Африканский дневник

Заключительный этап кругосветки Touareg 360° Experience

Текст: Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото: Volkswagen

Шестеро немцев и четверо русских на шести внедорожниках Volkswagen Touareg проделали путь длиной в восемь с лишним тысяч километров. Увы, российские тематические издания фактически прошли мимо этого интересного события (большинство ограничились официальной информацией). А теперь самое интересное: окольными, но, заметьте, вполне законными путями нам удалось добыть дневники одного из российских участников пробега. Отрывки из них мы и представляем вашему вниманию…

Ленивые журналюги

Вчера познакомились с нашими немцами. Два дядьки, обоим по 64 года, Гюнтер и Эке. Эке – это сокращенно. Запомнить, а тем боле выговорить его полное имя просто невозможно. Поэтому пусть будет Эке. Оба в белоснежных комбинезонах и бейсболках – ни дать ни взять шумахеры. Энергичные такие, жизнерадостные! В общем, либо придурки, либо они же, но только в другую сторону… Далее супружеская пара – Клаус и Хельга. Тоже немцы. Обоим лет по 70. Клаус – высокий, сухой старик. Выступает величаво и держится с достоинством. Какой-то бывший крупный босс, во всяком случае, не бедный человек, потому как они едут уже третий этап. Пять тысяч евро за каждый этап, итого на двоих тридцатка. Согласитесь, немало. Сопровождающие – Маттиас и Хуберт (Роберт, если не по-немецки). Маттиас – главный, Роберт – второстепенный, как бы на подхвате. На первый взгляд, Маттиас производит впечатление вдрызг затюканного человека, которого чмырили еще в школе. Даже не верится, что он прошел 12 этапов кругосветки. Роберт – австрийский итальянец. Невысокий, жилистый, подвижный и, судя по взгляду, довольно отчаянный. Говорят, что он успешный деятель по горному велосипеду. По этому поводу у него в ухе золотая клипса в виде маленького велосипедика. Что же до нас с Леной, то мы явно выбиваемся из их правильной, цветущей, жаждущей приключений и совершенно некурящей компании. Мой круглый живот и вечный бычок во рту чего стоят. Лена – та тоже сигарету изо рта не выпускает. Одним словом, ленивые прожженные журналюги.

Вредная игра в коммандос

Кстати, вы не поверите, но оба российских участника тоже не курят. Здоровенные (я им чуть ли не в пупок дышу), косая сажень в плечах… Встречались в холле отеля перед отъездом. Серега Рохленко, тот, что из Ростова, бывший военный, выполз из лифта закамуфлированный по самое не балуйся – камуфляжные штаны, заправленные в высокие ботинки, камуфляжная футболка, поверх нее камуфляжная жилетка, а к жилетке прикреплен огромный тесак. Все это великолепие дополнено черными перчатками с обрезанными пальцами и черными круглыми очками. Вылитый коммандос. То есть, судя по внешним данным, он не только готов нестись по пескам в чреве сурового Touareg, но и драться с крокодилами, мочить в сортире полчища гамадрилов и на ходу оскоплять тысячи нападающих львов. Но на самом деле подобным видом он скорее олицетворял ушедший в прошлое режим апартеида. Будь я местным чернокожим жителем, отнесся бы к подобному типу с опаской. А на месте самого Сереги просто не стал бы так одеваться. Во-первых, бывшая колония, а во-вторых – жарко.

Знакомство с простейшими

На стоянке перед гостиницей – шесть наших Volkswagen Touareg. Серые, со шноркелями и на зубастой резине. Машины чистые, но заслуженные – поцарапанные, с трещинами на стеклах и битыми поворотниками. Видать, досталось им. Когда же мы залезли в свой оборудованный 6-ступенчатой «механикой» внедорожник, обнаружили на его спидометре 82 тысячи километров пробега. Ни фига себе! Неужели все это по этапам? Тогда наш Touareg просто герой. Только вот доедет ли? Кстати, наши машины – не совсем то, что называется Touareg R5 Expedition. В данном случае мы имеем обычные дизельные внедорожники в простейшей комплектации. Два с половиной литра объема и 174 «лошади». На пружинной подвеске. Из опций – только защита серьезная под брюхом да двухместный салон, отделанный железом. А самое главное – климат-контроль и охлаждаемый бардачок! Но достаточно разглагольствований. Фото на память, и по машинам. И вот уже наша колонна выехала за ворота отеля. Ни тебе охраны, ни технической помощи...

Крупнейший импортер мусора

Боже, я совершенно не понимаю, зачем сюда испокон веку стремятся цивилизованные люди! Зачем, господи, ты сделал себе отхожее место именно здесь?.. За пределами гостиницы нас ждал хаос с черной начинкой. Я бы даже не назвал Дакар городом. Скорее это некое подобие поселка городского типа, растянутого на многие километры. Все хорошее было построено французами. Печально это или нет, но при колонизаторах здесь, похоже, кипела нормальная, цивилизованная жизнь, припудренная местным колоритом. А потом французы ушли, и все перешло к обществу потребителей, разрушителей, но не созидателей. Посудите сами: по краям четырехполосного, некогда идеально ровного шоссе, валяется весь накопленный за годы самостоятельной жизни мусор. Его столько, что невольно начинаешь думать, что данная субстанция импортировалась из других стран.

Сказка о маленьком ослике

Наконец-то мы выбрались из Дакара. До Сент-Луиса чуть больше 200 км. Прямо к дороге подступают пушистые деревья. Обочины и пространства между деревьями заросли высокой, но редкой травой. Едем колонной, максимум километров 90 в час. Боже, как же хорошо иметь внутри собственный, отделенный от этой духотищи климат. У нас внутри плюс 21, а снаружи 40 с лишним. Мы едем вторыми. Вдруг что-то мелькнуло перед первой машиной, на секунду вспыхнули «стопы», и вот уже к нам под колеса прилетела зеленоватая туша варана длиной больше метра. Маттиас даже не успел притормозить. Лена вскрикнула и зажмурилась. «Гад какой!» – обругала она Маттиса. А я подумал: интересно, когда бы он там разбирался, кто прыгнул ему под колеса? И вообще, насколько я понял, Лена отличается тремя гипертрофированными чувствами любви – к детям, к животным и к океану. Например, показывая мне на маленького ослика, понуро бредущего за ослихой, она говорила: «Смотри, какой! У-ти, пусечки! Идет, а?» Я же в свою очередь смотрю на нее и не понимаю, прикалывается она или нет. Что еще может делать этот ослик?..

Искушения и наглые вараны

Всю дорогу до Сент-Луиса прислушивался к машине. Благо асфальт, и посторонних шумов мало. Дизель урчит нормально и хорошо откликается на педаль. Но, похоже, у нас гудит правый задний подшипник. В принципе, гудеть он может целую вечность, но все равно неприятно. В Сент-Луисе ночевали в единственной приличной гостинице имени сбитого французского летчика. Около гостиницы площадь. А на ней… девки! Сплошные Наоми Кэмпбелл! Пройти мимо, не свернув шеи, невозможно...

Ели в кафешке при отельчике. В разгар ужина в кафе случайно заглянул здоровенный варан. Зверюга не спеша шла на своих кривых ногах по каменному полу. Сидевшая неподалеку от нас бабка с собачкой на руках отчаянно завизжала, а собачка при этом истерично затявкала. Поднялась паника. Варан понял, что он лишний на этом празднике жизни, и очень быстро ретировался в прореху в стене.

Дай чего-нибудь!

А сегодня утром у нас была граница и паром. Кошмар, что творилось. На сенегальской границе мы простояли в ожидании плавсредства часа два, на мавританской, в ожидании оформления документов – еще полтора. И все это время машины с головы до ног были облеплены местными детьми. «Кадо пор муа, мсье!» В смысле, дай чего-нибудь. Они так залапали стекла своими ручонками, что через них стало плохо видно. Лена сначала умильно им улыбалась, играла в мать Терезу, раздавала печенье, конфеты, жвачку и прочие сладости, но потом они довели и ее. Она вылезла из машины и, вытирая стекла салфеткой, кричала на них недостойными филолога словами. Когда наша колонна, наконец, вывалилась за ворота таможни, все вздохнули с облегчением, но оно было неполным, поскольку ни на одной, ни на второй границе не было туалета. А стало быть, вся эта человеческая масса справляла естественные надобности по углам, что сильно ощущалось в воздухе.

Это еще не пустыня

Мы свернули в пустыню и тут же остановились. Вообще-то это была еще не совсем пустыня – вдоль колеи попадались одинокие деревья, а из песка пробивалась жиденькая травка. Но встречались и совсем пустынные участки с песком ярко-оранжевого цвета. Тогда машины начинали вязнуть, и приходилось включать «пониженную». Кстати, наш Touareg неожиданно ловко бежал по этой рассыпчатой массе. Единственно – надо обязательно отключать ESP. Добавляешь газ в повороте, а система не дает раскручиваться двигателю. Пару раз попадались абсолютно ровные многокилометровые участки (наверное, заброшенные аэродромы). Летишь как птица. Только пыль мешает. От первой машины она поднимается столбом и при отсутствии ветра долго висит в воздухе. Направление движения приходится угадывать на ощупь. Вон блеснуло стекло машины, приглядываешься – а это какой-то местный пылит на своем Land Rover. А где же наши?

Крокодиловое ущелье

Никогда не думал, что мне придется тонуть в зыбучем песке... Стоим посреди пересохшего русла реки и потихоньку так погружаемся… Сначала не страшно. Потом думаешь: дверь откроется или нет, а дальше в горле появляется очень большой комок – бечь отсюдова надо, и поскорее. Но сидящая за рулем Лена застыла в немом оцепенении. «Газу! – кричу. – Давай газу!» Все бесполезно, сидит как деревянный штырек. По возможности быстро перебираюсь за руль. Тихонечко тронулся – выбрались. Наша третья машина, съезжая с берега, провалилась правым передним колесом в колею. Вытаскивали «галстуком». Бегаешь по этому песку, а он под ногами ходит ходуном и прогибается. Не по себе как-то… Впереди крокодиловое ущелье. Кругом одни камни. Черные и слоеные. Маттиас периодически вылезает и руководит нашими колесами, дабы мы не пропороли камнями брюхо. Крокодилов в ущелье так и не увидели. Зато машина за то время, пока не работал климат-контроль, нагрелась до 54°С. Это потому, что на пониженной ехали. Стоит проехать медленно и на пониженной с полчаса, как климат-контроль при таком пекле просто отключается.

Она думает, что умеет

Перед отъездом меня корректно предупредили: будь внимателен, твоя напарница думает, что она хорошо водит машину. Спасибо, конечно, но она действительно так думает! Лена ехала по пустыне как по Москве. Закуривала в самых неподходящих местах, стряхивала пепел с одновременным выездом на встречную и в ходе жесточайшего заноса. О том, как едут колеса, каким образом они поворачивают, Лена просто не имеет никакого понятия. В ситуации экстренного торможения она сначала давит на педаль сцепления и только потом нажимает на тормоз. Я сначала стоически терпел, а потом начал совсем не по-джентльменски обзывать ее «чайником». Зря, конечно, но очень уж она при своем неумении была самоуверенна, а мне это не нравится. При этом она действительно провела 15 лет за рулем «девятки», разъезжая на ней каждый день по Москве. Но объяснить ей, что экстремальный офф-роуд и московские улицы сильно отличаются друг от друга, у меня так и не получилось.

Несчастный старик

Мы в пустыне. Лежу на расстеленной на песке палатке и пишу. Хорошо, хоть ветерок есть. В 10 сантиметрах от моего носа неторопливо семенит скарабей, оставляя за собой длинную цепочку аккуратных следов. Щелчок, и он отлетает метра на два. Лена недовольно вскрикивает (ах, какой же я живодер). На самом деле мы все дико устали, безумно хочется спать, а руки трясутся, и от этого буквы в блокноте получаются кривые. Но вот что интересно: похоже, мы втягиваемся, все, включая Клауса и его сказочницу Хельгу. Кстати, как они едут, я вообще не представляю. У Хельги аллергия на кондиционированный воздух. И Клаус постоянно едет с открытыми окнами. Несчастный старик… Ужин, бензиновая плитка-примус. Макароны с тунцом. В каждой машине, кроме палаток, складных столов и стульев, по две канистры – одна с водой, вторая с бензином для плитки.

Вверх-вниз, вверх-вниз, какого черта?

Выехали из постоялого двора, ориентируясь по GPS. И началось… барханы. Высокие и не очень. Красный песок, белый песок, серый песок. Тени нет – солнце светит почти отвесно. Вверх-вниз, вверх-вниз. Наверху барханы крепкие, слежавшиеся. Между ними песок рыхлый, и кто-то из нас обязательно вязнет. Вылезаем, разгребаем лопаткой или руками песок, толкаем. Песок откровенно жжет руки, а толкать машину приходится через тряпку, иначе к металлу не прикоснуться. Спим прямо на песке, на расстеленной палатке. Наутро – повторение пройденного. Вверх-вниз, вверх-вниз. Touareg ползет на удивление здорово. Честно говоря, я не ожидал от него такой прыти. И сидишь комфортно, и в бардачке холодная водичка. Вверх-вниз, вверх-вниз. Останавливаемся, толкаем. Над песками марево. Далеко назад к цивилизации уходит проторенная нами колея. Есть не хочется. Зато постоянно хочется пить. Какого черта я ввязался в это дело? Какая, к дьяволу, в этом романтика?! Еще один скарабей. Их здесь прорва, почти как звезд, которых белый купол над головой…

Все это было не с нами

Я только что из ванной. Я лежал в ней долго, разлагаясь с сигареткой и с баночкой ледяного пива. Германия, отель «Риц». Все, что мы пережили за эти три недели, кажется просто невероятным сном. Будто это не мы ехали 200 км по полосе атлантического прибоя в Мавритании, это не мы заблудились в вонючем птичьем заповеднике, это не мы четыре дня ночевали в промокших от дождя палатках в жуткий ветер, и это не нам улыбались вооруженные гвардейцы в Западной Сахаре. Да и уж, конечно, кто-то другой болтался в Атласских горах над пропастью с пробитой камнем трубкой гидроусилителя. А какая-то другая тетя, а не Лена, оказалась хорошей и восприимчивой ученицей и в конце концов научилась тормозить передачами и сперва жать на тормоз, а уже потом на сцепление. Теперь кажется естественным, что, пересекая Гибралтарский пролив, мы подводили черту нашим невероятным приключениям. Европа – это цивилизация. Даже если приходится спать в палатке на задах овчарни испанского фермера.

Честный автомобиль

Сегодня нас встречали участники всех предыдущих этапов во главе с Ютой Кляйншмидт. Юта пожала всем руки и сказала хорошие слова в нашу честь. А участники по очереди подсаживались к нашему столу и рассказывали, как оно происходило у них. Что ж, судя по их рассказам, нам ничего не досталось. Самым же опасным был австралийский этап – участники пропороли камнями колеса посреди каменной пустыни. К нашим Гюнтеру и Эке приехали жены (очень милые тетки). Стариканы сразу расцвели и помолодели. Такие вот дела. Что же до автомобилей, то они, на удивление, оказались бойцами. Честно говоря, до этой поездки я не считал Volkswagen Touareg серьезным внедорожником. А он, оказалось, многое может. Хороший автомобиль. Честный…



Дополнительные возможности
Ханс Дитер КЕЛЛЕР, руководитель российского подразделения марки Volkswagen

ORD: Ни для кого не секрет, что Volkswagen Touareg очень даже неплохо чувствует себя на российском рынке. Нас интересует, какое место отводится новой комплектации внедорожника, а именно Touareg Expeduition.

Touareg Expedition – важное дополнение к семье Touareg. Этот автомобиль не планируется выпускать в больших количествах, но это будет машина, которая предоставит своим покупателям целый ряд дополнительных возможностей. Мы считаем, что такая модификация в первую очередь нужна клиентам на Аляске, в Австралии, Африке, и, конечно же, в России. Проделанное кругосветное путешествие убедительно доказало всем, что Touareg Expedition способен на многое. В этой связи остается только пожалеть, что маршрут путешествия миновал российское бездорожье.

ORD: Будет ли версия Expedition в стандартной комплектации оснащаться внедорожной резиной?

Нет, в России внедорожная резина останется опцией. После того как мы завершили кругосветное путешествие, нас буквально засыпали заказами на эту комплектацию, а для нас клиент стоит на первом месте. Но Россия – это, пожалуй, единственная страна, где так много специальных пожеланий. В общем, практически во всем мире мы предлагаем Touareg Expedition со всеми опциями, собранными в пакет, а в России остается полная свобода выбора. Покупатель может ограничиться только порогами, а может добавить защиту днища и защитную пленку на кузов, экспедиционный багажник, дополнительные фары…

ORD: Машины, ездившие в кругосветное путешествие, оснащены шноркелями. Будет ли выносной воздухозаборник предложен в качестве опции для Touareg Expedition?

Машины, участвовавшие в экспедиции, проходили специальную подготовку. Шноркели для них изготавливались на заказ, и пока еще не решено, будут ли аналогичные устройства предлагаться в качестве опции.

ORD: Последний вопрос: ждать ли нам «бэби-Touareg»? Если да, то будет ли это достаточно серьезный внедорожник, или, напротив, планируется перевод «младшего брата» в лагерь кроссоверов?

Отвечу коротко – да, ждать. Что же до второй части вопроса… Конечно, мне не хочется раньше времени раскрывать наши планы, но – будет и то и другое.

ORD: Заинтригованы. Будем ждать.

Беседовал Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты