Все правильно сделал?

То что вы хотели знать, но боялись спросить об ОСАГО

Текст: Александр ИВАНОВ
Рисунки: Руслан ГОНЧАР

Никто никого не хочет обманывать. Скажу больше: я искренне верю, что патологических негодяев, сознательно делающих зло ближним, практически не существует (сумасшедшие не в счет)! Что же до всего того, что ежечасно происходит на нашей с вами планете – то, вы не поверите, все это исключительно «во благо». Нет, действительно, по утверждениям некоторых историков, даже Адольф Гитлер совершенно искренне считал, что… Впрочем, разговор сегодня пойдет не о «бесноватом фюрере».

В свое время, когда закон об ОСАГО еще только принимался, старались сделать исключительно «как лучше». Но увы, в конечном итоге получилось... В общем, да сами вы все знаете – самая обычная российская действительность. А в результате вы, нежданно-негаданно получивший «в борт» на перекрестке, не просто потерпевший. Вы – дважды потерпевший! А все потому, что вам еще нужно получить страховую выплату. А это – то еще приключение…

Работа у нас такая

Согласно статистике, до начала действия «закона о гражданке» за юридической консультацией и в суды обращались лишь 10–20% от общего числа пострадавших. Остальные же сами договаривались с ответчиками. Сегодня ситуация резко изменилась в сторону осложнения. Из числа пострадавших, сделавших первичную оценку в независимой компании, за юридической помощью обращается 70%. Но и это еще не предел: сделавшие первичную оценку в экспертизе при страховой компании обращаются за юридической помощью уже в 80–90% случаев! И это не потому, что страховщики обманывают и грабят (так утверждают некоторые эмоциональные авторы). Они просто делают свою работу. А страховая компания – не благотворительная организация, и создана она отнюдь не для того, чтобы помочь попавшим в беду согражданам (распространенная ошибка). Как это ни банально звучит, но изначальное предназначение любой страховой фирмы – зарабатывание денег. И практически единственный способ воплотить задуманное – не заплатить вам...

Мы не рабы, рабы не мы…

Так давайте же вместе учиться не давать себя дурить. По крайней мере, на ниве автострахования. И здесь я вижу две основные задачи. Во-первых – узнать, каким, собственно, образом пытаются ограничить наши права, а во-вторых – научиться бороться с узнанным всеми доступными нам методами.

Итак, чисто теоретически представим, что произошло некое ДТП, и вы – потерпевшая сторона. Как законопослушный гражданин, вы вызываете ГИБДД и независимого оценщика, который и должен оценить размер причиненного вашему автомобилю ущерба. Оценщик с соблюдением всех формальностей составляет отчет о величине ущерба или стоимости ремонта. На следующий день вы, опять же как законопослушный член общества, со справкой ГИБДД и отчетом оценщика направляетесь в страховую компанию. А в страховой компании вас встречают с голливудскими улыбками и говорят, что… оценка должна проводиться в организации, находящейся с данной страховой компанией в договорных отношениях. Это не так...

Неплотно закрытая дверь

Небольшое лирическое отступление… Недавно мой приятель разбил свой автомобиль. Оценщик посчитал хорошо, страховая компания согласилась платить, но просила немного подождать, ссылаясь на обстоятельства. А в результате? В результате он недополучил 700 долларов и выучил таинственное слово «франшиза». Но в данном случае речь даже не об этом. Во время одного из своих посещений страхового заведения он услышал из-за неплотно закрытой двери какие-то странные заклинания. Секта? Ан нет, занятия с личным составом в американском стиле: «Кто мы?» – «Страховщики!» – «Что мы делаем?» – «Страхуем!» И в том же духе... Хуже другое – после исполнения «гимна» агентам стали рассказывать о способах облапошивания клиентов!

Приведенная выше история иллюстрирует третий этап взаимоотношений потерпевшего с недобросовестным страховщиком. Тебе не нравится сумма, которую насчитал «придворный» оценщик? Не нравятся условия выплат? Подавай в суд! Но только прежде загляни в это помещение – здесь у нас юротдел. Восемьдесят человек...

По горячим следам

Очень важно знать, что необходимо предпринять как непосредственно после ДТП, так и в последующие дни. После того как произошло ДТП, водитель, как пра- вило, испытывает шок. А решение принимать надо. Вот мозги и начинают «кипеть». На самом деле все просто. Если ДТП все же произошло, обязательно вызывайте ГИБДД. Ну а пока ждете приезда ДПС, выполните следующие действия:

  • заполните на месте ДТП общий или свой бланк извещения о ДТП;
  • сообщите второму водителю сведения о вашей страховой компании, номер страхового полиса, телефоны;
  • получите у второго водителя сведения о компании, в которой он застрахован, и номер страхового полиса.

В последующие пять дней

  • В случае, когда нарушитель ПДД не установлен, сообщите любым доступным способом (заказным письмом с уведомлением, телеграммой или по факсу) в свою страховую компанию и страховую компанию второго водителя о факте ДТП и сведения о пострадавших в ДТП (если они есть). Если вы не согласны с тем, что нарушили ПДД, вы можете жаловаться в установленном порядке (не забудьте сообщить о жалобе в вашу страховую компанию).
  • Когда нарушитель ПДД установлен, и вы пострадавший. Для того чтобы не привязываться к поведению оппонента, необходимо:
    • направить по факсу страховой компании нарушителя извещение о ДТП и справку ГИБДД установленной формы (желательно с почты – для того чтобы был документ об отправке);
    • направить ксерокопию извещения и копию справки ГИБДД заказным письмом по почте на адрес страховой компании. Взять на почте документы, подтверждающие факт отправки.
  • Если вы признаете, что нарушили ПДД, или ваше нарушение установили в ГИБДД, необходимо написать в свою страховую компанию заявление на страховой случай.

После всех этих относительно простых манипуляций вы получите необходимые документы в ГИБДД (кстати, некоторые отделы ГИБДД ввиду отсутствия бланков требуют запрос от страховой компании – это нормально, запрос надо взять) и будете думать, как возместить ущерб. Большинство пострадавших мчится в страховую компанию в надежде, что им на блюдечке преподнесут их кровные... Первым звоночком на предмет, что вас хотят «обуть», является заявление сотрудника страховой компании о том, что вам якобы необходимо провести оценку в конкретной компании. То есть вам дадут направление на экспертизу в экспертную организацию, которая работает по договору со страховой компанией. Что произойдет дальше, объяснять не надо...

P. S. 19 декабря 2005 года Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 13 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Законопроект устанавливает неустойку (пени) в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ в случае несвоевременного осуществления страховщиком выплаты по договору ОСАГО. Документ также предлагает: в случае взыскания суммы страховой выплаты в судебном порядке, удовлетворять требования потерпевших с учетом размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления или на день вынесения решения.


Типичные ошибки при общении со страховщиком

Не начинайте по первому требованию страховой компании бегать и собирать многоразличные справки, которые в конечном итоге для получения страховой выплаты не нужны.

Приложите к заявлению о страховой выплате все необходимые документы, требующиеся по закону (в заявлении, которое вам дадут в страховой конторе, перечня, как правило, нет). Вот он:

  1. Справка о ДТП установленного образца (оригинал);
  2. Копия протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием (выдает и заверяет ГИБДД), если таковой составлялся;
  3. Копия постановления по делу об административном правонарушении (выдает и заверяет ГИБДД), если таковое выносилось;
  4. Извещение о ДТП (бланк, заполненный совместно или одним участником);
  5. Копия ПТС (заверенная нотариально или в страховой компании по предъявлении оригинала);
  6. Копия доверенности – если вы не собственник поврежденного автомобиля, – подтверждающей ваше право на получение страховой выплаты (заверенная нотариально или в страховой компании, по предъявлении оригинала);
  7. Отчет об оценке величины ущерба, причиненного в результате ДТП, если экспертную организацию вы выбирали самостоятельно (оригинал);
  8. Договор о проведении экспертизы, если вы сами выбирали эксперта (оригинал);
  9. Чек оплаты за экспертизу (оценку), если вы сами выбирали эксперта (оригинал);
  10. Чеки (оригиналы), уведомления (ксерокопии), телеграммы (ксерокопии);
  11. Квитанция оплаты эвакуатора, если вы пользовались эвакуатором (оригинал);
  12. Другие документы, подтверждающие фактические расходы от ДТП – хранение автомобиля, ремонт и т.д. (оригиналы);
  13. Номер лицевого счета и реквизиты отделения банка, в который вы просите перечислить деньги; фамилию, имя, отчество получателя.

Закон есть закон

Как среднестатистический гражданин может бороться с произволом недобросовестных страховщиков? Порядок решения вопроса о возмещении ущерба регулируется нижеследующими правовыми актами (в порядке убывания приоритета):

  • Гражданский Кодекс РФ (сокращенно – ГК РФ);
  • Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (сокращенно – ФЗ «Об ОСАГО»);
  • Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • Стандарты оценки, обязательные к применению на всей территории РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств»;
  • Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

При этом следует помнить, что статус Федерального закона выше, чем у Постановления Правительства РФ. То есть, если текст Постановления Правительства РФ противоречит тексту ГК РФ, то следует руководствоваться ГК РФ.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала
Обоймова С.Г., руководителя ООО «Центроконсалт»
тел. (495) 269 11 40

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь-февраль 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты