевых условиях машины переделывали под самые разные нужды, изготавливая самодельные кузова из подвернувшихся под руку материалов — обычно из фанеры и железа. За весь период Второй мировой войны Dodge стал одним из самых уникальных транспортных средств, и, даже несмотря на то, что его выпуск прекратился в 1945 году, он еще долгое время стоял на вооружении армий США и Великобритании, а в некоторых странах третьего мира военные используют его до сих пор.

В Красную армию Dodge WC начали поступать по договору ленд-лиза с 1942 года. В основном это были грузовые варианты. Сначала они использовались как тягачи противотанковых пушек, но вскоре стали применяться всеми родами войск — по проходимости им тогда практически не было равных. WC использовали как войсковой и разведывательный транспорт, машину сопровождения, передвижную радиостанцию. В Красной армии тогда существовала неписаная шоферская традиция давать машинам прозвище по грузоподъемности — так, наши грузовики называли «полуторка», «трехтонка». Американский Dodge WC водители нарекли «три четверти» из-за грузоподъемности в 750 кг.

По стопам верблюда

В конструкции Dodge 3/4 американские инженеры максимально использовали унификацию с агрегатами и узлами грузовых моделей фирмы: двигатель, сцепление, коробка передач, рулевой механизм и тормозная система. Но рама, полноприводная трансмиссия и подвеска создавались специально под эту модель.

Шестицилиндровый двигатель Dodge WC имел рабочий объем 3771 см3 и развивал мощность 92 л.с. при 3200 об/ мин — этого было вполне достаточно, чтобы везти три четверти тонны груза да еще тащить за собой артиллерийское орудие. Вообще конструкция автомобиля была очень проста, но продумана до самых мелочей. Так, радиатор состоял не из привычных сот, а из трубочек — при такой конструкции водителю было проще обнаружить протечку в случае попадания пули или осколка снаряда, и ее легко могли запаять в полевых условиях. Вентилятор системы охлаждения располагался очень высоко — только так можно было преодолевать броды, чтобы вращающиеся лопасти не залили карбюратор. Последний имел концентрический поплавок, благодаря которому можно было преодолевать наклоны и крены без внезапной остановки двигателя, вызванной переливанием самого карбюратора или же перекрытием подачи топлива. Экранированная электропроводка давала возможность вести скрытую радиопередачу и не позволяла пеленгаторам противника засечь местонахождение радиомашины — бывали случаи, когда немцы в пустыне или в лесу запросто пеленговали автомобиль по работающему двигателю.

«По проходимости он очень близок к стопам верблюда», — так выразился о Dodge WC один из инженеров армии США, испытывавший внедорожник. Шины размером 9,00х16 дюймов обеспечивали невысокое удельное давление на грунт, и автомобиль идеально двигался по песку или бездорожью. Сами шины имели так называемый неориентируемый протектор: их можно было монтировать на диск любой стороной, а противник, обнаружив на дороге следы автомобиля, никогда не смог бы определить направление его движения.

Вообще конструкция Dodge WC оказалась настолько удачной, что даже после прекращения производства на фирму поступили предложения создать его коммерческую версию. А в нашей стране на Горьковском автозаводе в 1958 году сделали прототип армейского тягача ГАЗ-62. Он одновременно напоминал и Dodge WC и сильно увеличившийся в размерах серийный «козел» ГАЗ-69, но по разным причинам в производство так и не пошел. Некоторые разработки потом использовались в конструкции ГАЗ-66, который получился таким же удачным, как когда-то Dodge WC.

Герой романов

Со временем из героя войны Dodge WC превратился в героя произведений о Великой Отечественной, перекочевав на страницы мемуаров и романов. Такой машиной пользовался генерал Серпилин из «Живых и мертвых». Диверсанты из «Момента истины» Владимира Богомолова, экранизированного под названием «В августе 44-го», угнали именно эту машину, а бросив ее, прихватили с собой малую саперную лопатку из комплекта.

Маршал Василий Чуйков в своих мемуарах «Сражение века» оставил воспоминания об одном из фронтовых случаев с Dodge WC51. «Гитлеровцы укрепились на опушке леса. В кустарнике они замаскировали три танка и несколько пулеметов, которые простреливали прилегающую местность. Выбить оттуда гитлеровцев было приказано орудийному расчету Петра Швыряева. В клубах пыли прямо на вражеские позиции помчался «Додж» с прицепленным к нему 76-миллиметровым орудием. Фашисты не стреляли. Они, очевидно, решили, что машина ворвется в лес и достанется им в исправности, но они просчитались. Водитель машины старший сержант Игорь Бакеркин на полном ходу выскочил на фланг немецкой позиции и с ходу развернул машину, артиллеристы отцепили орудие. Прошло несколько секунд, и наводчик Мироненко открыл прицельный огонь. До гитлеровцев было всего 300—400 метров. Первые же снаряды подожгли один, а затем и второй танк. Не прошло и минуты, как замолчали вражеские пулеметы. Лишь один танк сумел скрыться в лесу».

Американская машина полюбилась не только бойцам Красной армии, но и высшим военачальникам. Конечно же, они не использовали его как основное транспортное средство, но Dodge стал идеальным автомобилем сопровождения. Маршал Иван Конев описал в своих мемуарах фронтовые дороги: «Моя группа состояла из четырех машин. Впереди меня шел «Виллис» с адъютантом, далее моя машина. Я сидел на переднем сиденье, рядом с водителем. В кузове — постель и подушка. За мной шел «Додж» с охраной, а далее — бронетранспортер».

Фронтовые водители полюбили Dodge 3/4 за мощность, надежность и отличную проходимость в тяжелых дорожных условиях. «От «Доджа» по грунтовой дороге не могла уйти ни одна машина — ни «эмка», ни «Опель», ни «Мерседес»...» — эти воспоминания старого фронтового шофера цитируются в каждой статье, посвященной «Доджу — три четверти». Но после войны «американцы» в СССР как-то не прижились. Во-первых, большую часть этих автомобилей согласно договору ленд-лиза надо было вернуть в США. Водители как могли приводили их в порядок и наводили лоск перед американской комиссией, а те, поставив галочку в акт приемки, тут же пускали джипы под пресс и грузили на пароход — так больше вмещалось в трюмы. На те же автомобили, что остались в Советском Союзе, не поставлялись запчасти, особенно не хватало шин размером 9,00х16. До наших дней сохранилось всего лишь несколько Dodge, поставленных еще из Америки.

Единицы хранения

Сейчас заполучить «три четверти» не составляет особого труда, но только не в нашей стране, а в Европе или Америке. Они сотнями хранятся на армейских складах в законсервированном состоянии, и их иногда понемногу распродают. Такие машины, как правило, не нуждаются в реставрации — они находятся в идеальном состоянии, имеют небольшой пробег, родную краску и даже шины.

Именно так и поступил коллекционер и реставратор Вячеслав Лен, когда захотел приобрести Dodge в довольно редком исполнении WC57 Command Car — командирско-разведывательный автомобиль с лебедкой. Всего с 1942 по 1944 год было выпущено 6010 экземпляров этой модификации. Такие машины служили командованию для передвижения в прифронтовой полосе, иногда в них имелась и радиостанция. Dodge WC57 использовался и для разведывательных рейдов, и как курьерский автомобиль.

Сегодня «командирские» машины можно найти на тех же складах, где основные единицы хранения — самая распространенная модель WC51 c грузовым отделением. Этот Dodge WC57 нашелся в Нормандии, в одном из военно-исторических музеев. Он дошел до нас в полностью аутентичном состоянии, потребовались лишь небольшое косметическое вмешательство, новый тент и обивка сидений. А все остальное оказалось еще с завода, выпустившего этот автомобиль в 1943 году.

текст: Иван БАРАНЦЕВ
фото: автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты