Текст: Александр ИВАНОВ
Рисунки: Руслан ГОНЧАР
Никто никого не хочет обманывать. Скажу больше: я искренне верю, что патологических негодяев, сознательно делающих зло ближним, практически не существует (сумасшедшие не в счет)! Что же до всего того, что ежечасно происходит на нашей с вами планете – то, вы не поверите, все это исключительно «во благо». Нет, действительно, по утверждениям некоторых историков, даже Адольф Гитлер совершенно искренне считал, что… Впрочем, разговор сегодня пойдет не о «бесноватом фюрере».
В свое время, когда закон об ОСАГО еще только принимался, старались сделать исключительно «как лучше». Но увы, в конечном итоге получилось... В общем, да сами вы все знаете – самая обычная российская действительность. А в результате вы, нежданно-негаданно получивший «в борт» на перекрестке, не просто потерпевший. Вы – дважды потерпевший! А все потому, что вам еще нужно получить страховую выплату. А это – то еще приключение…
Работа у нас такая
Согласно статистике, до начала действия «закона о гражданке» за юридической консультацией и в суды обращались лишь 10–20% от общего числа пострадавших. Остальные же сами договаривались с ответчиками. Сегодня ситуация резко изменилась в сторону осложнения. Из числа пострадавших, сделавших первичную оценку в независимой компании, за юридической помощью обращается 70%. Но и это еще не предел: сделавшие первичную оценку в экспертизе при страховой компании обращаются за юридической помощью уже в 80–90% случаев! И это не потому, что страховщики обманывают и грабят (так утверждают некоторые эмоциональные авторы). Они просто делают свою работу. А страховая компания – не благотворительная организация, и создана она отнюдь не для того, чтобы помочь попавшим в беду согражданам (распространенная ошибка). Как это ни банально звучит, но изначальное предназначение любой страховой фирмы – зарабатывание денег. И практически единственный способ воплотить задуманное – не заплатить вам...
Мы не рабы, рабы не мы…
Так давайте же вместе учиться не давать себя дурить. По крайней мере, на ниве автострахования. И здесь я вижу две основные задачи. Во-первых – узнать, каким, собственно, образом пытаются ограничить наши права, а во-вторых – научиться бороться с узнанным всеми доступными нам методами.
Итак, чисто теоретически представим, что произошло некое ДТП, и вы – потерпевшая сторона. Как законопослушный гражданин, вы вызываете ГИБДД и независимого оценщика, который и должен оценить размер причиненного вашему автомобилю ущерба. Оценщик с соблюдением всех формальностей составляет отчет о величине ущерба или стоимости ремонта. На следующий день вы, опять же как законопослушный член общества, со справкой ГИБДД и отчетом оценщика направляетесь в страховую компанию. А в страховой компании вас встречают с голливудскими улыбками и говорят, что… оценка должна проводиться в организации, находящейся с данной страховой компанией в договорных отношениях. Это не так...
Неплотно закрытая дверь
Небольшое лирическое отступление… Недавно мой приятель разбил свой автомобиль. Оценщик посчитал хорошо, страховая компания согласилась платить, но просила немного подождать, ссылаясь на обстоятельства. А в результате? В результате он недополучил 700 долларов и выучил таинственное слово «франшиза». Но в данном случае речь даже не об этом. Во время одного из своих посещений страхового заведения он услышал из-за неплотно закрытой двери какие-то странные заклинания. Секта? Ан нет, занятия с личным составом в американском стиле: «Кто мы?» – «Страховщики!» – «Что мы делаем?» – «Страхуем!» И в том же духе... Хуже другое – после исполнения «гимна» агентам стали рассказывать о способах облапошивания клиентов!
Приведенная выше история иллюстрирует третий этап взаимоотношений потерпевшего с недобросовестным страховщиком. Тебе не нравится сумма, которую насчитал «придворный» оценщик? Не нравятся условия выплат? Подавай в суд! Но только прежде загляни в это помещение – здесь у нас юротдел. Восемьдесят человек...
По горячим следам
Очень важно знать, что необходимо предпринять как непосредственно после ДТП, так и в последующие дни. После того как произошло ДТП, водитель, как пра- вило, испытывает шок. А решение принимать надо. Вот мозги и начинают «кипеть». На самом деле все просто. Если ДТП все же произошло, обязательно вызывайте ГИБДД. Ну а пока ждете приезда ДПС, выполните следующие действия:
В последующие пять дней
После всех этих относительно простых манипуляций вы получите необходимые документы в ГИБДД (кстати, некоторые отделы ГИБДД ввиду отсутствия бланков требуют запрос от страховой компании – это нормально, запрос надо взять) и будете думать, как возместить ущерб. Большинство пострадавших мчится в страховую компанию в надежде, что им на блюдечке преподнесут их кровные... Первым звоночком на предмет, что вас хотят «обуть», является заявление сотрудника страховой компании о том, что вам якобы необходимо провести оценку в конкретной компании. То есть вам дадут направление на экспертизу в экспертную организацию, которая работает по договору со страховой компанией. Что произойдет дальше, объяснять не надо...
P. S. 19 декабря 2005 года Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 13 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Законопроект устанавливает неустойку (пени) в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ в случае несвоевременного осуществления страховщиком выплаты по договору ОСАГО. Документ также предлагает: в случае взыскания суммы страховой выплаты в судебном порядке, удовлетворять требования потерпевших с учетом размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления или на день вынесения решения.
Не начинайте по первому требованию страховой компании бегать и собирать многоразличные справки, которые в конечном итоге для получения страховой выплаты не нужны.
Приложите к заявлению о страховой выплате все необходимые документы, требующиеся по закону (в заявлении, которое вам дадут в страховой конторе, перечня, как правило, нет). Вот он:
Как среднестатистический гражданин может бороться с произволом недобросовестных страховщиков? Порядок решения вопроса о возмещении ущерба регулируется нижеследующими правовыми актами (в порядке убывания приоритета):
При этом следует помнить, что статус Федерального закона выше, чем у Постановления Правительства РФ. То есть, если текст Постановления Правительства РФ противоречит тексту ГК РФ, то следует руководствоваться ГК РФ.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала
Обоймова С.Г., руководителя ООО «Центроконсалт»
тел. (495) 269 11 40
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.